Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области»




Скачать 419,9 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области»
страница1/3
Дата публикации27.05.2013
Размер419,9 Kb.
ТипМетодическая разработка
pochit.ru > География > Методическая разработка
  1   2   3
Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Научно – методическая разработка

«Учение В.И. Вернадского и реализация идей эколого-ноосферного образования в процессе обучения».

Автор: учитель биологии

МБОУ «Инжавинская средняя

общеобразовательная школа »

Егорова Е. Н.

Инжавино 2008

Содержание:
1. Введение.

Эколого - ноосферного образование - курс современного

образовательного процесса

2. Описание опыта:

а) Устный журнал «Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие»

б) Методическая разработка урока – семинара на тему:

«Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области».

в) Экскурсионная поездка в Пичаевский район, с. Подъем

дом – музей имени В.И. Вернадского.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложения.


Введение.
Эколого - ноосферного образование - курс современного образовательного процесса

Человечество вышло на новый этап развития, который коренным образом отличается от всего, что было до XXI века. Реалии нового века и тысячелетия диктуют новую ситуацию для человечества. Чтобы к ним приспособиться, необходима эволюция человечества, экологический и ноосферный подход во всем. Становление человека с ноосферным сознанием, поведением и культурой должно стать основной целью образования.

Человека должно отличать мировоззрение, миропонимание, широта мышления и осознание того, что от его действий зависит судьба природы, общества, нашей планеты. Настало время, когда единое человечество с плюрализмом мнений, религий, этносов, стран должно организовать поиск пути для всеобщего выживания. Необходимо преобразовать блага цивилизации так, чтобы они облегчали нашу жизнь, но не разрушали окружающую среду, нужно переходить к устойчивому развитию. Необходимо признать права природы и найти гармонию между её правами и правами человечества как единого целого, то есть согласовать права и законы природы и человечества.

Чтобы подготовить экологически воспитанного человека, необходимы: эколого-ноосферное опережающее образование, воспитание, просвещение. Только обновленная и усовершенствованная система образования позволит нам органично войти в новую, направленно развиваемую человеком сферу жизни на планете Земля, которую мы, как наследники В.И.Вернандского, теперь традиционно называем ноосферой, или сферой Разума. Концепция ноосферного образования - это система научно-теоретических, методологических и практических взглядов на природу образования и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода. Небывалая ранее роль выпала на долю образования. Оно может стать лидером ноосферного перехода, т. е. тем звеном, потянув за которое, можно решить другие проблемы современного общества. Ноосферное образование должно носить опережающей характер, задавая скорость и уровень развития общества.

Известно, что дело учёного - открыть и облечь в слово и формулы существующие закономерности Вселенной. Миссия методолога - найти инструменты привнесения открытия учёного в образование. Миссия педагога - формировать целостное мышление ученика, в равной мере привнося в этот процесс достижения учёного и методолога. Синтез знания и умения - вот отличительное качество педагога.

^ Описание опыта

Учитывая всю важность экологического образования и воспитания подрастающего поколения и в рамках 145-летия со дня рождения В.И. Вернадского на базе МОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа №2» было разработано и проведено ряд мероприятий:

^ 12 марта 2008 года в рамках областного урока экологии – устный журнал «Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие» (Приложение 1)

Цель устного журнала:

1. познакомить учащихся с одним из величайших ученых XX века

В.И. Вернадским - натуралистом, основоположником учения о биосфере гениальным мыслителем, выдающимся общественным деятелем;

2. познакомить с детскими и юношескими годами В.И. Вернадского, со становлением его личности как ученого и человека;

3. рассказать о научных исследованиях и многочисленных открытиях, сделанных им в различных областях знаний, о его плодотворной деятельности организатора русской и советской науки;

4. показать значение В.И. Вернадского для Тамбовщины.


^ Методическая разработка урока – семинара на тему:

«Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области».

Цели урока:

обучающие: - формирование понимания взаимосвязи окружающей среды, природы и человека;

- умение оценивать существующие экологические проблемы, выявлять причины и пути их возникновения и преодоления;

- умение работать с текстом доклада.

воспитывающие: — воспитывать у обучающихся чувство любви к родному краю, бережное отношение к обитателям природы.

развивающие: - развитие экологической культуры, абстрактного мышления, способности анализировать и обобщать, осознавать многообразие отношений «человек – природа», находить пути решения экологических проблем.

Оборудование:

компьютер, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, киноаппарат «Украина 5», таблицы, выставка книг.

Ход урока.

^ Вступительное слово учителя: «Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, который хотелось бы начать с представления гостей». (Рекомендуется пригласить на урок – семинар специалистов Управления по технологическому и экологическому надзору по Тамбовской области, ГИБДД, Управления по охране окружающей среды и природопользованию по Тамбовской области, ГПЗ «Воронинский» т.к. представители этих организаций могут многое рассказать, оценить и дополнить выступления школьников).

- главный врач центра гигиены и эпидемиологии Инжавинского района Тамбовской области Алексейчикова А.Н.

- инспектор ГАИ по связям с общественностью Агафонов М.В.

- зам. директора по экопросвещению ГПЗ «Воронинский» Егоров А.А.

^ Эпиграф к уроку: «Человек уничтожил «девственную» природу.

Лик планеты стал новым и пришел

в состояние непрерывных потрясений».

Академик В.И. Вернадский.
Учитель. Я не буду вам называть тему нашего урока, ставить цели, так как мне бы хотелось, чтобы вы это сделали самостоятельно после просмотра учебного фильма. (Рекомендуется просмотр кино- или видеофильма где затрагиваются экологические проблемы)

Просмотр учебного фильма «Человек и стихия. Проблемы экологии», после которого учащиеся должны сами назвать тему урока.

(Определяется тема и ставятся цели урока).

^ Учитель. Итак, тема нашего урока-семинара «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области».

Цели: - провести анализ состояния окружающей среды в Тамбовской области;

- рассмотреть основные экологические проблемы области и пути их решения.

Учитель. Из фильма мы увидели, какие глобальные проблемы стоят на сегодняшний день перед человечеством, какие происходят страшные катастрофы. Но пока мы живем в Тамбовской области, многие здесь будут продолжать учиться и работать. Это наш родной край и какова будет экологическая обстановка в области, таково будет и наше здоровье. Группа учащихся проанализировала экологическую обстановку в области и вашему вниманию предлагается прослушать несколько докладов.

^ Доклад-презентация на тему: «Промышленное производство и охрана окружающей среды Тамбовской области», (Приложение 2 ).

(вопросы учащихся к докладчику, беседа с представителем Управления по технологическому и экологическому надзору по Тамбовской области ).

^ Доклад-презентация на тему: «Влияние транспорта на состояние окружающей среды», (Приложение 3).

(вопросы к докладчику, беседа с представителем ГИБДД).

^ Доклад-презентация на тему: «Радиационная обстановка в Тамбовской области», (Приложение 4).

(вопросы к докладчику).

Учитель: В обычной жизни мы, конечно, не задумываемся о воздействиях промышленности, транспорта и радиации на состояние нашего здоровья, но есть вещи, которые могут оказать отрицательное воздействие на наш организм незамедлительно, это, например, несвежий продукт, который продается на прилавках наших магазинов или избыток нитратов в овощах и фруктах, или выпитый стакан воды из местного водопровода. Мы с группой учащихся коснулись этой проблемы и предлагаем вашему вниманию видеофильм. (Рекомендуется силами учащихся подготовить видеосюжет, где затрагиваются экологические проблемы).

Просмотр видеофильма о посещении центра гигиены и эпидемиологии Инжавинского района.

(беседа с главным врачом центра гигиены и эпидемиологии Инжавинского района Тамбовской области Алексейчиковой А.Н.).

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы экологическая обстановка в мире, в России, в Тамбовской области не ухудшалась, чтобы не исчезали животные и растения? (Слушаются ответы учащихся).

^ Доклад-презентация на тему: «Особо охраняемые природные территории Тамбовской области», (Приложение 5).

(вопросы к докладчику, беседа с представителем Управления по охране окружающей среды и природопользованию по Тамбовской области, ГПЗ «Воронинский»).

Выступление-презентация зам. директора ГПЗ «Воронинский» Егорова А.А. на тему: «ГПЗ «Воронинский» - цели и задачи».

(вопросы к докладчику).

Учитель. Чтобы перейти к следующему блоку нашего урока мне хотелось бы вам зачитать притчу:

«Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще сегодня сделать такого доброго и хорошего».
Вниманию учащихся предлагается экологическая схема, анализируя которую в беседе необходимо определить пути решения экологических проблем (Приложение 6).

^ Предлагаемый текст обсуждения:

Природные ресурсы, которые человек использует в производстве и хозяйственной деятельности, а также для личного потребления, можно подразделить на неисчерпаемые (солнце, вода), исчерпаемые (руды металлов, ископаемое топливо - угли, нефть, природный газ) и обнавляемые (лес, сельскохозяйственные культуры, скот и т.д.).

Впрочем, человек может исчерпать и эти ресурсы, уничтожив экосистемы или генофонд организмов.

В ходе хозяйственной деятельности при использовании природных ресурсов образуются разного рода отходы:

токсичные – соединения тяжелых металлов, фенолы, диоксины, цианиды и др.;

органические – остатки пищи, растений, животных;

неразлагаемые – медленно разлагающиеся и накапливающиеся в среде материалы (пластмассы, бетон и др.);

тепловое и другие излучения, образующиеся в процессах утилизации ресурсов.

Экологические проблемы возникают как при поступлении вещества и энергии в хозяйственные процессы, так и при выходе из них. Так, для исчерпаемых ресурсов речь идет о необходимости снижения их потребления и поиске заменяющих источников (экономия энергии, получаемой в настоящее время в основном из ископаемого топлива, поиск новых энергетических источников, новых материалов). Для неисчерпаемых ресурсов речь идет о лучшем их использовании (особенно солнечной энергии) и охране (защите поверхностных и подземных вод). Для обнавляемых ресурсов речь идет о создании необходимых условий их возобновления – охране почв, генофонда, экосистем.

При использовании природных ресурсов следует принимать во внимание их взаимосвязи. Так, например, если мы хотим использовать неисчерпаемый гидроресурс, то следует хорошо обдумать, не нанесет ли строительство плотины гидроэлектростанции и затопление части территории вреда природе с экологической точки зрения.

Что касается отходов, то следует всегда стремится снизить их количество. Если это сделать невозможно, то нужно искать пути их регенерации или использования в виде вторичного сырья.

Количество токсичных (вредных для жизни отходов) необходимо снижать, контролировать, обеспечивать их изоляцию от окружающей среды, находить способы их быстрейшего разложения на безвредные вещества, ограничивать применение соединений свинца, кадмия и т. д.

Что касается органических отходов, их следует рационально использовать – для подготовки компостов, получения биогаза и т.п.

Неразлагаемые отходы нужно постепенно заменять на разлагаемые или использовать их как вторичное сырье.

Количество теплового излучения, поступающего в окружающую среду, необходимо снижать прежде всего путем экономии энергии, технического и технологического совершенствования оборудования (миниатюризация производственных процессов, лучшая изоляция зданий, более совершенные методы исследований в медицине и т.п.)

В интересах устойчивого развития человеческого общества необходимо создавать предпосылки для не нарушаемой человеком эволюции биосферы не только путем рационального использования отходов, но также экологосообразным хозяйствованием, т.е. сохранением зеленого покрова Земли, борьбой с эрозией и засухой, охраной видового разнообразия, использованием биологических способов контроля вредителей в сельском и лесном хозяйстве и т.д.

Все эти способы решения экологических проблем требуют ответственного поведения людей и их профессиональной подготовки, соблюдения ими экологических принципов и их творческого применения.
Для выхода на путь к устойчивому развитию, для обсуждения данного вопроса, учащимся предлагается следующая экологическая схема (Приложении 7).

^ Предлагаемый текст обсуждения:

Идея «устойчивого развития» отражает возможности решения современных глобальных проблем взаимоотношений человека и биосферы.

К числу основных предпосылок устойчивого развития относится:

- охрана климата, обеспечение чистоты воздуха;

- обеспечение достатка чистой питьевой воды всему населению Земли;

- поддержание плодородия почв;

- сохранения видового разнообразия;

- стабилизация численности населения Земли;

- рациональное природопользование.

Предпосылки устойчивого развития могут быть реализованы постепенно, шаг за шагом. Такими шагами, к примеру, являются:

- снижение энергоемкости производства и потребления;

- снижение количества отходов с помощью новых технологий, новых способов доставки, торговли и т.д.;

- использование вторичного сырья и регенерация отходов;

- снижение загрязнений с помощью более совершенной очистки продуктов сгорания и сточных вод;

- переход к использованию возобновляемых и неисчерпаемых природных источников энергии и ресурсов;

- снижение загрязнения среды токсическими отходами;

- внедрение материалов, разлагающихся природным путем;

- повышение срока службы изделий;

- ограничение темпов роста народонаселения с одновременным уважительным отношением к различным культурам (на фоне роста уровня образования, устранения нищеты, роста информированности и т.п.);

- международное сотрудничество для достижения экономического равновесия, ликвидации нищеты, поддержки развивающихся стран и т.д.

При осуществлении постепенных шагов к устойчивому развитию необходимо полнее использовать результаты науки и технического прогресса, новые технологии, передовые способы организации и управления, экономические рычаги и нормы международного права, уделять первостепенное внимание развитию образования и воспитания, всесторонней информатизации.
  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» iconОхрана окружающей среды
Ч-68 Охрана окружающей среды: Учеб для вузов. Спец. «Архитектура». М.: Стройиздат, 1988. 272 с.: ил
Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» iconОб информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды
Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 года и Концепции формирования...
Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» iconМаоу дпо ипк творческая методическая разработка «проба сил» «Специалист...
Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только...
Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» iconУрок по географии в 10 классе: «Загрязнение и охрана окружающей среды»
Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды
Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Охрана окружающей среды»
Химическая и целлюлозно-бумажная промышленность как источники загрязнения окружающей среды
Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» iconАвтореферат «Проблемы экологии города Донецка Ростовской области...
Влияние функционирующих и закрывающихся шахт Восточного Донбасса на состояние окружающей среды
Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» iconРеферат по курсу: Социальная экология тема: Формирование различных экосистем
К экологии часто относят большое количество смежных отраслей знаний, главным образом из области охраны окружающей среды. В данной...
Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» icon«Значение тепловых двигателей и охрана окружающей среды. Доклад на тему «Степень риска»
Цель урока: Через изучаемые физические явления показать положительные и отрицательные воздействия современной техники на окружающую...
Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» iconЗадача: показать положительную роль химии в решении проблемы охраны окружающей среды
Цель: Систематизировать знания учащихся об экологических проблемах окружающей среды, ознакомление с методами охраны окружающей среды....
Методическая разработка урока семинара на тему: «Проблемы экологии и охрана окружающей среды Тамбовской области» iconУрок-конференция по теме «Глобальный экологический кризис»
Целью проведения урока конференции на тему «Глобальный экологический кризис» является формирование у учащихся экологического мировоззрения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница