Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников




Скачать 268,66 Kb.
НазваниеМоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников
страница1/3
Дата публикации29.07.2013
Размер268,66 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
  1   2   3

Гречухина Наталья Васильевна, учитель химии и биологии


МОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Формирование экологической культуры у школьников

Автор опыта:

Гречухина Наталья Васильевна

Учитель химии и биологии

Алексеевской СОШ

Корочанский район

2004 год


СОДЕРЖАНИЕ


  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ……………………………..3



  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА………………………………….8



  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА………………………..14



  1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….22

.

  1. РЕЦЕНЗИЯ НА ОПЫТ РАБОТЫ………………………. 23

6. ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………….24

^ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ОПЫТА.

Гречухина Наталья Васильевна работает в Алексеевской средней школе учителем химии и биологии с 1994 года.

Она закончила Белгородский Педагогический Институт в 1990 году.

Еще в школе она увлекалась биологией, проводила опытническую работу, участвовала в олимпиадах и конкурсах.

Свою любовь к природе умело передаёт детям


^ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

За годы профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:

  1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное эгоистичное. Духовное оскудение человека, отчуждение человека от природы привели к созданию системы ценностей общества потребления, основанного на эгоизме и прагматизме.

  2. Невысокая социализация личности ребёнка. Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе, в окружающей среде.

  3. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности. Формализация процесса обучения, то есть учитель-носитель знаний, а ученик –получатель « готовых» знаний.

  4. Недостаточная мотивация экологического воспитания. Диагностика мотивов экологического обучения, проводимая в 2001 году среди 5-11 классов позволяет заметить, что 20% учащихся не видят проблемы в охране природы, 30% -живут по формуле «здесь и сейчас» и считают, что никакого отношения к охране природы не имеют, 23%- имеют ситуативное отношение и только 27% имеют активное, творческое личностное отношение к природе.

  5. Невысокий уровень психологических знаний и умений для создания ситуации психологического комфорта. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личном развитии, установлениями межличностных контактов.

Размышления над этими проблемами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, учёных-экологов, методистов, к опыту коллег. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы: личностное развитие, полноценная социализация школьника невозможны без целенаправленного формирования его экологической культуры. Средством формирования экологической культуры должно быть развитие способностей детей принимать осознанные решения в отношении окружающей среды, способствовать изменению поведения людей в природе.

Эта идея актуальна в связи с изменением социально-общественного сознания о необходимости охраны природы. Появляется социальный заказ общества к формированию целостного мировоззрения школьников, к применению новой системы ценностей, к созданию новой формулы бытия- « всегда и везде».

Формирование экологической культуры учащихся на уроках биологии и химии было начато мною с первых лет педагогической деятельности. Особенно успешных результатов я достигла за последние три года.

Данный опыт работы можно использовать в отдельных педагогических ситуациях. На отдельных уроках так и в системе, широко применять во внеклассной работе .


^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
В основе педагогического опыта лежат идеи И.С. Якиманской, В.В.Давыдова, а также учёных экологов: академика, директора Института эволюционной морфологии и экологии животных В.Е.Соколова, профессора МГПУ им. В.И.Ленина Н.М.Чернова, профессора РГПУ им. А.И.Герцена Н.Е.Кузнецовой, декана естественно - географического факультета БГУ Петина А.Н..

Экологическое образование молодёжи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это- условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности. Несомненно, что по-настоящему серьёзная экологическая подготовка может быть реализована только на прочной биологической основе. Значение биологических знаний как основы экологического образования до сих пор не осознанно в достаточной мере. Отчасти это связано с судьбой самого понятия « экология», отчасти с эволюцией отношения общества к экологическим проблемам. В своём точном значении экология- это особая область биологических наук, предметом которой является расшифровка связей и законов существования в окружающем мире различных

биологических систем-организмов, сообществ, популяций и экосистем разного ранга, вплоть до самой глобальной - биосферы.

Новые открытия в экологии сразу же изменили её роль в общественном сознании. Произошла бурная экологизация разных областей жизни, и сформировалось множество пограничных научных и прикладных направлений на базе применения экологических подходов к другим областям знаний. В таком неопределённом, аморфном виде, под флагом « междисциплинарности» экология принимается и в современной школе. Экологическое образование призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и культуру личности. Экологическое образование предполагает формирование убеждённости каждого жителя планеты в объективной необходимости сохранять созданные природой и человеком ценности. Уровень экологической культуры личности определяется также пониманием социальной значимости экологических проблем, их связи с политическими, социально- экономическими задачами человечества и отдельно взятой личности. Экологические проблемы стали настолько серьёзными, что для формирования экологического сознания необходимо использовать все каналы воздействия на личность. Передача знаний, умений, навыков - это задача специалистов- преподавателей экологии, но формирование бережного отношения к природе, готовности выбирать экологически целесообразные стратегии деятельности - это задача всех педагогов. Весьма актуально ставится идея непрерывного экологического образования, сущность которого выражается в единстве развития экологического сознания, экологической культуры личности и общества.

Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход естественной эволюции. Выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе « человек – окружающая среда».

В педагогической науке существуют два разных термина: « экологическое воспитание» и « экологическое образование». Первое невозможно без второго, и в тоже время знания сами по себе ещё не определяют направленность деятельности человека. Результат экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в её мир, осознавать ничем не заменимую ценность и красоту; в понимании того, что природа есть основа существования всего живого на Земле.

Экологическое образование и воспитание как важнейший фактор нравственного формирования личности позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми и природой, с самим собой как частью природы. Цель экологического образования и воспитания – формирование нравственно- ценностных отношений к природе и людям. Способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, готовности

принять практическое участие в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Тбилисская международная конференция по образованию в области окружающей среды ( 1977 г. ) закрепила приоритет экологического образования в системах просвещения, а московский международный конгресс ( 1987 г. ) подтвердил основной круг вопросов и проблем, считающихся достаточным фундаментом экологической подготовки населения.

Эти вопросы касаются преимущественно основ учения В.И.Вернадского о биосфере, функций в ней живого вещества, понятий биологического круговорота вещества и потоков энергии, элементарных сведений о пищевых цепях и экологических пирамидах и разрозненных представлений об условиях среды, экологических и антропогенных факторах. Основные воспитательные задачи- добиться чтобы учащиеся прониклись тревогой по поводу глобальных экологических проблем. Пробудить у них ответственность за состояние окружающей среды и стимулировать конкретную деятельность по её охране под девизом « мыслить глобально, действовать локально».

Как и в других областях знания, экологическое образование должно быть опережающим, и следовательно, должно отражать состояние науки, эволюционировать вслед за развитием научных задач и программ, готовить к решению проблем общества. Стратегия преодоления экологического кризиса и пути оптимального природопользования диктуются именно законами живой природы, необходимостью считаться с ними, в связи, с чем как никогда ранее возрастает значение биологических наук в практической жизни людей. В сфере биологии разрабатываются основные фундаментальные концепции общей экологии, характеризующие приспособительные возможности популяций, сообществ и экосистем.

Экология обманчива своей кажущейся простотой. На деле она требует системного мышления, которое создаётся лишь постепенно, хорошо продуманной системой обучения. В программах средней школы центром экологической подготовки учащихся должна стать биология. На задачи экологического образования работают все фундаментальные законы науки о жизни. Невозможно представить современного экологически грамотного человека без знания основ строения клетки, законов наследственности и изменчивости, не имеющего представлений об эволюции и не знакомого с азами классификации видового и экологического разнообразия жизни, принципами её упорядоченности.

Естественно, что экологическое образование не может замыкаться только в рамках биологической науки. Однако при построении действенной системы экологических знаний должны быть выявлены приоритеты и создана иерархия главного, важного и дополнительного. Нельзя безоговорочно принимать так называемый модульный принцип построения системы экологического образования, когда постулируется равенство всех дисциплин в этой системе. Несомненно, что экологическое образование должно охватить разные сферы знаний: законы живой природы, науки о внешней среде и

социальные науки. Однако следует четко представлять, что экологическая составляющая других, не биологических наук – это только та их область, которая спроецирована на живую природу. Если в рамках биологии возможно обсуждение большинства экологических принципов ( за исключением экосистемных круговоротов вещества и потоков энергии, что требует выхода за рамки чисто биологических дисциплин), то в других предметах это далеко не так. Экологизация этих предметов должна быть органичной, зависеть от их содержания. Так, география может внести существенный вклад в формирование экологического системного мышления и понимание условий жизни на Земле, астрономия- в понимание космических влияний на жизнь, химия – в познание механизмов загрязнений среды, методов их предотвращений и т.п. Но все экологическое содержание этих дисциплин должно вращаться вокруг законов и условий жизни на Земле. Это же относится и к социальным наукам. Главный аспект их экологизация – оценка отношения людей к природной среде, к живой природе на разных этапах развития общества, в разных сферах деятельности.

Очень важны нравственные аспекты экологического знания, привитые обществу новой морали. Весь смысл экологической культуры человека – уважение к законам живой природы, умение соотносить с ними своё поведение и хозяйственную деятельность. Гуманистическое воспитание не может строиться только на базе гуманитарных наук. Оно должно воспитывать уважение к жизни в целом, этим во многом определяется сейчас и забота о будущих поколениях.

В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что современное состояние преподавания экологии уже не удовлетворяет запросы общества и не соответствует уровню развития науки. Нужно искать новые пути. Требуется пересмотр общей стратегии экологической подготовки молодых людей. Основой её должен быть прочный фундамент биологического образования в средней школе и выход на экологические проблемы общества через познание важнейших законов живой природы, ибо эти законы уже содержат в себе ключи к пониманию того, как нужно строить непротиворечивые отношения с окружающей средой. Такое общее образование послужит хорошей основой для дальнейшей детализации экологической подготовки молодых людей в различных сферах деятельности уже в соответствии с профилем выбранной специальности.

^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Что бы способствовать воспитанию нравственности в отношении детей к природе, необходима экологизация всего учебно-воспитательного процесса.

В практике своей работы я использую комплексную систему, направленную на формирование экологической культуры. В этом процессе, решающую роль играет активная деятельность ребёнка, положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
^ Цель данной системы:

  1. Создание условий для развития у детей чувства причастности к решению экологических проблем, через непосредственное подключение их к изучению и улучшению экологической обстановки в районе;

  2. Привлечение внимания общественности к решению местных экологических проблем, изучение природы родного края;

  3. Популяризация экологических знаний, пропагандистская работа по охране природы.

Основная проблема, над которой работает наша школа – личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. Идея личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности- основа педагогических взглядов учителя. Этой идеей обусловлены принципы педагогической деятельности:

  1. Опора на субъективный опыт учащихся, используемый в качестве одного из источников обучения;

  2. Индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей класса в целом, групп учащихся и каждого ученика в отдельности;

  3. Актуализация результатов обучения, предполагающая применение приобретённых знаний, умений и навыков;

  4. Научность обучения, предполагающая соответствие теоретических и практических умений достижениям экологии, как науки.

  5. Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей содержания, форм, методов, средств обучения и оценивая результатов;

  6. Организация совместной работы учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;

  7. Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика;

  8. Психологический комфорт на уроке, позволяющий создать эмоционально благоприятную атмосферу во взаимоотношениях учащихся с учителем и школой в целом, снять по возможности повышенную тревожность на уроке.


Во всём мире экологическое образование в настоящее время рассматривается как важнейшая мера предупреждения экологической катастрофы и являются общепризнанным приоритетным направлением педагогических исследований.

Рассматривая цели экологического образования школьников можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

Первый уровень обеспечивает ориентацию школьников в проблеме и соответствующие правила поведения; второй предусматривает формирование категорийного аппарата мышления учащихся; третий - развитие экологической культуры, осознание учащимися взаимодействия « природа↔человек» как ценности. Переход экологических проблем в разряд глобальных проблем современности обуславливает необходимость ориентации на достижение третьего уровня – экологической культуры.

Экологическое просвещение достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки или внеклассные мероприятия ( экологическая разминка, рефераты по отдельным экологическим темам). Формирование экологического сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом экологии как учебного предмета. Экологическая культура в условиях школьного образования может формироваться только на основе интегративного подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение экологических проблем в системе «природа↔человек↔наука↔ производство ↔ общество ↔ человек». Такой подход обеспечивает формирование у учащихся целостного восприятия мира.
  1   2   3

Похожие:

Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников iconТема: «Формирование экологической культуры младших школьников в рамках кружка «Загадки природы»
Одним из приоритетных направлений работы моу начальная общеобразовательная школа №2 г. Камешково является развитие экологической...
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников icon«Толерантность и коммуникативность в содержании предмета английский...
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального...
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников iconРегиональный конкурс учебно-исследовательских экологических проектов...
Формирование у школьников экологической нравственности, экологической морали и экологической культуры
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Открытая (сменная) общеобразовательная...
Целью занятия является формирование экологического сознания и экологической культуры школьников
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников iconЦелевая программа «Формирование инновационной культуры педагога как...
Моу «Национальная средняя общеобразовательная школа №20» с. Хатыстыр Алданского района
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников iconКлассный час в 1классе по теме «В русской избе»
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального...
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников iconМир растений нашего леса
На современном этапе одной из актуальных проблем является формирование экологической культуры школьников. Важнейшая цель экологического...
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
На формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
...
Моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Формирование экологической культуры у школьников iconПубличный отчет моу сош №   моу «Средняя общеобразовательная школа №5»
Моу «Средняя общеобразовательная школа №5» является новым образовательным центром Чусовского муниципального района
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница