Образовательная программа «Юный натуралист»




Скачать 451,15 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Юный натуралист»
страница1/4
Дата публикации30.05.2013
Размер451,15 Kb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3   4
Авторская работа

Экологическое воспитание
младших школьников

Кузнецова В.Г.

Учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
Старомайнская средняя общеобразовательная школа № 1




  1. Введение.(с. 2-3)



2.Теоретические основы экологического воспитания младших школьников. (с. 3- 7)


3.Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников. (с. 7- 14)




  1. Кружковая деятельность. (с.14-17)



  1. Заключение. (с.18-19)



6.Список использованной литературы. (с.19-20)

7.Образовательная программа « Юный натуралист» 4 год обучения. (с.21- 41)

8. Приложение.

Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека. Интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования культуры поведения в природе и социуме.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную

среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.

Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием.
В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства..

^ Теоретические основы экологического воспитания младших школьников..

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.


Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во-первых, общество должно быть готово усвоить экологические идеи и знания; во-вторых – необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в-третьих, необходима качественная экологическая подготовленность педагогов любой специализации., именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению.


Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая , но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание , где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование , развитие, воспитание.

Цель экологического воспитания- формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда- она включает в себя человека.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными , общественными, производственными , межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе- сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования. В активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользова-

ния, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой. Эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального ( способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального( отношение к природе как универсальной ценности) , нравственного ( воли , настойчивости, ответственности)
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.


Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

.

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей , мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.


Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном , региональном, локальном уровнях , так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.


Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому, особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит преподавателю начальных классов.


Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.


Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).


История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.


Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты.

Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета взаимодействий о природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть и выходец. Фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Сформировать человека с новым отношением к природе можно только с раннего детства.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе.


Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.


Наблюдение окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками»

.

Процесс наблюдения можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.


^ Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта.

На данном этапе указываю цель и задачи наблюдения и даю задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отстоять по времени от начала самого наблюдения.


^ Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.
Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить.
Учитель руководит процессом наблюдения и воспитания детей в соответствии с обобщенной схемой обследования предмета.

Примерная схема наблюдения животного.


В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или самостоятельно), отмечают:


1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отличая и сходство, и различия.
3. Особенности и роль данного животного в жизни человека.
4. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа «Юный натуралист» iconТиповая образовательная программа дополнительного образования детей «Юный натуралист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» городского округа город Кумертау...
Образовательная программа «Юный натуралист» iconПримерная программа кружка «Юный натуралист»
Программа составлена на два года с учетом курса природоведения и биологии «Бактерии. Грибы. Растения»
Образовательная программа «Юный натуралист» iconПрограмма кружка «Юный химик»
Программа кружка «Юный химик», образовательная область : «Естествознание», тип программы предметно-ориентированная. Предназначена...
Образовательная программа «Юный натуралист» iconОбразовательная программа «Юный дизайнер» объединение «Юный информатик»
Данная программа создана с учетом нормативных документов: типового положения удо, Уставом гдюц «Салют», Законов РФ и рб «Об образовании»,...
Образовательная программа «Юный натуралист» iconОбразовательная программа детского объединения «Юный репортёр»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Образовательная программа «Юный натуралист» iconРабочая программа экологического факультатива «Зелёный патруль»
Данная образовательная программа составлена на основе программы «Юный эколог», автор Ю. Н. Александрова
Образовательная программа «Юный натуралист» iconОбразовательная программа кружка «Юный журналист»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Яраткуловская средняя общеобразовательная школа
Образовательная программа «Юный натуралист» iconОбразовательная программа Кружка «Юный эколог»
В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных...
Образовательная программа «Юный натуралист» iconПрограмма предметного кружка «Юный журналист»
Л. И. Сухарева «Журналистика и русский язык». Изд. Айрис Пресс, М., 2007. Программа кружка «Юный журналист» адаптирована в соответствии...
Образовательная программа «Юный натуралист» iconПрограмма кружка «Юный конструктор»
Целью работы кружка «Юный конструктор» является развитие технических интересов и технического творчества детей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница