Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика»




Скачать 431,73 Kb.
НазваниеПояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика»
страница1/3
Дата публикации12.04.2013
Размер431,73 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3
Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования

Профессиональный лицей №5


Утверждаю:

Директор ПЛ-5

______А.К.Глухов

«____»________2009г.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

по информатике

для подготовки обучающихся профессии НПО шифр 1.9:

«Оператор электронно-вычислительных машин»

1,2 курсов обучения
Специальность: Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ)


Согласовано:

Зам. директора по ОД ПЛ №5

________________В.С. Гусева

«____»_______________2009г.


Разработчик:

Рассмотрено: мастер п/о:

на заседании МК Оператор ЭВМ Е.В.Дебеляк

Председатель комиссии

_________________Е.В. Дебеляк

«_____»________________2009 г

Мончегорск

2009г.
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Тематический план

  3. Содержание учебной дисциплины

  4. Поурочное планирование

  5. Формы контроля

  6. Перечень литературы


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Информатика» разработана на основе «Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике, содержащие временный региональный компонент и обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету и на основе стандарта ОСТ 09 ПО 02.1.9-2002, который разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.1999г. №1362 для подготовки квалифицированных специалистов по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин», содержащая Федеральный компонент.

Главной целью деятельности УНПО является удовлетворение потребности граждан, общества и государства в образовательных услугах, связанных с полноценным усвоением профессий и получением соответствующих квалификаций. В процессе начального профессионального образования должны соблюдаться следующие условия:

  • Общеобразовательная подготовка, т.к. она существенно влияет на формирование личности и качества профессиональной подготовки выпускника УНПО, уровень его мобильности, конкурентоспособности и востребованности на рынке труда;

  • Содержание общеобразовательной подготовки должно быть вариативно и иметь профильную направленность;

  • Должно быть обеспечено выполнение требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Владение базовым курсом информатики достаточно в объеме Обязательного минимума по информатике, рекомендуемого министерством образования РФ.

Учебный план к программе обучения по данной дисциплине составлен таким образом, чтобы успешно решать задачу формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых для работы на современных компьютерах.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение обучающимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации обучающихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для обучающихся задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по обработке информации на компьютере, обогащая представления обучающихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту обучающиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются на втором курсе изучения.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса информатики изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу обучающихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

^ Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные педагогические цели изучения предмета «Информатика» обеспечить выполнение требований “Обязательного минимума содержания образования по информатике”, формирование информационной культуры учащихся (формирование у учащихся основ научного мировоззрения в области информатики, этических основ и нравственных норм использования компьютера и компьютерных информационных технологий; развитие у учащихся логического и алгоритмического мышления, системных подходов к решению задач; подготовка учащихся к активной жизни в условиях современного общества). Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: формирование психологической (личностно-мотивационной, интеллектуальной, операционной) готовности к использованию новых информационных технологий;  развитие логического, операционно-алгоритмического мышления;   освоение обучающимися понятий информации, информационного процесса и информационной модели;   формирование представлений о компьютере как средстве обработки информации, о назначении и общих принципах работы его основных устройств;   знакомство с этапами развития компьютерной техники и программного обеспечения, с назначением основных видов системного и прикладного программного обеспечения;   формирование элементарных знаний о методах моделирования, навыков и умений формализованного описания задач и построения математических и информационно-логических моделей; знакомство с одним из языков программирования высокого уровня, усвоение навыков использования его для записи алгоритмов решения задач учебного характера;    формирование знаний об использовании средств новых информационных технологий для удовлетворения информационных потребностей, о назначении основных типов прикладных программных средств (текстовых, графических и табличных редакторов, систем управления базами данных), усвоение навыков их использования;   воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерным и информационным системам.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Проблемы особого свойства связаны с отсутствием единого подхода к преподаванию предмета «Информатика».1 фактор: информатика, как и большинство других наук, представляет собой определенную совокупность научных дисциплин. Предмет изучения отдельных дисциплин (разделов) информатики в той или иной мере пересекаются с предметами изучения других фундаментальных наук:

- математика;

- физика;

- естествознание;

- история и социальные науки;

- иностранный язык и т.д.

Предмет «Информатика» наряду с физикой и математикой входит в состав фундаментальных основ естественно-научного цикла, поэтому основной целю курса является обучения постановке и решению информационных задач на ЭВМ. Этот курс предполагает как обучение теоретическим основам с целью выработки у обучающихся общей информационной культуры, так и практическим навыкам работы на современной ЭВТ. С другой стороны, в отличие от математики, информатика не имеет устойчивых традиций преподавания. 2 фактор, усложняющий преподавание информатики – недостаточная материальная база в оснащении учебного учреждения современными ЭВМ. Для проведения практических занятий предусматривается использования минимум 30 компьютеров типа IBM PC на базе P4 с программным обеспечением фирмы Microsoft, а площадь кабинета соответственно должна составлять по нормам СанПин 180 кв.м. Отсюда складывается необходимость деления группы обучающихся на 2 подгруппы. Все это предопределяет неоднозначность подхода к построению курса.

В соответствии с учебным планом программа предмета «Информатика» изучается на 1 и 2 курсе обучения.

Структура программы предусматривает последовательный переход от изучения предмета «Информатика» на 1 и 2 курсе обучения к предмету «Вычислительная техника, автоматизация и компьютеризация производства», изучаемый на 3 курсе обучения профессии «Оператор ЭВМ».

Средства достижения образовательного стандарта в настоящий момент не подлежат жесткой стандартизации и могут быть регламентированы только в общем смысле. Требования к ним сформулированы на основе таких наиболее устойчивых критериев, как:

- учебно-методическая актуальность;

- доступность технических средств.

Данная рабочая программа основывается на наиболее естественном в такой ситуации подходе, при котором выделены основные (стандартные) требования к знаниям и умениям обучающихся по окончанию курса. Программа является примерной и материал может быть адаптирован к материально-техническим условиям и принципам организации обучения. Возможна перестановка тем программы с сохранением общего числа часов.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Требования к уровню подготовки выпускников сфор­мулированы в соответствии с целями образования, его содержанием и спецификой процесса обучения информатике.

Форма описания требований обусловлена личностно-деятельностной основой обучения. При этом учитыва­лось, какие виды деятельности используются в учебном процессе для овладения необходимым минимумом содержания на заданном уровне. Требования задаются в фор­ме, близкой школьной практике и предметному содержа­нию курса информатики. Они предполагают выполнение дейст­вий различной степени сложности.

В результате изучения информатики выпускник должен:

знать/понимать

  • функции языка как способа представления информации

  • способы хранения и основные виды хранилищ информации

  • основные единицы измерения количества информации

  • правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления

  • основные логические операции, их свойства и обозначения

  • общую функциональную схему компьютера

  • назначение и основные характеристики устройств компьютера

  • назначение и основные функции операционной системы

  • о существовании множества моделей для одного и того же объекта

  • этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера

  • основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов

  • основные типы данных и формы их представления для обработки на компьютере

  • назначение подпрограмм

  • операторы ввода, вывода, присваивания, условные и циклические операторы языка программирования.

уметь

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике

  • перечислять основные характерные черты информационного общества

  • перечислять основные компоненты информационной культуры человека

  • перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации

  • решать задачи на определение количества информации

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений

  • перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера

  • работать с файлами

  • вводить и выводить данные

  • работать с носителями информации

  • пользоваться антивирусными программами

  • приводить примеры моделирования

  • приводить примеры формализованного описания объектов и процессов

  • строить простейшие информационные модели

  • объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов

  • определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд

  • строить и исполнять алгоритмы

  • производить численные расчеты на компьютере с использованием стандартных функций

  • использовать стандартные алгоритмы для решения учебных задач

  • записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения учебной задачи и отлаживать ее

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений

  • описывать назначение и возможности электронных таблиц

  • перечислять основные объекты, с которыми работают электронные таблицы, и допустимые над ними операции

  • строить диаграммы

  • применять электронные таблицы для решения задач

  • создавать простейшие базы данных

  • перечислять и описывать различные типы баз данных

  • описывать назначение и возможности баз данных

  • перечислять основные объекты баз данных и допустимые над ними операции

  • осуществлять поиск и сортировку информации

  • описывать назначение и основные черты интерактивного интерфейса

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconРабочая программа для учебной группы начальной подготовки второго...
При составлении программы были использованы рекомендации ведущих специалистов в области лыжного спорта, опубликованные в печати....
Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и икт» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconПояснительная записка Программа предлагаемого элективного курса составлена...
М. Ю. Монаховым, А. А. Ворониным, мною дополнена в частях «Пояснительная записка», «Содержание программы». Разработала календарно-тематический...
Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconПояснительная записка 3 >II. Введение 4 III. Тематический план по...
Хаматова Р. М., Ванюшин Ю. С., Григорьева О. В. Психофизиология: Программа и описание дисциплины. – Казань: тари, 2005. – 25 с
Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconПояснительная записка 3 >II. Введение 4 III. Тематический план по...
Хаматова Р. М., Ванюшин Ю. С., Григорьева О. В. Дифференциальная психофизиология: Программа и описание дисциплины. – Казань: тари,...
Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconПояснительная записка 3 >II. Введение 4 III. Тематический план по...
Хаматова Р. М., Григорьева О. В. Физиология центральной нервной системы: Программа и описание дисциплины. – Казань: тари, 2005. –...
Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconПояснительная записка стр. 3 Учебно-тематический план стр. 7 Содержание...
Программа предназначена для групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования Муниципального...
Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconПояснительная записка Календарно-тематический план Перечень компонентов...
Приложения (список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы и др.)
Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconПрограмма дисциплины «Правовая среда бизнеса»
Пояснительная записка отражает содержание дисциплины (перечень тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов...
Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Поурочное планирование Формы контроля Перечень литературы пояснительная записка рабочая программа предмета «Информатика» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение», 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница