«утверждено»




Скачать 473,57 Kb.
Название«утверждено»
страница1/4
Дата публикации18.06.2013
Размер473,57 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > Химия > Закон
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ВСОШ №2

_____________Михайлова Г.С.

«___»________________20___г.

Среднее (полное) общее образование

Рабочая программа по курсу химии

10 - 12 классов очно-заочной (вечерней) формы обучения

вечерней (сменной) общеобразовательной школы №2

на 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные годы
Составила:

Усова Римма Ивановна

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории


Согласована с

руководителем МО

___________________

/Дрожжиной А.А./

заместителем директора по УВР

___________________________

/Пшеничниковой М.В./

«___»_____20___г.

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол №_____ от «___»_____20__г.

Мончегорск, 2012


Пояснительная записка
Рабочая программа по химии 10-11-12 класса очно-заочной (вечерней) формы обучения разработана в соответствии ФГОС по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) от 5.03.2004 года № 1089 на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии

Нормативно-правовая база настоящей программы:

  • Закон РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ от 05.03.2004 г.;

  • Примерная программа по химии для общеобразовательных школ, рекомендованная МО РФ;

  • Положение о рабочих программах учебных предметов, факультативов, элективных курсов, утверждённым приказом № 214 от 14.07.08.,

  • Положение об оценивании знаний, умений, навыков и компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего и промежуточного контроля уровня учебных достижений учащихся МОУ ВСОШ № 2, утверждённое приказом №542 от 31.12.2010г.

  • Положение о зачетной системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего и промежуточного контроля уровня учебных достижений учащихся ВСОШ №2 г. Мончегорска Мурманской области, утв. приказом №542 от 31.12.2010г.

  • Положение о предметно-курсовой системе обучения в МОУ ВСОШ №2, утв. приказом № 168 от 30.04. 2010 г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

  • Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и учебным графиком (приказ №162 от 16.04.2012 г.) и рассчитана на реализацию в течение 3 лет в количестве 72 ГК и 6 КЗЧ (24 ГК, 2 КЗЧ в 10 классе, 24 ГК, 2 КЗЧ в 11 классе, 24 ГК, 2 КЗЧ в 12 классе).

  • Реализация учебной программы обеспечивается учебными пособиями: учебники: О.С. Габриелян «Химия. 10 класс. Базовый уровень» М. : Дрофа, 2007 и «Химия. 11 класс. Базовый уровень» М. : Дрофа, 2007, утвержденными приказом по школе от 16.04.2012 № 162 в списке учебников, используемых в 2012-2013 учебном году.

При организации предметно-курсовой системы обучения используется зачётная система оценивания. В соответствии с учебным планом школы, утвержденным приказом по школе от 16.04.2012 №162 данная программа предусматривает 3 зачетных раздела (1 в 10 классе, 1 в 11 классе, 1 в 12 классе).

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа по химии в соответствии с учебным планом и учебным графиком, утвержденными приказом по школе №142 от 8.04.2011, рассчитана на реализацию в течение 3-х лет: 72 часа групповых консультаций (в X - XI классах по 24 часа, по 2 ч. КЗЧ и 1 зачета, исходя из 36 учебных недель в учебном году для групп очно – заочного обучения).

^ Значение химического образования

Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в непрерывно изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Практическая деятельность людей превратилась в фактор по своим масштабам соизмеримый с эволюцией самой природы. Этот фактор неустраним, пока существует само человечество. Результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который формируют химические знания. Эти знания отражают сложный комплекс отношений «человек – вещество», «вещество – материал – практическая деятельность» и в значительной мере определяют рациональные поведенческие навыки, возможности осознанного выбора учащимися образа жизни и сферы деятельности.

Усвоение базового объёма химических знаний, формирование в сознании научной картины мира – необходимое условие выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определённой культурны мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, к людям, к среде обитания.

Химия как компонент культуры наполняет определённым содержанием ряд фундаментальных представлений о мире: связь между структурой и свойствами сложной системы; вероятностные представления и представления о симметрии, хаосе и упорядоченности; законы сохранения; единство дискретного и непрерывного; эволюция вещества, - это всё на фактическом материале химии находит наглядное выражение, даёт пищу для размышлений об окружающем мире, для гармоничного развития личности.

^ Цели школьного химического образования

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе и компьютерных;

  • воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа базового курса старшей школы базового уровня отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Её коренные отличия заключаются в следующем:

- авторами курс освобождён от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется много времени;

- включён материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;

- курс полностью отвечает базовому стандарту средней школы.

Методологической основой построения базового содержания служит идея интеграция курса, но не естествознания, а химии. Первая идея курса – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Именно эта идея диктует очередность изучения разделов химии: в 10 классе изучается органическая химия, а затем, в 11 классе – общая химия. Это обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим разделом по органической химии. Если же отсрочить её изучение до 11 класса, то полученные знания по органике в 9 классе не сработают.

Кроме того, изучение общей химии в 11 классе позволяет сформировать у выпускников средней школы представления о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов, теорий, универсальность и применимость их как для органической, так и для неорганической химии.

Вторая идея курса – это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, математики, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать единую естественнонаучную картину мира. Это позволит выпускникам осознать, что без химии восприятие окружающего мира будет ущербным.

Третья идея курса – это интеграция химических знаний с гуманитарными: историей, литературой, МХК. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, что соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.

Теоретическую основу органической химии составляет теория химического строения в её классическом понимании – зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах веществ согласно их валентности. Электронное и пространственное строение веществ при том количестве веществ, которое отводится на химии в учебном плане, рассмотреть не представляется возможным. В предлагаемом содержании органической химии акцент делается на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение каждого класса органических веществ начинается с практической посылки – их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически – на предмет их применения. В основу структурирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идея генетической связи.

^ Характеристика контингента обучающихся, используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.

Программа составлена с учетом специфики работы в заочных классах. Данный контингент - это молодые люди: работающая молодежь, учащиеся, перешедшие из техникумов, училищ, которые по разным причинам не смогли вовремя получить полное среднее образование. Причины ухода из школ разные: плохая успеваемость, плохая дисциплина, прогулы уроков, конфликты с учащимися и учителями, материальные трудности. С годами они понимают всю важность школьного образования, поэтому вечерняя школа оказывается единственным общеобразовательным учреждением, где они могут решить эту проблему. В стенах школы эти ребята пересматривают свое отношение к учебе, приобретают уверенность в своих силах. Со стороны учителя требуется совершенствование методических приемов, позволяющих за короткий срок установить уровень подготовленности учащихся и ликвидировать пробелы в знаниях на основе дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого учащегося на уроках в деятельность с учетом его возможностей и способностей.

При организации учебной деятельности в классах очно-заочного обучения необходимо обеспечивать решение двух основных задач: адаптации учебных программ к возможностям обучающихся и создания условий для формирования познавательных интересов школьников.

С этой целью курс химии для 10-11 классов насыщен проведением химического эксперимента, лабораторных и практических работ как натурных, так и виртуальных. Логика развёртывания учебного материала, его содержание позволяет реализовать идею личностного развития обучающихся классов з/о, расширение их кругозора. Для изучение тем, вызывающих затруднение в усвоении предусматривается использование элементов технологий развивающего и личностно-ориентированного обучения, так как сама рабочая программа развёртывается в логике данных технологий. Планирование учебного материала предполагает изучение его крупными содержательными блоками, использование обобщающих и опорных схем, таблиц, позволяющих ученикам самостоятельно свернуть и затем при необходимости развернуть учебный материал. Данный подход приводит также к необходимости использования различных типов занятий: занятий по формированию новых знаний, комбинированных занятий, занятий систематизации и обобщения знаний, занятий по диагностике и контролю ЗУН и базовых компетенций обучающихся. Предусматривает различные формы учебных групповых занятий: семинары, практикумы, проблемные лекции, лабораторные, практические и экспериментальные исследовательские работы, уроки – конференции, уроки – соревнования и т. д., которые позволяют реализовать основные цели химического образования. Рабочая программа обуславливает использование различных форм организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективно распределённую, фронтальную, информационную, реферативную, проектную, исследовательскую и т. д., а также разнообразные формы оценивания и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся: самоконтроль, взаимоконтроль, контрольные срезы, тестирование, разноуровневые текстовые контрольные работы, практикумы и т.п.

Занятия проводятся с учётом рекомендаций по организации УВП в условиях вечерней (сменной) школы, разработанных методическим советом школы и «Положением о предметно-курсовой системе обучения в МОУ ВСОШ № 2».

Учащихся старшей школы условно можно разделить на две категории: первая – это ученики, соответствующие школьным возрастным нормам 10 -11 классов и вторая – ученики с большим перерывом в обучении. У всех у них есть общие черты в характеристике учебной деятельности, основные навыки и умения которой недостаточно сформированы. Это, прежде всего, отсутствие навыков самостоятельной учебной деятельности, неумение работать с книгой, слабо сформированные навыки устной и письменной речи и другие.

У обучающихся дневных классов практически отсутствует познавательный интерес, не говоря уже о познавательной мотивации.

Учащиеся вечерних заочных классов – более зрелые люди и по возрасту, и по своему жизненному опыту. Для большинства из них – возвращение в школу осознанное и необходимое решение, отсюда и ярко выраженный у них познавательный интерес. Следующая трудность в организации учебного процесса – это невозможность регулярного посещения школы работающими учащимися. Отсюда следует необходимость рационального использования учебного времени групповых консультаций и часов КЗЧ. Основными формами занятий на групповых консультациях при организации предметно-курсовй системы обучения являются лекции, семинары, практические занятия, лабораторные опыты, которыми насыщен курс химии на любой ступени обучения. Широкое использование в обучении химического эксперимента помогает формировать и сохранять познавательный интерес обучающихся к изучению химии. Этому же способствует использование при изучении как нового материала, так и при организации контроля за знаниями обучающихся ИКТ- технологий. Конструирование учебного материала в укрупнённые дидактические единицы, опорные схемы, обобщающие таблицы также помогает усвоению необходимых ЗУН учащимися, формированию их химического мировоззрения, химической грамотности при работе с веществами как на производстве, так и в быту.. Занятия представляют законченные по содержанию и построению блоки учебного материала. При организации предметно-курсовой системы обучения используется зачётная система контроля и оценивания. Контроль осуществляется по мере прохождения зачётных разделов и готовности обучающихся, находит своё отражение в урочно- тематическом планировании. В последние годы широко использую в работе по контролю за сформированностью ЗУН разноуровневые тестовые работы с использованием ИКТ технологий и систем: ФЦОР, системы «Конструктор тестов», Mу тест и др.

Содержание курса химии старшей школы структурировано по пяти разделам (содержательным линиям)

  • Методы познания в химии;

  • Теоретические основы химии;

  • Неорганическая химия;

  • Органическая химия;

  • Химия и жизнь.

  • Резерв.

Предметно-содержательный анализ выполнения примерной программы по химии


Название тематического раздела

По примерной программе


По факту

Всего: 10 – 12 кл.


Общее число групповых консультаций

Часы теории

Практические занятия

10 класс

11 класс

12 класс

Теория

Практика

Итого:

Теория

Практика

Итого:

Теория

Практика

Итого:




Методы познания в химии

2

2

-

-

-

-

2

-

2

-

-

-



Теоретические основы химии

18

18

-

-

-

-

-

-

-

18

-

18ч

18ч

Неорганическая химия

13

10

3

-

-

-

12 ч (2 ч. из резерва)

3

15

-

-

-

15ч

Органическая химия

25

23

2

20 + 3 =23(3ч из резерва)

1

-

3

2

5

-

-




29

Химия и жизнь

5

5

-

-

-

-

-

-

-

5

-

5




КЗЧ

6

6

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6 ч

6

Резерв свободного времени


7 + 2 = 9 часов


















2




2










Всего часов

72 часа

65 часов

5 работ

23

1

24 ч

19

5

24 ч

24ч

2

24 ч

72ч


Основное содержание учебного предмета ( 70 + 2 часа )

Методы познания в химии (2 ч.)

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории химии. ^ Моделирование химических процессов.

Демонстрации

Анализ и синтез химических веществ.

Теоретические основы химии (18 часов)

Современные представления о строении атома

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). ^ Особенности строения электронных оболочек

атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.

^ Химическая связь

Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Степени окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, её роль в формировании структуры биополимеров. Единая природа химических связей.

Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решётки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

^ Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).

Химические реакции

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз органических и неорганических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная и щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.

Тепловой эффект химической реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. ^ Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.

Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как о биологических катализаторах белковой природы.

Обратимость реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации.

Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решёток.

Модели молекул изомеров и гомологов.

Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)).

Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы)).

Образцы пищевых, медицинских, биологических и косметических золей и гелей.

Эффект Тиндаля.

^ Лабораторные опыты

Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.

Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

^ Неорганическая химия ( 15 часов)

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. ^ Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов на примере водорода, кислорода, галогенов и серы. Общая характеристика подгруппы галогенов ( от фтора до иода). Благородные газы.

Демонстрации

Образцы металлов и неметаллов.

Возгонка иода.

Изготовление спиртовой иодной настойки.

Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.

Образцы металлов и их соединений.

Горение фосфора, серы, железа, магния в кислороде.

Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.

Взаимодействие меди с кислородом и серой.

Опыты по коррозии металлов и защите от неё.

^ Лабораторные опыты

Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.

Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).

Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями).

Распознавание хлоридов и сульфатов.

^ Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».

Идентификация неорганических и органических соединений.

^ Органическая химия (29 часов)

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Демонстрации:

Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

Получение этилена и ацетилена.

Качественные реакции на кратные связи.

^ Лабораторные опыты

Знакомство с образцами пластмасс, волокон, каучуков (работа с коллекциями).

Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).

Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских гелей и золей.

Изготовление моделей молекул органических соединений.

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и в растительном масле.

Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки.

^ Практические занятия

Идентификация органических соединений.

Распознавание пластмасс и волокон.

Химия и жизнь (5 ч.)

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

^ Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.

Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов и витаминов.

Образцы средств гигиены и косметики.

^ Лабораторные опыты

Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их применению.

^ Резерв свободного времени – 2 часа.

  1   2   3   4

Похожие:

«утверждено» iconУтверждено утверждено
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник отдела образования администрации муниципального образования Щербиновский район
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Павловский район
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Северский район
«утверждено» iconУтверждено с учетом мнения профсоюзного утверждено комитета мбоу...
Настоящее Положение устанавливает порядок рассмотрения общественным органом управления школы, обеспечивающим демократический, государственно-общественный...
«утверждено» iconУтверждено с учетом мнения профсоюзного утверждено комитета мбоу...
«Об утверждении методики формирования системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы...
«утверждено» iconПравила проведения туристских походов (15 августа 2006 г. №26) (Утверждено...
Утверждено постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 15. 08. 2006 №26
«утверждено» iconУтверждено

«утверждено» iconУтверждено утверждено

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница