Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания»




Скачать 124,7 Kb.
НазваниеКонкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания»
Дата публикации07.06.2013
Размер124,7 Kb.
ТипЗанятие
pochit.ru > География > Занятие
Министерство образования Республики Беларусь

Осиповичский РОО

Районный конкурс школьных проектов по энергоэффективности

«Энергия и среда обитания» 2010-2011 г

Номинация для педагогов

Практический урок «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений»
Урок-эксперимент « Парниковый эффект »

Светлана Сергеевна Хивренко,

учитель физики

ГУО «Лапичская средняя общеобразовательная школа»


Лапичи

2010

Введение
Изменение климата за последнее десятилетие заняло прочное место в ряду главных глобальных экологических проблем. Это явление напрямую связано с выбросом в атмосферу парниковых газов и, как следствие, к усилению «парникового эффекта».

Для лучшего понимания учениками сути экологической проблемы предлагаю использовать урок-эксперимент «Парниковый эффект». Предпочтительно использовать эту разработку на факультативных занятиях, однако можно провести и на уроках.

Рекомендую проводить этот эксперимент при изучении тем «Тепловые двигатели. Экологические проблемы использования тепловых двигателей» или «Термодинамические явления в атмосфере» в 10 классе. Возможно использование фрагментов урока при изучении раздела «Тепловые явления» в 8 классе. Краткий рассказ с презентацией результатов эксперимента уместен при проведении внеклассных мероприятий по экологии и т.п.

Изучение парикового эффекта предлагается провести с применением простой экспериментальной установки, моделирующей реальные процессы в атмосфере.

К разработке урока прилагаются краткие теоретические материалы по теме , инструкция для учеников , примерные возможные результаты опытов (для учителя).

Как источник информации предлагаю использовать учебное пособие для средней школы «Энергия и окружающая среда» (разработка международного проекта «SPARE»). Данное пособие можно скачать по адресу http://spareworld.org/rus/sites/default/files/SPARE-2008.pdf (желательно распечатать).

Ключевой составляющей урока является коллективный анализ результатов опыта и формулирование выводов о необходимости уменьшения выброса парниковых газов в атмосферу и, поэтому, о важности энергосбережения.

Урок-эксперимент
Тема : Парниковый эффект.

Класс: 10

Форма урока: Урок-эксперимент.

Продолжительность занятия 2 часа
Цели урока :

Образовательная: Обеспечить усвоение знаний по теме «Термодинамические явления в атмосфере. Парниковый эффект»

Развивающая: Обеспечить развитие у учеников способностей моделировать процессы, наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная : Экологическое воспитание
План урока (распределение времени):

1.Организационно-мотивационный этап ……. ………... до 5мин

2.Изучение теории явления …………………... ………...до 10мин

3.Здоровьесберегающий этап…………………………… 5 мин

3.Эксперимент ……………………………………………. до 50мин

4.Анализ результатов опыта, формулировка выводов…..до 15мин

5.Подведение итогов……………………………………… 5мин
Оборудование:

1. Учебное пособие для средней школы «Энергия и окружающая среда»

(разработка международного проекта «SPARE»)

http://spareworld.org/rus/sites/default/files/SPARE-2008.pdf

2.Статья «Парниковый эффект» (Приложение 3)1 экземпляр на группу.

3. Экспериментальная установка , моделирующая явление «парниковый эффект» Количество: 1 установка на группу 3-4 ученика.

4. Инструкции для учеников.
Комментарии:

Целью урока является изучение явления «парниковый эффект»

Явление моделируется на экспериментальной установке. Несмотря на простоту эксперимента, он позволяет понять суть такой экологической проблемы, как глобальное потепление .

Ключевой составляющей урока является коллективный анализ результатов опыта и формулирование выводов о необходимости уменьшения выброса парниковых газов в атмосферу и, поэтому, о важности энергосбережения.

Инструкция для учеников

Экспериментальное исследование
Тема: ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ

Цель: Исследовать явление «парниковый эффект»

Объект изучения: Лабораторная модель имитации возникновения «парникового эффекта».

Оборудование: Прозрачная коробка из оргстекла или аквариум; песок светлый и почва тёмная ; пульверизатор с водой; термометр; лампа накаливания, часы
Выполнение работы
^ 1. Изучение теоретического материала.

Изучите тему «Изменение климата» Часть3 , §13-§16 по электронному учебному пособию для средней школы «Энергия и окружающая среда»

(разработка международного проекта «SPARE»)

http://spareworld.org/rus/sites/default/files/SPARE-2008.pdf

и статью «Парниковый эффект»
Ответьте на контрольные вопросы:

1.Почему в последнее время в атмосфере увеличилось содержание веществ, усиливающих парниковый эффект?

2.Полезен или вреден парниковый эффект?

3.Какой газ «главный виновник» глобального потепления?
2. Эксперимент , моделирующий парниковый эффект.

1.Ознакомьтесь с экспериментальной установкой, моделирующей явление «парниковый эффект»(Рис.1.)3

2

5

1

4


  1. аквариум

  2. песок (грунт)

  3. лампочка

  4. термометр

  5. прозрачная крышка


Рис.1. Схема опыта.


2. Насыпьте на дно прозрачной пластмассовой коробки или небольшого аквариума тёмный грунт (песок или почву) слоем 2-3 см.
3. Увлажните песок или почву водой из пульверизатора .


4. Установите в грунт термометр на картонной подставке шариком вверх. Накройте коробку прозрачной крышкой. Установите лампу в 20-30 см над сосудом таким образом, чтобы свет падал на шарик термометра ( рис.2).
Рис.2. Экспериментальная установка.


5. Выключите лампу, дайте температуре установиться на уровне комнатной.
6. Отметьте значение комнатной температуры.
7.Оставив крышку на сосуде, включите лампу и фиксируйте значение температуры по термометру через каждую минуту в течение 15-20 минут.
Результаты измерений занесите в таблицу 1.
Таблица1.


Время, мин

Температура, 0С

Тёмный грунт

Светлый грунт

С крышкой

Без крышки

С крышкой

Без крышки

1













2



























20














8. Выключите лампу, дайте температуре упасть до комнатной. Снова увлажните грунт водой и повторите эксперимент, сняв крышку с сосуда.

9.Повторите все этапы работы, заменив тёмный грунт светлым.
10. Постройте графики зависимости температуры от времени для тёмного и светлого грунта для опытов с крышкой и без крышки (4 графика)
11. Проанализируйте полученные графики и дайте ответы на вопросы:
-Для какого грунта парниковый эффект выражен сильнее – для тёмного или светлого?

-Наблюдается ли парниковый эффект, если прибор не накрыт крышкой?

-Что играет роль «крышки» в атмосфере Земли ?
12.Выводы: (Сформулируйте совместно ответ на вопрос)
Почему энергосбережение способствует уменьшению выброса парниковых газов и , следовательно, сохранению климата?

Приложение 1

Примерные результаты измерений

Приложение 2

Возможный вид графиков.


Приложение 3

Парниковый эффект  

^ Естественный парниковый эффект
Чтобы поддерживать постоянную температуру, Земле необходимо самой излучать столько же энергии, сколько она поглощает из видимого света, излучаемого в нашу сторону Солнцем. Атмосфера служит как бы стеклом в парнике — она не столь прозрачна для инфракрасного излучения, как для солнечного света. Молекулы различных веществ в атмосфере (важнейшие из них — углекислый газ и вода) поглощают инфракрасное излучение, действуя как парниковые газы. Таким образом, инфракрасные фотоны, излучаемые земной поверхностью, не всегда уходят прямо в космос. Некоторые из них поглощаются молекулами парниковых газов в атмосфере. Присутствие таких газов в атмосфере создает эффект укрывания Земли одеялом. Они не могут прекратить утечку тепла наружу, но позволяют сохранить тепло около поверхности более долгое время, поэтому поверхность Земли значительно теплее, чем была бы в отсутствие газов. Без атмосферы средняя температура поверхности составляла бы —20°С, что намного ниже точки замерзания воды.
1

Важно понимать, что парниковый эффект на Земле был всегда. Без парникового эффекта, обусловленного наличием углекислого газа в атмосфере, океаны давно бы замерзли, и высшие формы жизни не появились бы.
^ Антропогенный парниковый эффект Увеличение содержания двуокиси углерода в атмосфере происходит не только естественным путем, а также в результате человеческой деятельности, главным образом за счет сжигания ископаемого топлива и сокращения лесных массивов. Следовательно, необходимо делать различия между естественным парниковым эффектом и созданным человеком (или антропогенным) усиленным парниковым эффектом (или глобальным потеплением). Естественный парниковый эффект поддерживает атмосферу Земли в состоянии теплового баланса, благоприятного для существования животных и растений. Антропогенный парниковый эффект, наоборот, нарушает сложившийся тепловой баланс в системе атмосфера-гидросфера-литосфера, и может привести поэтому к катастрофическому повышению температуры Земли.

Причиной антропогенного парникового эффекта является увеличение содержания в атмосфере углекислого газа . Это приведет к потеплению климата, а значит, к увеличению таяния ледников и повышению уровня моря, а также к резкому изменению погодных условий во всем мире.

^ Сущность экологической проблемы По мнению многих ученых, если сохранится тенденция глобального потепления, это приведет к изменению погоды и увеличению количества осадков, что, в свою очередь, приведет к подъему уровня мирового океана. Ученые уже отметили изменения в картине выпадения осадков. Они подсчитали, что в США и бывшем СССР последние 30-40 лет выпадает осадков на 10 процентов больше, чем в прошлом. В то же время, количество осадков над экватором сократилась на те же десять процентов. Дальнейшее изменение в системе выпадения осадков окажет огромное воздействие на сельское хозяйство, смещая зоны возделывания культур в северные районы Северной Америки и Евразии. Наиболее благоприятные условия для выращивания культур сложатся в сельскохозяйственных регионах России и обильные осадки будут выпадать в Северной Африке, где засуха продолжается с 1970-го года. Кроме того, повышение температуры увеличит испарение влаги с поверхности океана. Это приведет к увеличению выпадения осадков на 11 процентов.
Последствия потепления климата будут ощущаться на Северном и Южном полюсах, где увеличившаяся температура приведет к подтаиванию ледников. По расчетам ученых увеличение температуры на 10 градусов по Цельсию, вызовет повышение уровня мирового океана на 5-6 метров, что приведет к затоплению многих прибрежных территорий во всем мире.
^ Пути решени Так как предполагаемое потепление климата, вызванное человеческой деятельностью, на 50% происходит в результате потребления энергии, напрашивается вывод о том, что для того, чтобы предотвратить кризис, надо изменить практику этого потребления. По мнению Агентства по охране окружающей среды США, мировое сообщество должно предпринять серьезные меры. Если опасения, связанные с потеплением климата, оправдаются, то плата за бездействие будет намного выше, чем затраты на предотвращение кризиса. По мнению экологов, наиболее действенными будут такие меры, как повышение эффективности энергопользования и переход к альтернативным видам топлива (отказ от ископаемых видов топлива, таких как нефть и уголь) В 1980 году более 100 миллионов тонн СО2 было выброшено в атмосферу в восточной части Северной Америки, Европе, западной части СССР и крупных городах Японии. Выбросы СО2 развитых стран в 1985 году составили 74% от общего объема, а доля развивающихся стран составила 24%. Ученые предполагают, что к 2025-му году доля развивающихся стран в производстве углекислого газа возрастет до 44%. (Reporting on Climate Change, pp.14-15) В последние годы Россия и страны бывшего СССР значительно сократили выбросы в атмосферу СО2 и других тепличных газов. Это прежде всего связано с переменами, происходящими в этих странах, и падением уровня производства. Тем не менее, ученые ожидают, что в начале двадцать первого века Россия достигнет прежних объемов выброса в атмосферу тепличных газов.
В декабре 1997 года на встрече в Киото (Япония), посвященной глобальному изменению климата, делегатами из более чем ста шестидесяти стран была принята конвенция, обязывающая развитые страны сократить выбросы СО2. Киотский протокол обязывает тридцать восемь индустриально развитых стран сократить к 2008-2012 годам выбросы СО2 на 5% от уровня 1990 года: Европейский союз должен сократить выбросы СО2 и других тепличных газов на 8%. США - на 7%. Япония - на 6%.
Протокол предусматривает систему квот на выбросы тепличных газов. Суть его заключается в том, что каждая из стран (пока это относится только к тридцати восьми странам, которые взяли на себя обязательства сократить выбросы), получает разрешение на выброс определенного количества тепличных газов. При этом предполагается, что какие-то страны или компании превысят квоту выбросов. В таких случаях эти страны или компании смогут купить право на дополнительныe выбросы у тех стран или компаний, выбросы которых меньше выделенной квоты. Т.о. предполагается, что главная цель - сокращение выбросов тепличных газов в следующие 15 лет на 5% - будет выполнена.


Похожие:

Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» iconКонкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания»
Цель: Выявить способы экономного расходования электроэнергии. Доказать эффективность этих возможностей, привести примеры
Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» icon«утверждаю»
Положение об областном этапе  международного конкурса школьных проектов по энергоэффективности «энергия и среда обитания»
Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» iconО проведении конкурса проектов
Заместителю директора по техническому направлению Ромашкевич О. С., провести с 15 октября 2011 года по 1 декабря 2011 года конкурс...
Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» iconУчебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
...
Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» iconКонтрольные вопросы по курсу "безопасность жизнедеятельности"
Система «Человек – среда обитания». Основные формы деятельности человека: определение, классификация и содержание основных форм деятельности...
Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» iconФункциональная асимметрия мозга и природная среда обитания
Функциональная асимметрия мозга и природная среда обитания //vi межд. Конгресс «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии...
Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» iconКонкурс научно-образовательных проектов «Энергия будущего»
«Ядерное вооружение. Отношение подростков и жителей города Удомля к угрозе применения ядерного оружия»
Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» iconСреда обитания человека окружающая среда характеризуется совокупностью...
Среда обитания человека – окружающая среда характеризуется совокупностью физических, химических и биологических факторов, способных...
Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» iconКонкурс на реализацию социальных проектов Конкурс проектов по повышению...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Кандалакша
Конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» iconСтавропольского края
«Фитодизайн в школьной среде» с целью стимулирования творческой инициативы учащихся и педагогов в озеленении школьных помещений в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница