Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза




Скачать 149,85 Kb.
НазваниеЭкологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза
Дата публикации25.07.2013
Размер149,85 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы





Введение
Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза оскудения биомассы Земли и другие, становятся все более реальными и этим самым опасными. В Бурятии, в частности, остро стоят вопросы вырубки и вывоза леса, охраны экологии озера Байкал, внедрения в производство природосберегающих технологий, развития экологического мировоззрения и культуры людей. Загрязнение окружающей среды приводит к вредному воздействию на природу и человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению. Источники загрязнения имеют различные формы, но основная причина кроется в характере жизнедеятельности человека.

Буддийская культура и философия в целом обладают огромным опытом и способами решения многих проблем, в том числе экологических. Буддизм не признает провидения и подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий, в неустанной работе над собой. Поэтому в Дхаммападе сказано: «строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя». Специфика философского знания аккумулирует все области знаний человечества, в том числе и экологию. Такое положение вещей побудило нас работать над этой темой.

^ Научная новизна

Данная работа имеет уникальный, познавательный аспект. Эта работа подчеркивает следующий факт: буддийское мировосприятие имманентно содержит принципы экологической этики.

^ Степень изученности

В Бурятии принципы экологической этики были изложены в работах доктора

философских наук, профессора Мантатова В.В «Ценностные ориентации и предпосылки

экологического воспитания», Улан-Удэ,1993; к.ф.н. Доржигушаевой О.В. «Экологическая

этика буддизма», СПб,2002; «Бодхисаттва как идеал экологического отношения к миру»

Лэгшед № 3,1998. В работах представлены основы буддийской картины мира, система ценностей и стереотипы природосберегающего поведения человека на примере буддийской культуры. Рассматриваются обряды и обычаи природосберегающего характера.

^ Цели и задачи

Цель настоящей работы заключается в раскрытии особенностей философского обоснования экологической этики буддизма.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- выработать гипотезу о формировании экологической этики на основе принципов буддийского мировоззрения;

- раскрыть экологические аспекты буддизма;

- осуществить анализ экологического содержания буддийских обычаев и традиций на современном этапе.
^ Методологическая основа

В данной работе были использованы следующие методы:

- изучение научной литературы;

- системный анализ;

- анкетирование;

- моделирование.

^ Глава I. Буддийское восприятие мира

    1. Принцип целостности и взаимообусловленности


Экологическая проблема в мире звучит все громче и начинает затрагивать все стороны нашей жизни. Современный человек живет в искусственном мире, оторванном от природы. Мы поставили силы природы на службу технике и замкнулись в технической сфере жизнедеятельности. Оказываясь одни на один с природой, человек испытывает дискомфорт и пытается преодолеть его оставаясь в рамках обычных представлений. Люди остаются в мире Базарова (Тургенев И.С. «Отцы и дети»), где природа - мастерская, а человек в ней - мастер. Люди, отдалившие себя в сознании от природы, становятся творцами конца света. Буддийское отношение к миру и принцип целостности и взаимообусловленности должны являться формирующим фактором нового мира, где монолог человеческого эгоизма сменится диалогом с природой. Ведь корень всех проблем - эгоистический ум человека. Экологические проблемы возникают по нашей вине. Разделение труда повлекло за собой разрыв между деятельностью людей. Современные технологии расширяют возможности людей, но ни один человек не может предсказать их последствия.

Экология сознания предполагает, что человек, осознавший себя частицей целого и неделимого целого, будет заботиться об окружающей среде и о себе в равной степени. Современная наука и буддийское мировоззрение утверждают необходимость диалога двух равноправных субъектов: человека и природы. Смысл современной парадигмы научного мышления - снятие барьера между человеком и природой, которая необходима ему для духовного и физического здоровья. Поэтому один из важнейших интересов человека состоит не только в сохранении и развитии природы.

Экологическая проблема в западной культуре рассматривается как изолированная, частная проблема отношения человека в среде обитания. Экологическая проблема в буддизме предстает как проблема открытости сознания, целостности бытия1.

Буддийская концепция «единосущности» и «вместерожденности» человека и мира исключает возможность их противопоставления. Человек и природа - это вложенные друг в друга проекции абсолюта. Знание дуалистично, а понимание выводит за пределы двойственности. Понимать - значит чувствовать полноту бытия. Сегодня, в условиях экологического кризиса отношение к миру приобретает общечеловеческий смысл. Требование экологической осторожности в мыслях, поступках есть путь буддийского спасения, который указывает на тайну бытия и учит людей смотреть на мир не с точки зрения индивидуального «Я», а с позиции трансцендентального «Я» (по В.В. Мантатову).

Благодаря принципу взаимообусловленности и целостности перед человеком раскрывается возможность посвятить себя высшим ценностям. Несомненно, человек - часть природы. Одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы. Человек связан с окружающим миром через все его существо и незримые нити вместе с необходимостью в пище, воде, солнечном свете являются неоспоримым доказательством этой связи. Человек участвует во всех процессах происходящих в природе. Но человек обладает сознанием и поэтому он не только «природное» существо. Быть человеком значит быть способным «осознать» себя, т.е. помнить и чувствовать причастность к этому миру, а также уникальность своего положения. Уникальность заключается в том, что человек обладает сознанием. Он способен анализировать, обобщать сведения и выводить из них закономерности, прогнозировать, фантазировать. Он создает вокруг себя то, чему нет аналогов в природном мире - мир человеческой культуры, который не должен противопоставлять себя природе.
^ 1.2. Практическое значимость буддийских обрядов и традиций

Рождение ребенка, свадьба, болезнь или смерть человека, начало полевых работ, поездка в город, на охоту - всё это должно было сопровождаться обрядами церемониями, проникнутыми религиозным содержанием и заставляло бурят обращаться к шаманам и ламам2.

В буддизме накоплен огромный психологический материал, очень ценные методики, которые дают возможность адекватного восприятия мира, выбора позитивного восприятия мира.

Сегодня потребность в духовности и религии у людей возросла. Это можно наблюдать по увеличивающемуся потоку желающих исповедоваться, получить совет и помощь в наших дацанах. Бурятский буддизм стал центром распространения учения, несмотря на то, что перенес репрессии и испытания. Буддизм настолько прочно вошел в сознание и быт народа, что стал его неотъемлемой частью.

Наблюдается интересный феномен двоеверия: верующий одновременно считает себя и буддистом, и шаманистом. В настоящее время буряты принимают активное участие в религиозных обрядах. Самым популярным обрядом является обоо-тахилга. Ассимилированный буддизмом, доламаистский культ обоо является обрядом поклонения духам-покровителям определенной местности. Здесь произошло совмещение культа семейно-родовых покровителей и культа шаманистских предков с почитанием духов покровителей местности. Во многих случаях жизни исполняются следующие обряды: сэржэм - обряд возлияния, сахюсан - обряд поклонения семейно родовым и личным духам-покровителям. Одним из наиболее устойчивых, жизненных обрядов является хииморин - «конь счастья». Воздушный крылатый конь, изображенный на куске материи, где пишется имя человека или его семьи, вывешивается на деревьях возле целебных источников, в местах проведения обоо, вблизи дацанов и говорит о жизненной энергии человека. Таким образом, человек ощутив привязанность к миру, воспринимает окружающий мир как свою сущность. Система запретов - табу, сформулированных исходя из рациональных экологических потребностей является показателем наличия экологической этики произошедшей от буддийского и шаманистского мировосприятия. Примером является мирное сосуществование различных живых существ. Система запретов - табу позволяет ограничить вредное для окружающей среды природопользование, именно поэтому в Бурятии сохранились леса, которые сейчас бесконтрольно вывозятся в Китай.

Нимажап Илюхинов характеризует практическое значение обрядов следующим образом: «Катастрофы природного характера для буддиста предсказуемы, потому что природа выбрасывает накопившейся в ней негатив, поэтому проведение обрядов является не попыткой предотвратить, а смягчить последствия закономерных процессов. Практическая значимость обрядов воспитывает нравственную этику с малолетства, а с возрастом приходит осознание этих закономерностей. Это выражается в обряде подношения, как единение с природой».

Вывод: В данной главе был раскрыт такой экологический аспект как отношение к природе и его практическое значение, выраженное в обрядах и традициях. Необходимость диалога между человеком и природой все настойчивей напоминает о себе. Человеческий разум замутнен эгоистическими мотивами и разрушает природные объекты являясь тем самым самоубийцей. Буддийская концепция целостности и взаимообусловленности позволяет относиться к человеку к окружающей среде точно также как и к самому себе. То есть, воспринимать окружающий мир с позиций абсолюта. Эти постулаты доказаны обрядами, традициями, системой табу и настолько крепко вошли в сознание бурятского народа, что являются его неотъемлемой частью. В нижеследующей главе будут раскрыты и описаны аспекты буддизма, следующие из концепций всецелостности и взаимообусловленности, призванные содействовать в решении экологических и других проблем мирового сообщества.

Глава II. Основы экологической этики мировоззрения буддизма

^ 2.1. Кармический закон-формирующий фактор экологической этики
Закон кармы утверждает, что все наши дела, слова и мысли формируют условия нашего существования в будущем. Каждый из нас испытывает последствия того, что он думал, говорил, делал в прошлом. Таким образом, закон побуждает человека взять ответственность за все свои жизни, простирающиеся в будущем. Закон накопления кармы показывает, как из повседневных дел складывается судьба человека, история страны и человечества.

Чтобы понять, почему карма является формирующим фактором экологической этики буддизма, необходимо проанализировать её структуру. Карма делится на мысленную, словесную, телесную; в сознании зарождаются все действия и слова - таким образом сознание определяет карму человека.

Геше Джампа Тинлей выделяет четыре характеристики кармы:

1. результат проявления кармы очевиден и соответствует этической ценности действия бывшего причиной этого проявления;

2. не могут возникнуть такие явления у людей, у которых не было бы причин, идущих от определенного момента;

3. какую бы карму вы себе не создали, она никогда не будет потеряна. Рано или поздно вы испытаете её результат;

4. умножение. Любой поступок имеет очень много последствий подобно тому, как круги расходятся по воде от брошенного камня. Так и плохой поступок может дать много плохих результатов. Элемент «авиджняпти» в действии закона кармы придает поступкам, жестам, словам нравственный смысл. Одно и тоже действие разные люди могут совершать с различными целями. Элемент «авиджняпти» учитывает этическую ценность каждого акта и корректирует его кармические последствия. Например, нейтрализует последствия добрых дел сделанных в расчете на вознаграждение. В этой связи уместна притча о двух людях, совершивших противоположные поступки по добрым побуждениям. Когда шел дождь один прохожий заметил, что статуя Будды мокнет под дождём и он решил защитить её от дождя, и так как кроме обуви ему было нечем её накрыть он поставил обувь на голову Будды. Другой прохожий увидев на голове Будды обувь, снял её с головы божества.

Мы ясно видим действие элемента «авиджняпти», являющееся неотъемлемым элементом закона кармы.

Парадокс: с одной стороны мы не можем избежать последствий своих же поступков, с другой, если поступки нагромождались один на другой, человек был бы заключен в свою карму как в бесконечный круг. Будда учит, что существует состояние сознания, которое может уничтожить воздействие содеянных поступков.

После того, как мы проанализировали структуру, номинальное и реальное значения понятия кармы, закономерен вопрос: почему карма является формирующим фактором экологической этики буддизма? Современный мир - постоянно интегрирующая система. Все области жизнедеятельности человека сплетаются в единое целое, что приводит к стратификации общества и его разорванности. Экология является неотъемлемой частью современного мира, разорванность и стратификация которого сегодня приводят к нравственному и экологическому кризису. Закон кармы утверждает, что мы каждую секунду, каждую минуту создаем своё будущее бытие. Это позволяет нам своим сознанием остановить разрушительные процессы на планете для сохранения и обретения наиболее лучших условий для будущей жизни. Следовательно, закон кармы и его осознание дает нам потенциальную возможность найти выход из экологических и других проблем мирового сообщества.


    1. ^ Принцип Ахимсы


Многие буддийские термины имеют отрицательную частичку «а», «Химса»- насилие, мир насилия, где человек причиняет боль, страдание и многое другое ради своих удовольствий и нужд. Как мы говорили в предыдущей главе, все из чего состоит человек и животные одинаково, следовательно и их жизнь равноценна. Будда спас голубя от тигра, тогда тигр потребовал равноценного, чтобы поесть, Будда отрезал кусок своего мяса, но на весах голубь перевешивал. Учитель уравновесил весы лишь сам встав на них. Из этой притчи мы видим, что жизнь голубя равноценна жизни человека, жизнь человека- жизни тигра и т.д. (по Доржигушаевой О.В.). Ибо, будучи в бесконечных реинкарнациях любое существо перерождается в различных обличиях - растениями, птицами, человеком и т.д. Принцип Ахимсы или ненасилия утверждает, что мы должны с уважением относиться ко всем живым существам, живущими рядом с нами. Равное отношение ко всем является спутником принципа Ахимсы. Современные проблемы можно решать другим путем - отказавшись от насилия человек не отказывается от действий, он живёт руководствуясь этическими, нравственными принципами, становится внутренне готовым. Настанет момент, когда человечество после двух тысячелетий мира и войны поймет, что ненависть порождает только ненависть. Принцип Ахимсы был сформулирован в Индии и благодаря буддизму получил широкое распространение в мире. Человек испытывает страх перед концом света, но он уже настал для многих видов растений и животных. Ограничение неразумных потребностей человеку необходимо, хотя бы ради его выживания. Принцип Ахимсы и равное отношение ко всем является залогом экологической этики, по законам которой можно строить новый мировой порядок.
2.3. Терпимость
Принцип целостности и взаимообусловленности и закон кармы формируют этику буддизма в том числе и экологическую равным отношением ко всем и принципом Ахимсы. После того как человек понимает и живет по этим законам, он должен развить в себе следующие качества: доброту, чувство меры, терпимость. Все эти качества можно развивать всегда и везде независимо от национальных, половых, возрастных и религиозных различий. Понимание этой простой истины может спасти человечество от самих себя. Человек должен быть мудрым, чтобы считать себя царем природы, но он глупец, вкушающий зло и считающий его подобным меду, когда зло созреет, глупец предаётся горю3. Понятие терпимость постепенно вытекает из буддийского мировоззрения. Веротерпимость или какая - либо другая терпимость являются проявлением силы и мудрости духа. Терпимость - это восприятие мира в его естественном обличий таким, каков он есть. Терпимость как понятие, входящее в буддийскую этику, было введено самим Буддой Шакьямуни в качестве одной из основных добродетелей. Буддийская терпимость есть уважение к истинной природе всех вещей и в этом выражается экологическая этика.

Вывод:

Основу экологической этики любой религии составляют строгие запреты, либо четкие предписания. Буддизм не говорит что делать, он формирует сознание с помощью принципов высоконравственного содержания. Основа экологической этики сформулирована из таких законов и принципов, которые создают предпосылку многовекового взаимовыгодного сотрудничества человека и природы. Три аспекта, которые мы рассмотрели во второй главе, безусловно, являются основополагающими во всей буддийской этике. Экологические принципы, вложенные в построение нового мирового порядка, будут равноценны вместе с другими принципами нравственности. Наша сегодняшняя ситуация - есть кризис экологический, духовный, вытекающий из человеческого эгоизма. Ведь знания, накопленные человечеством за два тысячелетия бесценны, но без надлежащей этики становятся опасными в такой степени, что исчезновение вида животных и растений могут оказаться лишь первой ступенью на пути к гибели.

Кармический закон является частицей нашего сознания. Осознание закона дарует нам освобождение от заблуждений. Принцип Ахимсы и равного отношения ко всем - есть залог развития здорового общества и здесь необходимо быть терпимым.

Буддизм учит: спасение возможно через изменение сознания.

Заключение
Восточное мироощущение способствует формированию экологической этики у человека с раннего детства. Человек востока воспринимает мир таким, какой он есть, ощущая себя лишь частицей бытия. Философию Востока отличает от философии Запада отношение к человеку, природе и многим другим явлениям. Буддизм, как часть восточной философии, дает нам целостное мироощущение. Буддизм утверждает, что нет обособленности какого-либо «Я» человека. Вся вселенная - есть взаимосвязь её разных элементов. Все, что ни существует на Земле, взаимосвязано. Экологические аспекты в буддизме рассматриваются исходя из вышеописанного принципа целостности и взаимообусловленности. Понятия карма, ахимса, терпимость являются категориями, воспитывающими экологическую этику в человеке. Имманентный характер этих понятий объясняется буддийским мироощущением.

Мудрость Восточной философии сегодня переоткрывается и переоценивается и данная работа является подтверждением этому.

Литература


  1. Абаев Н.В. Психологические аспекты буддизма. – Новосибирск: Наука, 1991.

  2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество.- Москва: Просвещение, 2001.

  3. Тинлей Г.Д. К ясному свету.- Омск:1998.

  4. Дандарон Б.Д. Мысли буддиста.- Улан-Удэ: Наука, 1990.

  5. Доржигушаева О.В. Экологическая этика буддизма.- СПб: Наука, 2002.

  6. Мантатов В.В. Ценностные ориентации и предпосылки экологического воспитания.- Улан-Удэ: Наука, 1993.

  7. Рудой В.И. Введение в буддизм.- Москва: Лань, 1999.

  8. Рерих Е.И. Основы буддизма.- Улан-Удэ: БКИ, 2001.

  9. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды.- Новосибирск: Наука, 1991.

  10. Мантатов В.В. Экологическая этика: буддизм и современность.- Улан-Удэ: Наука, 1997.

  11. Элиасов Л.Е., Тугутов И.Е., Михайлов Т.М. Культура и быт народов Бурятии.- Улан-Удэ: Наука, 1965.


Оглавление:


Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Буддийское отношение к природе

1.1. Принцип целостности и взаимообусловленности………………………………………..5

1.2. Практическая значимость обрядов и традиций…………………………………………..6

Глава II. Основа экологической этики буддизма

2.1. Кармический закон - формирующий фактор экологической этики…………………….8

2.2. Принцип Ахимсы…………………………………………………………………………..9

2.3. Терпимость…………………………………………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………………….12

Литература……………………………………………………………………………………..13

Приложения…………………………………………………………………………………....14



^ Комитет по образованию г. Улан-Удэ

XVII городская научно-практическая конференция учащихся «Шаг в будущее»

гимназия №33 г. Улан-Удэ.

Экологические аспекты буддизма


Выполнил: Хубриков Бадма Олегович, учащийся 10 «в» класса, гимназии № 33.

Научный руководитель Абрамова Елена Михайловна, учитель географии высшей квалификационной категории.

Улан-Удэ,

2010


1 Мантатов В.В. Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ, 1997.-С.11.

2 Элиасов Л.Е., Тугутов И.Е., Михайлов Т.М. культура и быт народов Бурятии. Улан-Удэ,1965.-С.5.

3 Дхаммапада. Рига,1991.

Похожие:

Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза iconПроекта
Вся живая природа не может обойтись без воды, которая присутствует во всех процессах обмена веществ. Именно сейчас, когда темпы роста...
Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза iconУрока: Образовательные
Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так...
Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза iconКак экологическая проблема
Человечество вступило в XXI век обремененное грузом эко­номических, политических, социальных и других проблем, главной из которых...
Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза icon1. Обострение кризисных ситуаций в региональной эколого экономической системе (рээс)
...
Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза iconСколько жен было у Муна, был ли Давид Берг многоженцем, а Рон Хаббард наркоманом
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать,...
Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза iconАктуальность и важность данной проблемы
Всё помогло нам утвердиться в правильности выбора проблемы. Как отнесутся к этому ребята? Провели голосование. Предложили различные...
Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза icon"Депрессия или неврастения" в своих рассылках, так как это очень актуально на сегодня

Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза iconЭкологическая тропа (учебное пособие)
России сегодня приобретает статус приоритетной проблемы. Обилие публикаций экологической тематики средствами массовой информации...
Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза iconФамилия
На какую отрасль хозяйственной деятельности человека приходится наибольшее количество пресной воды?
Экологическая проблема и связанные с ней последствия звучат сегодня актуально. Такие обстоятельства, как обострение проблемы нехватки пресной воды, угроза iconДеградация горных экосистем Современное состояние проблемы
Азии (Амударья, Сир – Дарья) формируются в горах Таджикистана и Кыргызстана. Основным аккумулятором пресной воды являются горные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница