Пояснительная записка




Скачать 79,01 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации18.06.2013
Размер79,01 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Химия > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективному курсу «Механизмы органических реакций» составлена на основе материалов курса «Органическая химия 10 класс» и направлена на более глубокое изучение основ органической химии.

В виду того, что в школьном курсе органической химии не в полной мере
освещаются вопросы, касающиеся механизмов органических реакций
внедрение элективного курса «Механизмы органических реакций» позволит
формировать более глубокое понимание школьного курса органической
химии и послужит необходимой базой ЗУН при изучении основ
органической химии высшей школы. Поэтому включение данной

программы в процесс обучения базового курса химии представляется актуальной задачей современной системы образования.

Целью курса является формирование более глубокого уровня знаний, умений и навыков по составлению уравнений органических реакций с учетом механизмов их протекания. Углубление и формирование знаний взаимосвязи строения и химических свойств органических веществ. Усовершенствование и систематизация общих знаний, умений и навыков в области химия; дальнейшее развитие интереса к химическим дисциплинам формирование и расширение химического мировоззрения учащихся. Задачи курса:

Образовательной задачей курса является формирование знаний по механизмам органических реакций; углубление и формирование знаний взаимосвязи строения и химических свойств органических веществ. Усовершенствование и систематизация общих знаний, умений и навыков в области химия; рассмотрение основных типов механизмов органических реакций, привитие знаний, умений и навыков по классификации органических реакций, правильному составлению органических реакций.

  • Воспитательной задачей курса является выявление взаимосвязи
    данного курса с практикой и таким образом формирование мировоззрения учащихся; дальнейшее воспитание учащихся по самостоятельной работе.

  • Развивающей задачей курса является усовершенствование,
    углубление и систематизация знаний, умений и навыков, учащихся по химии

Программа «Механизмы органических реакций» состоит из 2 блоков. Первый блок содержит необходимые сведения для успешного усвоения второго блока, который непосредственно ориентирован на изучение механизмов органических реакций. Первый блок содержит информацию базового уровня,

Второй блок состоит из семи подблоков, в каждом из которых отдельно освещаются различные механизмы органических реакций. 1 подблок — механизм радикального замещения в алканах и циклоалканах; 2 подблок - механизм электрофильного присоединения в соединениях, содержащих кратные связи; 3 подблок механизм электрофильного замещения в соединениях ароматического ряда; 4 подблок - механизм нуклеофильного замещения в спиртах и в карбоновых кислотах; 5 подблок - механизм элиминирования в спиртах. Шестой подблок повторяет природу химической связи, электронные представления в органической химии. Кроме того, освещаются вопросы, касательно взаимного влияния атомов в органической молекуле и непосредственное изучение способов ее передачи: индуктивный и мезомерный эффекты.

Седьмой подблок в отличие от пяти остальных подблоков обобщает понятия о механизме органических реакций, ориентирован на закрепления знаний, умений и навыков по классификации органических реакций.

Кроме того, для наглядной подачи информации во втором блоке предполагается проведение двух лабораторных практикумов, такие как получение и свойства этилена и получение и свойства ацетилена. После изучения первого и второго блоков предполагается проведение по текущим материалам контрольных работ.

Последовательность изложения материала подчиняется общим логическим и естественнонаучным закономерностям. Изучение материала происходит в направлениях от простого к сложному и от теоретических аспектов к методологии и методам практического использования полученных химических знаний. Так изучение курса начинается с наиболее простых закономерностей и заканчивается рассмотрением более сложных явлений, точнее механизмов органических реакций. Все подблоки и два основных блока взаимосвязаны общей дедукционной логикой. Содержание блоков отобрано с учетом уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также с их возрастными особенностями. Программа «Механизмы органических реакций» неразрывно связано со школьным курсом органической химии и содержит ярко выраженные межпредметные связи с предметами естественнонаучных циклов. Особенностью курса является то, что при изложении всех разделов программы приводятся комментарии, связывающие изучение того или иного вопроса со школьным курсом химии. Программа по элективному курсу «Механизмы органических реакций» предназначена для школьников 10 и 11 классов. Программа рассчитана на 34 часа. Для реализации данной программы необходимо типовое оборудование для проведения экспериментальных работ.

^ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Элективный курс «Механизмы органических реакций» разделен на два основных блока: Блок 1

1Введение. Вводные понятия. Основные положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова. Явление изомерии. Номенклатура органических соединений. Основные правила заместительной номенклатуры ШРАС.

Блок 2

2.1 Алканы и циклоалканы. Механизм реакции радикального замещения

на примере реакции галогенирования. Стадии инициирования радикальной частицы, роста цепи и обрыва цепи.

2.2 Алкены, алкадиены, алкины. Механизм электрофильного
присоединения на примере реакций галогенирования,
гидрогалогенирования и гидратации. Правило Марковникова.

2.3 Ароматические углеводороды. Механизм реакции электрофильного
замещения на примере реакций галогенирования, нитрования,
сульфирования, алкилирования, ацилирования.

2.4 Спирты, карбоновые кислоты. Механизм реакции нуклеофильного
замещения.

  1. Спирты. Механизм реакции элиминирования на примере
    реакции дегидратации спиртов. Правило Зайцева.

  2. Электронные представления в органической химии и природа
    химической связи. Взаимное влияние атомов в молекуле и
    способы ее передачи. Индуктивный эффект. Мезомерный
    эффект. Сопряжение как взаимодействие связей и атомов.

2.7 Типы органических реакций. Понятие о механизме реакции.
Классификация органических реакций. Электрофильные,
нуклеофильные радикальные реагенты. Статистический и
динамический подходы в изучении реакционной способности
органических соединений.

В ходе изучения курса предполагается проведение двух лабораторных работ: 1Получения и свойства этилена.

2Получения и свойства ацетилена.

В результате обучения школьники должны:

1 Иметь представления о электронной природе химической связи в молекулах органических соединений; пространственном строении молекул органических веществ и его влияние на реакционноспособность

2. Знать взаимосвязь между строением и химическими свойствами классов органических соединений; основные типы органических реакций и их механизмы

3. Уметь классифицировать органические соединения по строению углеродного скелета и по природе функциональных групп; пользоваться правилами химической номенклатуры: составлять название по структурной формуле и по названию написать формулу.

Формы организации учебного процесса:

1. Лекционные занятия по основным разделам программы

2. Лабораторные занятия, с выполнением лабораторных опытов по
темам.

3 Выполнение самостоятельных работ с проверкой и отчетом


Литература

  1. Охлопкова А.А., Федосеева В.И., Слепцова С.А. Органическая
    химия. Задания для самостоятельной работы: Якутск: 2002г.

  2. Янковский С.А., Данилова Н.С. Задачи по органической химию- М.:
    Колос, 2000

  3. Курц А.Л. Задачи по органической химии с решениями, М.:
    БИНОМ, 2004 г.

  4. Сборник задач по органической химии: Учеб. Пособие / Прд ред.
    А.Е. Агрономова. - М.: Изд-во МГУ, 2000 г.

  5. КимА.М. Органическая химия. Новосибирск:2001г.



^ Тематическое планирование.




Тема занятий

Основное содержание

Количество часов

1

Введение. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, Изомерия, Номенклатура органических соединений.

Введение. Вводные понятия.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Явление изомерии. Виды изомерии. Номенклатура органических соединений.



2

Алканы, циклоалканы. Механизм радикального замещения

Алканы, циклоалканы. Механизм радикального замещения на примере галогенирования.



3

Алкены, алкадиены, алкины. Механизм электрофильного присоединения.

Алкены, алкадиены, алкины. Механизм электрофильного присоединения на примере реакций галогенирования. Гидрогалогенирования и гидратации. Правило Марковникова.



4

Ароматические углеводороды. Механизм реакции электрофильного замещения.

Ароматические углеводороды. Механизм реакции электрофильного замещения на примере галогенирования, нитрования. Сульфирования. Алкилирования.



5

Спирты. Механизм реакции элиминирования.

Спирты. Механизм реакции элиминированияна примере реакции дегидратации спиртов. Правило Зайцева.



6

Электронные представления в органической химии.

Электронные представления в органической химии и природа химической связи. Взаимное влияние атомов молекул, способы её передачи. Индуктивные и мезомерные эффекты.



7

Механизмы органических реакций

Типы органических реакций. Понятие о механизме реакции. Классификаия органических соединений и реакций.



Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка Данный документ разработан педагогическим коллективом...
Пояснительная записка 3
Пояснительная записка iconПояснительная записка к программе по математике Пояснительная записка...
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
Пояснительная записка iconПояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины...
Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка к проекту решения сельского Совета народных депутатов
Настоящая пояснительная записка содержит основные подходы к формированию проектировок местного бюджета на 2013 год по доходам, расходам...
Пояснительная записка iconПояснительная записка пояснительная записка. Муниципальное бюджетное...
Нго от 16. 08. 07.), свидетельством о регистрации №1022500722716 от 30. 12. 2002 г., лицензией №318317 сроком 03. 02. 2009- 03. 02....
Пояснительная записка iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 200 7
Данная пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО "Лиски-Металлист" за 2007 год, подготовленной...
Пояснительная записка iconПояснительная записка «Основные положения проекта» пояснительная...
Проектные предложения отражают приоритетные функции городского округа Химки, являющегося частью одной из главных осей расселения...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга...
Авторская программа «Муравей». Пояснительная записка стр
Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Моу «Шипицынская сош» (муниципальное общеобразовательное учреждение «Шипицынская средняя общеобразовательная школа»)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница