Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам




Скачать 78,46 Kb.
НазваниеМетод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам
Дата публикации04.05.2013
Размер78,46 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам.

 

Новое время, новые условия профессиональной деятельности потребовали пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов обучения иностранным языкам. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Естественно все это не может не отразиться на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков. Следует иметь в виду еще один существенный фактор. С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества. Для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов. Отсюда возрастающая значимость обучения иностранным языкам, формированию коммуникативной компетентности. Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает, таким образом, особую актуальность в современной методике. В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такому типу обучения соответствует личностно-деятельностный и коммуникативный подходы в обучении иностранному языку.

Максимальное развитие коммуникативных способностей —вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями иностранных языков. Для ее решения необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие всех четырех видов речевой деятельности, формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций, а с другой, создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться. При этом, разумеется, было бы неправильно броситься из одной крайности в другую и отказаться от всех старых методик: из них надо бережно отобрать все лучшее, полезное, прошедшее проверку временем.

Научить людей общаться (устно и письменно), научить четко и логично выражать собственные мысли, уметь убеждать, аргументировано доказывать свою позицию и одновременно выслушать и понять речь собеседника - это трудная задача, осложненная еще и тем, что общение —не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий, ситуаций и культуры общения, правил речевого этикета, речевого поведения, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний и многого другого.

В новых условиях, при новой постановке проблемы обучения иностранным языкам стало очевидно, что межкультурное общение, формирование коммуникативной компетентности предполагает наличие в системе обучения социокультурного компонента. “Язык не существует вне культуры, т. е. вне социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих наш образ жизни”. В основе языковых структур лежат структуры социокультурные.

Приходится, однако, констатировать разрыв в уровне подготовки специалистов с высшим образованием и требованиями времени. Современный специалист – это широко образованный человек в какой-то конкретной области, имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации. Для современного специалиста знание хотя бы одного-двух иностранных языков – необходимое условие его профессионализма, позволяющее ему работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также общаться с коллегами по профессии в разных странах. Все это предполагает фундаментальную и разностороннюю подготовку языку.

Таким образом, указанные проблемы подготовки специалистов разного профиля предусматривают овладение иностранным языком на качественно ином уровне, что, в свою очередь, требует использования новых методов и средств обучения. В основе обучения иностранным языкам должен лежать деятельностный подход, что означает, что процесс обучения должен быть максимально приближен к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы, пр. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно или письменно на иностранном языке. Поэтому процесс обучения иностранному языку можно эффективно актуализировать путем проблематизации учебного процесса с использованием информационных источников. Речь идет об использовании проблемных по своему характеру методов. Сюда мы относим исследовательские, поисковые, дискуссионные методы, метод проектов, который включает в себя все перечисленные выше методы. Формирование специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, критическим мышлением, профессиональной компетентностью, способным вырабатывать и принимать решения в неустойчивой быстроменяющейся ситуации, предполагает применение методов активизации и проблематизации языкового образования. Эти методы позволяют будущим специалистам сформировать некие модели научного исследования, модели принятия решений, которые они смогут применить в будущей деятельности и не только в ней. Проблемность в обучении иностранному языку проявляется, как при отборе информационного обеспечения учебного процесса, так и в процессе контакта с носителями языка, при сопоставлении культур родного и иностранного языка, что позволяет формировать наряду с коммуникативной и прагматической, социокультурную компетенцию.

Современный многополярный мир ставит перед человеком новые задачи. Один из запросов современного общества – это владение иностранным языком.

Как и каким образом современная школа может выполнить социальный заказ, чтобы помочь ребёнку стать человеком дела, умеющим адоптироваться в современных условиях и стать конкурентно-способной личностью. Ответ очевиден. Это – использовать передовые современные инновационные технологии.

Сложившееся у многих учителей стереотип преподавания и мыследеятельности – не умение, а порой не желание обучать детей по новому заставили меня задуматься. А какой он современный урок? Могу ли я обучать по- новому? Какие современные методы и технологии я могу использовать для наиболее эффективного обучения иностранному языку.

Имея 2 часа в неделю в начальной школе и 3 часа в среднем и старшем звене, учителя не могут научить детей говорить на языке другого народа. Возникает вопрос. Почему?

Решая проблему сегодняшнего времени - ориентации на коммуникативные цели обучения, формирования личности в контексте культуры, мира и времени наиболее эффективным считаю метод проблемного обучения в совокупности с прямым методом, методом догадки, методом использования интернациональной лексики. Идея состоит в том, чтобы как можно меньше использовались слова родной речи в обучении иностранному языку, даже тогда, когда я обучаю грамматике. Таким образом, можно создать иноязычную атмосферу, используя метод проблемного обучения.

Как это я могу сделать? Приёмов много и сегодня на уроке я покажу приём погружения в иноязычную среду, используя метод проблемного обучения. И если за 20мин. мои коллеги смогут высказаться по проблеме, значит метод, которым я пользуюсь в обучении иностранному языку является наиболее эффективным.

Мастер класс рассчитан на аудиторию, которая не владеет французским языком. Урок начинается с фонетической зарядки, где есть ключевое слово, определяющее тему урока -ordinateur. Затем учащимся предлагается самим назвать тему урока, используя слова –подсказки: virus,

e: mail, internet... . Прибегая к методу исключения других тем, из слайда удаляются картинки по различным темам: «Путешествие», «Спорт», «Школа», «Транспорт» и др. Остаётся изображение компьютера с названием темы «Оrdinateur».

Учитель ставит перед учениками проблему. Компьютер – это хорошо или плохо? Если это полезно – какие он имеет плюсы: modern, commode, compact..., если нет, то какие минусы: virus, regime, rayons X, nérvosité ...

Возникает вопрос: Используете ли вы компьютер и почему?

Аргумент ЗА. Да, я использую компьютер. Это удобно.

Аргумент НЕТ. Я не пользуюсь компьютером, Это вредно для глаз.

Затем учащиеся читают международные слова, которые можно понять без перевода и часто ими пользуются сами: disquette, e: mail, internet...

Работаете ли вы с различными программами?

- Я использую программу POWER POINT. А вы ?

Ан слайде программы Movie Maker, Acrobat Reader, Promt, Excel…

Для чего вы используете программы?

Даются образцы ответов с грамматической конструкцией En utilisant Movie Maker je fais des filmes.

После фонетической отработки учащиеся выбирают свой вариант ответа.

Следующий вопрос. Где вы работаете с компьютером: дома? в школе? в библиотеке?

Для выражения собственного мнения ученики проговаривают и выбирают свой вариант ответа: Je pense que ...

Je crois que ...

Je suis pour ...

Je suis contre… и делают вывод по модельным фразам. Я ЗА компьютер… Je suis pour l’ordinateur parce que c’est ... ( informatique, commode, internet, méteo).

^ Et vous ? Etes-vous pour ou contre?
Я против компьютера …. Je suis contre l’ordinateur parce que c’est ...

(information négative, nervosité, sédentaire, rayons X, mauvais yeux ).

Детям предлагается проголосовать ЗА и ПРОТИВ. Большинство учеников голосуют ЗА и доказывают свою точку зрения, используя уже отработанные модельные фразы. Те учащиеся, которые ПРОТИВ, должны аргументировать свой выбор.


А теперь пришло время рефлексии.

Смогла ли я «окунуть» вас в иноязычную среду? Удалось ли мне погрузить вас в речевую проблемную ситуацию?

Какая проблема встала перед нами?.............

В какой речевой ситуации вы оказались?.........

Смогли бы вы в дискуссии высказать свою точку зрения и аргументировать её? Какие при этом выражения вы можете использовать (Je pence que ..., je crois que l’ordinateur est util, parce aue c’est commode).

Хотели бы вы сказать себе: «Теперь я могу на французском языке высказать своё мнение по проблеме актуальности использования компьютерных технологий и аргументировать».

Я считаю, что метод проблемного обучения универсальным, так как его можно использовать при изучении любой темы, на различных этапах урока при этом:

  1. пополнять лексический потенциал учащихся,

  2. расширять его кругозор,

  3. проводить тренировку в устной речи,

  4. высказываться по любой проблеме, при минимуме языковых средств без внутреннего зажима,

  5. самостоятельно добывать знания путем собственной творческой деятельности,

  6. вызывать высокий интерес к учебному труду,

  7. развивать продуктивность мышления,

  8. иметь прочные и действенные результаты обучения,

  9. формировать межкультурную языковую компетентность,

  10. находить не одно, а много вариантов решения проблемы.


Я использую этот метод в системе, в разных классах, как в преподавании французского языка, так и немецкого, при этом добиваюсь стабильных результатов в обучении. Мои ученики подтверждают свои знания на итоговой аттестации и при поступлении в высшие учебные заведения. Каждый год они становятся победителями и призёрами школьных, районных и краевых олимпиад. Есть дипломант всероссийской олимпиады по французскому языку.

Я думаю, пора понять, что каждый из нас является не только членом окружающего нас сообщества, но и субъектом мировой цивилизации в целом.

Большое спасибо вам, коллеги, за участие в моем мастер-классе и вам, члены жюри, за внимание.

Похожие:

Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам iconТема №1 Лингводидактика как наука обучения иностранным языкам
Все самые основные актуальные проблемы современной теории обучения иностранным языкам можно объединить в 3 основные группы
Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам iconПлан классификация современных средств обучения. Новые технологии в обучении иностранным языкам
Тема: Мультимедийные средства и новые телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам
Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам iconКурса “Enjoy English”, руководитель группы разработчиков ким для...
М. З. Биболетова, к пед н., доцент, завлабораторией дидактики обучения иностранным языкам исмо рао, автор курса “Enjoy English”
Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Программа предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе Примерных программ по иностранным языкам,...
Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам iconТворческий отчёт «Новые подходы в обучении иностранному языку в начальной школе» Работу
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью...
Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам icon«роль социокультурного компонента в обучении английскому языку» Автор: учитель английского языка
На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам...
Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам icon11 Характеристика экзаменационной работы по иностранным языкам 2009 года
В структуру экзаменационной работы по иностранным языкам 2009 года по сравнению с 2006-2008 годами было внесено одно изменение –...
Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам iconКузьменко, В. А. Моделирование процесса формирования экономической...

Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам iconЕдиный государственный экзамен по иностранным языкам позволяет установить...
Гэ федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования и обеспечивает объективное выявление у учащихся...
Метод проблемного обучения в преподавании иностранным языкам iconПроблема формирования билингвального сознания в обучении иностранным языкам
С этой точки зрения владение иностранным языком не сводится лишь к знаниям правил и навыкам оперирования языковыми единицами. Овладение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница