Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни»




НазваниеПояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни»
Дата публикации28.07.2013
Размер166 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > География > Пояснительная записка
Муниципальное образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа п. Тракторный

Петровского района Саратовской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

/Савин С.В./

ФИО

Протокол № от

« » 200 г.


«Согласованно»

Заместитель руководителя по УВР МОУ ООШ п.Тракторный

/ Борисова Т.В. /

ФИО

« » 200 г.


«Утверждено»

Руководитель МОУООШ

п. Тракторный

/ Матвеева Н.Н./

ФИО

Приказ № от

« » 200 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Савина Сергея Викторовича вторая квал. категория

Ф.И.О., категория

по основам здорового образа жизни, 6 класс

Предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«__» 200_ г.

^ 2010 - 2011 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы «Основы здорового образа жизни» для средних классов общеобразовательных учреждений (авторы Барыльник Ю.Б. , Дмитриева Н.В. Елисеев Ю.Ю. и др.

^ Основные идеи курса:

- интеграции учебных предметов (ОЗОЖ, экология, биология, физическая культура, история);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- пробуждение у шестиклассников интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера;

- формирование у учащихся нового отношения к своему здоровью на уровне установок, навыков и умений;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).

Данный учебный курс актуален в настоящее время, так как у школьников наблюдается ухудшение физического и психического здоровье, растет число соматических заболеваний, нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

В этих условиях курсу «Основы здорового образа жизни» отводится особая роль по подготовке подростков к взрослой жизни.

^ Цель курса: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

^ Задачи курса:

Образовательные:

- формирование у школьников знаний о взаимосвязи компонентов природы;

- формирование у учащихся системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния своего физического и психического здоровья;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с различными источниками знаний, наблюдать и описывать природные и социальные объекты и явления, сравнивать их, вести наблюдения в природе и за жизнедеятельностью человека;

- создать условия для формирования у учащихся компетентностей: здоровьесберегающей, познавательной деятельности, ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданской.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, художественных произведений, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения психологических, правовых, семейных, медицинских проблем, стремления к распространению знаний о здоровом образе жизни и личному участию в практических делах по сохранению жизни своей и окружающих.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение своего здоровья, ответственного отношения к окружающей среде как фактору здоровья, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, в процессе выполнения творческих и работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

В 6 классе на реализацию курса «Основы здорового образа жизни» согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 35 учебных часа (из расчёта 1 ч/нед.).

Данная программа курса «Основы здорового образа жизни» даёт обобщённые представления о жизненном пути личности. Предполагается ввести учащихся 6 класса в мир этических, психологических, правовых, медико-гигиенических понятий через установление общих признаков становления личности.

За основу взята информация, которые ученики получили в начальной школе и в 5-ом классе на уроках ОЗОЖ, физической культуры, экологии, истории». Это начальные знания о живой и неживой природе, о цикличности жизни, о межличностных отношениях между людьми, о правах и обязанностях человека, о роли семьи и о правилах личной гигиены.

Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний опорно-двигательной и иммунной систем, правовой грамотности и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов этики, морали, психологии, социологии, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

^ Занятия проводятся в форме бесед, тематических игр, дискуссий, практических занятий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (компьютерное оборудование, проектор, интерактивная доска), наглядных пособий (таблиц, схем, плакатов) проведение индивидуальных и групповых консультаций с психологом.

Согласно данной рабочей программе курс «Основы здорового образа жизни» состоит из пяти блоков: этический, психологический, правовой, семьеведческий, медико-гигиенический.

Содержание этического блока включает основные философские понятия о человеке как части мира, закономерностях существования природных оболочек и человека. Формирует такие понятия как потребительский и экологический подход к миру, самоценность жизни, свобода выбора.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения уверенного поведения. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства.

Содержание правового блока обеспечивает ознакомление учащихся со статьями Уголовного кодекса РФ, формирует навыки правого уверенного поведения, повышения личностной самооценки, способами противостояния принуждению.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о ценностях семьи. Формирует потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного отношения к сохранению семейных традиций.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; закладывает основы знаний о процессе рождения ребёнка; развивает навыки борьбы со стрессом. Особое внимание уделяется формированию условий эмоционального благополучия

^ Ожидаемый результат изучения курса «Основы здорового образа жизни» в 6 классе направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения собственного здоровья. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, творческие и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

С целью поддержания и стимулирования учебной мотивации школьников, поощрения их активности и самостоятельности, расширения возможностей обучения и самообучения, а также развития навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся планируется ввести современную эффективную форму оценивания – портфолио работ. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в исследованиях конкурсах, конференциях.

Календарно тематическое планирование по ОЗОЖ 6 класс

Региональная образовательная программа2008г



п/п

Название темы

часы

дата

примечания


1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.

13.

14.
15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Медико – гигиенический блок 6ч

Рождение ребенка

Личная гигиена мальчиков и девочек

Средства личной гигиены

Значение спорта для здоровья

Профилактика нарушения осанки

Закаливание и его методы

Психологический блок 10ч

Способность к самопознанию

Уверенное и неуверенное поведение

Чувство собственного достоинства

Трудность в принятии и выражении критики и похвалы

Разнообразие в восприятии и понимании

Уважение к себе

Понятие об обратной связи

Уважение к чувствам другого человека

Права человека, несправедливость

Умение высказать и принять просьбу, согласие, отказ

Правовой блок 6ч

Знакомство со статьями УК РФ

Понятие принуждения

Способы принуждения

Ответственность за принуждение

Склонение к преступлению

Способы противостояния принуждению



1

1

1

1

1

1
1

1

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1











п/п

Название темы

часы

дата

примечания


23.

24.
25.

26.
27.

28.
29.

30.

31.

32.

33.

34.
35.

Семьеведческий блок 6ч

Семейные реликвии

Понятие и значение семейных праздников

Семейные традиции

Семейные реликвии и их воспитательное значение

Родословная

Генеалогия своей семьи

Этический блок 6 ч

Мир. Я – подросток.

Взаимосвязь компонентов природы

Различные отношения к миру

Осознанность человеческой жизни

Понятие свободы выбора

Мы выбираем свою жизнь
Обобщающее повторение


1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1
1








^ Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса,

обучающихся, по данной программе

Учащиеся должны знать:

- о взаимосвязи всех компонентов природы;

- об отличиях потребительского и экологического подхода к миру;

- основные этапы жизненного пути личности;

- иметь представления о нормативных документах, регламентирующих наказания за преступления против личности;

- о характере и особенностях развития семьи на протяжении веков;

- о значении профилактики простудных, стрессовых заболеваний и нарушений опорно-двигательной;

Учащиеся должны уметь:

- владеть навыками безопасного взаимодействия с миром;

- делать собственный индивидуальный выбор отношения с миром

- высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе;

- реализовывать успешные формы поведения;

- высказывать своё мнение: критическое и похвалу;

- отстаивать своё мнение

- противостоять в ситуациях принуждения.

- анализировать и оценивать свой образ жизни;

- вести профилактику простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательной системы;

- применять в своей жизни способы борьбы со стрессом.

- работать с дополнительной литературой и другими источниками знаний;

- проводить исследования в соответствии с задачами, объяснять результат;

- проводить анкетирование и обрабатывать анкетные данные, делать выводы.

- излагать свои мысли по вопросам формирования здорового образа жизни;

Формируемые ключевые компетентности:

- компетентность здоровьесбережения: знаний и соблюдений норм здорового образа жизни, знание опасности, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека;

- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

- компетентность социального взаимодействия: с коллективом, семьёй, друзьями, конфликты, их погашение;

- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетентность деятельности игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, исследовательская деятельность, проектирование, моделирование.

^ Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование и приборы:

- учебные таблицы: «Круговорот воды в природе», «Добыча полезных ископаемых», «Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы»

- технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска

Дидактические материалы: компьютерные презентации, УМП учебных проектов.

^ Список литературы

Методические и учебные пособия

1. Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методически рекомендации для учителя. /О.П. Аккузина, Ю.И. Буланый, Т.В. Кобзева и др. – Саратов: Слово, 2001. – 98 с.

2. Здоровый образ жизни. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6-х классов./ М.Ю. Михалина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. – Саратов: Добродея, 2009. – 64 с.

Литература для учащихся

1. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 464 с.

2. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2002. – 640 с.

3. Уголовный кодекс РФ

Приложение 1

Основные понятия курса

Глава

Основные понятия



Этический блок

Я - ребёнок, Мир, Я – часть Мира; взаимосвязь элементов природы; образ мира, потребительский подход к окружающей среде, экологический подход к миру; самоценность жизни, сознательность жизни, свободоспособность.

Психологический блок


Уверенное и неуверенное, грубое поведение; чувство собственного достоинства; просьба, согласие, отказ; успешные и неуспешные формы поведения, реализация своих прав.

Правовой блок


Уголовный кодекс; принуждения к совершению противоправной деятельности; способы принуждения: угрозы, шантаж, вымогательство, обман, психологическое давление, физическое давление; ответственность, принуждение, склонение, преступление, наказание; преступник, жертва, пострадавший, свидетель; защита прав человека, адвокат, судебно-медицинская экспертиза, правоохранительные органы; отягчающие вину обстоятельства: групповое преступление, преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; провокация сексуальных посягательств; манипулирование в ситуациях, связанных с приобщением к наркотикам и алкоголю; необдуманные поступки, безответственность, неосторожность, доверчивость; личная самоценность, уверенное поведение.

Семьеведческий блок


Генеалогическое древо, родословная, семейная реликвия, семейные традиции




Медико-гигиенический блок


Иммунитет, здоровье, средства и методы закаливания, профилактика простуд; физические упражнения, осанка, формирование правильной осанки; виды искривления позвоночника, профилактика нарушений.

Приложение 2

Темы творческих проектов

1. «Древо жизни».

3. «Семейные праздники»

2. «Мы боремся со стрессом».

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconПрограмма «основы здорового образа жизни (озож)» 11 РЕГИОНАЛЬНАЯ...
Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это...
Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconПроект Программы формирования здорового образа жизни Пояснительная записка
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования создана с учетом факторов,...
Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconПояснительная записка Программа формирования ценности здоровья и...
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...
Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconПояснительная записка 2
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся обеспечивает
Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся обеспечивает
Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconРабочая программа формирования культуры здорового и безопасного образа...
Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». (1)
Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница