«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества»




Скачать 84,68 Kb.
Название«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества»
Дата публикации29.09.2013
Размер84,68 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Химия > Урок



Тема урока:

«Алюминий. Строение атома.

Физические и химические свойства

простого вещества».

9 класс

Учитель Федотова О.В.

Метод обучения – проблемный.

Основные формы: беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа, химический эксперимент.

Это урок новых знаний с элементами исследовательской работы.

Цель: продолжить формирование у обучающихся представления о переходных элементах; рассмотреть строение атома алюминия, его физические и химические свойства, получение и области применения; способствовать развитию умений составлять уравнения химических реакций с участием простых веществ и навыков исследовательской деятельности учащихся.

Понятия: химический знак «Аl», химический элемент, простое вещество, электронная оболочка, степень окисления, переходный элемент, амфотерные соединения.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, коллекция «Алюминий и его сплавы», алюминий: фольга, проволока, порошок, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, справочник «Относительная твёрдость металлов», «Плотность металлов», «Температура плавления металлов», «Относительная теплопроводность и электрическая проводимость металлов».

Тип урока: изучение нового материала

Оргформа: урок-исследование

^ ХОД УРОКА

І. Организационный этап.

ІІ. Изучение нового материала.
Учитель: - Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Металлы». Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду.

«Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из “глинистой земли”. Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить».

О каком металле идёт речь?

(Ответ: об алюминии)

Учитель: - Таким образом, тема нашего урока: «Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества».

^ 2. Актуализация и обогащение субъективного опыта учащихся.

Учитель: - С чего мы начинаем изучение химического элемента?

Учащийся: - С характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Учитель: - Сейчас вам предлагается осуществить данную задачу, а именно дать характеристику алюминию по положению его в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

(Учащимся предлагается самостоятельно выполнить данное задание в тетрадях. Данное задание может быть выполнено полностью самостоятельно и оценено высоким баллом, либо с использованием «алгоритма»)

Приложение №1

План – характеристика химического элемента.

Порядковый номер -

Атомная масса -

Период (малый, большой) -

Группа (подгруппа А, В) -

Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, электронная формула) -

Степень окисления -

Оксиды -

Летучие водородные соединения -

^ Рефлексия этапа работы.

После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам:

Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?

(Ответ: три электрона).

Какую степень окисления проявляет алюминий?

(Ответ: +3)

Алюминий будет отдавать или принимать электроны?

Ответ: отдавать.

Значит алюминий это…

Ответ: металл.

Какой же это металл: активный или неактивный?

Ответы могут быть разные: учащиеся отвечают, что это неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.

Учитель: - Для решения вопроса об активности алюминия, что мы должны рассмотреть?

Учащийся: - Физические и химические свойства алюминия, как простого вещества?

Учитель: - Используя свои наблюдения, коллекцию «Алюминий и его сплавы”» и другие выданные вам материалы назовите физические свойства алюминия.

Для более чётких и быстрых ответов используются справочники «Относительная твёрдость металлов», «Плотность металлов», «Температура плавления металлов», «Относительная теплопроводность и электрическая проводимость металлов», которые находятся на каждой парте.

Примерные ответы.

^ Физические свойства алюминия:

Серебристо- белого цвета

Твердость. Аl – 2,9 (Cr – 9, Na – 0,4)

Плотность. Аl – 2,7 , лёгкий (платина – 21,45, натрий - 0,97)

Плавкость. Al – 660 (вольфрам – 3370 , натрий – 98)

Большая электро- и теплопроводность.

Очень пластичен.

Каждое свойство дополняется примером из своих жизненных наблюдений.

Учитель: - Смогли ли мы, рассмотрев физические свойства алюминия, ответить на вопрос об его активности?

Учащийся: - Нет.

Учитель: - Рассмотрим химические свойства алюминия. Предлагается демонстрация опытов: Взаимодействие алюминия с простыми веществами: йодом, серой и кислородом.

Опыт 1. Взаимодействие алюминия с йодом.

Предварительно готовят смесь порошка алюминия с йодом (в массовых соотношениях 1 : 15). Данную смесь помещают в фарфоровую чашку горкой. Из пипетки на середину смеси капают несколько капель воды. Происходит бурная химическая реакция. Наблюдают выделение фиолетовых паров йода и горение металла.

Опыт 2. Взаимодействие алюминия с серой.

Смешивают размельченную серу и порошок алюминия в соотношениях 1 : 1. Смесь поместить в фарфоровую чашку. Горящей лучинкой поджечь смесь. Наблюдаем реакцию.

Опыт 3. Горение алюминия.

Порошок алюминия помещаем в ложечку для сжигания веществ. Сверху кладём 2–3 спичечные головки. Поджигаем. После начала горения, ложечку вносим, в предварительно набранную кислородом, колбу.

Наблюдаем яркое ослепительное пламя.

(Учитель спрашивает, где ребята наблюдали подобное явление, то они почти сразу называют горение бенгальских огней.)

После демонстрации учащимся предлагается выполнить задание по выяснению отношения алюминия к простым веществам.

Задание

(Групповая работа)

Цель: выяснить отношение алюминия к простым веществам – йоду, сере, кислороду, как восстановителя.

1. Напишите уравнения реакций, происходящих между алюминием и йодом, алюминием и кислородом.

2. Укажите окислитель и восстановитель.

3. Сделайте вывод о химической активности алюминия по отношению к простым веществам.

4. Проверьте друг у друга правильность записей по образцу.

5* Если вы затрудняетесь в написании окислительно-восстановительной реакции, пользуйтесь алгоритмом.

Алгоритм для выполнения заданий на окисление - восстановление

1. Определите степени окисления элементов в обеих частях уравнения.

2. Сравните степени окисления каждого из элементов до и после реакции.

3. Сделайте вывод об изменении степей окисления (понижение – признак восстановления, повышение – признак окисления)

Образец выполнения задания

^ Вывод: алюминий – активный металл.

Учитель: - При каких условиях алюминий реагировал с простыми веществами?

Учащийся: - При использовании дополнительной энергии или катализатора (Н2 О).

Учитель: - При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта очень прочной тонкой оксидной плёнкой, которая и защищает металл от внешних воздействий и воды.

Учитель: - Посмотрим, как ведёт себя алюминий по отношению к сложным веществам?

Выполнение лабораторных опытов «Взаимодействие алюминия с раствором соляной кислоты», «Взаимодействие алюминия с раствором гидроксида натрия».

^ Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.

Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.

Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.

Задание:

1. Выполните опыты.

2. Обговори с соседом по парте наблюдаемое.

3. Запишите уравнения реакций.

4. Сделай вывод.

5* Если затрудняешься в написании уравнений, открой стр. 69 – 79 учебника.

Фронтальная проверка. Комментированное чтение.

Образец выполнения лабораторной работы.

Опыт 1.

Наблюдали: алюминий хорошо растворяется в растворе соляной кислоты, выделяется газ водород.

^ Вывод: Алюминий – активный металл.

Опыт 2.

Наблюдали: алюминий взаимодействует с раствором гидроксида натрия с выделением водорода.

Вывод: Алюминий образует амфотерные соединения.

ІІІ. Ситуация выбора в процессе проверки усвоения знаний.

Учащиеся для проверки усвоения знаний отдают предпочтение одному из вариантов заданий, для наиболее полного проявления своей активности. Для правильного выбора задания ребятам предлагается познакомиться с советами.

^ Советы при выполнении индивидуального выбора задания.

1. Внимательно прочти все задания.

2. Соотнеси своё желание в получении хорошей отметки с собственными возможностями правильного выполнения задания.

3. Выбирай и решай!

4. Проверь полученные результаты и мысленно оцени себя.

Задания

Часть А. на “3”

Закончите уравнения реакции.

Назови продукты реакции.

Al + Br2

Al + H2 SO4 (p-p)
Часть В. на “4”

Осуществите превращения:

Al Al2 O3 Al Cl3

Al AlCl3 → Al2 (SO4)3

Назовите продукты реакций.

Часть С. на “5”

Что является веществом Х в реакциях:

Al + X → Al (OH)3

Al + X → Al2 O3

Проверка проводится сразу после выполнения заданий по готовым ответам на доске.

ІV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Над какой темой мы сегодня работали?

2. Что нового вы узнали об алюминии?

3. Решили ли мы проблему об активности алюминия?

4. Какими путями решали эту проблему?

5. К каким выводам пришли?

6. Оцените свою работу на уроке:

- материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”)

- материал усвоен недостаточно (оценки “3”, “4”)

V. Домашнее задание.

1, группа “А”: § 13 до стр71..

2, группа “В”: § 13 до стр.71; Вопросы 1,2,3 на стр. 75.

3, группа “С”: § 13 до стр.71; используя материал сегодняшнего урока, составьте цепочку превращений алюминия и его соединений.


Похожие:

«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconУрок №17. Алюминий: его физические и химические свойства
Обучающая – изучить физические и химические свойства алюминия и области его применения. Рассмотреть характеристику химического элемента...
«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconКонтрольный тест. Строение атома. Строение вещества. Вариант Заряд...
В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления неметаллических свойств?
«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconНатрий: положение этого химического элемента в периодической системе,...
Натрий – порядковый номер Z=11, период III, ряд 3, группа I, подгруппа главная (А). Относительная атомная масса 23
«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconУрок на тему: Алюминий
А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе...
«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconРазработка урока Тема: Общая характеристика подгруппы азота. Азот, строение и свойства
Цель: Уметь дать характеристику V группы главной подгруппы. Выяснить положение азота в периодической системе, особенности строения...
«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconХимические формулы и расчеты по ним. Задачи на нахождение химической
Известно вещество, в котором на два атома алюминия приходится три атома серы. В каких массовых отношениях надо взять алюминий я серу,...
«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconТема: «циклопарафины: строение, свойства, применение»
Знать физические и химические свойства циклопарафинов в сравнении с предельными углеводородами, уметь записывать уравнения реакций,...
«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconУрок по химии. Тема: Сера, её физические и химические свойства
Цели и задачи урока: Обучающие: дать общую характеристику халькогенов, рассмотреть физические и химические свойства серы, нахождение...
«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconБилет №23. Вода, её состав, строение молекулы, физические и химические...
Билет №23. Вода, её состав, строение молекулы, физические и химические свойства: разложение, отношение к натрию, оксиду кальция,...
«Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства простого вещества» iconВода: ее состав, строение молекулы, физические свойства. Химические...
Вода: ее состав, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница