Урок исследование по теме «Физические и химические явления»




НазваниеУрок исследование по теме «Физические и химические явления»
Дата публикации12.11.2013
Размер67,3 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Химия > Урок
Урок – исследование по теме

«Физические и химические явления»

  1. класс)

I. Образовательные цели:

  1. Дать первоначальные знания о физическом и химическом, о признаках химических явлений.

  2. Закрепить опорные знания понятий «вещество», «физические свойства вещества»

  3. Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках (о признаках химических реакций)

II. Воспитывающие цели:

  1. Воспитание элементов химической культуры (умение работать и обращаться с химическими реактивами, посудой; соблюдать правила ТБ в кабинете химии)

  2. Воспитание культуры взаимоотношений при работе в парах, а также чувство ответственности.

III. Задачи развития.

  1. Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторных работ.

  2. Совершенствовать умения учащихся наблюдать, фиксировать во время выполнения опытов, интерпретировать полученные данные в ходе опыта и обобщать результаты работы.

  3. Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованиями в соответствии с правилами безопасности.

  4. Формирование специальных химических умений и навыков.

  5. Разработать умения составлять схемы, оформить наблюдения в письменном виде.

Ход урока.

Ребята, сегодня у нас урок-исследование по теме «Физические и химические явления». На этом уроке мы должны узнать:

  1. Что такое химическое явление, химические реакции, какими признаками они обладают.

  2. Мы овладеем первыми навыками научного исследования. На короткое время мы все станем научными исследователями и проделаем опыты.

Будем работать по такому плану. Достаньте тетради, запишите число и тему урока.

План урока:

  1. Физические явление

  2. Химические явление

  3. Признаки химических реакций.

  1. Давайте вспомним из курса физики – Что такое вещество?

То, из чего состоят физические тела, называется веществом.

Какими физическими свойствами обладают вещества?

Показываю таблицу «Физические свойства вещества».

  1. Перейдем к первому вопросу и выясним, что такое физические явление.

  2. Из курса природоведения вам известно, какое значение имеют физические явления, которые происходят вокруг нас. С веществами происходит разнообразные изменения или явления.

Нагревание пар (газообразное)

Вода охлаждение лед (твердое)

(жидкое) нагревание

Например: испарение воды, конденсация водяных паров и выпадение дождя составляют круговорот воды в природе.

Это все, одно и то же вещество – вода в трех агрегатных состояниях (жидкое, газообразное, твердое)

Например: Наглядно показываю пластмассовые предметы (ручку, линейку, игрушку).

В промышленном производстве металлам, пластмассам и другим материалам придают определенную форму, в результате получают разнообразные предметы.

К каким явлениям относятся приведенные примеры? (физическое).

Перейдем к самостоятельной экспериментальной работе. Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыт, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод. Будем учиться правильному оформлению работы, логическому изложению своих наблюдений, формулированию выводов – это очень важно на уроках химии, для получения глубоких, прочных знаний. Для этого вам предлагается текст описания, в который необходимо вставить пропущенные слова (алгоритм работы) ТБ!

Опыт 1. Плавание парафина.

Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина и чашечку с парафином поместите в племя. После расплавления парафина потушите пламя. Когда чашечка остынет, рассмотрите парафин. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.

Вывод: Это _____________явление.

Опыт 2. Накаливание стеклянной палочки.

Возьмите стеклянную трубочку и поместите ее средней частью в пламя спиртовки. После сильного накаливания стекла попытайтесь трубочку согнуть или растянуть.

Наблюдения: Накаленную стеклянную палочку мы согнули, при этом изменяется ее _________________

Вывод: Это _________________ явление.

На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется физическим?

Вывод:

Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в …, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.

На доске начинаю делать схему. Записывают в тетради.

Схема №1.

Явления

Физические химические

Нет превращение да

веществ

Физическими называют Химическими называют такие

явления, при которых данные явления, в результате которых

вещества не превращаются в дру- из данных веществ образуются

гие, а обычно изменяется только их другие. Химические явления

агрегатное состояние или форма. Называются химическими пре-

вращениями или химическими

реакциями.

Ш. А теперь рассмотрим еще одно явление, и выясним к какому явлению оно относится.

Для этого сами проделайте опыты и определите, какое это явление. Зафиксируйте свои наблюдения в тетради.

Опыт 3. «Растворение мела».

К белому кристаллическому веществу (мелу) добавим кислоту. При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения – выделение ….

Вывод. Это __________________________явление.

Почему это явление не относится к физическому? Потому, что образовалось новое газообразное вещество – углекислый газ.

Опыт 4. «Взаимодействие растворов».

К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета.

Вывод: Признак превращения выпадение ________________

Значит это___________________явление.

Какие явления называются химическими?

Вернемся к схеме №1, которая изображена на доске.

1V. А теперь начнем самостоятельную экспериментальную работу. Выполните работу, определите какое это явление?

Эксперимент 1. «Взаимодействие растворов».

Уксус и пищевую соду используют в хлебопечении для улучшения качества выпечки. При добавлении в тесто этих веществ изделия становятся пышными, хорошо пропекаются. Добавьте к пищевой соде раствор уксусной кислоты. Определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения. Какое это явление?

Наблюдения. При добавлении к пищевой соде раствора уксусной кислоты наблюдается бурное выделение ___________с шипением.

Вывод. Это _______________________явление.

Эксперимент 2. Растворение сахара.

Растворите сахар в воде. Наблюдайте, что происходит с сахаром. Запишите свои наблюдения. Какое это явление? Теряет ли свой вкус сахар? Остается ли сладким или нет?

Наблюдения. Сахар в воде __________свойства сахара (его сладкость)…

Вывод. Это ________________-явление.

V. Химические явления называют химическими реакциями. Какими же признаками сопровождаются химические реакции?

Демонстрация еще одного опыта, для определения признака химических реакций.

- горение спиртовки

Обугливание сахара

Обобщение темы урока: по таблице: «Признаки химических реакций».

VI. Вот мы рассмотрели все три вопроса нашего урока. А теперь проверим, насколько хорошо усвоили новую тему.

Закрепление:

Физическое Химическое

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1. Таяние снега

2. Горение бензина

3. С наступлением лета иногда на небе появляются тучки и на землю проливается теплый дождь.

4. Ржавление гвоздя

5. Гниение древесины

6. Зима падает снег, на деревьях образовался пушистый иней.

(Находят правильный ответ и ставят знак «+»)

VII. Подводим итог.

Ребята, мы сегодня занимались небольшими научным исследованием.

Исследовали и выяснили, что явления бывают физическими и химическими. Чем же они отличаются?

- если есть превращение веществ, то это химическое явление;

- если нет превращения – физическое

Химия наука экспериментальная, очень интересная. Любой эксперимент – это метод научного исследования.

Благодаря химическим явлениям и химическим реакциям, каждый день создается что-то новое, полезное для человечества. Все, что нас окружает в природе и в быту, дома и все что мы едим, все, что носим на себе, чем пользуемся, моемся, красимся, все предметы быта окружающее нас- все это все создается входе всевозможных химических явлений (реакций). Вот такое большое значение имеет наука химия.

VШ. Домашнее задание. 3, №11, стр. 12.

1Х. Ставлю оценки за активность, за умение обращаться с лабораторным оборудованием.

Похожие:

Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconУпражнения к теме «Физические и химические явления»
При физических процессах … или несколько физических свойств изменяются, тогда как химические свойства остаются неизменными
Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconУрок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые...
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор
Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconУрок Физические явления
Цель: Формирование понятия – физические явления. Ознакомление со способами разделения смесей, основанных на физических явлениях
Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconУрок по химии. Тема: Сера, её физические и химические свойства
Цели и задачи урока: Обучающие: дать общую характеристику халькогенов, рассмотреть физические и химические свойства серы, нахождение...
Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconУрок по теме «Кислород: физические и химические свойства»
Тип урока: учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности (по Шамовой Т. И., Давыденко Т. М.)
Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconТема урока: «Явления природы. Физические явления»
Сообщение новой темы. Откройте тетради и запишите в тетрадь число и тему урока: «Явления природы. Физические явления»
Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconУрок №17. Алюминий: его физические и химические свойства
Обучающая – изучить физические и химические свойства алюминия и области его применения. Рассмотреть характеристику химического элемента...
Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconУрок природоведения в 5 классе Что необходимо знать, изучая физические явления?
Урок природоведения в 5 классе «Что необходимо знать, изучая физические явления? Магнитные и электрические явления»
Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconУрок химии в 8 классе. Тема: «Физические и химические явления. Признаки химических реакций»
На основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений закрепить понятия о физических и химических явлениях, изучить сущность,...
Урок исследование по теме «Физические и химические явления» iconУрок в 8 классе по теме: «Кислород и водород как химические элементы...
Конкретизировать знания учащихся об элементах и простых веществах на примере кислорода и водорода
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница