Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»




Скачать 207,2 Kb.
НазваниеИнформационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»
Дата публикации11.12.2013
Размер207,2 Kb.
ТипИнформационный бюллетень
pochit.ru > География > Информационный бюллетень
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЛОЗНОЕ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Информационный бюллетень

опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»

сентябрь 2010


Анализ состояния социума, учебно-воспитательного процесса, запросов родителей и учащихся на уровень и качество образовательных услуг

Осуществляемый в Российской Федерации переход от унифицированного образования к вариативному требует новых подходов в управлении образовательным учреждением с учетом образовательных потребностей учащихся, родителей и социума. Предоставление свободы выбора обучающимся в реализации их конституционных прав на получение качественного образования, адекватного уровню личностного развития, является стратегическим направлением деятельности каждого общеобразовательного учреждения вне зависимости от места его нахождения, статуса и уровня реализуемых образовательных услуг.

Проблемы вариативности в последнее время часто рассматриваются в теоретических исследованиях и практике управления вариативными образовательными системами. Это обусловлено, на мой взгляд, целым рядом обстоятельств, в том числе социально-экономического плана. Прежде всего, следует отметить, что целевой установкой образования в итоге должно быть развитие творческой индивидуальности личности. В исследованиях учёных, посвящённых проблемам эволюции систем различной природы (В.А. Вагнер, А.Н. Северцов, К.М. Завадский, В.И Варшавский, И.И. Шмальгаузен и др.), показано, что чем выше разнообразие, вариативность качеств индивидов, входящих в состав системы, тем шире круг задач, которые может успешно решать данная система. Следовательно, она лучше адаптируется в неопределённых ситуациях. Кроме того, в исследованиях учёных-педагогов П.Е. Решетникова, П.Т. Фролова и др. было показано, что чем разнообразнее, вариативнее, противоречивее среда, в которой происходит обучение и воспитание учащихся, тем интенсивнее происходит их развитие и выше сам уровень развития. Именно поэтому учащиеся малочисленных сельских школ, как правило, уступают в темпах и уровне развития их сверстникам из городских и поселковых школ, хотя возможности для педагогического взаимодействия с этими школьниками более благоприятные, чем в городских и поселковых школах.

В условиях рыночной экономики образование должно быть направлено на удовлетворение разнообразных потребностей населения. В связи с этим нуждаются в кардинальном изменении и подходы к организации образования. Задача образовательного учреждения, конкретных педагогов, администрации школы видится в создании условий для максимального расширения спектра образовательных услуг, самоопределения учащихся, сознательного выбора и построения на этой основе индивидуальной образовательной траектории. В региональной Программе улучшения качества жизни населения Белгородской области акцентируется внимание на качестве предоставляемых гражданину на выбор различного рода услуг и доступности этих услуг. При этом важнейшей составной частью качества жизни рассматривается качество предоставляемого образования, характеризуемое его соответствием образовательным потребностям, интересам, жизненным планам, уроню притязаний учащихся и родителей.

Для малочисленных школ, расположенных в сельской местности, главными недостатками в организации образовательного процесса являются: низкая интенсивность общения, однообразие и непротиворечивость среды, слабое ресурсное обеспечение, отсутствие рядом крупных культурных и внешкольных образовательных учреждений, что сдерживает развитие личности сельских школьников. Из-за малой наполняемости классов невозможно осуществлять профильное обучение и предпрофильную подготовку. Учителя сельских малочисленных школ, как показывает анализ, испытывают затруднения в реализации личностно-ориентированных технологий обучения, дифференцированного подхода. Степень свободы выбора школьников в образовательном процессе в малочисленных классах сведена к минимуму из-за того, что являются неразработанными проблемы реализации вариативных моделей образования, не адаптированы технологии реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса в сельской малочисленной школе.

Предлагавшиеся в прошлом веке управленческие решения адекватно вписывались в унифицированную модель образования, не затрагивали всех сторон образовательного процесса в малочисленной сельской школе на этапе ее вариативной организации. В связи с переходом на профильную модель образования, формированием сети базовых опорных школ функции начальных, основных и средних малочисленных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, существенно изменяются. Возникает необходимость в системном подходе к осмыслению механизмов управления вариативным образованием учащихся с учетом специфических условий функционирования сельских малочисленных школ на современном этапе модернизации и реструктуризации системы образования в Российской Федерации.

Анализ педагогической теории и практики функционирования сельской малочисленной школы, сложившегося опыта управления малочисленными педагогическими системами, собственной практики педагогической деятельности позволил педагогическому коллективу выявить ряд противоречий, наличие которых, на наш взгляд, сдерживает развитие сельских школьников:

- между возрастающим объемом требований к качеству образовательной подготовки учащихся и ограниченными возможностями уровня освоения учебного материала обучающимися в малочисленных классах сельских школ по сравнению с городскими детьми из-за отсутствия адекватного образовательного выбора;

- между потребностью современного общества, рыночной экономики в разнообразных образовательных услугах вне зависимости от места нахождения образовательных учреждений и отсутствием необходимых условий для вариативного образования в сельской малочисленной школе;

- между потребностью педагогической практики в научно обоснованной стратегии и тактике вариативного образования в сельской малочисленной школе и отсутствием для таких образовательных учреждений в педагогической науке системных подходов к реализации принципа вариативности.

Педагогический анализ собственного управленческого опыты, опыта работы сельских малочисленных школ Белгородской области, отдельных руководителей и педагогических коллективов в России по материалам публикаций и сетевых интернет-сообществ, соответствующих научно-педагогических исследований привели к выводу о том, что существенно повысить качества образования в малочисленных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, возможно лишь на основе реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса. Само вариативное образование в педагогическом коллективе мы рассматриваем как процесс, направленный на расширение возможностей осознанного выбора личностью траектории своего развития. При этом сам выбор характеризует, прежде всего, психологическую готовность личности осознанно проявить свободу воли и моральное право в определении цели деятельности, средств ее достижения, пути решения проблемы и формы поведения в конкретной ситуации.  Вместе с тем свобода выбора предполагает и признание ответственности человека за свои поступки (выбор) перед другими людьми, обществом, а, значит, - умения и готовность к самоконтролю и самоограничению.

В целях системной реализации отмеченной проблемы нами была пересмотрена стратегия образовательного учреждения в направлении формирования комфортной вариативно-развивающей среды. Под вариативно-развивающей средой малочисленной сельской школы понимается совокупность научно-методических, организационно-педагогических и личностных факторов, условий реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса, интенсифицирующих развитие личности сельского школьника, межличностных отношений и вариативно представленных духовных и материальных ресурсов, обеспечивающих развитие личности сельского школьника по индивидуальному образовательному маршруту и удовлетворение его образовательных потребностей.

В Программе развития школы мы определили компоненты вариативно-ориентированного образовательного процесса:

- вариативность образовательных стратегий;

- вариативность содержания образования;

- вариативность форм, методов и приемов образовательной деятельности, образовательных технологий в целом;

- вариативность образовательных ресурсов и средств;

- вариативность условий обучения и воспитания;

- вариативность темпа преподавания и темпа усвоения образовательных программ;

- вариативность отношений;

- вариативность субъектов взаимодействия;

- вариативность результатов образования.

Вариативность образовательных стратегий обеспечивает возможность гибкого подхода к проектированию индивидуального развития обучающихся, реализации индивидуальных образовательных маршрутов и отслеживании динамики результатов. В образовательной практике условно можно выделить субъектов с различным отношением к учебным предметам, познавательным опытом, потребностями и интересами. Возникает проблема в обучении различных групп учащихся: одержимых, целеустремленных и с нейтральным или отрицательным отношением к учебным предметам; тех, которые нацелены на освоение материала за рамками учебных программ, и таких детей, которые способны только к овладению базовым уровнем материала. По психолого-физиологическим параметрам среди учащихся выделяются субъекты с преобладающим гуманитарным, эмоционально-образным или техническим стилем мышления. Для каждой из отмеченных групп обучающихся возникает необходимость в выстраивании целевых установок, образовательных траекторий, стратегии взаимодействия в образовательной деятельности на длительную перспективу. В этом и состоит сущность вариативности образовательных стратегий.

^ Вариативность содержания образования, в нашем понимании, включает:

- подбор разного содержания информации и деятельности учащихся на уроках в зависимости от их интересов и склонностей, жизненных планов;

- представление содержания каждого раздела учебного курса для выбора учащихся с учетом возможности его усвоения на разном уровне (различения, воспроизведения, понимания, использования для решения типовых заданий, для решения творческих задач);

- представление возможности использования содержания учебного материала в различной форме (прозе, стихах, в образной форме);

- вариативность представления содержания образования для восприятия с помощью различных анализаторов (визуальная, звуковая, тактильная, с использованием обоняния и др.);

- представление содержания занятий по учебному предмету через разный характер деятельности учащихся (анализ теоретических положений, доказательство гипотез, выполнение лабораторных и практических работ, исследовательских заданий, выполнение опытов, измерений величин, компьютерное моделирование изучаемых процессов, подготовка докладов и др.);

- открытость информационных ресурсов, используемых в процессе обучения учащихся по тому или иному предмету, изменение структурных компонентов содержания в разные годы и в разных классах в зависимости от опыта учителя и учащихся.

^ Вариативность технологий обучения и воспитания, форм и методов образовательной деятельности характеризует:

- соответствие форм, методов и технологий преподавания и учения личностным предпочтениям учащихся;

- гибкость форм, методов и технологий обучения учащихся в зависимости от темпа усвоения ими учебного материала;

- выбор форм, методов и технологий обучения на основе учёта психолого-физиологических особенностей личностного восприятия (на слух или визуально; с доминированием деятельности правого или левого полушария; с доминированием предметного, образного или теоретического мышления и др.);

- соотнесение методико-технологического инструментария со структурой учебных занятий, вариативными условиями субъектно-уровневого обучения;

- зависимость форм, методов и технологий обучения от уровня владения учащимися ключевыми компетенциями, общеучебными умениями и навыками;

- модификация форм, методов и технологий обучения в зависимости от уровня познавательных потребностей и познавательного интереса учащихся;

- структурная и содержательная мобильность дидактических систем в зависимости от глубины овладения учащимися учебным материалом и необходимости включения компенсаторных, коррекционных механизмов.

^ Вариативность образовательных ресурсов предполагает:

- формирование вариативного поля образовательных ресурсов с учётом разного субъектного опыта учащихся в работе с ними;

- структурирование образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми образовательными задачами и уровнем возможного усвоения содержания изучаемого материала;

- накопление в образовательном учреждении образовательных ресурсов в вариативных формах представления содержания разделов изучаемых учебных предметов (карточек с основными положениями теории; хрестоматийного материала; вопросов, позволяющих выявить степень понимания учащимися отдельных положений теории; типовых вопросов, тестов и заданий по конкретным разделам изучаемым учебным предметам, затрагивающих разные содержательные области жизни (из сферы культуры, спорта, строительства, самолетостроения, педагогической деятельности, медицины и др.);

- динамичность и мобильность образовательных ресурсов, их постоянное обновление в соответствии с новейшими достижениями науки и практики и освобождение от устаревшего и малоэффективного образовательного компонента;

- комплексность в создании образовательных ресурсов для преподавания и изучения учебных предметов, накопление и постоянное обновление в кабинетах необходимого лабораторного и иного оборудования, современных аудиовизуальных средств, компьютерных обучающих средств, платформ и оболочек для создания мультимедийных средств, накопления диагностических программ, компьютерных моделей изучаемых в рамках учебных предметов процессов и явлений, создание вариативных учебно-методических комплексов по учебным курсам, накопление информационных ресурсов, связанных с педагогическим мониторингом процесса освоения учащимися программного материала; сбор хрестоматийного материала через Интернет (портретов выдающихся учёных и биографических сведений о них; ярких примеров использования тех или иных закономерностей процессов и явлений в жизни, технике; описание новейших открытий в науке и др.);

- вариативность формы представления образовательных ресурсов в зависимости от типа и структуры учебных занятий.

^ Вариативность условий обучения и воспитания определяет возможности образовательных учреждений различного типа в реализации дистанционного образования, организации образовательного процесса в среде, в школе, с использованием своих внутренних ресурсов и источников из сети Интернет, проектирование учебных занятий в природе, на производстве, в музее, моделирование виртуальных лабораторий и практикумов и т.п).

^ Под вариативностью темпа усвоения учащимися содержания образования подразумевается:

- изменение темпа реализации образовательных программ в зависимости от темпа усвоения отдельных разделов учащимися (использование гибкого темпа освоения отдельных тем и разделов программы в зависимости от темпа освоения их учащимися отдельного класса);

- создание условий для обучения каждого учащегося в оптимальном для него темпе (компенсировать темп за счёт содержания, переключения видов деятельности) в зависимости от темперамента;

- субъектно-приемлемое структурирование учебных действий и временного континуума (разный набор операций и разный временной интервал, связанный со способом структурирования);

- опережающее усвоение программ наиболее талантливыми и увлечёнными детьми;

- неравномерность темпа обучения и освоения образовательных программ, прерывистость учебной деятельности (концентричность усвоения); по мере накопления опыта и повышения интереса к предмету (мотивации учения) должен возрастать темп и объём усваиваемого материала;

- гибкость (ускорение и замедление) темпа в зависимости от уровня сложности содержания образования;

- зависимость темпа от уровня психофизиологической готовности к восприятию, эмоционально-волевого состояния, степени утомляемости (работоспособности) в конкретный период обучения учащихся, состояния их здоровья.

^ Вариативность отношений характеризует:

- разную позицию ученика в образовательном процессе (ведущий или ведомый, организатор или исполнитель);

- включённость в различные формы взаимодействия в процессе взаимозависимой деятельности (совместно-индивидуальные, групповые, парные, индивидуально-групповые, индивидуальные).

^ Вариативность результатов образовательной деятельности и форм их представления означает достижение каждым учащимся уровня освоения программных требований в соответствии со способностями, уровнем притязаний и личностным выбором, мотивацией и в целом субъектной позицией в отношении к учению и оформление продуктов образовательной деятельности в субъектно-приемлемой форме.

^ Вариативность субъектов взаимодействия раскрывает широкий спектр используемого в образовательном процессе личностного потенциала: родители, другие учителя, старшеклассники в системе интегрированных и межвозрастных учебных занятий (в том числе в системе дополнительного образования и внеаудиторной деятельности), консультанты, в том числе и в сети Интернет, виртуальные партнеры по образовательным проблемам и ресурсам.

Таким образом, сущностные характеристики вариативности в Программе развития школы раскрываются через все компоненты образовательного процесса. Оценка эффективности состояния образовательной системы малочисленной сельской школы на различных этапах её реализации нами производилась на основе разработанной педагогической модели вариативно-ориентированного образовательного процесса и критериев, показателей и диагностического инструментария. Под эффективностью вариативного образования учащихся сельской малочисленной школы понимается уровень влияния, который оказывает реализация модели вариативно-ориентированного образовательного процесса на раскрытие индивидуально-творческих способностей субъектов образовательной деятельности, усиление мотивации учения, увеличение объема и улучшение качества усвоения программного материала, повышение темпов его усвоения, продуктивности творческой деятельности.

В обобщенном виде педагогическая модель вариативно-ориентированного образовательного процесса включает:

- целевую установку, направленную на обеспечение максимального прогресса в развитии интересов, потребностей, познавательного и социального опыта сельского школьника на основе реализации индивидуального образовательного маршрута;

- основные результаты, на которые ориентируется образовательный процесс;

- стратегию образовательной деятельности, базирующуюся на идее предоставления субъектам вариативно-ориентированного образовательного процесса в сельской малочисленной школе свободы выбора и интеграции вариативных ресурсов;

- вариативно-развивающую образовательную среду, включающую в себя факторы, условия, отношения и ресурсы;

- технологию реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса, включающую в себя: основные компоненты, этапы реализации.

Критерии и показатели реализации модели:

1. Общее интеллектуальное развитие

(по группам показателей теста Р. Амтхауэра).

2.Гибкость мышления:

    • способность учащихся к конструированию разных способов решения задач в различном временном интервале вариативно-ориентированного образовательного процесса и выбору оптимального способа реализации;

    • владение способами интеграции идей в коллективной, коллективно-групповой и микро-групповой совместной деятельности в рамках вариативной организации образовательного процесса;

    • умение согласовывать в своих действиях в образовательном процессе личные, групповые и коллективные интересы;

    • умение учитывать в своих действиях особенности вариативной образовательной ситуации, условий, в которых она осуществляется;

    • умение отказаться от планируемого способа решения задачи в сочетании с поиском других вариативных способов деятельности, обеспечивающих успех.

  • ^ Интеллектуальная толерантность:

- уважительное, терпимое отношение к идеям, способам деятельности всех участников вариативно-ориентированного образовательного процесса;

- умение развивать идеи других, находить в них рациональные подходы;

- умение положительно сопереживать успехи других учащихся;

- снисходительное отношение к интеллектуальным ошибкам других участников образовательного процесса в сочетании с умением их тактично выявить и предложить вариативные способы устранения;

- критичность мышления в сочетании с конструктивностью.


  • ^ Творческий потенциал личности:

- готовность к исследовательско-творческой деятельности;

- способность к творческой самореализации в вариативно-ориентированном образовательном процессе;

- умение решать задачи различной степени сложности (в том числе и исследовательско-творческого уровня);

- умение осуществлять поиск оригинальных способов решения задач;

  • умение осуществлять рефлексию.

Среди важнейших характеристик уровня развития личности, способной к принятию и реализации наиболее эффективных (оптимальных) решений, мы выделяем в процессе анализа управленческой деятельности развитое дивергентного мышления: способность мыслить в разных направлениях, выдвигать разные идеи, версии, гипотезы, предлагать разные пути достижения цели и способы выполнения отдельных действий. Личность с высоким уровнем развития, как показывает практика, ищет как можно больше способов достижения цели, прогнозирует последствия реализации этих способов (выявляет достоинства и недостатки каждого из них) и выбирает тот, который позволяет минимизировать отрицательные последствия решения и получить наиболее эффективный результат. При этом принимаются и реализуются не любые возможные решения, а лишь оптимальные. Образовательная практика нашей школы показывает, что благодаря реализации описанной педагогической модели вариативно-ориентированного образовательного процесса создаются наиболее благоприятные условия для развития у учащихся дивергентного мышления.

Управление вариативным образованием учащихся осуществляется на основе мониторингового отслеживания реализации программы развития школы, уровней реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса (унифицированный, локально-вариативный, модульно-вариативный, системно-вариативный), образовательных программ школы «Традиции», «Отечество», «Одаренные дети», «Здоровье и здоровый образ жизни», «Досуг».

В выстроенной системе управления вариативным образованием одним из главных результатов, которого удалось добиться, является существенное повышение эффективности процесса развития личности сельского школьника за счет:

  • развития его субъектных функций: умения самостоятельно принимать решения, планирования учебной деятельности, самоорганизации; определения уровня притязаний, самооценки, рефлексии и др.;

  • повышения мотивации учения;

  • более точного определения зоны ближайшего развития ученика («зоны вариативного выбора»): предоставление учащимся на выбор заданий разного уровня сложности в учебной и внеурочной деятельности позволяет каждому из них подобрать их на уровне субъективной сложности и в то же время посильности;

  • построения образовательного процесса в контексте стратегии жизни обучающихся: связывает процесс обучения и воспитания учащихся с жизненными смысловыми установками личности;

  • создания наиболее комфортных социально-психологических условий для обучения и воспитания учащихся: процесс учения становится для ученика максимально удобным, приятным делом за счет учета его интересов, потребностей, особенностей психики, характера межличностных отношений, физиологических особенностей организма и др.

В результате возросшего уровня творческой активности, повышения мотивационно-ценностного отношения к учению за последние три года в школе не только выросло качество знаний учащихся (таблица №1), но и показаны конкурентные результаты воспитанников на итоговой аттестации в новой форме за курс основной школы и в форме и по материалам ЕГЭ (таблицы №2, №3).

Таблица №1

Учебный год

Четверть

Качество знаний учащихся в %

Динамика

2006-2007

1

2

3

4

35,1

37,2

41,7

44




2007-2008

1

2

3

4

43,3

46,5

44,3

45,5



2008-2009

1

2

3

4

44,4

50

56,7

58,2



Таблица №2

^ Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике в 9 классе (новая форма аттестации)


Предмет

2006/2007 учебный год

2007/2008 учебный год

2008/2009 учебный год

Кол-во выпускников

Кол-во и % положительно справившихся

Качество знаний, %

Кол-во выпускников

Кол-во и % положительно справившихся

Качество знаний, %

Кол-во выпускников

Кол-во и % положительно справившихся

Качество знаний, %

Русский язык

12

12, 100%

67%

14

14, 100%

50%

3

3, 100 %

100 %

Математика

12

12,100%

92,%

14

14,100%

86%

3

3,100%

100%


Таблица №3

^ Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике в 11 классе ( форма ЕГЭ)



Предмет

2006__/ 2007__учебный год

2007__/2008__ учебный год

2008__/2009__ учебный год

Кол-во выпускников сдававших ЕГЭ

Кол-во и % положительно справившихся

Сред

няя оценка

Кол-во выпускников сдававших ЕГЭ

Кол-во и % положительно справившихся

Сред

няя оценка

Кол-во выпускников сдававших ЕГЭ

Кол-во и % положительно справившихся

Сред

ний балл

Русский язык

11

11, 100%

3,3

6

4

2,8

11

11, 100%

53%

Областной

показатель








3,5



















Математика

4

3

3










11

11, 100%

53%

Областной

показатель







3,4

6

2

2,7










Выросла за последние три года и результативность участия учащихся в различных творческих конкурсах разного уровня (таблица №4).

В целом наблюдается поэтапное формирование нового стиля отношений среди учащихся, педагогов и администрации школы, родителей на уровне субъект-субъектного партнерского взаимодействия. Успешно в вариативно-ориентированном образовательном процессе реализуются гибкие образовательные технологии, основными чертами которых являются:

- самостоятельный выбор учащимися содержания изучаемого материала, уровня его сложности, видов деятельности, темпа обучения, источников информации, партнеров по совместной деятельности;

- учебная деятельность организуется в соответствии с проектируемым педагогом и учащимся индивидуальным образовательным маршрутом;

- оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с опорой на критерии личностного прогресса в развитии ученика и удовлетворение его индивидуальных потребностей, интересов, реализации жизненных планов;

- взаимодействие учителя с учащимися строится с опорой на механизмы духовного общения, с ориентацией на устранение барьеров во взаимопонимании.

Продуктивность деятельности педагогического коллектива по организации вариативного образования учащихся в сельской малочисленной школе отражена в материалах третьего регионального конкурса грантов по проблеме «Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе», победителем которого образовательное учреждение стало в 2006 году. Аспекты деятельности педагогов и администрации школы по реализации педагогической модели вариативно-ориентированного образовательного процесса, формированию вариативно-развивающей среды неоднократно освещались на фестивалях методических идей и методических семинарах и конференциях муниципального и регионального уровня. Технологические и управленческие подходы к реализации вариативного образования учащихся в условиях малочисленной сельской школы нашли отражение в двадцати авторских публикациях и серии публикаций педагогов. Опыт работы педагогического коллектива отмечен в федеральной энциклопедии «Одарённые дети – будущее России» (М.; Издательство «СПЕЦ-АДРЕС», 2009. – Вып. 4. С.168).

Вместе с тем для обеспечения эффективности вариативно-ориентированного образовательного процесса, перехода образовательного учреждения с модульного уровня реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса к системно-вариативному требуется, на наш взгляд, обеспечить четкое выполнение следующих педагогических условий:

  • концептуальная, теоретическая и технологическая готовность педагогических кадров к реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса;

  • направленность активности субъектов образовательного процесса на создание комфортной, вариативно-развивающей среды;

  • информирование учащихся о вариативных возможностях и обучение их технологии осуществления учебной деятельности на основе свободного выбора;

  • осознание субъектами образовательного процесса своего личностного роста и успеха в деятельности.

Анализ запросов родителей, сельского микро-социума свидетельствует в целом о правильном выборе стратегии развития образовательного учреждения. Требуется расширить возможности предоставления выбора в системе профильного обучения, реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся во всех видах и формах образовательной деятельности , в системе урочной и неаудиторной занятости, в системе дополнительного образования.

Похожие:

Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconИнформационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме...
...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconИнформационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме...
...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconОпытно-экспериментальной работы
«Формирование инновационной культуры как условие профессиональной деятельности учителя»
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconОпытно-экспериментальной работы: «Управление качеством профильной...
Распоряжение Главы администрации Калининского района Санкт-Петербурга «Об организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconОпытно экспериментальной работы мбоу чувашская гимназия г. Белебея...
Тема опытно – экспериментальной работы мбоу чувашская гимназия г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан:...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПоложение об организации опытно-экспериментальной и исследовательской...
Настоящее Положение определяет основные задачи, общие подходы к формированию содержания, механизмы и условия организации опытно-экспериментальной...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconУтверждено
Настоящее положение определяет основные задачи, общие подходы к формированию содержания образования, механизмы и условия организации...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconПрограмма опытно экспериментальной работы по проблеме
Механизмом такого развития является инновационная деятельность, которую, согласно 1 статье Закона «Об инновационной деятельности...
Информационный бюллетень опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» iconКонцепция развития вариативной системы образования в малочисленной сельской школе Щепилов В. В
Элективные курсы, входящие в состав профильного обучения на третьей ступени школы, являются обязательными для посещения, но выбирают...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница