«утверждено»




Скачать 440,16 Kb.
Название«утверждено»
страница1/4
Дата публикации16.07.2013
Размер440,16 Kb.
ТипМетодическое письмо
pochit.ru > География > Методическое письмо
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ВСОШ №2

_____________Михайлова Г.С.

«___»________________20___г.

Среднее (полное) общее образование

Рабочая программа по курсу географии

«Экономическая и социальная география мира»

10-11-12 класса очно-заочной (вечерней) формы обучения

вечерней (сменной) общеобразовательной школы №2

на 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные годы
Составила:

Дрожжина Антонина Анатольевна

учитель географии и биологии

первой квалификационной категории



Согласована с

руководителем МО

___________________

/Дрожжиной А.А./

заместителем директора по УВР

___________________________

/Пшеничниковой М.В./

«___»_____20___г.

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол №_____ от «___»_____20__г.

Мончегорск, 2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 10-11-12 класса очно-заочной (вечерней) формы обучения разработана в соответствии ФКГОС по географии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) от 5.03.2004 года № 1089 на основе примерных программ.

Нормативно-правовая база настоящей программы:

  • Закона РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ;

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089)

  • Перечень учебников на 2012-2013 учебный год (приказ №162 от 16.04.2012 г.);

  • Примерной программы по географии для общеобразовательных школ, рекомендованных МО РФ;

  • Положения о рабочих программах учебных предметов, факультативов, элективных курсов, утверждённым приказом № 214 от 14.07.08.,

  • Положения об оценивании знаний, умений и навыков учащихся ВСОШ № 2, принятого педсоветом 24.03.2006;

  • Положение о зачетной системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего и промежуточного контроля уровня учебных достижений учащихся ВСОШ №2 г. Мончегорска Мурманской области, утв. приказом №542 от 31.12.2010г.

  • Положение о предметно-курсовой системе обучения в МОУ ВСОШ №2, утв. приказом №336 от 16.09.2010г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».


Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и учебным графиком (приказ №162 от 16.04.2012 г.) и рассчитана на реализацию в течение 3 лет в количестве 72 ГК и 6 КЗЧ (24 ГК, 2 КЗЧ в 10 классе, 24 ГК, 2 КЗЧ в 11 классе, 24 ГК, 2 КЗЧ в 12 классе).

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием: Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2008 г., утвержденным приказом по школе от 16.04.2012 № 162 в списке учебников, используемых в 2012-2013 учебном году.

При организации предметно-курсовой системы обучения используется зачётная система оценивания. В соответствии с учебным планом школы, утвержденным приказом по школе от 16.04.2012 №162 данная программа предусматривает 3 зачетных раздела (1 в 10 классе, 1 в 11 классе, 1 в 12 классе).

Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
^ Цель изучения курса: сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

^ Основными задачами курса являются:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
^ Характеристика контингента обучающихся

Учащиеся, прибывшие в 10А, 10Б классы, разные по уровню знаний умений и навыков за курс основного общего образования. У некоторых низкая мотивация к учебе, интеллектуальный уровень ниже среднего. Учащиеся разновозрастные. В 10А, 10Б, классах ученики совмещают учебу с рабочей деятельностью, поэтому некоторые учатся по индивидуальному маршруту, посещают учебные консультации по мере возможности.

В преподавании географии в заочных классах применяются элементы личностно-ориентированных, ИКТ технологий, разнообразные формы контрольно оценочной деятельности. При проведении занятий используются формы: лекции, практические работы, семинары, проектная работа. Для лучшего усвоения и наглядности используются мультимедийные презентации, электронные практические работы, что способствует развитию мотивации к учебе.
^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
^ Результаты обучения

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
^ Предметно-содержательный анализ выполнения примерной программы по географии в 10-11 классах.



^ Содержание учебного материала

Примерная программа

По факту

Теория

Практика

10 класс

11 класс

12 класс

Теория

Пр.раб.

Теория

Пр.раб.

Теория

Практика

Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4

5

4+2 рез.

5

-




1




Раздел 2. Природа и человек в современном мире

6

1

6

1

-




1




Раздел 3. Население мира

5

3

5+2 рез.

3

-




1




Раздел 4. География мирового хозяйства

10

2

5

1

5+6рез

+1

1

1




Раздел 5. Регионы и страны мира

20

2

-




12

2

8+1




Раздел 6. Россия в современном мире

10

2

-










10

2

Раздел 7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

5

2

-










5

2

^ Резервное время

10






















Итого:

70

17

24

10

24

3

24

4


Изменения, внесенные в программу, обоснования:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов (60+10 резерв) за три года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м, 11-м и 12-м классах.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом (приказ по школе от 16.04.2012 №162) школы рассчитана на реализацию в течение 3 лет: в количестве 72 ГК (24 ГК – в 10 классе, 24 ГК – в 11 классе, 24 ГК – в 12 классе) и 6 КЗЧ (2 КЗЧ – в 10 классе, 2 КЗЧ – в 11 классе, 2 КЗЧ – в 12 классе)

Резервное время распределила следующим образом:

  1. В раздел «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» добавила 2 часа из резервного времени в связи с большим количеством практических работ (5)

  2. В раздел «Население мира» добавлено из резервного времени 3 часа;

  3. В раздел «География мирового хозяйства» добавлено из резервного времени 5 часов + 1 час (в соответствии с учебным планом)

  4. В раздел «Регионы и страны мира» + 1 час (в соответствии с учебным планом)


^ Содержание тем учебного курса

«Экономическая и социальная география мира».

72 (60+10 часов резерва+2 ч.)

Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4+2 часа резерва).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы:

1. Анализ карт различной тематики.

2. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

3. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

4. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

5. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
^ Раздел 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

^ Практическая работа:

6. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел 3. Население мира (5+3 часа резерва)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
^ Практические работы:

7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

8. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

9. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел 4. География мирового хозяйства (10+5 часов резерва +1)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
^ Практические работы

10. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

11. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
^ Раздел 5. Регионы и страны мира (20+1 час)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

^ Практические работы:

12. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

13. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

^ Раздел 6. Россия в современном мире (10 часов)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

^ Практические работы:

14. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

15. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

^ Раздел 7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

^ Практические работы

16. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

17. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения географии выпускник должен:

1. Знать/понимать:

- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

-смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, геоинформационные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

2. Уметь:

- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий, используя различные цифровые источники географической информации в т.ч. цифровые образовательные ресурсы сети Интернет;

- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки, в том числе, геоинформационных;

- решать социально значимые географические задачи на основе проведения простейшей геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности с использованием различных географических средств, методов, информационных источников;

- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
  1   2   3   4

Похожие:

«утверждено» iconУтверждено утверждено
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник отдела образования администрации муниципального образования Щербиновский район
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Павловский район
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Северский район
«утверждено» iconУтверждено с учетом мнения профсоюзного утверждено комитета мбоу...
Настоящее Положение устанавливает порядок рассмотрения общественным органом управления школы, обеспечивающим демократический, государственно-общественный...
«утверждено» iconУтверждено с учетом мнения профсоюзного утверждено комитета мбоу...
«Об утверждении методики формирования системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы...
«утверждено» iconПравила проведения туристских походов (15 августа 2006 г. №26) (Утверждено...
Утверждено постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 15. 08. 2006 №26
«утверждено» iconУтверждено

«утверждено» iconУтверждено утверждено

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница