Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет




НазваниеДополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет
страница1/7
Дата публикации26.08.2013
Размер0,89 Mb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красногвардейская гимназия

Дополнительная образовательная программа

«ЗДОРОВЬЕ ОТ А ДО Я»

Возраст детей — 7 – 11 лет

Срок реализации — 4 года

Составитель: Калбанова Т.В.

учитель начальных классов МБОУ «Красногвардейская гимназия»

gimn1_1
С. Донское

2010г


КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Информация о программе

Тип программы —адаптированная.

Направление программы — социально-педагогическое.

Уровень усвоения — общекультурный.

Способ освоения — креативный.

Уровень реализации — начальное образование.

Возрастной диапазон — младший школьный возраст.

^ Пояснительная записка

направленность программы — социально-педагогическая.

Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Обуховой Л. А., Лемяскиной Н. А. для 1-4 классов.
^ Актуальность и новизна программы.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
^ Цель данной программы.

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).


Задачи

Образовательные:

  • обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;

  • обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

  • привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и телом;

  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;

  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;

  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.


^ Отличительные особенности данной программы.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.

Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
^ Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 4 года.
Форма и режим занятий:

Форма обучения

по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

^ Режим занятий – 1 час в неделю/ 34 часа в год.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.

  • К концу 1 года обучения

Познавательные УУД : правильно мыть руки и лицо; делать гимнастику для глаз; содержать в чистоте своё тело; защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений; выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме; соблюдать режим дня; контролировать своё поведение в школе и дома; уметь противостоять вредным привычкам; выполнять физические упражнения для укрепления мышц; выполнять закаливающие процедуры; соблюдать правила безопасного поведения на воде; играть в подвижные игры на воздухе.

Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



Способ проверки: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, отчёты детей-санитаров, физоргов, командиров о выполнении учащимися валеологических правил, опрос на занятиях после пройденной темы.


  • К концу 2 года обучения

Ожидаемые результаты:

Познавательные УУД: заботиться о своём здоровье; составлять и выполнять режим дня; вести здоровый образ жизни; выполнять рекомендации врача во время болезни; своевременно делать прививки; следить за содержанием домашней аптечки; оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице в транспорте, на воде, пожаре в доме; оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей; помочь себе при тепловом ударе; при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием.

Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».



  • К концу 3 года обучения

.

ПознавательныеУУД: общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.

Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года: театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять, урок - соревнование «Культура здорового образа жизни».


  • К концу 4 года обучения

ПознавательныеУУД: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий; выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять вредным привычкам; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам; поддерживать и помогать членам своей семьи.

Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников на повторение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба», спортивный праздник «День здоровья», сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу», костюмированный праздник «Чистота и здоровье», игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо», урок – КВН «Наше здоровье», праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • театрализованное действие «Дружба»,

  • спортивный праздник «День здоровья»,

  • сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу»,

  • костюмированный праздник «Чистота и здоровье»,

  • игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо»,

  • урок – КВН «Наше здоровье»,

  • праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».


учебно—тематический план



1 класс

(1 ч/нед., 36 ч/год)



п/п

Содержание темы

Количество часов

Комментарии по

Всего

Теоретические

Практические

Формированию УУД

1

^ Дружи с водой

2

1

1

Прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

2

^ Забота о глазах

1




1

Умение беречь органы чувств, выполнять правила чтения, ухода за глазами.

3

^ Уход за ушами

1




1

Умение выполнять правила ухода за ушами.

4

^ Уход за зубами

3

1

2

Умение выполнять правила ухода за зубами.

5

^ Уход за руками и ногами

1




1

Выполнять правила личной гигиены.

6

^ Забота о коже

3

1

2

Умение ухаживать за кожей лица и рук.

7

^ Как следует питаться

2

1

1

Уметь различать полезные и вредные продукты. Соблюдать режим питания.

8

^ Как сделать сон полезным?

1

1



Выполнять режим дня. Умение соблюдать условия для полноценного и здорового сна.

9

^ Настроение в школе

1




1

Умение владеть своим настроением, знать приёмы улучшения настроения.

10

^ Настроение после школы

1




1

Умение распознавать свои

переживания и знание способов выходов из сложных ситуаций

11

^ Поведение в школе

2



2

Умение выполнять правила поведения в школе.

12

^ Вредные привычки

2

1

1

Умение делить привычки на «вредные» и «полезные » и не следовать вредным для здоровья привычкам

13

^ Мышцы, кости и суставы

2

1

1

Иметь представления о здоровом образе жизни человека. Умение выполнять физические упражнения для укрепления мышц тела.

14

^ Как закаляться.

Обтирание и обливание

1

1



Умение заботиться о своём здоровье, выполнять правила закаливания организма

15

^ Как правильно вести себя на воде

1

1




Умение правильно вести себя на воде. Знать правила безопасного поведения на воде в летнее время.

16

^ Чтобы душа была здорова

5

2

3




17

^ Народные игры

1




1

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма

18

^ Подвижные игры

1




1

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма

19

^ Доктора природы

(обобщающие)

2

1

1





2 класс

(1 ч/нед., 36 ч/год)



п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

^ Почему мы болеем

3

1

2

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

2

1

2

3

^ Кто нас лечит

1



1

4

Прививки от болезней

2

1

1

5

^ Что нужно знать о лекарствах

2

1

1

6

Как избежать отравлений

2

1

1

7

^ Безопасность при любой погоде

2

1

1

8

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

2

1

1

9

^ Правила безопасного поведения на воде

1

1




10

^ Правила общения с огнем

1

1




11

Как уберечься от поражения электрическим током

1



1

12

^ Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

1

1

1

13

^ Как защититься от насекомых

1



1

14

Предосторожности при обращении с животными

1



1

15

^ Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

2

1

1

16

^ Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

2

1

1

17

^ Первая помощь при травмах

3

1

2

18

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

1




1

19

^ Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

1




1

20

^ Сегодняшние заботы медицины

3

3




















3 класс

(1 ч/нед., 36 ч/год)



п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

^ Чего не надо бояться

1




1

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

1

1

3

^ Почему мы говорим не правду

2




2

4

Почему мы не слушаемся родителей?

2

1

1

5

^ Надо уметь сдерживать себя

2




2

6

Не грызи ногти, не ковыряй в носу

2

1

1

7

^ Как относиться к подаркам

2

1

1

8

Как следует относиться к наказаниям

1




1

9

^ Как нужно одеваться

1

1




10

Как вести себя с незнакомыми людьми

1




1

11

^ Как вести себя, когда что-то болит

1




1

12

Как вести себя за столом

2

1

1

13

^ Как вести себя в гостях

1




1

14

Как вести себя в общественных местах

2

1

1

15

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

2

1

1

16

^ Что делать, если не хочется в школу

1




1

17

Чем заняться после школы

1




1

18

^ Как выбрать друзей

2

1

1

19

Как помочь родителям

1




1

20

^ Как помочь больным и беспомощным

2

1

1

21

Повторение

3

1

2


















4 класс

(1 ч/нед., 34 ч/год)



п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Наше здоровье

4

2

2

2

Как помочь сохранить себе здоровье

3

1

2

3

Что зависит от моего решения

2




2

4

Злой волшебник табак

1



1

5

Почему некоторые привычки

называются вредными

5

2

3

6

Помоги себе сам

1




1

7

Злой волшебник алкоголь

3

1

2

8

Злой волшебник наркотик

2

1

1

9

Мы одна семья

2

1

1

10

Повторение

11




11
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconДополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых...
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей
Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconДополнительная образовательная программа «чудесные узоры» Рассчитана на возраст от 7 15 лет
Вязание на спицах является одним из древнейших видов прикладного искусства, корни которого уходят в глубину веков
Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconДополнительная образовательная программа Детского творческого объединения...
Они действуют на всех уровнях: от федерального – до объектового. Обучение населения организовано и проводится в соответствии с необходимыми...
Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconОбразовательная программа дополнительного образования детей (авторская)...
Программа «Наследие человечества» имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для детей 14-18 лет, интересующихся...
Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconДополнительная образовательная программа, направленная на формирование...
Дополнительная образовательная программа «Горница» разработана для учащихся средних, старших классов в возрасте 13-18 лет. Программа...
Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconПрограмма «здоровье» Возраст детей: 7 12 лет. Срок реализации: 1 год
Ухудшение здоровья детей школьного возраста – это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы
Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconДополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной...
Ного боя в детских образовательных оздоровительных центрах и рассчитана на детей школьного возраста (7-17 лет). Весь курс рассчитан...
Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconОбразовательная программа «литературное краеведение» Возраст детей...
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Рассчитана на развитие детей среднего школьного возраста (11 13...
Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconОбразовательная программа «занимательная химия» Возраст детей 12-16...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет iconОбразовательная программа молодежного объединения «Лидер»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница