1. Понятие экологического права. Система и структура




Название1. Понятие экологического права. Система и структура
страница1/8
Дата публикации24.07.2013
Размер0,83 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. Понятие экологического права. Система и структура.

ЭП - совокупность нор, регулирующих общественные отнош-я в сфере взаимод-я об-ва и природы с целью сохранения, рацион использ-я и оздоровления окр.среды, а также предупреждения вредных последствий хоз-ой деятельности. Предмет - общ-е отношения в области взамимод-я человека и природы. Бывают отраслевые (регулирование использования и охраны лесов, земель, атм воздуха, водоемов, жив мира, недр, хранения, обработки, утилиз-ии радиоактивн.отходов) и комплексные (отношения касающ. прав природопользования и охраны прир. ресурсов в целом - территорий, заповедников,леч-оздор, санитарн, рекриац.зон). Ст. 5 8 Конст - каждый обязан охранять природу и окр среду, бережно относится к природн.богатствам. Субъекты - Ф/ЮЛ, спец уполномоч. и иные гос.органы, РФ и ее субъекты.

Метод ЭП, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения.

Система ЭП - «Первокирпичиком» отрасли экологического права является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из элементов, т.е. своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений (институт права государственной и других форм собственности на природные объекты; институт права экологопользовании и др.). В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Особенную части. В Общую часть входят институты, содержащие положения, «обслуживающие» значительную группу институтов Особенной части (предмет, метод, источники, права собственности, контроль, ответственность) . В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.
^ 2. Система экологических нормативов

Экологическое нормирование - это деятельность специально уполномоченных государственных органов по разработке, утверждению экологических нормативов и обеспечению их соблюдения хозяйствующими субъектами. Экологические нормативы - это научно обоснованные и обязательные для выполнения меры предельно допустимого отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду. Под отрицательным воздействием понимается деятельность человека, вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду, которые угрожают состоянию здоровья и жизни человека, состоянию растительного и животного мира.

С помощью экологических нормативов осуществляется конкретизация установленных законодательством требований экологической безопасности. Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности (ст. ст. 25, 45, 50-54 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"), а также применение мер юридической ответственности. Экологические нормативы устанавливаются на основании трех показателей: а) медицинский, т. е. пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду; б) технологический, т.е. во внимание способность имеющихся технологий обеспечить выполнение установленных нормативов; в) научно-технический, т. е. способность научно-технических средств контролировать предельно допустимое воздействие по всем его параметрам.

В соответствии с действующим законодательством систему экологических нормативов составляют:

1) нормативы качества окружающей природной среды; 2) нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающей природной среду; 3) нормативы (лимиты) использования природных ресурсов; 4) экологические стандарты; 5) нормативы санитарных и защитных зон.
^ 3. Порядок проведения ОВОС и экологической экспертизы

На предупреждение экологически вредных последствий и направлены такие процедуры как оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза Осн.НПА, регулир.порядок проведения ОВОС, является Положение об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, (утв.приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372.). Согласно этому Положению ОВОС представляет собой процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных

неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

ОВОС проводится для всех видов намечаемой хоз и иной деятельности на самой ранней ее стадии - при подготовке технической и иной документации, обосновывающей развитие такой деятельности. Эта документация и является объектами ОВОС. Примерный перечень видов документации дается в ст.ст. 11 и 12 ФЗ "Об экологической экспертизе" от 1995г. (объекты гос.эколог.эксп-зы фед.уровня: проекты ПА РФ нормативного и ненорм-го хар-ра, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окр.прир.среду, проекты генер-х схем расселения, природопользования и терр-ной организации производительных сил РФ; гос.экол.экспертиза объектов регион-го уровня: проекты НПА субъектов РФ, реализация которых может привести к негат. возд-ю на окр.прир.среду, проекты схем развития отраслей народ.хоз-ва субъектов РФ, в т.ч. промышленности). Обязанность проведения ОВОС лежит на заказчике соответствующей документации. Заказчик может поручить проведение ОВОС иному лицу - исполнителю. В процедуре ОВОС принимают участие и иные субъекты: органы гос.власти субъектов РФ, органы МСУ, спец. уполн.гос.органы в области охраны окр.среды, общ организации и граждане.

Первый этап - предварительный, (заказчик уведомляет органы гос.власти о намечаемой деятельности; информирует общественность об ОВОС; опред-ет участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду) На основании этих рез-тов заказчик составляет ТЗ на проведение ОВОС. Второй этап - исследовательский, (опред. характеристик намеч. хоз.деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности); анализ состояния территории, оценка вредных воздействий, разработка комплекса мер-тий, опред их эффект-ти, программы экол мониторинга) На основе проведенных исследований готовится предвар вариант материалов по ОВОС (включая краткое изложение для неспециалистов). На третьем этапе осуществляется подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения. Окончательный вариант материалов ОВОС утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу. Процесс проведения ОВОС для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен
^ 4. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Содержание и способы защиты.

В контексте права на достоверную информацию нуждается в толковании само понятие «достоверная информация». Достоверной является та информация, которая отражает реальное состояние окружающей среды, неискаженная информация, соответствующая требованиям законодательства, других нормативных актов и нормативно-технических документов, которой располагают специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды. И иные субъекты в соответствии с их компетенцией. При необходимости достоверность информации может быть проверена путем проведения лабораторных исследований или специальной экспертизы либо иным способом. Уровень достоверности информации зависит от уровня развития экологической науки и техники. Способ защиты: жалоба или через арбитражный суд. Закон об охране окруж.среды (ст. 3,11,... много): соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; Полномочия органов гос власти обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, Экологическое просвещение

Граждане имеют право: требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны. Конституция РФ, Статья 42: Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Защита при несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки. Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке:-граждане - от однократного до десятикратного размера МРОТ;

—должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного размера МРОТ.
^ 5. Конституционные основы экологического права

Конституционные нормы - основа развития и совершенствования всего законодательства, в том числе экологического, (ч. 1 ст. 9) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, (юридически защищает приоритет экологических интересов народов в месте жительства, а также природные ресурсы не только как объект использования, но и прежде всего как основу их жизнедеятельности.

Конституционно установлено свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами их собственниками при соблюдении трех условий. Первое - ненанесение ущерба окружающей среде. Второе -ненарушения прав и законных интересов иных - лиц. Таковыми являются также экологические права и интересы. Третье -соблюдение условий и порядка пользования землей (ст. 36) Предусмотрено поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с ФЗ (ст. 41). Наибольшее значение как источник экологического права имеет конституционная норма, установившая, что каждый человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Вместе с тем конституционно установлено, что каждый человек и гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). К ведению РФ в числе других вопросов конституционно отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральные программы в области экологического развития, международные отношения и договоры РФ, определение статуса и защита гос границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, уголовное и гражданское законодательство (ст. 71 Конституции РФ).

К совм.ведению РФ и ее субъектов отнесены - защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области экологии, обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; координация международных связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ (ст. 72). Конст норма, на основании которой ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться на территории РФ в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения охраны природы (ст. 74).
^ 6. Ответственность за экологические преступления

Глава 14 ФЗ об охр. окр. среды ст. 81 Закона РСФСР «Об Охр Окр Прир Среды». За экологические правонарушения, т. е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации -административную и гражданско-правовую ответственность. Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, с учетом их трудовой функции или должностного положения.

Руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативов качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства.

Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством. Админ отв-ть (в осн штраф)— за соверш след эколог преет: 1. несоблюдение эколг требований при планировании, технико-экол. обоснов-е проектов, проектировании, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и объектов 2. несоблюд-е эколог, и санит-эпидемиолог. требований при складировании, переработки, транспортировке и т.п. и иного обращения с отходами произ-ва и потребления и опасными веществами. 3. нарушение водоохран режима 4. самовольное снятие и перемещение плодор. слоя почв. 5. Скрытие и умышленное искажение информации об окр среды. 6. Нарушение правил производства.

Угол отв-ть - повыш степень общ опасности описаны в главе УК Гл 26. УК Экологические преступления , напр Уголовная от-ть по Ст 254 Порча земли
^ 7. Источники экологического права

Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования. Это Конст РФ, законы, указы, постановления и распоряж-я, норма-е акты минист-ств и ведомств, законы и норм-пр-е акты субъектов РФ. + междун-но-правовые акты, регул-щие внутренние эколог-кие отношения на основе примата межд-го права. КРФ как ист-к - ст. 9,36,41,42,58,71, 72. + Водное, лесное, земельное зак-во, зак-во о недрах, об охр-не окр-щей среды относ-ся к совм-ному ведению.

По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты. Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации - Федеральным Собранием РФ, состоящим из двух палат -Совета Федерации и Государственной Думы. (Лесной кодекс РФ, Федеральный закон о животном мире). Подзаконные нормативно-правовые акты представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

^ Природо охр-ное зак-во. Осн ФЗ «Об охране окр-й среды». 2002. Природо ресурсное зак-во : 1) Земельный кодекс 2) ФЗ «О плате за землю» 3) Водный кодекс 4) Лесной кодекс 5) Воздушный кодекс. ФЗ «О животном мире». Пост-я прав-ва «О мониторинге земель в РФ», «О порядке ведения гос. земельного кадастра» 25.08.92 Ведомст-е норм-е акты приказ гос комит по охране окр.с. «О порядке рассм-ния материалов на ввоз в РФ ядо-х вещ-в» Норм-е акты организ-й План вспашки

Особое место среди источников экономического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Судебная и арбитражная практика - Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арб Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права, но они оказывают определенное влияние на совершенствование экологических отношений (соверш зак-ва).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. Понятие экологического права. Система и структура icon1. Система, структура и развитие экологического права России Российское...
«Об охране окружающей среды»: Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-фз// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002....
1. Понятие экологического права. Система и структура iconЛекция I 14. 02. 2008 Понятие предмет и система экологического права
Научной основой возникновения экологического права является постоянное взаимодействие человеческого общества и природы. Учение об...
1. Понятие экологического права. Система и структура icon1. Понятие, источники, структура доказательственного права
Понятие, предмет, цель, задачи, система, содержание, методы теории доказательств
1. Понятие экологического права. Система и структура iconВопросы к экзамену по дисциплине «Экологическое право»
Классификация источников экологического права. Система источников экологического права
1. Понятие экологического права. Система и структура iconК вопросу о предмете экологического права Анисимов А. П. 1
По поводу самостоятельности экологического права как отрасли права, а также его предмета правового регулирования и места в системе...
1. Понятие экологического права. Система и структура icon37. Механизм правового регулирования и его структура
Понятие нормы и ее основные виды. 48. Общая характеристика социальных норм. 49. Нормы права в системе социальных норм. 50. Логическая...
1. Понятие экологического права. Система и структура iconВопросы к государственному экзамену по курсу “Теория государства и права”
Применения права: понятие, стадии и принципы. Структура и виды правоприменительных актов
1. Понятие экологического права. Система и структура iconЭкологическое право
Становление и развитие экологического права. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии экологического права
1. Понятие экологического права. Система и структура iconВыносимых на итоговый государственный междисциплинарный экзамен
Понятие, предмет и метод гражданского права как отрасли частного права. Система и источники гражданского права
1. Понятие экологического права. Система и структура iconОтчет Центра интерэкоправа Евразийского научно-исследовательского...
Настоящий отчет обобщает, в том числе совместную деятельность сотрудников Центра. Он показывает основные направления деятельности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница