Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование»




Скачать 159,56 Kb.
НазваниеИсследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование»
Дата публикации19.08.2013
Размер159,56 Kb.
ТипИсследование
pochit.ru > География > Исследование
Урок-исследование по окружающему миру в 4 классе (УМК «Школа XXI века)

Тема: Почва – «особое природное образование»

Цель:

Создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»

Задачи:

  1. Развивать познавательные общеучебные умения: учить определять состав и свойства почвы, объяснять причину плодородия почв на основе круговорота веществ между живой и неживой природой; учить поиску необходимой информации, её структурированию и моделированию.

  2. Развивать регулятивные общеучебные умения: учить управлять учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, оценки успешности усвоения.

  3. Развивать коммуникативные умения: умение сотрудничать при выполнении совместной работы в группах, вести диалог, искать решения.

  4. Развивать личностные умения: уметь объяснять необходимость бережного отношения к почве.

Оборудование:

у учащихся: пробирки с тремя видами почв, стакан с почвенным коктейлем, 3 чаши с чернозёмной почвой, 2 стакана с водой, карточки с названиями объектов живой и неживой природы, алгоритм выполнения исследования, карточки с тестами, конверты с изображением обитателей почвы

на доске: плакат с изображением пласта почвы, изображение персикового дерева с плодами

у учителя: презентация к уроку

Ход урока

Этапы биоадекватного урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

^ Сенсорно-моторный этап

(Этап получения информации от органов чувств)

  1. Релаксация


II.Формулирование темы урока


- Окружающий мир. Какой он? Видимый и невидимый. И всегда хочется заглянуть в невидимый мир. Пусть сегодняшний урок будет тем светлым лучом, который осветит нам таинственные уголки Земли, чтобы открыть живые чудеса природы. Закройте глаза. Включите воображение. Вы в летнем саду.

Золотистой нежной кожей
Персик лег ко мне в ладошку,
Сладкий я и соковитый,
Радостью земли налитый,
Солнцем ласковым согрет
И меня вкуснее нет!

Вот треснула кожица нежная,

А под нею мякоть чудесная!

-Откройте глаза. Почувствовали персик в руках? Бархатистую кожицу?

- Возьмите рисунок с изображением персикового дерева и нарисуйте плоды, которые представили.

- С чем в окружающем мире можно сравнить персик?

- Чем они похожи? Что есть у персика? У Земли?

- Нашу планету обтягивает тоненькая плёнка, как кожица персика – верхний слой Земли. Как её называют?

- Так над какой темой будем работать?

- А почва – это живое природное тело ли неживое?


Неживая

природа

Живая природа


- Если бы изобразили почву третьим кружочком, то в каком круге вы его нарисовали?


Неживая

природа

Живая природа




- Вы знаете, что В.В. Докучаев, основоположник учения о почвах, назвал почву «особым природным образованием».

(На доске открываю запись:

Почва – «особое природное образование»)

-Как вы думаете, почему?

-Мы сегодня и проверим эту гипотезу.

- Прочитайте, что писал о почве известный писатель Пришвин.

- «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20».

- Приведите примеры из жизни, когда в почву можно положить немного, а получить много?

- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где люди собирают урожай, где растут красивые леса, травы?

-Приведите примеры.



Ответы учащихся.

Учащиеся рисуют .

Предположения уч-ся, связанные с их ассоциациями.

- Косточка персика напоминает ядро Земли, мякоть – мантию, кожица – верхний слой Земли.

- Почва

  • Почва

  • Неживое


Один из учеников рисует

Высказывания детей

Читают по слайду

Приводят примеры из жизни

-Нет.

В Арктике, в Антарктиде, в пустыне, на ледяных горных вершинах

Личностные умения

Регулятивные умения

Регулятивные умения


^ Символьный этап

(формирование образа на основе информации, полученной от органов чувств)

  1. Постановка проблемного вопроса.




-Перед вами 3 образца почвы в пробирках: песчаная, глинистая, чернозёмная.

- Как вы думаете, какая из них способна производить богатый урожай?

- Почему вы так решили? Собирали урожай на такой почве?

-Рассмотрите и опишите, какой же должна быть почва? Итак,…(дальше запись на слайде?)

^ Почва – это верхний тёмный, рыхлый, способный производить урожай слой земли

- Возьмите рисунки и нарисуйте почву, как вы её описали.

На доске открываю на листе А3 изображение пласта почвы

- У вас какого цвета почва? Сравните по изображениям на слайде возможности тёмной по цвету почвы и более светлой.

- Какой вопрос у вас возникает?

^ На нарисованный пласт прикрепляю изображение дерева с плодами


Ответы уч-ся

Примеры из жизни

Описывают внешний вид почвы по состоянию, по цвету.

Продолжают свой рисунок, начатый на сенсорно-моторном этапе

- На серой по цвету почве растут чахлые растения, урожай небогатый. На тёмной почве богатая растительность, собирают хороший урожай.

Почему тёмная почва способна производить урожай? Отчего это зависит?


Регулятивные и познавательные умения

^ IV. Решение проблемной задачи

1. фронтальная работа


-Выберите из предложенного списка те понятия, которые помогут нам ответить на проблемный вопрос:

Состав почвы

Свойства почвы

Строение животного

Обитатели почвы

Свойства твёрдых тел

- Это и будет план работы в исследовательской лаборатории, сотрудниками которой являетесь вы?


Состав почвы

Свойства почвы

Обитатели почвы


Регулятивные и познавательные умения

Логический этап (логическое осмысление информации в соответствии с учебными задачами в деятельностном пространстве)

^ 2. Экспериментальная работа в группах.


-Исследуем первый пункт плана «Состав почвы». Каждая группа проводит своё исследование .Руководители, возьмите алгоритм, прочитайте своей группе, организуйте работу. Напоминаю, что вы соблюдаете осторожность, аккуратность и безопасность при работе со стеклянными предметами.

- Найдите название вещества в списке на карточке и прикрепите на доске на круг. Обозначающий множество живой или неживой природы. Вода относится к живой или неживой природе?

- Для чего нужна растениям вода в почве?

- Что получает растение из почвы?

- Покажите на своём рисунке стрелкой и на доске

- Найдите это вещество в списке и прикрепите на доске. Воздух относится к живой или неживой природе?

- Для чего нужен в почве воздух растениям?

- Что получает растение из почвы?

- Покажите на своем рисунке стрелкой и на доске

- Выберите названия веществ и прикрепите на доске. Песок и глина – это объекты какой природы?

- Если в почве есть песок, то почва будет какой по состоянию?

-Какую роль играет глина?

- Это благоприятные условия для роста растений?

- Это, ребята, механический состав почвы

- Я тоже провела эксперимент до урока. Я перемешала почву с водой и несколько капель раствора нагрела. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. На что похож белый налёт?

-Значит, в почве есть минеральные соли. Прикрепляю

- Для чего растениям минеральные соли или вещества?

- Сделайте вывод, что получают растения из почвы?

- Покажите на своём рисунке стрелкой.

- Это химический состав почвы

- Что получает почва от растений?

- В каком направлении будет стрелка на рисунке? Покажите на своём рисунке стрелкой и на доске.

- В почве из остатков растений образуется перегной. Найдите название вещества и прикрепите на доске.

- Что получают растения из почвы? Изобразите стрелкой. Мы рассмотрели первый пункт нашего плана.

-Перечислите вещества, образующие механический состав почвы, химический состав.


(Работают одновременно, потом идёт проверка работы).

1 группа

1. Снимите полиэтиленовую плёнку, которой накрыта почва.

2. Рассмотрите внутреннюю часть плёнки. Что на ней заметили? Капельки воды?

3. Вывод :

В почве есть_______

Слова-подсказки: песок, глина, остатки растений, воздух, вода

Прикрепляют на кружок «Неживая природа» слово «вода»

-Для питания

-Воду

Изображают стрелку на рисунках и на доске

2 группа

  1. В ёмкость с водой опустите комочек почвы

  2. Из него в воду выходят __________.

  3. Что входит в состав почвы?

  4. Допишите вывод:

В воду выходят пузырьки. В почве есть_________ воздух

Слова-подсказки: песок, глина, остатки растений и насекомых, воздух, вода

Прикрепляют на кружок «Неживая природа» слово «воздух»

-Для дыхания

-Воздух

-Выполняют

3 группа

  1. В ёмкость положили немного земли, наполнили водой, встряхнули и дали отстояться. Это почвенный коктейль.

  2. Отчётливо видно, что почва отслоилась. Рассмотрите.

  3. Назовите два нижних слоя.

  4. Допишите вывод:

В почве есть________ и ____ (песок и глина)

Слова-подсказки: песок, глина, остатки растений, воздух, вода

Прикрепляют на схему слова «песок»,»глина»

- Рыхлой

-Удерживает влагу

-Да

- На соли

- Для питания

- Минеральные соли

Выполняют

4 группа

  1. В ёмкость с водой высыпьте почву из пробирки №3

  2. Рассмотрите, что плавает сверху?

  3. Допишите вывод:

В почве есть____________ (остатки растений и насекомых)

Слова-подсказки: песок, глина, остатки растений и насекомых, воздух, вода

-Отмершие остатки

Выполняют

Выполняют

-Перегной

Выполняют

Ответы детей


Регулятивные, познавательные и коммуникативные умения

Лингвистияческий этап (выражение в словах образно воспринятой и логически осмысленной информации)

^ 3. Работа с текстом учебника

V.Самостоятельная работа. Самооценка.

VI. Работа в группах. Выявление обитателей почвы

VII. Итог


- Как же образуется перегной? Какова его роль в жизни растений, узнаем из рубрики под картинкой на стр. 31 в учебнике? Прочитайте название

- Какой мир имеется в виду?

-Почему тогда удивительный?

- Прочитаем текст изучающим чтением, ведя диалог с автором, и проверим наши предположения.

- Какие чудесные создания живут в почве?

Нарисуйте его.

^ Прикрепляю на нарисованный пласт почвы изображение дождевого червя

- Какие удивительные вещи совершают дождевые черви?

-Какое же главное свойство почвы?

Это ответ на второй пункт нашего плана. - Из каких слов оно состоит?

^ На слайде:

плодородие

«плод» и «родить»

- По-вашему плодородие земли бесконечно или необходимо его сохранять?

-Как сохранить плодородие почвы?

- Итак, на наш проблемный вопрос (зачитайте),

- вы сможете дать развёрнутый ответ, когда выполните тест.

- Какой же ответ на проблемный вопрос вы сформулировали?

- Оцените самостоятельную работу по алгоритму:

1.Какое было задание?

Что ты должен был получить в результате?

2. Выполнил полностью верно или с ошибкой?

3. Справился самостоятельно или с чьей – то помощью?

4.Определи отметку, которую ты себе поставишь?

- Кто ещё безошибочно справился с тестом?

- Сравните свой ответ с выводами авторов учебника на стр. 30 последний абзац.

- Только ли черви способствуют плодородию почвы?

- Выберите из конвертов изображения других обитателей почвы и прикрепите на нашу модель почвы.

- Кто обитает в почве?

- Так можно ли почву назвать «многонаселённым домом»?

- Да, в одном грамме почвы живёт до 10 млрд. микроорганизмов. Микроорганизмы вырабатывают минеральные соли. Мы рассмотрели третий пункт плана.

- Вернёмся к нашей гипотезе

^ Почва – «особое природное образование»

- Почему В.Докучаев назвал почву «особым природным образованием»?

- Посмотрите на нашу модель, что входит в это «особое образование»?

-Так где теперь мы можем нарисовать третий круг?


Живая природа

Неживая

природа


- Итак, почва – это единство какой природы?

- Живёт почва благодаря круговороту веществ между живой и неживой природой, что и показывают стрелки. Ваши рисунки-образоны помогут для реализации исследовательского проекта, работу над которым любители природы могут продолжить весной у себя на даче или в огороде. Рекомендации найдёте в буклете в вариативной части.


-Этот удивительный мир

-Почва

- Предположения детей

Читают текст вслух, задавая вопросы автору

«Этот удивительный мир.

Мальчик принёс в класс дождевого червя.

- Какое невзрачное животное, - сказала учительница, а сколько он приносит пользы! (Вопрос: «Какую пользу приносит?») Если в почве много дождевых червей, значит, она плодородная. Черви обогащают землю перегноем. (Вопрос: Как они это делают?)

Они рыхлят почву, то есть перемешивают её слои. Ходы дождевых червей заполняются воздухом, который необходим для дыхания всех обитателей почвы. Так повышается её плодородие.

- Давайте отнесём его назад в огород, - предложили дети, - пусть там живёт и помогает почве стать плодородной»

-Дождевые черви

Рисуют

-Обогащают почву перегноем и повышают плодородие

-Плодородие.

Плод и родить

Ответы детей

-Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.

Почему тёмная почва способна производить урожай? Отчего это зависит?

Выполняют разноуровневые тесты со словами подсказками для необходимого уровня и без слов-подсказок – для программного

^ Тест

Вставьте пропущенные слова, чтобы получить верное высказывание

В почве есть все необходимое для роста растений.

1.Для дыхания- _______________________.

2.Корни растений получают из почвы - ________________ и ______________.

3. Дождевые черви рыхлят почву и обогащают её _______________________.

4. От её количества зависит основное свойство почвы – ______________________.

Слова - подсказки: воздух, вода, соли, перегной, плодородие.

Читают текст, полученный в результате выполнения теста

Оценивают себя в диалоге с учителем

Поднимают руки

Выполняют

- Нет, в почве живёт много живых организмов

Работают в группах

Мелкие животные, черви, личинки насекомых, микроорганизмы.

^ Прикрепляют на кружок «Живая природа» слова «насекомые, зверьки, микробы, черви»

Ответы детей

Объекты живой и неживой природы

Выполняет один из учеников

- Живой и неживой


Познавательные умения

Личностные умения

Познавательные и коммуникативные умения

Познавательные умения

^ IX. Рефлексия


- Давайте подведём итог. Продолжите устно фразы на ваших листочках:

Сегодня на уроке я – смог… … .

Я запомнил … … .

Теперь я знаю… … .

Я умею …

- Почему почва так важна для человека?

Составьте устно слоган из двух слов, содержащий призыв.

- Какой вопрос у вас возникает?


Ответы детей

- Почва – это источник питания и жизни на Земле

Ответы детей

- От кого же нужно защищать почву, как?

Личностные умения

VIII. Домашнее задание.


Это исследование вы проведёте дома, задания к которому найдёте в буклетах в обязательной части.

- Спасибо вам за урок. Пусть ваша любознательность и воображение будут светлыми лучиками, которые помогут прочувствовать и понять всё многообразие окружающего мира.








Измайлова Марьям Рахимжановна,

учитель МОУ СОШ №2 г. Пугачёва

Саратовской области

Похожие:

Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconУрок по окружающему миру в 1 классе. Умк «Школа России». Учитель:...
Цель: познание учащимися процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей
Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconУрок исследование по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Вода и её свойства»
Образовательные цели: создать условия для формирования представления о свойствах воды, значении воды в жизни живых существ
Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconУрок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги
Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайги», как одного из видов природного сообщества...
Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconУмк «Начальная школа XXI века» (под ред проф. Н. Ф. Виноградовой)...
Умк «Начальная школа XXI века» (под ред проф. Н. Ф. Виноградовой) — один из самых популярных комплектов сегодня. Это во многом объясняется...
Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconРабочая программа по окружающему миру в 1-а классе на 2012-2013 учебный год
Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения и на основе умк «Гармония» программы...
Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые
Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения
Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconПрограмма учебного курса по русскому языку для 1 класса умк «Начальная школа XXI века»

Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Анников, а также концептуальных положений умк «Перспективная начальная школа» и умк «Начальная школа XXI века», реализующих фундаментальное...
Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconУрок по предмету «Окружающий мир» в 1 классе умк «Школа ХХI века»...
Умк «Школа ХХI века» учителя начальных классов высшей квалификационной категории мбоу островской сош козловой И. Б
Исследование по окружающему миру в 4 классе (умк «Школа XXI века) Тема: Почва «особое природное образование» iconКонспект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: «Хвойные деревья»
Цель: выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных; познакомить с хвойным деревом лиственницей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница