Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр»




Скачать 133,63 Kb.
НазваниеКонспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр»
Дата публикации28.07.2013
Размер133,63 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > География > Конспект
Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе

по теме: «Дары рек и озёр» (УМК «Перспективная начальная школа»)
Данный урок проводится в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа», в соответствии с календарно – тематическим планированием, в системе изучения интегрированного курса «Окружающий мир».

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использования новых знаний.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

- формирование умения извлекать информацию из различных источников.

- формировать представление о реках и озерах России, о самых крупных из них, об особенностях воды в них; о значении рек и озер для человека, знания о проблеме загрязнения рек и озер, связанных с деятельностью людей.

- воспитывать бережное отношение к водоемам, желание сохранять их чистоту.

^ Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текста; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Уметь использовать в речи названия великих рек и озер.

- Знать значение рек и озер для людей, определять свой вклад в сохранение этих водоемов.

Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» для 3 класса авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова и др., рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, карточки для самостоятельной работы, таблички со словами для оформления доски, картинки.

Урок построен в соответствии с требованиями урока открытия нового знания, в основе которого деятельностный подход.

^ Этап урока

Цель

Содержание

УУД

1.Мотивация обучения

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.

Учитель: Ребята, когда я шла сегодня в школу, ярко светило солнышко, пели птицы, журчали весенние ручейки, у меня сейчас прекрасное веселое настроение. Похлопайте в ладоши, у кого тоже сегодня хорошее настроение. Каким вы хотите видеть наш урок? От кого зависит успех нашего урока? Улыбнитесь друг другу, пожмите руки и пожелайте удачи. Сегодня нам поможет пословица, которая будет девизом урока «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Как она нам может помочь?

Личностные: самоопределение, формирование основ гражданской личности.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Повторение изученного материала, необходимого, для открытия нового знания

Метод: создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, а кому еще кроме нас помогает пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда?»

^ Дети: Рыбаку

Учитель: К нам на урок пришел юный рыбак, который нуждается в помощи. Поможем ему?

Вот сидит рыбак - бедняга,

Кинул удочку и сеть.

^ Смог поймать он мох, корягу,

Клюкву, торф, а рыбы нет.(картинки)

Что случилось, почему.

Рыбы нету в том пруду?

Дети: Он оказался на болоте.

Учитель: Объясните рыбаку, что такое болото? Какое значение оно имеет для человека? Какое самое главное богатство болота?

^ Дети: запасы пресной воды.

Учитель: А в каких еще водоемах есть пресная вода?

Дети: реки, озера

Понял наш рыбак, ушел,

Место лучше он нашёл.

Кинул удочку, сидит,

и во все глаза глядит.

Вдруг откуда ни возьмись

На поверхность выплыл лист,

А за ним – еще листы, а них есть записи.

Пригорюнился рыбак, не везет ему никак!

Что же за листы поймал рыбак? Какое задание нужно выполнить?

^ На доске: карточки со словами

Обь, Каспийское, Ладожское, Енисей, Москва, Байкал, Фумарольное, Таймыр, Селигер, Волга.

Дети: распределить на группы.

Учитель: какие группы получатся?

Дети: реки и озера

Учитель: распределите карточки на доске правильно.

^ Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

(Коммуникативные УУД)


3.Выявление места и причины затруднения

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


Учитель: Можете ли вы дополнить эти группы? Что вы знаете об этих реках и озерах? Почему возникли затруднения?

^ Но ребята, посмотрите,

Что-то плещется в волнах,

Разноцветное, большое,

Как поможет оно нам?

Дети: это сундук.

Учитель: Что может быть в этом сундуке?

Дети: Клад

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)


4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения




Учитель: А о каком кладе может идти речь? Что мы об этом знаем? Давайте определим тему урока

^ Дети: Дары рек и озер (Карточка на доске)

Учитель: Какие цели поставим? Что мы должны узнать, чему научиться?

Дети: - узнать, какие реки и озера есть в нашей стране,

- выяснить, как они нам помогают,

- определить, как мы можем им помочь.

Учитель: Как будем работать для достижения целей?

Я предлагаю вам план работы (у каждой группы на листах и на слайде)

  1. Самые интересные реки и озера нашей страны.

  2. Какие дары преподносят человеку реки и озера?

Учитель: Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вы будете работать в группах. Каждой группе выдается карточка с заданием.

^ Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)


5.Реализация построенного объекта

Обсуждение вариантов и выявление возникшего затруднения. Знакомство с самыми интересными реками и озерами страны. Определение роли этих водоемов.

Учитель: Чем же интересны реки и озера, названия которых выловил наш рыбак?

Каждая группа рассказывает (кратко), что узнали о своем водоеме.^ Выступление групп (каждый ответ транслируется слайдом)

1 группа: Обь – самая длинная река страны, её длина около 6000 км.

Байкал – самое древнее, самое глубокое и самое чистое озеро на Земле. В нем содержится пятая часть всех мировых запасов пресной воды. В его водах обитает более 1500 животных и растений, большинство из которых обитают только в этом озере.

^ 2 группа: Москва-река – в честь этой реки названа столица России. Эта река вытекает из болота.

Селигер – самое красивое озеро, оно привлекает туристов, охотников и рыболовов. В этом озере 160 островов, от самых крошечных, на которых уместятся 2 рыболова, до таких, как Хачин, на котором 5 селений и 11 внутренних озер.

^ 3 группа: Волга - наш народ зовет ее «матушкой». На ее берегах десятки славных русских городов.

Каспийское - самое большое озеро в мире, которое называют морем из-за соленой воды в нем. Но все - таки это озеро, так как оно не соединено с океаном.

^ 4 группа: Ладожское – самое большое озеро в Европе. В него впадает несколько десятков рек, а вытекает только одна - Нева.

Енисей – самая многоводная и сильная река страны. Её называют богатырь – река. Самые мощные электростанции стоят на этой реке.

^ 5 группа: Фумарольное – самое горячее озеро, находится на Камчатке. На его дне кипят мощные горячие источники. Вода в озере 50 градусов, поэтому обитателей в нем нет. Зато много птиц прилетают сюда на зимовку, в теплое местечко.

Таймыр – самое промерзшее озеро нашей страны, находится на полуострове Таймыр. В нем не покупаешься в самые теплые дни, температура воды не поднимается выше 5-7 градусов. В нем водятся ценные породы рыб. Птицам и рыбам здесь спокойно, людей из – за холода здесь не бывает.

Физминутка:

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс.

Одной рукой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать, узнав об этих реках и озерах?

В России более миллиона рек и столько же озер. Они всегда играли большую роль в жизни человека. Люди всегда селились у водоемов. Почему?

Ответы детей

Кроме своей красоты и неповторимости, чем могут порадовать нас реки и озера? Что вы решили, отвечая на 2 вопрос плана?

^ Дети отвечают

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выполнение типовых заданий на новый способ действий

Давайте проверим наши предположения.

Работа по учебнику страница 89 № 1 «Рассмотрите рисунки, как люди используют реки и озера?

Давайте заполним схему: (карточки, картинки)


Дары рек и озер



Перевозка грузов и пассажиров

рыболовство

Соль, лечебная грязь



гидроэлектростанции

Место отдыха

Пресная вода


Учитель: Какой вывод можно сделать? Что вы для себя осознали?

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (^ Коммуникативные УУД).


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Осуществление самопроверки в ходе выполнения самостоятельной работы

Давайте проверим ваши знания, для этого поработаем самостоятельно.

^ Продолжите фразу:

Главное богатство рек и озер - __________ вода. Реки и озера служат человеку любимым местом ______________. Из соленых озер добывают __________. Нам дне озер откладываются минеральные вещества, которые образуют _______________грязи. Используют водоемы для ловли _________. В вытегорском крае люди любят отдыхать на __________ озере, в котором вода очень чистая и прозрачная. Давайте __________реки и озера!

(пресная, отдыха, соль, лечебные, рыбы, Онежском беречь (охранять).Кто хочет поделиться своими ответами.

(На слайде появляются ответы). Сравните свои ответы с ответами на слайде. Какой вывод можно сделать?

^ Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

(Регулятивные УУД)

8.Заключение в систему знаний и повторение

Выявление границы применимости нового знания и выполнений заданий, в котором используются новые знания

Учитель: Что вы заметили, выполняя задание самостоятельно. О каком озере говорилось? Где оно находится? Что вы о нем знаете? (слайд)

Какие еще озера и реки есть в нашем крае? Какое значение они имеют для жителей нашего края.

^ А что мы можем сделать для сохранения наших водных богатств.

Домашнее задание в раб. тетради стр. 32 Дорисовать рисунки так, чтобы по ним можно было рассказать о значении реки и озера в жизни человека

^ Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД


9. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Учитель: Какие цели мы ставили в начале урока? Что узнали? Каким способом?

Рыбачок наш очень рад,

^ Ведь узнал он от ребят,

Очень много рек, озер,

Их дары, и их простор.

Удалось поймать ему

Много рыбы одному.

Угостить он хочет вас

Водными дарами,

Ну а разложить улов

Попробуйте вы сами.

Учитель: Разложите рыбку в ведра: красное и зеленое. Красное ведро означает, что вы не достигли поставленных целей, не узнали ничего нового. Зеленое ведро означает, что вы хорошо работали на уроке, узнали много нового и интересного.

^ Дети распределяют рыбу.

Учитель: Что вы можете сказать? Оцените работу класса? Кто сегодня хорошо работал? Кому можно поставить отметку? Кому вы благодарны за урок?

Помните сундук, в котором хранился дар рек и озер? Этот сундук появился и в нашем классе. А как вы думаете, что в нем? (подарки для детей) Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали на уроке! Поапплодируйте друг другу, громко скажите «Молодцы»! Поделитесь друг с другом подарками.

^ Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


В ходе урока дети осуществляли умственную деятельность – наблюдение, сравнение, обобщение, делают выводы, умозаключения. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности. Создается среда для развития мыслительных способностей учащихся (работа с текстом, исследовательская деятельность, обсуждение экологической проблемы, сравнение знаний полученных на уроке с учебником) создается психологический комфорт ученика и возникновение «ситуации успеха». Урок проводится с использованием ИКТ, сопровождается презентацией, что способствует развитию зрительного восприятия, зрительной памяти, поддерживается интерес к изучаемому материалу, развиваются такие процессы как анализ, синтез, наблюдение, воображение. Физминутка связана с изучаемым материалом.

Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД. Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты. Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. На уроке используются проблемные методы обучения (создание коллизий, поисковый характер добывания знаний), эвристические методы (открытие новых знаний самими учениками), рефлексивные методы. Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК. На уроке используется субъект – субъектный характер взаимоотношений, используется групповая работа и работа в парах. Данные формы работы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания. Урок соответствует поставленным целям и диагностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Похожие:

Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconКонспект урока окружающего мира в 3 классе
Учащиеся должны знать: Основных обитателей озера, виды озер, значение озер с пресной водой для жизни человека; уметь объяснять круговорот...
Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconПлан конспект открытого урока окружающего мира учителя начальных...
Обучающая: научить детей различать части у любых растений, конкретизировать и уточнить первоначальные понятия: дерево, кустарник,...
Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconКонспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного...

Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconКонспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Конспект урока в 7 классе по теме «Служебные части речи». Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош №40 г. Твери Королева...
Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconМетодическая разработка урока окружающего мира во 2-м классе по теме "Обитатели моря"
...
Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconПриродные ресурсы Верхневилюйского улуса
Это земля, на которой мы строим и которую обрабатываем, полезные ископаемые, дары леса, вода рек и озер, рыба, плодородная почва,...
Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconКонспект урока русского языка в 6 классе (2 часа) Грамматическая тема
На правой стороне записывается грамматическая тема. Ученикам предлагается в ходе урока составить коллективно конспект «Лексика»,...
Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconПлан-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник...
План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник Хэллоуин в Великобритании» (умк «Английский язык» для 5-го...
Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconУрок окружающего мира во 2 классе по теме: «Что такое экономика»
Материалы для урока: карточки для групповой работы с изображением отраслей экономики; карточки с перечнем отраслей; индивидуальные...
Конспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр» iconЗадания для групп по теме «Поволжье»
Определите происхождение некоторых географических названий рек, озер, населенных пунктов Поволжья
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница