Исследовательская технология в учебном процессе




Скачать 59,35 Kb.
НазваниеИсследовательская технология в учебном процессе
Дата публикации30.09.2013
Размер59,35 Kb.
ТипИнструкция
pochit.ru > География > Инструкция
Исследовательская технология в учебном процессе

Современный образовательный процесс направлен на формирование и развитие личности, в полной мере владеющей различными видами учебной деятельности, обладающей высокой информационной, управленческой культурой, владеющей знаниями в области экономики, готовой к изменению характера и содержания профессиональной деятельности. Таким образом, перед учителем ставиться задача - развивать знания, формировать умения, расширять опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения имеющихся знаний. 
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. 
В связи с этим особенно актуальна задача приобщения учащихся к исследовательской деятельности, которая формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие творческие качества личности, как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность, системность мышления и т.д., что необходимо специалисту в любой отрасли, даже если он не стал научным сотрудником. 
Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание. 
Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы. 
Так, например, на уроке в 10 классе по теме: «Природные источники углеводородов» учащимся предлагается решить задачу с экологическим содержанием: « Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть подступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи. Необходимо срочно собрать её». 
Учащиеся, имея на столах инструктивные карты работают в группах. Предлагают выработанные способы решения данной проблемы. 
Инструкция по проведению эксперимента. 
Цель работы: 
1) рассмотреть характер воздействия нефти на природные объекты (импровизированный водоем) и птичье перо. 
2)найти решение проблемы; 
3)обсудить нравственные стороны ситуации. 
Порядок действия: 
Утилизация нефти в водоеме: 
a. налейте воду в чашку Петри; 
b. добавьте 2-3 капли нефти; 
c. запишите наблюдения; 
d. обсудите и выберите решение по утилизации нефтяного пятна. 
Удаление нефти с птичьего пера: 
a. Рассматриваем птичье перо. Обращаем внимание на его внешний вид и вес. 
b. Обмакиваем перо в «водоеме» с нефтью. 
c. С помощью воды, бензина, щетки очищаем перо. 
d. Удалось ли вам очистить перо? Как выглядит перо после такой обработки? 
1. Покрываем машинным маслом песок. Находим способ его очистки. Какой метод вы использовали? Насколько успешно? 
2. Делаем выводы по эксперименту. 
На примере нефтяных загрязнений у учащихся формируется бережное отношение к природе и ее богатству. 
I группа учащихся предлагает поджечь нефть. 
II группа – предлагает удалить нефть с помощью абсорбентов, которые осядут на дно, или собрать с поверхности воды пенькой, сетью.(на уроке фильтровальной бумагой) 
Выводы: эти процессы требуют много времени. 
III группа 
Подвести под слой нефти метан и поджечь его. Тогда загорится и нефть. 
IV группа учащихся предлагает распылить над загрязненным водоемом 
Микроорганизмы, которые питаются нефтью. Но они легкие и их уносит ветром. Графит увеличивает массу бактерий, кроме того он не тонет, плавает на поверхности воды. Если бактерии, находящиеся на поверхности графита, разбросать с вертолета, то они уничтожат нефтяное пятно с минимальными потерями для человека. 
Учащиеся определяют все «за» и «против» (работают по группам), участвуют в обсуждении решения данной проблемы, выбирают оптимальный вариант. 
Учитель: Очень трудно взвесить все «за» и «против», чтобы принять правильное решение. Любое явление имеет свои положительные и отрицательные значения. Для этого необходимы глубокие знания. 

На уроке «Сравнительная характеристика предельных спиртов» учащиеся изучают свойства спиртов с помощью исследовательского подхода. 
Исследование: «Физико-химические и физиологические свойства спиртов предельного ряда». 
Цель: Доказать влияние водородной связи и величины радикала на свойства спиртов. 
 Выдвигаем гипотезу: 
1. Чем больше величина радикала, тем ниже растворимость спиртов в воде; 
2. Чем более разветвленный радикал, тем ниже растворимость данного спирта в воде. 
3. Чем больше ОН-групп в молекулах спиртов, тем лучше их растворимость 
4. Сравните процесс взаимодействия имеющихся у вас спиртов с металлическим натрием. 
5. Выяснить влияние спиртовых растворов на живые организмы. 
 Проверка гипотезы. 
1. Исследуем растворимость выданных спиртов (этанол и н-бутанол; н-бутанол и изобутанол; этанол и этандиол и др.) в воде и описываем наблюдения. Сделайте вывод о зависимости растворимости от количества ОН-групп и природы радикала. 
Исследуем процесс взаимодействия имеющихся у нас спиртов (этанол, н-бутанол, изобутанол, этандиол и др.) с металлическим натрием. 
2. Сделайте вывод о способности атома водорода ОН-группы замещаться на атом металла. Составьте уравнения соответствующих реакций. Соблюдайте технику безопасности. 
Чтобы выяснить влияние спиртовых растворов на живые организмы учащиеся заранее получают задания типа: «Влияние спиртовых растворов на прорастание и развитие семян пшеницы, подсолнечника», «Процессы, происходящие с алкоголем в живом организме», «Влиянии этилового спирта на различные органы и системы органов человека», «Динамика заболеваемостей, связанных с употреблением алкогольных напитков»(работа проводиться совместно с медицинскими работниками). 
3. Результаты своей работы учащиеся оформляют в виде проектов и презентаций. 

Внеурочная работа с учащимися в области исследования мною ведется на протяжение многих лет. Дети успешно выступают на научно-практических конференциях. 
В 2010-1011 учебном году была подготовлена учащимся 8 «Г» класса Шатроповым Сергеем интересная работа по теме: «Определение качества меда». 
Целью данной работы было исследование состава и определение качества различных сортов меда, имеющихся в торговых точках города. 
В работе были поставлены следующие задачи: 
1. Изучить литературу по данной теме; 
2. Научиться проводить химические реакции, лежащие в основе аналитического метода исследования (например, титрование); 
3. Определить состав, свойства меда и продуктов пчеловодства (физических (органометрических) показателей меда, наличия падиевого меда примесей, крахмала и мела, фермента диастазы). 
4. На основании экспериментальных данных производить расчеты, сравнивать полученные результаты и делать соответствующие выводы о качестве исследуемого продукта.

Категория: Мои статьи | Добавил: tzhuckova2013 (11.01.2012) | Автор: Жукова Татьяна Александровна E

Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0




Всего комментариев: 0

Похожие:

Исследовательская технология в учебном процессе iconИнтерактивная технология в учебном процессе. Интеллектуальная игра...
Продолжать формирование навыка работы в коллективе, умения обобщить и делать выводы
Исследовательская технология в учебном процессе iconДоклад Технология стратовой дифференциации в учебном процессе мбоу маслянинской сош №1
Всероссийская научно – практическая конференция «Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы...
Исследовательская технология в учебном процессе iconО преподавании образовательной области «Технология» в 2011 2012 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в 2011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края
Исследовательская технология в учебном процессе iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании Предмет
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, групповые технологии,...
Исследовательская технология в учебном процессе iconРабочая программа по дисциплине (Использование современных информационных...
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Исследовательская технология в учебном процессе iconЛюбая педагогическая технология это информационная технология, так...
«Использование информационных технологий в образовательном процессе. Формирование информационной культуры учащихся»
Исследовательская технология в учебном процессе iconПубличный отчет
При этом внимание сконцентрировано на двух неразрывно связанных сферах воспитания – теоретической и практической, учебном процессе...
Исследовательская технология в учебном процессе icon«Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования...
Тема: «Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»
Исследовательская технология в учебном процессе iconКоличество
Создание условий для качественного и эффективного образования учащихся через внедрение и активное использование информационно-коммуникационных...
Исследовательская технология в учебном процессе iconИсследовательская, проектная деятельность ученических сообществ моу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница