Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание»




Скачать 48,28 Kb.
НазваниеУрок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание»
Дата публикации19.08.2013
Размер48,28 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > География > Урок
Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание»
Цели:

Образовательная:

1)  познакомить учащихся с понятием «наука»;

2) охарактеризовать систему деления наук;

3) охарактеризовать структуру научного познания, его методы, особенности и прикладной характер;

4) используя межпредметные связи с химией, физикой, биологией, историей, литературой, философией, экономикой, географией подвести учащихся к пониманию взаимозависимости различных наук.

Развивающая:

1) продолжить формирование логического мышления учащихся;

2) развивать творческое мышление учащихся путем обращения  к их знаниям из других школьных предметов.

Воспитательная:

1)  помочь учащимся осознать взаимозависимость объектов окружающего мира и, следовательно, ответственность каждого за совершаемые поступки;

2)  заставить ребят задуматься о своем отношении к окружающему миру.

 

Основные понятия: наука, наблюдение, эксперимент, опрос, анализ.

 

Оборудование: учебник, схемы «Наука», «Познание», предметы для эксперимента, карточки с задачей.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

План изучения нового материала:

  1. Наука.

  2. Система наук.

  3. Познание.

  4. Методы науки.
^

ХОД  УРОКА


 

«Наш ум по природе своей наделен

неутомимой жаждой познавать истину»

Марк Туллий Цицерон, римский оратор.

1.Наука.

- «Наш ум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину» - писал известный римский оратор Марк Туллий Цицерон.

Беседа.

Согласны ли вы с этим высказыванием, свою точку зрения обоснуйте. (Ответы детей при необходимости корректируются учителем).

- Действительно, наш мозг всегда стремится к познанию чего-то нового. И помогает ему в этом наука.

Работа с понятием.

Давайте попробуем дать определение понятия «наука». (Ответы детей при необходимости корректируются учителем).

     Наука - система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления.

 - Наука призвана добывать людям новые знания, исследовать еще не изученные области и проникать в тайны мироздания. Она описывает, объясняет и предсказывает процессы и явления природы и общества.

^ 2. Система наук.

Работа со схемой.

- Система наук условно делится на:


Объяснение учителя:

Естественные - науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных явлений.

Гуманитарные - науки, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Общественные - науки, изучающие человека и формы совместной жизни людей.

Технические - науки, исследующие явления, важные для развития техники, либо её саму (техносферу).
Задание.

Определите, к какой науке относится то или иное действие:

  • изучение состава почвы

  • археологические раскопки

  • изучение особенностей отношений людей

  • расшифровка египетских иероглифов

  • изобретение ракетного топлива

  • социологический опрос по теме «Вы против курения или за?»

  • создание нового четырех ядерного процессора.


3. Познание.

- Но все эти науки не существовали бы, если человек не обладал познанием.

Но что такое познание нам придется определить экспериментальным путем.

Эксперимент.

Нужен один учащийся. Его вызывают к доске. Завязывают глаза. Предлагают с помощью обоняния и осязания, вкуса и слуха определить что за предмет ему предложен (мандарин, ластик, кубик, часы).

Затем нужен еще один учащийся. Его вызывают к доске. Предлагают решить математическую задачку, вставить пропущенную букву в слове, убрать лишний предмет из предложенных.

Эвристическая беседа.

На основе уведенного, классу задается вопрос:

- С помощью чего вы выполняли задания? (чувств и разума).

- Эти виды познания называются - чувственное и рациональное.

Работа со схемой.

  


^ 4. Методы науки.

- Мы познаем мир с помощью двух видов познания – чувственного и рационального, а помогают нам в этом еще и методы науки.

Эвристическая беседа.

Давайте самостоятельно выявим эти методы из предложенных мною жизненных ситуаций:

1. Древнегреческий философ Сократ разгуливал по Афинам и ставил проходих в тупик хитроумными вопросами. (опрос)

- Кто еще из ученых использует этот метод? (журналисты, учителя, следователи).

2. Ученый долго наблюдал за тем, как из бутона тюльпана вот-вот раскроется цветок. (наблюдение).

3. На уроке химии учащиеся смешивали в пробирке различные химические вещества. (эксперимент).

4. Ученик Саша долго анализировал задачку в контрольной работе, прежде чем приступил к работе над ошибками.(анализ)
- Таким образом, мы с вами выявили 4 метода науки: наблюдение, эксперимент, опрос, анализ. Но еще существует один метод, который часто используют обществоведы – измерение. Измеряют количество новорожденных, количество проголосовавших за кандидата и т.д.

Работа с карточками.

Давайте поучаствуем в таком измерении и выполним задание в карточке.

- Определите, сколько процентов человек проголосовало за одного из трех кандидатов - Виктора, если за Андрея проголосовало 35%, за Николая - 11%. (за Виктора - 54%).
Учебная дискуссия.

Согласны ли вы со словами известной песни А.Макаревича - «не стоит прогибаться под изменчивый мир – пусть лучше он прогнётся под нас».
- Наша задача – вписаться в этот мир и гармонично взаимодействовать с ним благодаря науке и познанию!
Подведение итогов урока, выставление оценок, запись домашнего задания.
Домашнее задание:

§14 (читать, пересказывать).

Социальная практика: составьте список вопросов своим одноклассникам по теме: «Как провести свободное время» и проведите опрос, результаты которого с помощью научного метода измерения (в процентах и цифрах) запишите в тетрадь.

Похожие:

Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconУрок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность»
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность». Разработан учителем моу «Мачешанская сош» Межовой Ириной Елисеевной
Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconУрок в 4 классе учителя сош №5 Воеводкиной Ирины Андреевны по теме...
Наука о Земле в переводе с греческого языка означает «землеописание» (география)
Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconУрок по теме Цели урока
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconУрок обществознания в 8 классе по теме «Социальная стратификация»
Цель урока: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать её влияние на поведение, образ...
Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconУрок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель...
В процессе овладения учащимися в ходе проблемного разговора комплексным понятием свобода и её ценностями убедить их в важности формирования...
Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconОткрытый урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"

Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconУрок химии в 8 классе по теме: «Обобщающий урок по теме: «Вода. Растворы»
Моу «Песчанская средняя общеобразовательная средняя школа» Ивнянского района Белгородской области
Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconУрок русского языка в 8 классе Тема: Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»
Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного...
Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconУрок по теме «What are the British like ?»
Урок по теме «What are the British like?» в 8 классе по учебнику Кузовлева В. П. проведен в ноябре 2008 г учителем английского языка...
Урок обществознания в 6 классе по теме «Наука и познание» iconУрок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира) Оборудование
Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница