Элективный курс «географическое положение россии»




НазваниеЭлективный курс «географическое положение россии»
страница1/6
Дата публикации03.04.2013
Размер0,75 Mb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > География > Элективный курс
  1   2   3   4   5   6
элективный курс «географическое положение россии»

Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на девять часов, является предпрофильной и предназначена для учеников девятого класса независимо от профиля обучения.

В существующих учебных программах географическому положению территории уделяется достаточно большое внимание. Казалось бы, ничего нового, интересного эта тема не дает школьникам. Но традиционный взгляд на эту проблему выделяет однобокость такой трактовки: показываются только выигрышные черты географического положения. Данная программа может служить примером того, какой разносторонней может быть трактовка географического положения любой территории. Работа с детьми ведется в основном в диалоговом режиме.

Целью данной программы является:

1. Развитие способностей учащихся не только усваивать раз и навсегда предлагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный (компетентностный) подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.

2. Формирование у учеников интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.

3. Развитие у учащихся коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

– наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт;

– выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их;

– выполнять необходимые измерения и использовать метод наложения карт одну на другую;

– делать выводы.

Перечисленные умения формируются на основе знаний об особенностях географического положения России, о влиянии географического положения на природу, быт и хозяйственную деятельность человека, о влиянии природы, размеров территории на уровень развития экономики страны.

Настоящие педагоги всегда озабочены не просто передачей имеющегося опыта, накопленных знаний, но и развитием творческого потенциала своих учеников, их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы нормы, образовательного стандарта, создать условия для успешного развития тех, кто способен не только к воспроизводящей, но и творческой деятельности.
^ Учебно-тематический план




п/п

Название раздела,

темы

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля

Лекция

Практи-
ческая

работа

Семи-
нар

1

Введение. Особенности
географического положения России


1


0,5


0,5




Тестирование

2

Соседское положение России


1





1




Выполнение практической работы

3

Влияние зимних изотерм на расселение


1


0,5


0,5




Выполнение практической работы

4

История заселения России – путь на северо-восток


1








1

Участие в семинаре

5

Закрытость территории России: горные стены


1


0,5


0,5




Выполнение практической работы

6

Закрытые моря

1

0,5

0,5




Выполнение практической работы, тестирование

7

Реки-тупики

1

0,5

0,5




Выполнение практической работы, тестирование

8

Геостратегия России

1







1

Участие в семинаре

9

Россия на карте мира
(итоговое занятие)


1





0,5


0,5

Участие в се-минаре, выполнение практической работы, тестирование

Итого

9

2,5

4

2,5




^ Содержание программы

1. Введение. Особенности географического положения России.

Оценка географического положения, территории, природы, развития. Противоположность оценок географического положения и сама страна – Россия.

^ 2. Соседское положение России.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Страны-соседи Российской Федерации».

Выявление соседского положения на суше, через моря и океаны, работа с картами атласа для 10 класса «Плотность населения».

Выявление закономерностей размещения населения в соседних странах вдоль границ с Россией, расположения их столиц.

Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка России».

Выявление особенностей влияния степени соседства на характер российско-соседских отношений.

^ 3. Влияние зимних изотерм на расселение.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Вслед за январскими изотермами».

Определение распространения январских и июльских изотерм, выявление причин, влияющих на меридиональное распространение зимних изотерм, появление «полюса холода» именно в Якутии. Сопоставление карты январских изотерм с политической картой мира.

^ 4. История заселения России – путь на северо-восток.

История развития древних цивилизаций (речные цивилизации).

История освоения новых территорий (Америка, поиск пути в Индию). Движение за теплом и пищей – великие переселения народов.

^ 5. Закрытость территории России: горные стены.

Л е к ц и я «Закрытая страна».

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Определение границ России исходя из особенностей рельефа» (границы природные и условные, опасность горных границ, истоки терроризма).

^ 6. Закрытые моря.

Л е к ц и я «Ведущие в никуда внутренние моря, выводящие ниоткуда окраинные моря».

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Определение природы морей, их навигационный режим.

Вычерчивание основных морских транспортных магистралей».

7. Реки-тупики.

Л е к ц и я «Реки-тупики».

Многочисленность рек России, их меридиональное расположение. Торговые речные пути. Реки Сибири. Волга, Амур.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Выявление зависимости режима рек от климатических условий».

Влияние большой протяженности рек в меридиональном направлении на весенние половодья.

^ 8. Геостратегия России.

С е м и н а р «Распахивать двери или укреплять стены».

Современная трактовка понятия «геополитика». Геополитические связи России во времени. Влияние России на политические и экономические события в мире.

^ 9. Россия на карте мира.

Преимущества и сложности географического положения России для развития её экономики. География внешней торговли России.
литература
1. Баринова, И. И., Дронов, В. П. География России: метод. пособие. 8–9 кл. – М.: Дрофа, 2003.

2. Дронов, В. П., Баринова, И. И., Ром, В. Я., Лобжанидзе, А. А. География России: в 2-х т. – М.: Дрофа, 2003.

3. Библиотека «Первого сентября»: Я иду на урок географии. Географическое положение России / С. В. Рогачев. – М.: Первое сентября, 2000.

4. За страницами учебника географии. 8–9 кл. / сост. К. П. Сергеева. – М.: Просвещение, 1997.

5. Маерова, Н. Ю. Уроки географии. 8–9 кл. – М.: Дрофа, 2004.

6. Даринский, А. В. География России: учеб. для 8–9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993.

Тема «особенности ГЕОГРАФИЧЕСКОго ПОЛОЖЕНИя РОССИИ»

Цели и задачи: формировать у учащихся представления и знания об особенностях и главных чертах природы России; рассмотреть главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы, экономики и населения страны; продолжить формирование умения выполнять практические задания по географической карте России.

У ч е б н о - н а г л я д н ы й к о м п л е к с: политическая карта мира и Евразии, физическая карта России, видеофильмы, схемы, таблицы, книги, атласы, контурные карты, стихи о России.

Т е р м и н ы и п о н я т и я: географическое положение страны, крайние точки, граница, территориальные воды.

Г е о г р а ф и ч е с к и е о б ъ е к т ы: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева, остров Ратманова, Балтийская коса, гора Базардюзю, полуостров Рыбачий, Финский залив, Большой Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы Лаперуза и Кунаширский, озеро Виви; пограничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США.

Б е с е д а п о в о п р о с а м:

– географическое положение как зеркало России (физико-географическое положение, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, эколого-географическое, историко-географическое, этнокультурное);

– микроположение;

– мезоположение;

– макроположение.

^ Т е с т «Экскурсия в прошлое»

1. Первые русские города-крепости в Сибири назывались:

1) гарпунами; 2) острогами; 3) копьями; 4) дротиками.

2. Земли к югу от Оки, пограничные со степными просторами, назывались:

1) Большое поле; 2) Южное поле; 3) Дикое поле; 4) Черное поле.

3. В течение ХIII–ХV вв. главным экономическим партнером Новгорода являлись:

1) Византия; 2) Золотая Орда; 3) Ганзейский союз; 4) Мангазея.

Правильные ответы: 1 – 2; 2 – 3; 3 – 1.
Учитель. Россия находится в северном полушарии на крупнейшем материке земного шара – Евразии, в двух частях света – Европе и Азии. Моря омывают с севера, востока, запада и юго-запада. Россия – самое большое по площади государство мира. Площадь – 17,1 млн км2.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 1.

З а д а н и е: постройте диаграмму, используя приведенные в таблице данные.

^ Сравнение России с государствами

Государство

Площадь крупнейших государств мира,
млн км2

Россия

17,1

Канада

9,98

Китай

9,56

США

9,36

Бразилия

8,51

Австралия

7,59


П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 2.

З а д а н и е: не пользуясь картами атласа (по памяти), обозначьте на контурной карте России её крайние точки:

м. Флигели – крайняя северная точка о. Рудольфа; м. Челюскин – северная материковая точка;

гора Базардюзю – крайняя южная точка; г. Калининград – крайняя западная точка;

м. Дежнева – крайняя восточная точка; а также соседей 1-го порядка.

^ Справочно-информационный материал

Границы России

Пограничные
государства

Общая длина, км

По морю,

км

По суше,

км

По рекам

и озерам, км

Норвегия

219,1

23,3

43

152,8

Финляндия

1325,8

54

1091,7

180,1

Эстония

466,8

142

89,5

235,3

Латвия

270,5



137,2

133,3

Литва

288,4

22,4

29,9

236,1

Польша

236,3

32,2

203,3

0,8

Белоруссия

1239



857,7

381,3

Украина

2245,8

320

1500,2

425,6

Грузия

897,9

22,4

819,4

56,1

Азербайджан

350

22,4

272,4

55,2

Казахстан

7598,6

85,8

5936,1

1576,7

Монголия

3485



2878,6

606,4

Китай

4209,3



650,3

3559

КНДР

39,4

22,1



17,3

Япония

194,3

194,3





США

49

49





Всего

23115,2

989,9

14509,3

7616


Географический центр России расположен на юго-западном берегу оз. Виви (Среднесибирское плоскогорье).

Б е с е д а п о в о п р о с а м:

– Как можно доказать, что Россия – северная страна?

– Какие особенности экономико-географического положения благоприятны для развития нашей страны?

В процессе беседы заполняется т а б л и ц а:

Особенности ЭГП, благоприятные
для развития экономики России

Неблагоприятные особенности

ЭГП России

1

2

1. Россия имеет выходы к трем океанам. Это облегчает экономические связи со многими странами

1. Немалые по площади районы России мало пригодны или вообще не пригодны для жизни человека. К ним относятся, например, территории, испытывающие влияние Северного Ледовитого океана, высокогорья

2. Россия граничит со многими странами. Это помогает организовать экономическое сотрудничество с ними


2. Огромная территория России создает дополнительные трудности для экономического развития – требуется больше средств для постройки дорог и транспортировки народнохозяйственных грузов, усложняется управление хозяйством

3. Моря Северного Ледовитого океана позволяют доставлять по Северному морскому пути народнохозяйственные грузы в малодоступные районы

3. На обширных пространствах больше природных ресурсов, но осваивать их труднее. В особенности это относится к труднодоступным районам

4. На огромной территории России сосредоточенна значительная часть природных богатств Земли. Мы обладаем, к примеру, 20 % всех топливно-энергетических ресурсов мира

4. Длительные зимы на большей части территории России требуют дополнительных ресурсов на отопление жилищ, теплой одежды, обуви для населения, усилий по расчистке дорог и т. д.

5. Значительная часть нашей территории находится в умеренном поясе. Он в целом благоприятен для жизни населения

5. Климатические условия обширных районов не благоприятны для сельскохозяйственного производства

6. Побережья теплых морей создают хорошие условия для отдыха и восстановления здоровья




7. Обширные пространства в различных природных зонах позволяют путешествовать, увидеть значительную часть планеты, многообразие ее природы





Сравнение географического положения России с положением других государств.


Преимущества, связанные

с географическим положением России

Сложности, связанные

с географическим положением

России

1. Мы имеем открытие выходы в моря в Азии и Европе. Многие же государства таких выходов не имеют и вынуждены транспортировать свои грузы через соседние государства (т. е. пользоваться транзитом). Значение прямого выхода к морю велико. Ряд государств добивались его даже военными средствами. Россия, например, при Петре I «прорубила окно» в Европу после длительной войны со Швецией




2. Мы граничим в основном с дружественными государствами. Добрососедство необходимо всем. А для страны с такими протяженными границами, как наши, это особенно важно




3. Значительная часть нашей территории равнинная. Это облегчает хозяйственную деятельность населения. Среди зарубежных государств многие имеют гористый рельеф




4. Наша страна расположена в двух частях света: Европе и Азии





Учитель. На политической карте мира территория России выглядит внушительно. Она доминирует «над» Старым Светом. Она венчает собой, как свадебным венцом, Европу и Азию. К ней, будто бы к сосцам матери, с разных сторон льнет множество меньших по размеру государств.

Российская территория действительно расположена на карте выше других стран Старого Света. Положение России «выше» других стран – условно. В истории картографии сложилось так, что север стали на всех картах и глобусах изображать вверху. Но настоящий глобус – Земля – вовсе не стоит на подставке, подведенной под Антарктиду. Из космоса, в зависимости от положения наблюдателя, можно увидеть земной шар вращающимся как вверх Россией, так и вниз Россией.

Учитель. Россия находится в северном полушарии на крупнейшем материке земного шара – Евразии, в двух частях света – Европе и Азии. Моря омывают с севера, востока, запада и юго-запада. Россия – самое большое по площади государство мира. Площадь – 17,1 млн км2.

Взгляните на карту, составленную космонавтом, повернувшимся ногами к Полярной звезде. Здесь Россия выглядит лишь подножием устремленных вверх «небоскребов» Африки с Аравийской пристройкой, башни Индостана и шпиля Малакки. В географии (если в ней не заниматься лишь простым перечислением фактов) нет непререкаемых истин. Рассуждая и споря, легко можно превратить «над» в «под»: очень многое зависит от точки зрения.

Ведь даже в нашем примере с «над» и «под» заключена одна не зависящая от нашей позиции идея: выше ли, ниже ли Старого Света лежит Россия, но она занимает в нем особое положение: крайнее, экстремальное. Она дальше, чем большинство других стран от экватора, она ближе к полюсу.

Мы и далее будем спорить с вами о России. По-разному оценивать ее положение, территорию, природу, развитие. Наверное, об одних и тех же вещах я буду говорить «плохо», а вы «хорошо». Главное же при этом, чтобы в противоположности наших оценок не потерялась сама страна, которую мы с вами взялись изучать, – Россия. Если вам станет интересно узнавать новое о России и размышлять о ней, я буду считать свою задачу выполненной.

Россия – не единственная страна, которая простирает свою территорию сразу на две части света. Рассмотрев карту мира, мы найдем без труда еще несколько таких стран. Но у этих стран все же подавляющая часть территории лежит в какой-нибудь одной части света, а в другую выброшен лишь непропорционально маленький плацдарм. Более того, плацдарм этот отделен от основной территории морским проливом или морским каналом. Россия же единственная страна Земли, которая сравнительно равновесно распределяет свое пространство между двумя частями света и где эти части не разобщены водной стихией, напротив, сомкнуты в едином монолите.

З а д а н и е: найдите другие страны, которые своими территориями пересекают границы частей света.

Учитель. Чтобы дать человечеству общие представления о разнообразии поверхности Земли, географы и обобщают свойства территории по преобладающим признакам, проводят условные границы. Это называется районированием.

Выделение частей света – одно из древнейших районирований мира.

Разделение геологически единой Евразии на Европу и Азию – это районирование по особенностям населяющих их людей: их облику, поведению, жизненным ценностям. Конечно, районирование это очень грубое, особенно в отношении Азии: азиат-аварец и азиат-японец имеют мало общего. Собирательный образ азиата трудно сконструировать. И все же некоторые черты азиатов европейцы так или иначе улавливают. О пленительной девушке с раскосыми глазами скажут: «В ней есть что-то азиатское». О человеке, помыкающем зависящими от него людьми, говорят: «Он по-азиатски тиранит их». А о лукавом дипломате выразятся: «Он по-азиатски хитер». Богатый человек, живущий на широкую ногу, живет «с азиатской роскошью».

С Азией связывают и необузданность страстей, и готовность к вспышкам. Не случайно в современной России зоны наибольшей социальной напряженности расположены именно в Азии, особенно на Северном Кавказе, за Кумо-Манычской впадиной.

Вы видите, что граница между частями света может приобретать важное политическое значение. Она достойна изучения.

З а д а н и е: найдите на карте мира другие страны, которые лежат одновременно в двух частях света (или на двух континентах). Вы кое-что знаете об этих странах (хотя бы по телепередачам). Отнесите их по культурным признакам к той или иной части света. Сравните их с Россией. Подумайте, о каких других странах, расположенных уже только в одной части света, вы могли бы сказать, что они имеют признаки, свойственные другим частям света.

– Должны ли эти признаки быть обязательно культурными? Или есть и экономические различия?

Учитель. В отношении частей света об экономических особенностях имеет смысл говорить постольку, поскольку они связаны с особенностями культурными. В Азии большее значение имеет авторитет старших. Азия менее склонна к крупным переменам. Здесь не мог бы зародиться промышленный капитализм. Для азиатов труд не является столь же важной жизненной потребностью, как для «трудоголиков»-европейцев. В Азии вряд ли могли бы возникнуть сами по себе демократические общества.

Зато в Европе, слишком «зацикленной» на экономике, политике, науке, не возникло ни одной мировой религии. Даже христианство, исповедуемое большинством европейцев, родилось в Азии. Евреи всего мира исповедуют рожденный в Азии иудаизм. А уж ислам, буддизм – чисто азиатские религии.

Но крупнейшие мусульманские народы России – татары и башкиры – живут в Европе. А европеоиды – русские и украинцы, вовсе не имеющие раскосых глаз, во множестве населяют азиатскую Сибирь. Да и многие черты азиата, которые вы назвали, я вижу у своих знакомых, живущих к западу от Урала.

Так в этом все и дело! Россия, пересекшая собой культурную границу двух регионов мира, смешивает их в себе. Мы, жители России, не просто – как писал Блок – «держали щит меж двух враждебных рас – Монголов и Европы». Мы и пропитывались соками обеих частей света. По словам другого поэта, Андрея Вознесенского:

Мы европейцы

С поправкой на Азию.

Мы азиаты

С поправкой на техреволюцию.

Это наше евро-азиатское положение отражает и древний российский герб: двуглавый орел, глядящий и на Восток, и на Запад.

Что значит для страны лежать в двух частях света? Значит ли это быть преуспевающим посредником в торговле между Европой и Азией? Или это значит «разрываться на части» от сложностей соединения под единым управлением глубоко разнородных территорий? Значит ли это впитывать лучшие достижения европейской и азиатской культуры – равно наслаждаться поэмами Мицкевича и газелями Хафиза? Или это значит болеть и европейским СПИДом, и сибирской язвой? А может быть, отраве, как и человеку, невозможно быть одновременно в двух местах? И быть здесь и там для нас означает «оказаться между двух стульев»?

Страна, географически балансирующая между двумя частями света, на протяжении всей своей истории принуждена балансировать между двумя моделями развития. Временное возобладание то одной, то другой превращает нашу историю в цепь глубоких потрясений: крещение Руси и монголо-татарское иго; нашествия европейских армий и «азиатские» бунты Разина и Пугачева в Прикаспии; европейские реформы Петра Великого и «азиатчина» крепостного права; европейские идеи социал-демократии и «азиатская» тирания большевизма; западная ориентация перестройки и т. д.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Элективный курс «географическое положение россии» iconВопросы по географии за курс «население и хозяство россии» 9 класс
Географическое положение России. Эгп и транспортно – географическое положение территории
Элективный курс «географическое положение россии» iconЗанятие №11 7-11классы
Географическое положение включает в себя три компонента — физико-географическое положение, экономико-географическое и геополитическое...
Элективный курс «географическое положение россии» iconПоурочное планирование. География 9 класс География России по учебникам:...
Урок Географическое положение РФ. Территория РФ. Физико- и экономико-географическое положение страны
Элективный курс «географическое положение россии» iconПрограмма состоит из шести частей: часть I «Рос­сия на карте мира»
России: физи­ко-географическое, математико-географическое, эко­номико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое,...
Элективный курс «географическое положение россии» iconНашего урока «Евразия. Географическое положение. История исследования»
Закрепить понятие географическое положение материка и умение составлять характеристику
Элективный курс «географическое положение россии» iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Элективный курс «географическое положение россии» iconУрок географии в 9 классе «географическое положение, рельеф воронежской...
Закрепить умения характеризовать физико экономико-географическое положение территории
Элективный курс «географическое положение россии» iconЭлективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка...
Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через...
Элективный курс «географическое положение россии» iconЭлективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами...
Данный элективный курс является предметным (по информатике) и предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных...
Элективный курс «географическое положение россии» iconТесты «Географическое положение России»
Какое из указанных государств отделяет Калининградскую область от основной территории России
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница