Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов.




Скачать 388,75 Kb.
НазваниеПояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов.
страница1/4
Дата публикации27.07.2013
Размер388,75 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4


















С О Д Е Р Ж А Н И Е


  1. Авторская программа «Муравей». Пояснительная записка………………………………………………………………3 стр.




  1. I Раздел «Мы дети Природы…………………………………... 3 стр.




  1. I.1. Раздел « Здравствуй Природа»………………………………8 стр.




  1. I.2. Раздел «Мой родной край». ………………........................11 стр.




  1. I.3. Раздел «Как стать юным экологом». ……… ……………..15 стр.




  1. Список литературы……………………………………………….25 стр.


Авторская программа ДЭД «Муравей»
Пояснительная записка

Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Человек – часть природы, а не царь. Человек – как биологической вид своей жизнедеятельностью долго влиял на природу, но не больше, чем многие другие организмы. Но с появлением труда положение резко изменилось. В наступивший век высоких темпов научно-технического прогресса и всех видов материального производства проблема охраны природы и рационального использования природных ресурсов приобрела на нашей планете исключительное значение. Почему-то система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, подчинение себе всей природы, ее варварское использование. В основе причин экологического кризиса заложена так же экологическая неграмотность населения.

В решении этих проблем должна учитываться взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов. Процесс формирования ответственного отношения к окружающей среде должен закладываться в сознании учащихся с младших классов и должны соблюдаться принципы систематичности и непрерывности экологического образования и воспитания.

Местные краеведческие материалы, особенно ближайшие природные и социальные окружения, оказывают непосредственное влияние на школьников. Природа родного края, ее экологическое состояние играет важную роль в формировании психологии школьника. Практические работы, организуемые на природе, помогают школьнику установить прямой контакт с ней, понять, насколько Природа нуждается в его помощи.

Авторская программа «Муравей» адресована учащимся 1-4 классов и состоит из 3 разделов.
I. Раздел « Мы дети Природы»

Пояснительная записка
Младший школьный возраст самый благоприятный для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания младших школьников, которые направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место. Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику.

Работая по этой программе, уже в первом классе ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо или плохо. Потом с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности, пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств, например в виде рассказа, рисунка и т.п., старается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Во втором классе приобретает уже личный опыт: от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу.

Ученик третьего класса уже соблюдает правила поведения в окружающей среде. Он уже способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности, отзывчив и внимателен к окружающим людям, природе, а также готов оказать помощь нуждающимся в ней.

Ученик четвертого класса поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры. Это собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к обитателям природы и предметам быта по собственной воле; участие в малых проектах

исследовательского характера и созидательной деятельности взрослых. Работая по разделу «Мы дети Природы» дети обучаются: видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу, а также овладевать навыками конструктивного общения. Умеют выступать перед товарищами, излагать свои мысли, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Поэтапное обучение разделов позволяет сформировать у учащихся целостное представление о природе, месте и роли человека в нем, способствует пониманию экологических проблем, вставших сейчас перед человеком. Важным элементом в программе является общие и индивидуальные практические и творческие задания, особые проекты по решению вопросов охраны природы родного края. Особенность проводимых занятий по программе состоит в пробуждении мысли детей, вызове их размышлений о природе, предоставление детям возможности производить обоснованный выбор из обсуждаемых решений, выбор своего «Я».

Актуальность данного раздела складывается из взаимосвязанных блоков:

■ Мир детства в настоящее время нельзя назвать благополучным. Многие дети, особенно из неблагополучных семей имеет психологические проблемы, связанные с социальными условиями, семейными неурядицами, возрастными особенностями, школьными перегрузками, сложностями в общении, физическим нездоровьем, экономическим кризисом.

■ Современные дети оторваны от природы, но зато их окружает виртуальная, часто агрессивная среда. В этой ситуации только общение с природой помогают ученику обрести спокойствие, снять все негативные проявления и могут выступать мерой профилактики девиантного поведения.

■ Игра как технология воспитания младших школьников. Кто-то скажет, что вот мы учим ребят, не играть в экологию, а сразу указываем путь, что и как нужно делать, чтобы сохранить природу. Но, почему-то, все люди играют. Взрослые играют в казино, также хотят участвовать в игре «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», в разных брейн рингах и тд. Это разве не игра, господа противники экологических игр? Дети играют в «Казаки разбойники», разные компьютерные игры. А ребенок младшего школьного возраста тем более хочет играть. Лишь бы игра была интересной, привлекательной. “Игра – дело серьезное”. Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.

Экологическое (практическое) занятие как специально организованная форма обучения предполагает экскурсии по экологической тропе на территории школьного заповедника, игровые и практические занятия в классе, наблюдения, изобразительная деятельность, и тд. Ознакомление с трудом старших товарищей по охране природы в Березнякском школьном заповеднике. Развитие экологической речи. Обучение детей элементарному уходу за растениями и животным. Формирование обобщенных представлений о природе и красоте родного края.

Совместная деятельность учителя и учеников младшего класса предполагает фенологические наблюдения в природе, по специальной методики. Экскурсии во время уроков и внеурочное время по территории Березнякского школьного заповедника. Игры (подвижные, дидактические, словесные, материал которых связан со знаниями о природе родного края). Рассказ учителя о явлениях природы, просмотр видеофильмов на эту же тему. Беседы и разговоры с детьми о красоте и в то же время о бедственном положении некоторых уголков природы по вине самого человека, рассматривание картинок, иллюстраций о природе. Сбор природных материалов для коллекций. Проведение простых опытов, где ребенок осознает насколько нуждается каждый обитатель Земли, чтобы выжить, где человек может стать его другом или врагом. Труд педагога и детей на территории Березнякского школьного заповедника по охране окружающей среды. Подготовка и проведение экологических праздников. Создание летописи ДЭД «Муравей». Особое место занимает научно исследовательская работа по заказу Русского Географического Общества по фенологии. Куратором данной работы является доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН Минин А.А.

Самостоятельная деятельность самих учеников - это разные виды и в практическом и исследовательском плане. Мы их называем операциями. Это: операция «Мусор», «Скворечник», Прорубь», «Шишка», Речка», Кормушка», «Шефство», Металлом и Бумага», «Фенология» и тд. Агитационная работа среди населения занимает особое место. Это концерты–лекции, театрализованные представления, распространение экологических, природоохранных листовок, бюллетеней и тд.

Все эти мероприятия способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Этот раздел способствует формированию активной жизненной

позиции учащихся младших классов, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические занятия дают учащимся богатейший материал.

Цель: формирование у детей младшего школьного возраста милосердия, толерантности, гуманного и ответственного отношения к природе и окружающему миру. Задачи:

- воспитание бережного отношения к природе;

- раскрытие перед учеником картины окружающего мира;

- осознание учениками Природы как общечеловеческой ценности;

- нравственное самоопределение учеников в построении отношений с окружающим миром;

- воспитание доброту, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе);

- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой;

- расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности;

Этот раздел рассчитан на три года обучения, на детей младшего школьного возраста. Рекомендуемый возраст детей 7-11 лет. Программа предусматривает 2 часа занятий в неделю, начиная с первого года обучения

Ожидаемый результат после обучения раздела «Мы дети Природы»

■ формирование, у учащихся младших классов, системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, накопление и углубление их знаний и умений обеспечивается содержанием экологических и природоохранных знаний, заложенных в программе, и разнообразной деятельностью учащихся на занятиях;

■ способность применять знания, умения, навыки, полученные на занятиях в дальнейшей жизни;

■ обретение учеником нравственно ориентированного «Я»;

■ воспитание чувства бережного отношения, милосердия, толерантности к окружающей среде как главного условия здоровья и выживания человечество;

После изучения раздела «Мы дети Природы» учащиеся должны:

уметь:

вести наблюдения в природе;

выполнять правила поведения в природе;

изготовлять кормушки для птиц;

оформлять результаты своей деятельности;

пользоваться микроскопом;

уметь прогнозировать последствия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

уметь правильно организовать свой труд, в природе не нарушая ее законы;

анализировать полученные результаты и делать выводы;

защищать и отстаивать собственные идеи по охране природы родного края;

уметь адаптироваться к окружающей среде;

охранять флору и фауну родного края;

знать:

связь между человеком и природой;

экологическую ситуацию в своем родном крае;

типы загрязнений природы родного края;

исчезающие растения и животные своей местности;

лекарственные растения родного края;

правила поведения в природе;

экологическую азбуку;

экологические традиции ДЭД «Муравей»;

различные виды адаптации человека;

Формами подведения итогов реализации раздела «Мы дети Природы» являются:

выставки изготовленных коллекций, гербариев, поделок, рисунков, фотографий;

презентации по темам проектов;

тестирование учащихся по материалам раздела;

участие в школьных, районных мероприятиях по охраны природы и экологии;

Раздел «Мы дети Природы» рассчитан на три года обучения и состоит:

«Здравствуй Природа» 1- го года занятий;

«Мой родной край» 2- го года занятий;

«Как стать юным экологом?» 3- го года занятий;
I.1. Раздел «Здравствуй Природа»

Первый год обучения

Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу на первом году обучения. Программа первого года занятий рассчитана на младший школьный возраст 7-8 лет.

Содержание процесса освоения раздела состоит в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий ребенка к нравственно-ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации.

Учебно-тематический план первого года занятий «Здравствуй Природа»




Темы занятий

Количество часов

теория

практика

Всего

1

Вводное занятие

2




2

2

Природа и Я

1

1

2

3

Здравствуй луг?

1

4

5

4

Здравствуй лес?

1

4

5

5

Здравствуй речка?

1

4

5

6

Здравствуй родник?

1

2

3

7

Моя тропинка

1

4

5

8

Словарь Природы

6

2

8

9

Фенологические наблюдения.

2

6

8

10

Красная Книга

6

2

8

11

Наши верные друзья

4

4

8

12

Я защитник Природы

4

4

8

13

Моя территория

1

3

4

14

Природа знает лучше




1

1




Всего часов:

31

41

72


Содержание

1. Вводное занятие

Знакомство с содержанием программы «Здравствуй Природа». Роль учащихся в области изучения, защиты, Природы родного края. Права и обязанности воспитанников. Инструктаж по техники безопасности.

2. Природа и Я

Понятие природа. Понятие человек. Человек существо биологическое и социальное. Место человека в природе.

Практическая работа: Мини – конференция «Природа и человек».

^ 3. Здравствуй луг?

Луг часть природы. Происхождение луга. Обитатели луга.

Практические работы:

Экскурсия на луг.

Конкурс рисунков «Цветочный луг»

Игра « В некотором царстве»

Фенологическое наблюдение за сезонными изменениями луга.

^ 4. Здравствуй лес?

Понятие лес. Обитатели леса. Изменения в лесу в разные времена года. Человек в лесу. Роль леса для человека.

Практические работы:

Экскурсия в лес.

Творческая игра «Я строю дом в лесу»

Конкурс рисунков «Волшебный лес»

Мини – конференция «Здравствуй лес?».

^ 5. Здравствуй речка?

Понятие речка, река. Речка нашего края. Обитатели речки. Значение речки для человека. Судьба речки в наших руках. Речка и Я.

Практические работы:

Экскурсия на речку «Березняк»

Ролевая игра « Разговор ручейка с ветерком»

Конкурс стихотворений

Фенологическое наблюдение за сезонными изменениями речки.

^ 6. Здравствуй родник?

Понятие родник. Происхождение, название родника. Значение родника для людей. Родниковая вода как источник здоровья. День родника.

^ Практические работы:

Экскурсия на «Родниковую поляну».

Конкурс рисунков «Песня родника».

Ролевая игра «Путешествие с родником».

Природоохранная акция «Чистый родник»

^ 7. Моя тропинка

Понятие тропа. Тропа – это место, где «я изучаю природу» или где «природа меня учит».

Основное назначение троп природы - природоохранная функция и воспитание культуры поведения детей в природе. Цели и задачи экологической тропы. Карта-схема маршрута. Описание экскурсионных объектов. Доступность, привлекательность, информативность тропы.

^ Практические работы:

Остановка «Родниковая поляна».

Остановка «Геологический разрез»

Остановка « Озеро»

Остановка «Мельница Николая»

^ 8. Словарь Природы

Элементарные термины и понятия по охране природы и по экологии. Оформление и ведение словаря юного эколога.

Практические работы:

Абиотические факторы, влияющие на обитателей нашего заповедника

Антропогенные факторы, влияющие на обитателей нашего заповедника.

^ 9. Фенологические наблюдения

Понятие фенология. Методика фенологического наблюдения. Выбор территории для фенологических наблюдений. Значение фенологических наблюдений. Народные приметы.

^ Практические работы:

Приметы осени и осенние наблюдения.

Первые приметы зимы и зимние наблюдения.

Первые весенние приметы и весенние наблюдения.

Первые приметы лета и летние наблюдения.

Поэтический вечер «Времена года»

Конкурс знатоков народных примет.

^ 10. Красная Книга

Красная книга, история ее возникновения. Красная книга Республики Татарстан, России. Виды флоры и фауны, занесенные в Красную книгу. Причины исчезновения некоторых видов флоры и фауны. Пути и сохранения и восстановления. Представители флоры и фауны нашего края, занесенные в Красную книгу, места их обитания, пути их сохранения от исчезновения.

Практические работы:

Представители флоры и фауны нашего края, занесенные в Красную Книгу.

Конкурс рисунков «Они тоже хотят жить».

^ 11. Наши верные друзья

Понятие друзья человека. Пернатые друзья. Их роль в природе и в жизни человека. Образ жизни, питание, поведение. Отношение людей к птицам.

^ Практические работы:

Экскурсия «Наблюдение за питанием птиц».

Конкурс рисунков «Птицы нашего края».

Игра Письмо пернатому другу».

Тематический вечер «День птиц».

^ 12. Я защитник Природы

Понятие защитник природы. Роль каждого ученика в сохранении обитателей природы своего края. Участие в природоохранных акциях, операциях проводимых в Березнякском школьном заповеднике.

Практические работы:

Операция «Речка».

Операция «Кормушка».

Операция «Скворечник»

Операция «Зеленый десант».

^ 13. Моя территория

Территория Березнякского школьного заповедника подразделена на участки. Каждый участок прикреплен за отдельным учеником. Ученик наблюдает за чистотой и порядком на своей территории. Проводит фенологические наблюдения. Берет под свой контроль каждый куст, дерево. Охраняет от нарушителей, браконьеров. В случае серьезных нарушений, сообщает своему бригадиру группы.

^ Практические работы:

Учимся контролировать свою территорию.

Описание своей территории.

Я защитник своей территории.

14. Природа знает лучше

Итоговое занятие по данному разделу. Ролевая игра «Природа знает лучше».
^ I.2. Раздел «Мой родной край»

Второй год обучения

Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Раздел второго года занятий, рассчитан на младший школьный возраст 8-9 лет.

Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Материал по экологическому краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в воспитательной работе, которые возникли, к сожалению, в последнее время. Содержание и построение раздела обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.

Этот раздел призван дать достаточно полное, целостное представление о нашем крае, а также нацелен на выработку у учащихся младших классов, навыка работать с источниками краеведческой информации.

Учебно-тематический план второго года занятий «Мой родной край»,
конкретизирует содержание тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Главной целью краеведения является:

• воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Изучение раздела «Мой родной край» на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с географическим положением родного края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на достижение следующих задач:

формирование общих представлений о своеобразии природы родного края;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе родного края, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;

формирование общих представлений об окружающей природной среде;

воспитание бережного отношения к природе родного края;

В основе раздела «Мой родной край» лежит направление, позволяющее изучать географические, природные, исторические и экологические особенности родного края и формировать гражданскую позицию обучающегося младшего школьного возраста.
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. icon10. окружающая среда и человеческое здоровье
Природа является средой обитания человека и единственным источником ресурсов, необходимых ему для жизнедеятельности
Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. iconПояснительная записка. «Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце»
Педагогической целью системы воспитательной работы является создание оптимальных условий для проявления и развития индивидуальности...
Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. iconУрок 21
Природа это жизнь. Мертвой природы нет. И в неорга­нической материи бьется пульс жизни, теплится всеоживающая Ми­ровая Душа. Природа...
Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. iconПояснительная записка Окружающий нас мир разнообразен и прекрасен....
Программа «Природа и фантазия» призвана помочь детям стать ближе к природе, пробудить интерес к творчеству, уметь видеть в природе...
Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. iconЧеловек и природа у Есенина
Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная, Человек и природа, Человек и мир его...
Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. iconПоложение о проведении окружной командной биологической олимпиады...
Немаловажное значение имеет и тот факт, что по результатам олимпиады «Природа Московии» формируется сборная команда округа для участия...
Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. iconВнеклассное мероприятие. (Беседа с учащимися старших классов)
Для иных природа – это дрова,уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли...
Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. iconПрограмма по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений...
...
Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. iconПрирода как предмет философского и научного познания. Коэволюция...
На современном этапе общественного развития характер отношений в системе «человек — природа — общество» определяет сложную экологическую...
Пояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга и тесно взаимосвязана. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. icon54. Управление общественными чрезвычайными ситуациями
Они вызревают постепенно по мере накопле­ния неразрешенных противоречий в стране в целом или в от­дельных регионах. Благоприятной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница