Рассказ учителя




Скачать 95,24 Kb.
НазваниеРассказ учителя
Дата публикации14.06.2013
Размер95,24 Kb.
ТипРассказ
pochit.ru > Химия > Рассказ
Фосфор

Цели:

обеспечить усвоение учащимися знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; аллотропных видоизменениях фосфора; повторить зависимость свойств вещества от его состава и строения; развивать умение сравнивать; способствовать формированию материалистического мировоззрения, нравственному воспитанию школьников.
Средства обучения:

Реактивы и оборудование – красный фосфор, пробирка, держатель, спиртовка, спички, стеклянная палочка, вата.

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация « Фосфор»

Раздаточный материал: таблица “Физические свойства белого и красного фосфора”.
^ Ход урока
I. Мотивация учащихся
Учитель зачитывает отрывок из романа А.Конан-Дойла “Собака Баскервилей”.
Демонстрация слайда №1
“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.
Из какого произведения этот отрывок? Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан-Дойл? Выясним сегодня на уроке.
^ II. Изучение нового материала
1. История открытия фосфора
Рассказ учителя:
Фосфор открывали несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Есть упоминания о том, что первооткрывателем фосфора был арабский алхимик Альхильд Бехиль (XII век), перегонявший мочу с глиной, известью и углем. Но все же годом открытия фосфора считается 1669-й.
Демонстрация слайда №2
Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд, разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках “философского камня” и проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого остатка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает “светоносец”. Способ получения фосфора держался в секрете. В третий раз фосфор открыл Р.Бойль в 1680 году.

2. Фосфор как химический элемент.
Беседа:
- Каково положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?
- Составьте схему строения атома фосфора, сделайте вывод о проявлении свойств.
- Определите возможные степени окисления фосфора в соединениях.
- Составьте формулу летучего водородного соединения и высшего оксида, расставьте степени окисления. Каков характер оксида?
Демонстрация слайда №3
3. Аллотропные видоизменения фосфора.
- Необычное светящееся вещество, полученное Брандом, - белый фосфор. Кроме белого, есть еще красный фосфор и черный фосфор. Как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним химическим элементом?
Демонстрация слайда №4
- Сравните физические свойства аллотропных видоизменений фосфора. (Самостоятельная работа учащихся с таблицей)
Таблица “Физические свойства белого и красного фосфора”

Характеристика вещества

Свойства фосфора

белого

красного

Физическое состояние

Кристаллическое вещество

Порошкообразное вещество

Твердость




Небольшая – можно резать ножом (под водой)

Цвет

Бесцветный с желтоватым оттенком

Темно-красный

Запах

Чесночный

Без запаха

Плотность (в г/см3)

1,8

2,3

Растворимость в воде

Не растворяется

Не растворяется

Растворимость в сероуглероде

Хорошо растворяется

Не растворяется

Температура плавления

44°С

При сильном нагревании превращается в пары белого фосфора

Температура воспламенения.


40°С

В измельченном состоянии воспламеняется при обычной температуре. Около 260°С

Свечение

В темноте светится

Не светится

Действие на организм

Сильный яд

Не ядовит


- Сходны или различны свойства белого и красного фосфора?
- Чем объясняются различия в свойствах?
Демонстрация слайда №5
- Какой тип кристаллической решетки у белого фосфора? Красного фосфора?
Молекула белого фосфора состоит из четырех атомов, построенных в форме тетраэдра. Красный фосфор имеет атомную кристаллическую решетку с довольно сложным строением. Существует еще чёрный фосфор - полимерное вещество с металлическим блеском, похожее на графит, без запаха, жирное на ощупь. Не растворим в воде и в органических растворителях. Атомная кристаллическая решётка, полупроводник
- Как вы думаете, можно ли из одного аллотропного видоизменения фосфора получить другое?
Демонстрационный опыт. Получение белого фосфора из красного.
Красный фосфор (количество – с полгорошины) поместить в пробирку, вставить стеклянную палочку, закрыть тампоном, нагреть. Образуется белый дым оксида фосфора, затем – желтоватые капли белого фосфора. Извлечь стеклянную палочку, белый фосфор самовозгорается.
- Какова температура воспламенения белого фосфора? Прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей?
Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.
- Каково физиологическое действие белого фосфора?
Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей.
Белый фосфор не только является сильным ядом, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги.
4. Химические свойства фосфора
- Фосфор часто называют многоликим элементом. Не только из-за аллотропных видоизменений, но и благодаря химическим свойствам. Этот элемент может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.
- Составьте уравнение реакции горения фосфора, объясните окислительно-восстановительный процесс.
4Р + 5О2 = 2Р2О5
Свечение белого фосфора объясняется медленным окислением кислородом воздуха. Это один из примеров реакций, при которых химическая энергия превращается в световую (фосфоресценция). Подобные превращения иногда наблюдаются и при других химических и биохимических процессах, например, при “свечении моря”.
- С какими веществами фосфор проявляет себя как окислитель?
Составьте уравнение реакции взаимодействия с магнием, назовите продукт.
3Mg + 2P = Mg3P2
- В смеси с бертолетовой солью от удара взрывается, воспламеняется.
5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl
Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.
В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.
5. Нахождение в природе, получение фосфора
В промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля.
Демонстрация слайда №6
Ca 3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO
6. Применение фосфора
Главные его потребители – производство спичек, металлургия, химические производства. В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов.
Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году.
Демонстрация слайда №7
По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал, что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети.
^ III. Закрепление изученного материала.
- Почему в отличие от азота фосфор в свободном виде не встречается?
- Как можно отделить белый фосфор от красного?
- Как доказать, что белый и красный фосфор – аллотропные видоизменения одного и того же элемента?
- Составьте уравнения реакций взаимодействия фосфора с: а) фтором; б) алюминием. Назовите вещества. Какую роль играет фосфор: окислителя или восстановителя?
Решение задачи:
- Сколько граммов оксида фосфора (V) получится при сжигании 1,24 г фосфора?
- С фосфором и его соединениями связано немало легенд и суеверий.
Сообщения учащихся:
1. “Светящийся монах”
Из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: “Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором – ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом элементом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры. За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне “новоявленного” представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей района Моховой и по всей Москве из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о “светящемся монахе”...
2. “Чудеса без чудес”
- Самовозгорание свечи. Сделать это можно так: на фитиль наносят раствор фосфора в сероуглероде, растворитель довольно быстро испаряется, а оставшиеся на фитиле крупинки фосфора окисляются кислородом воздуха и самовоспламеняются.
- “Божественные” надписи, вспыхивающие на стенах. Тот же раствор, те же реакции. Если раствор достаточно насыщенный, то надписи сначала светятся, а затем вспыхивают и исчезают.
3. “Огни на кладбищах”
“На кладбище мы встретили массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом с аршин. При первом дуновении ветерка огоньки заколыхались, быстро помчались вперед”. Фосфор как элемент входит в состав живых организмов, при гниении остатков животных, человека образуется РН3 – фосфин, фосфороводород. Непрочное соединение, прямым соединением фосфора и водорода получить нельзя. На воздухе самовоспламеняется. Очень ядовитый бесцветный газ с чесночным запахом.
IV.Подведение итогов урока, комментирование и выставление отметок
Домашнее задание:
1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.
2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.
3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
4. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения: 1) об истории спичек; 2) о биологической роли фосфора и его соединений.

Похожие:

Рассказ учителя iconОборудование: экран, компьютер, проектор. Методические приемы: рассказ учителя
Методические приемы: рассказ учителя, рассказ ученика, выразительное чтение, анализ стихотворений
Рассказ учителя iconПлан урока: Повторение материала о примитивных чертах прокариот....
Особенности строения вирусов. Открытие вирусов. (рассказ учителя, демонстрация презентации)
Рассказ учителя iconРассказ Сиамских Близнецов Рассказ Смирного рыболова Рассказ Блудной...
Фима Жиганец. «Тюремные байки. Жемчужины босяцкой речи». Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999
Рассказ учителя iconРассказ учителя
Оборудование: Мультимедиа, физическая карта Краснодарского края, аудиозапись «Гимн Кубани»
Рассказ учителя iconРассказ, при необходимости
Проанализируйте рассказ М. М. Пришвина «Голубая стрекоза». Анализируя рассказ, при необходимости опирайтесь на следующие вопросы
Рассказ учителя iconУроков. Домашнее задание
Прочитать стр. 37-39 учебника. Составить тезисный план «Биография Фонвизина» (индивидуальное домашнее задание: Рассказ о Цифиркине....
Рассказ учителя icon1 Рассказ учителя
Оборудование: Физическая карта России, атласы, презентация «Азовское море», кинофильм «Моря России»
Рассказ учителя iconРассказ повествование, рассказ о собственном опыте или опыте другого...
Шелестюк Е. В. Текстовые категории аргументативности, суггестивности и императивности как отражение способов речевого воздействия...
Рассказ учителя iconРассказ учителя с использованием мульмедиаучебника. Формирование понятия «металлургическая база»
Терещенко Анна Ивановна, учитель географии моу «Туринская средняя общеобразовательная школа», высшая квалификационная категория
Рассказ учителя iconФантастический рассказ «сон смешного человека» в контексте «дневника писателя»
В «Дневнике писателя» Федора Михайловича Достоевского за 1877 год напечатан фантастический (как он сам назвал его) рассказ – «Сон...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница