И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе




Скачать 76,77 Kb.
НазваниеИ. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе
Дата публикации23.10.2013
Размер76,77 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
И.М. Разуваева

Урок биологии в 6 классе

«Питание растений»

Цели:

образовательные: сформировать знания о типах питания у растений, о

приспособлениях органов растений к осуществлению

минерального и воздушного питания;

воспитательные: сформировать толерантное сознание; воспитывать бережное отношение к природе;

развивающие: развивать знания о клеточном строении корня и листа, умение

анализировать, делать выводы, проводить опыты.
Форма обучения: классный урок
Тип урока: по дидактической цели – изучение нового материала;

по способу организации – комбинированный
Методы: словесно-наглядный

работа в группах, беседа
Оборудование: таблицы, инструкции к проведению опытов, учительский проект,

презентация
«Мне необходимо разобраться самому,

а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

Борис Васильев


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся (на фоне слайда №1)




    1. Тела какой природы мы изучаем?

    2. Приведите примеры тел живой природы?

    3. Что является отличительными признаками живого?

    4. Как бы вы дали определение питанию?

Питание – это получение организмом необходимых ему веществ.

5. Какие органы отвечают за питание растения?


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Хотелось бы вспомнить басню И. А. Крылова «Листы и корни»:
В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Чтоб было в нем без нас?

Ну, право, хвалить себя мы можем без греха!»
^ Вот что корни говорят листьям:
Мы те, которые здесь, роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас,

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится –

Не станет дерева, ни вас.
Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются чуть ли не бесполезным убором, украшением? Вот об этом и пойдет сегодня речь на уроке. Итак, сегодня мы говорим о питании растений, это и есть тема нашего урока (слайд №2). Целью нашего урока сегодня будет изучение типов питания у растений. Изучив их мы составим схему «Типы питания» (слайд №3).


  1. Восприятие и осознание нового материала.



Каковы основные функции корня?

- удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

- зона всасывания

Каковы особенности ее строения?

- наличие корневых волосков (слайд №4)

Что собой представляют корневые волоски?

- это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно

прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней

минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных

веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько

дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на

границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве

(слайд №5).

Какой в этом смысл?

- зона всасывания использует для питания новые участки почвы

Что произойдет если повредить корневые волоски?

- растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду

Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

- пересаживать растения с комочком почвы

Как теперь другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества?

- по зоне проведения по сосудам вода с минеральными веществами поступит в

надземную часть растения (слайд №6 с видеофрагментом)
Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила.

^ Корневое давление – это сила, обеспечивающая подачу воды от корней растения вверх, к стеблям и листьям (слайд №7).

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды.
^ Корневое (почвенное) питание – это получение растением при помощи корней водных

растворов минеральных веществ (слайд №8).

Теперь заполним часть схемы, рассказывающую о наличии корневого питания (слайд №9).

Какова основная функция листа?

- фотосинтез

Что такое фотосинтез?

- это процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в листьях

в хлоропластах на свету (слайд №10)

Каковы приспособления листьев к протеканию в них фотосинтеза?

- а) плоская поверхность листовой пластинки для увеличения площади

соприкосновения с воздухом;

б) прозрачная кожица листа для проникновения света (слайд №11);

в) наличие устьиц для газообмена (слайд №12);

г) наличие фотосинтезирующей ткани мякоти листа с хлоропластами в клетках

(слайд №13);

д) наличие межклетников в губчатой ткани листа для газообмена;

е) наличие сосудов в жилке листа для поступления воды в лист.

Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?

- свет, углекислый газ, вода

Как образовавшиеся органические вещества попадут в другие органы растения?

- по ситовидным трубкам жилки листа (слайд №14)
^ Воздушное питание - это образование органических веществ в листьях.

( слайд №15)
Таким образом, зеленые растения в процессе фотосинтеза переводят энергию солнечного света в энергию химических связей. В форме готовых органических веществ энергия употребляется другими живыми организмами, которые не могут усваивать солнечную энергию. Только зеленые растения способны усваивать солнечную энергию и переводить ее в форму, доступную другим живым организмам. В этом и заключается космическая роль зеленых растений. Это доказал ученый ботаник К. А. Тимирязев (слайд №16).

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь,

Поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.

Например, он берет дождя дождинку,

И воздуха голубой лоскуток,

И лучик, солнышком пролитый.

Все смешает потом

Где пробирок и колб и спиртовок ряды?!

И вот из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий,

То сиреневый, то золотой!

В. Солоухин

«В узел связаны нити»
Кроме того, заключенная в органическом веществе энергия может сохраняться годы, века и тысячелетия, например, каменный уголь – стебли древних растений, видоизменившиеся под действием давления с течением времени, хранят эту энергию (слайд №17).

?С чем теперь вы бы не согласились в басне И. А. Крылова?

- лист не менее важен корня и также питает растение
«Все органические вещества, как бы ни были они разнообразны,

где бы они не встречались, прошли через лист, произошли из

веществ, выработанных листом»

К. А. Тимирязев (слайд №18)

Теперь заполним часть схемы, рассказывающую о наличии воздушного питания (слайд №19).

Итак, у растений два типа питания (слайд №20 с видеофрагментом).
Для растений фотосинтез – это способ питания, физиологический жизненноважный процесс.

? А в чем его роль для жизни на Земле?

- при фотосинтезе выделяется кислород, необходимый для дыхания всем живым

организмам

- при фотосинтезе образуются органические вещества, необходимые для питания

другим живым организмам

- поглощение углекислого газа, который является причиной парникового эффекта

- образование озонового экрана для защиты от УФ

^ Приведем несколько примеров:
1. Зеленые древесные насаждения (слайд №21)

1 га – 1 час – 8 кг углекислого газа (200 человек)

1 год – 400 млрд. тонн кислорода

1 год – 600 млрд. тонн углекислого газа

1 год – 450 млрд. тонн органических веществ
2. Культурные растения (слайд №22)

1 га – 1 день – 150 кг углекислого газа

1 га – 500 кг углекислого газа (сахарная свекла)

1500 га – 1 день - 750000 кг углекислого газа

1500 га – 1 месяц - 22500000 кг углекислого газа
3. Дыхание человека (слайд №23)
1 человек – 1 сутки – 430 г кислорода

1 человек – 1 сутки – 800 г углекислого

газа

300000 человек – 1 сутки – 129000000 г

кислорода

300000 человек – 1 сутки – 240000000 г

углекислого газа

1 га леса – 160000 г – углекислого газа

( 200 человек)

1500 га леса «работают» на жителей города
?На какую мысль наводят эти примеры?

- растения обеспечивают жизнь на Земле, их необходимо охранять, бережно к ним относится

?Как? (слайд №24)

- соблюдать правила поведения в природе

- не собирать бесполезные букеты

- не срывать и не обламывать

- сажать растения, преумножать их количество, участвовать в озеленении

пришкольного участка, улиц города

- знать редкие и охраняемые растения

- вести разъяснительную работу среди населения
?А что грозит гибели растительного мира? (слайд №25)

- стихийные бедствия (засуха, наводнения, заморозки…)

- разрушение естественной среды обитания

- загрязнение окружающей среды отходами промышленности и транспорта

- вытаптывание почвы туристами, животными на лугах

- пожары

- массовый сбор лекарственных растений

- пагубное влияние ядохимикатов
?К какой группе организмов относятся растения? (схема на слайде №26)

- к автотрофам

?Почему?

-т. к. способны сами вырабатывать органические вещества

?Какую еще выделяют группу организмов по способу питания и какова их

особенность?

- гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами
Среди растений есть представители гетеротрофов: паразиты, полупаразиты и хищники (насекомоядные). Они имеют свои особенности (доклады учащихся, слайды с примерами этих растений).


  1. Домашнее задание: п. № 33, 34, творческое задание – написать оду в защиту листа.




  1. Анализ работы класса, закрепление.


Работа по тестовым заданиям на слайдах.

Похожие:

И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconУрок биологии и Информатики Урок биологии в 10 классе «Ищу своего предка»
Развивать умения учащихся перерабатывать биологические сведения в табличную форму, а также выделять существенные сведения из предложенного...
И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconУроку Урок биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз»
Урок биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз» построен в соответствии с программой базового уровня изучения предмета...
И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconУрок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины»
Открытый урок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала...
И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconУрока биологии в 9 классе. Тема: Витамины
Данный урок был проведен в 9 классе в рамках профилактических мероприятий по предупреждению весенних авитаминозов
И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconУрок с использованием компьютерных технологий по теме «Белки»
Интегрированный урок химии и биологии в 10 профильном химико – биологическом классе
И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconУрок биологии в 9 классе Тема урока Генетическое определение пола....
Закрепить и привести в систему знания и умения по теме: “Генетическое определение пола”
И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconУрок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга»
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга»
И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconУрок по биологии в 6 классе на тему «Растительные сообщества, типы растительных сообществ»
Открытый урок по биологии в 6 классе на тему «Растительные сообщества, типы растительных сообществ»
И. М. Разуваева Урок биологии в 6 классе iconДом-музей Велимира Хлебникова совместно с моу «Лицей №2 им. В. В....
Джотто, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти и др. В качестве лектора приглашён преподаватель...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница