Скачать 92,71 Kb.
|
Тема урока: «Соседи восточных славян». Цель: рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами. Задачи образовательные: с помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события. Задачи воспитательные: формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. ^ развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения. Основные понятия урока: колонизация, городище, каган, ислам Оборудование: карта «Расселение восточных славян», карта «Русь в IX-X веках», подборка документов и письменных источников, фотографии. ^ технология сотрудничества, технология деятельностного метода. Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная. Ход урока ^ (10 мин) а) фронтальный опрос: - С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке? (Восточные славяне) - Кто такие праславяне? (Древние предки славян) - Когда и где проживали праславяне? (В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад) - К какой языковой группе относились народы Восточной Европы? (Балтославянская индоевропейская языковая группа) - Когда и на кого разделились балтославянские племена? (В V веке до н.э. на балтов и славян) - Какую территорию занимали славяне? (Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря) - На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе? (Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне) б) работа с картой - Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э. (От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток) - Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы. в) занятия славян, религия ^ (15 мин) Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5) Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века: Чтение документа № 1 « … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке- там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках». Вопросы к документу: - Назовите народы, перечисленные в документе? (Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь) Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор. Работаем с картой «Расселение славян», находим перечисленные народы. На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – ^ Чтение документа № 2 Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.
(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125) Вопросы к документу: - О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов? - Чем они занимались? а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян. б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания. в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье. - Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь) Чтение документа № 3 Контакты финноугорских народов со славянами. «Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125) Вопросы к документу: - Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян? (Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение) - Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»? (У славян уже были вои названия – топор, соха, борона) Вывод: Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество. На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы. Читаем документ №4 Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:
Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском). Вопросы к документам: - О каких контактах славян с балтами говорят источники? а) Охота (зубр) б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин. в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши. Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов. Религия – язычество. ( не Перун, а Перкунас, Перкунь). Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля. На юге соседями славян были ираноязычные племена. Прикрепляем на доску термин. К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров. На карте находим места проживания скифов. Читаем документ № 5 Геродот о народах Северного Причерноморья «Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)» В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс». Вопросы к документу: - Чем занимались скифы? (Скотоводством, земледелием, ремеслом) ^ : Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов (бог, богатырь, хата, топор, собака). Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация. ^ стр.16-18 (10 мин) На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя. Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.
При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания. Учитель: ^ Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство IV. Подведение итогов На выбор учителя: Кроссворд (Excel), тест (на компьютере в программе «Использование Microsoft Office в школе», в on-line) Задания на интерактивной доске. Домашнее задание. § 2, продолжить заполнение таблицы. |
![]() | 1. Происхождение славян. Их соседи и враги Место славян среди индоевропейцев. Восточные славяне. Соседи восточных славян. Великое переселение народов. Перемены в общественном... | ![]() | План: Расселение восточных славян. Соседи восточных славян Начало... Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских |
![]() | Рабочая программа История России. Раздел I. Возникновение и развитие... Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное... | ![]() | Тема общественный строй восточных славян Основу социальной организации восточных славян в начале I тысячелетия составлял род |
![]() | Тема: Соседи восточных славян Цели урока ... | ![]() | Задачи образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных... Цель: формировать представление об истории и культуре древних славян: показать живучесть в народе древних поверий и празднеств |
![]() | Потому что исполняется 1150 лет со времени события, которое получило название Когда-то единые, в VI-VIII вв разделились на южных, западных и восточных славян. Наша история — это история восточных славян, прародителей... | ![]() | План работы подготовки к олимпиаде по истории Русь древняя и средневековая (VIII-XVII вв.) Восточнославянские племена в VIII ix вв. Расселение восточных славян. Хозяйство, быт,... |
![]() | Урок по теме «Занятия и обычаи восточных славян в VI viii вв.» «Занятия и обычаи восточных славян»; введение понятий: залежная и подсечно- огневая система земледелия, актуализация понятий «присваивающее... | ![]() | Какова была территория расселения восточных славян? Чем объяснялось распространение у восточных славян в Приднепровье переложной системы земледелия? |