Скачать 109,55 Kb.
|
![]() учитель начальных классов Тема: Внеклассное занятие по окружающему миру для учащихся начальных классов Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства. Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. в общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Каждый ребенок должен: - знать природу своего родного края, а именно: - местные природные условия - природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. - местные, охраняемые природные объекты; - животных местной фауны; - местных птиц; - видов рыб местных водоемов; - лекарственные растения местной флоры; - памятники культуры и искусства местного и республиканского значения. Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, на мой взгляд, назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности). И следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:
Названные показатели нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления. ^ Цель занятия: развитие познавательного интереса к природе нашего края; Задачи:
Оргмомент * Под музыку за столы садятся команды участников. * Представление жюри. * Представление команд . ^ 1. Разминка Из 15 предложенных слогов составьте 10 названий животных, обитающих в Ленинградской области: ки бел ут ба ны ли боб во ро со цы си ка ло вол ры ни зай Слоги могут повторяться. Ответы: белки, лоси, сороки, волки, лисицы, синицы, утки, кабаны, зайцы. ^ Команда № 1 1. какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь) 2. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц) 3. Какой хищный зверь любит малину? (Медведь) 4. Как называется процесс смены шерсти у животных? (Линька) 5. Как назвать гнездо белки? (Гайно) 6. Подземное животное? (Крот) 7. Этот зверь не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее? (Волк) 8. Поведение какого зверя предсказывает погоду? (Бурундук ) 9. Что делает еж зимой? (Спит). Команда № 2
3. Игра «Устами младенца». - Назовите, о чем говорят дети. 1. Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер) 2. Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. ( Парк). 3. Светящийся шар, горячий, а ещё это звезда. (Солнце) 4. Это то, где всё сажают, и когда она есть, то на деревьях листики вырастают. (почва) 5. Она большая и грязная и мама не разрешает по ней бегать. (лужа) 6. Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя там делать. (Заповедник). 7. В трубе задерживает дым, пыль, есть в сигаретах. (фильтр) 8. Там квакают лягушки и растут камыши. (болото) 9. Маленькие санитары природы, мы их не видим. (микроорганизмы) 10. Рыбам – вода, зверю – лес, птицам – воздушное пространство, а в экологии это называется (среда обитания). 11. В году их четыре. Сначала птицы прилетают, потом выводят птенцов, затем онм улетают опять, а в это время медведь спит в берлоге. (времена года) 12. Это когда не бывает дождя, жарко, как в пустыне. (Засуха). ^ 1. Расцветая в окружении снегов, он сам похож на снежинку и выдерживает 10-градусный мороз. (Подснежник) 2. Этот цветок появляется в середине апреля. Верхняя сторона его листа - холодная, а нижняя - теплая. (Мать-и-мачеха) 3. Из этого растения получают краситель оливкового цвета. (Первоцвет лекарственный) 4. Это растение зацветает только на 10-12 год, и цветет недолго, около недели. (Ветреница) 5. Цветы этого растения идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. Используют для изготовления духов, одеколона, мыла. (Ландыш) 6. . Один из важнейших православных праздников связан с ветками этого растения. (Верба) ^ (проводится игра по ТРИЗу) ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Фрагмент: Выступает директор завода и речной царь. ^ Директор завода : «Я построил завод по выпуску игрушек» - это хорошо (дети радуются) Речной царь: « Но он сливает отходы прямо в реку» - это плохо (гибнет всё живое) Директор завода: «Я провел дорогу к городу, люди, живущие рядом с заводом, могут ей пользоваться»- это хорошо Речной царь: «Зато вырубили много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и паров бензина». - это плохо. Учитель: - Как же нам рассудить этих двух уважаемых людей? Подвожу к постановке проблемы самими учениками: - Что надо сделать, чтобы и завод работал, и окружающая среда не страдала? ^ : Проводится исследование по картинке. Дети сами предлагают пути решения и в результате делают выводы: 1. Поставить на сливную трубу решетки для очистки - фильтры. 2. Перенести автостоянку и дорогу подальше от реки. 3. Высадить вдоль дороги деревья (для очищения воздуха от паров бензина и т. д). ^ Ситуация: Хищники поедают своих жертв - хорошо это для всей популяции или плохо? (Например, овец в отаре все становится меньше). Учитель ставит проблемный выбор. Заслушивает ответы детей. Доказывает простым примером: завезли коз на необитаемый остров, где не было ни одного хищника. Козы ели буйную растительность и размножались. Наконец, их стало так много, что пищи на всех перестало хватать. Козы съели все растения, после чего вымерли от голода. Подвожу к выводу (его делают сами ученики): Для популяции хищник полезен и даже необходим (он регулирует численность животных (поедает только больных и слабых), не дает им чрезмерно размножаться. «Пищевые цепи». Учитель на вопрос «Есть ли в природе вредные животные»? выдвигает заведомо ложную гипотезу: да, есть! - Кто же это может быть? Дети предлагают свои варианты ответов: * комары (сильно кусаются) * жабы, лягушки (противные, страшные) * мыши, крысы (едят зерно в амбаре, переносят болезни) * змеи, пауки и т. д. На примере экологических цепочек рассматриваются устойчивые связи между организмами в экосистеме, где каждый организм играет строго определенную роль, а сама экосистема находится в равновесии. Дети обсуждают эту проблему и проверяют ошибочную гипотезу, приходят к открытию нового знания: стоит кого-нибудь убрать из этой цепочки, как равновесие нарушится и экосистема будет изменена. Например, не станет вдруг змеи, так мышей расплодится так много, что они всё подчистую съедят. А если бы у крысы не было врагов, то крысы за 8 лет покрыли бы всю поверхность земной суши. Все - все на свете, на свете нужны! И мышки не меньше нужны, чем слоны... ^ Ваша задача – распределить, кто что ест? Кто быстрее! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ .
Итог. - Что больше всего запомнили? - Какое задание было самым интересным? Учитель. Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство животных и растений. Зверей на земле много. Но самое главное помните о том, что птицы, звери и рыбы – наши меньшие братья. Нужно любить их и охранять. Не пугай зверюшек, не губи детенышей, а зимой – подкорми. Знаем, что рыбе – нужна чистая вода, зверю – леса, степи, горы, а птице – воздух. Давайте охранять водоемы, леса, степи, горы. Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. ![]() Л И Т Е Р А Т У Р А
|
![]() | Рабочая программа по окружающему миру учителя начальных классов Федеральный буп для общеобразовательных учреждений РФ отводит для изучения окружающего мира во 2 кл. 68 часов из расчета 2 часа в... | ![]() | Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Автор – составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
![]() | Тема: «Игровые технологии как средство активизации познавательной... Цель: создание условий для совершенствования педагогического мастерства учителей начальных классов через передачу игровых технологий... | ![]() | Внеклассное мероприятии по экологии для учащихся 4 классов составила... Предварительная подготовка: ученики экскурсоводы заранее составляют и рисуют кроссворд, подбирают материал о комнатных растения,... |
![]() | Городская олимпиада по окружающему миру для учащихся 4-х классов 2011-2012 учебного года Какое растение в народе называют порезник, ранник, чирьева трава? Выбери правильный ответ | ![]() | Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе Составлена учителем начальных классов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных,... |
![]() | Внеклассное мероприятие на тему : «Земля наш общий дом» Развивать наблюдательность, внимание, память, интерес к окружающему миру, творческие способности | ![]() | Внеклассное мероприятие для учеников начальных классов на тему: Народный... Задачи: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся |
![]() | Программа элективного курса по русскому языку «Шаги к журналистике» Курс «Шаги к журналистике» рекомендуется для учащихся старших классов, которые интересуются языком, литературой, не равнодушны к... | ![]() | Урок окружающего мира в 4 классе Тема Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему... |