Краеведение как основа фундаментальных наук




Скачать 101,07 Kb.
НазваниеКраеведение как основа фундаментальных наук
Дата публикации27.07.2013
Размер101,07 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
Краеведение как основа фундаментальных наук

Т. Мельникова

Учитель географии

Октябрьской средней школы

Отдела образования города

Лисаковска

Интерес к земле, на которой ты родился и живёшь, начинается с путешествий. И, прежде всего с путешествий по своей малой родине. География и краеведение – направления взаимосвязанные. Я уже несколько лет работаю по темам: топонимика, этнография, геология, палеонтология, создание УМР по региональному компоненту, а так же применение различных приёмов, форм, методов на уроках по краеведению. Роль краеведения трудно переоценить, так как каждый уважающий себя гражданин должен знать свой край.

Повышенный интерес к школьному краеведению в настоящее время обусловлено двумя основными факторами:

  1. растущим осознанием значения знаний о малой родине для патриотического воспитания школьников;

  2. пришедшему, наконец, пониманию невозможности познания всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны, с её большими региональными различиями.

Сами термины «родиноведение», «краеведение» появились впервые в петербургской педагогической печати. В петербургском журнале «Учитель» в 1862 году известный педагог П. Х. Вессель в одной из своих статей предложил ввести в начальной школе предмет «родиноведение», в содержание которого ввести сведения по географии, природе и истории своей местности, рассматривая их как базу для последующего систематического изучения этих предметов.

Создаваемая сегодня система краеведческого образования решает следующие задачи:

  • познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном крае (историческими, географическими, этногеографическими, социологическими, биологическими и др.).

  • сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельного изучения родного края.

  • Способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни родного края; формировать осознанную необходимость бережного отношения к его наследию; уважения к предкам и согражданам.

Накопленные ранее краеведческие знания значительно расширяются и углубляются за счёт конкретизации материала о природных особенностях территории, новых данных о промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, историческом прошлом и культурном наследии родного края. Так, определённые в программе по курсу географии Казахстана в 8 классе краеведческие знания и умения учащихся предполагают:

  • Формирование знаний об особенностях географического положения, рельефа, климата и агроклиматических ресурсов, вод и водных ресурсов, почв и земельных ресурсов, растительного и животного мира, об экологических особенностях родного края.

В 9 классе:

Формирование знаний о населении, хозяйстве, историческом прошлом; сравнения особенности природы и хозяйства родного края с природой и хозяйством других регионов Казахстана и мира, определения сходства и различия; прогнозирования изменений природы родного края, изменения в населении и структуре хозяйства.

^ Таблица 1

Система уроков, обеспечивающая формирование краеведческих знаний.
Физическая география Казахстана. 8 класс.
Географическое положение







Рельеф и полезные ископаемые Климат Внутренние воды



Земельные ресурсы Растительный и животный мир



Охрана природы и экология
Продолжение таблицы 1

Экономическая география Казахстана. 9 класс.
Население Хозяйство Перспективы развития

Промышленность Сельское хозяйство Транспорт

Социальные Экономические Экологические

проблемы проблемы проблемы


Чтение «книги природы» начинается с детства. Чувство малой родины всегда живёт в сердце. От родного края начинаются пути-дороги в большую жизнь. Но в последнее время нередко возникает ощущение тревоги за неблагополучную экологическую обстановку. Экологическая культура, нравственность должны стать всеобщей категорией, с детства надо учить людей мыслить экологически, понимать важность экологических знаний, умело применять их на благо природы.

Можно и нужно, конечно, совершать с ребятами экскурсии в лес или в речную долину. Но высшей формой школьного краеведения должно стать комплексное изучение природы. Включение в программу краеведческих экскурсий понятия о природном комплексе несомненно повысит научный уровень школьной географии. Ландшафтный анализ позволяет показать школьникам многосторонние причинно-следственные связи компонентов природных комплексов и тем самым важнейшую природную закономерность – целостность. Отсюда вытекает необходимость сохранения естественных взаимосвязей при использовании тех или иных свойств природных комплексов, чтобы избежать неблагоприятных экологических последствий.

Где начало жизни? Суть энергии и материи, реализовавшихся в минералах и горных породах. Как начиналась Вселенная? Как устроен атом? Параллели развития живой и косной материи. Почему эволюция идёт так, а не иначе? Всё это только малая часть «вечных вопросов», которые затрагивает логика исследований науки о Земле. Между прочим, существует гипотеза, что Бог, создавая человека, запрограммировал его на поиск ответов на эти вопросы, рассчитывая, в конечном счете, на успех.

Теоретический и методологический уровни геологии, техническая оснащённость, исключительная практическая значимость и глубина философского (мировоззренческого) осмысления реальности давно превратили её в фундаментальную (не только для естествознания) науку.

С момента образования Земли геологические процессы не прекращаются на ней не на минуту. Извергаются базальтовые лавы, чтобы превратиться в гигантские плащи. Падают на дно песчинки, чтобы превратиться в массивные песчаники. В толще земной коры «растут» и «растут» месторождения полезных ископаемых. В отдельности, каждый такой процесс привлекает внимание и вызывает интерес. Собранные вместе, они поражают воображение, заставляют задуматься, формируют качественно неожиданную картину мира. И сквозь неясные черты этой картины любопытство совершает фантастический, отчётливый полёт сквозь прошлое, настоящее и будущее. Идеальной лабораторией для совершения такого полёта является геологическая экскурсия.

Геологические экскурсии имеют ряд важных отличий от других экскурсий в природу. Это, прежде всего, неограниченность времени наблюдения (изучения) геологического объекта, с одной стороны, и уникальная возможность наблюдения за механизмом образования такого объекта с другой. На одном и том же месте мы можем наблюдать и обрыв, сложенный, например, песчаниками, возрастом в полмиллиарда лет с органическими остатками и косой слоистостью, и тут же на берегу наблюдать процесс формирования современных песков и процессов их цементации. Принцип актуализма Чарльза Лайеля о подобии процессов современных и процессов далёкого геологического прошлого позволяет совместить и осмыслить и далёкое прошлое, и близкое настоящее. Временная быстротечность наблюдаемого процесса и миллиарды лет, спрессованные в камень, - уникальная лаборатория геологической экскурсии, удовлетворяющая решению проблем любой известной педагогической системы.

Различные словари дают примерно одинаковую трактовку термина экскурсия – от лат. Excursio – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а так же поездка с учебными или культурно-просветительскими целями. В педагогической практике – форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения. Истинность знаний демонстрируется в обстановке непосредственного наблюдения явлений и процессов. Экскурсия воспитывает любознательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности. По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные; по целям – на учебные, производственные, краеведческие и пр.

Экспедиция – от лат. Expedito – приведение в порядок, поход. Эксперимент – от лат. Experimentum – проба, опыт.

Экскурсионная теория по Б. В. Емельянову:

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь чёткую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность.

^ Принцип научности. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определённого раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения.

^ Экскурсионный метод познания. Для него характерен учёт таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность), рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

^ Экскурсия как педагогический процесс. Любая экскурсия даёт человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, то есть она является частью процесса образования.

В этой связи интересно будет вспомнить историю, когда мастерски проведённая геологическая экскурсия имела прямо-таки судьбоносное значение. Речь идёт о В. А. Обручеве, который «после окончания в 1881 году Виленского реального училища поступил в Горный институт в Петербурге. Преподавание в институте велось неинтересно, и на III курсе он уже подумывал бросить учение и заняться литературным трудом. Но участие в геологической экскурсии, проведённой профессором И. В. Мушкетовым по реке Волхов, возбудило в нём живейший интерес к геологии…». Таким образом, русская геологическая наука не лишилась-таки одного из величайших своих творцов. (Люди русской науки. – М. 1962).

Какой должна быть геологическая экскурсия, чтобы не отпугнуть, а приблизить ребёнка к пониманию всего того таинственного и сложного, и вместе с тем такого важного и интересного, что составляет самую суть геологии. Геологические экскурсии обладают рядом специфических особенностей: «они вводят в сознание учащихся ряд совсем новых идей, для восприятия которых предлагается конкретный и убедительный материал. Лишь на геологическом материале начинающий привыкает осознавать значение «времени» в природе. Другая идея, к пониманию которой ведёт геологический анализ любой местности, - идея об изменчивости окружающей нас природы. Неподвижность мёртвой природы только кажущаяся. Когда мы узнаём, что окрестности нашего родного города были когда-то дном целого ряда сменяющих друг друга морей, когда мы находим на обрывах маленькой речушки подлинные останки древних морских животных – мы, в сущности, проникаемся этой идеей изменчивости неизменного, воспринимаем её умом и чувством, пока она, , наконец, не делается нашим прочным достижением… Геологическая экскурсия демонстрирует применение очень важного метода научного исследования, с которым учащимся вообще приходится очень редко сталкиваться. Имеется в виду метод реконструкции. Суть его в том, что исследователь по остаточным признакам восстанавливает перед своим внутренним взором целое…(Б. Е. Райков «Естествознание в школе» №6-8 1922 г.)

^ Таблица 2

Схема классификации экскурсий

(по И. Я. Ланиной, В. П. Соломину)


Иллюстративные




По учебным

целям.




Творческие

(исследовательские)



По количеству

участников.




По характеру

объекта.



Групповые.




К объектам

природы.



Индивидуальные.




На объекты, изучающие природные явления.




Экскурсии

в

природу.




По месту в учебном процессе




По содержанию материала.







Предварительные.




Тематические.







Текущие.




Обзорные.







Заключительные.




Комплексные.

Одним из факторов успешного усвоения географической номенклатуры является изучение происхождения и смыслового значения географических названий то есть топонимики.

Происхождение названия, его этимология характеризуют объект на каком-то определённом этапе. Изменения географических названий демонстрируют изменения, происходящие во времени. Очевидно, что указанные особенности позволяют рассматривать изучение топонимики в школьном курсе географии как реализацию одного из аспектов исторического подхода.

О значении и важности внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы. Е. М. Поспелов пишет: «В педагогическом отношении топонимика – одно из наиболее благодарных направлений в краеведческой работе».

Перед началом экскурсии учащихся следует настроить на творческую работу, объяснив им, что они идут не развлекаться, а заниматься научной деятельностью. Затем объясняется цель экскурсии, что дети должны увидеть, найти, определить, изучить. Что можно из экскурсии взять с собою домой, а что категорически нельзя делать. С разделом какой именно науки ребята в данной экскурсии познакомятся. Так, на отвалах карьеров полезных ископаемых лучше заняться изучением геологии, палеонтологии, экологии. На берегу реки – гидрологией, топографией, орнитологией, ихтиологией.

При индивидуальной работе с учащимися над научным проектом, перед ним ставится цель работы и примерный план действий. Так, при работе над научными проектами «Легенды степей» и «Топонимика родного края» учащиеся опрашивали старожилов. При работе над проектом «Моя малая Родина» ученик исследовал ручей – один из тысячи, втекающий в Тобол. При работе над проектом «Экологические уроки целины», ученик исследовал эрозию почв, глубину почвенного покрова, растительный и животный мир на заброшенных совхозных полях.

Во время экскурсий на отвалы карьеров, учащиеся находят много палеонтологического и геологического материала, который затем служит наглядностью на уроках.

Похожие:

Краеведение как основа фундаментальных наук iconРоссийский Фонд Фундаментальных Исследований Южный научный центр...
Председатели: Шаповалов В. А., д социол наук, проф. (Ставрополь), Пожарский А. Ф., д Х. н., проф. (Ростов-на-Дону)
Краеведение как основа фундаментальных наук iconКраеведение – основа воспитания патриотизма
Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления...
Краеведение как основа фундаментальных наук iconФилософия как основа
Философия как основа человеческого разума. Школа молодого ученого. Сборник. (Под ред. А. Н. Лощилина). – М.: Мглу, 2006. – 149 с
Краеведение как основа фундаментальных наук iconД. С. Лихачев Краеведение один из элементов исторического образования...
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой,...
Краеведение как основа фундаментальных наук iconПлан работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию
Организация работы школьных кружков «Историческое краеведение», «Литературное краеведение», «Патриот»
Краеведение как основа фундаментальных наук iconТематическое планирование курса химия. Вводный курс. 7 Класс
Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека...
Краеведение как основа фундаментальных наук iconРабота выполнена в рамках проекта «Казачий городок»
Логинов А. Н. Проблема происхождения донского казачества в отечественной исторической литературе // Краеведение — основа патриотического...
Краеведение как основа фундаментальных наук iconРабочая программа «духовное краеведение подмосковья» 8 класс Составитель...
Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья в образовательных учреждениях» рассчитана на 35 часов
Краеведение как основа фундаментальных наук iconПрограмма по спецкурсу “ "Основы животноводства"
Основы животноводства – учебный курс, который базируется на общетеоретических положениях фундаментальных биологических наук
Краеведение как основа фундаментальных наук iconИтак, предметом тгп выступают такие явления общественной жизни, как...
Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения относится к числу сложнейших...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница