Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии




Скачать 183,28 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии
Дата публикации12.11.2013
Размер183,28 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
МОУ» Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по природоведению в 5 классе.

Составитель: Учитель биологии

Горбунова Г.И.

Сосновка 2012

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.
Программа создана под руководством В.В. Пасечника / автор составитель Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.-92с. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2007г.
Курс природоведения в 5 классе продолжает курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1.освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи   мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

2.овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

3.развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

4.воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
    В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
   Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.
   Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
   Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа включает в себя и лабораторные работы по темам:
№1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.
№2 Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.
№3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
№4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).
№5 Описание погоды за месяц.№6Вода как растворитель
 №7 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
№8 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их органическими свойствами
   №9. Распознавание органов цветкового растения на  живых и гербарных образцах.
   №10.Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.   .
   №11. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе  редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
   №12.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животным.
   №13. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.
    В рамках преподавания курса природоведения эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением  отдельных разделов  курса природоведения  необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному, в УМК:

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2002;

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2002;

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя);

Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

1.многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;cтроение  живой клетки (главные части);

2.царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

3.среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

4.природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

5.изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

6.важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

7.основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

1.узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

2.приводить примеры физических  явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

3.указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

4.находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

5.описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

6.сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

7.описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

8.использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

9.находить значение указанных терминов в справочной литературе;

10.кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

11.использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

12.пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

13.следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

14.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

15.определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

16.измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

17.определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

18.следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

19.составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

20.оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Распределение часов программы по темам.





Тема

Кол-во часов

Лаб.раб

Экскурсия.

1.

Введение

2




1

2.

Вселенная

6

2




3.

Строение и свойства вещества

11

1




5.

Воздух

9

2




6.

Вода

4

1

1

7.

Горные породы

4

2

1

8.

Почва

4







9.

Организмы

6




1

10.

Растения.

6

1




11.

Грибы.

2

1




12.

Животные

5

1




13.

Ваши любимые растения и животные.

3

1




14.

Природа едина

2










Человек, его здоровье и безопасность жизни.

4

1







Всего

68

13

4


Календарно – тематическое планирование к программе по темам уроков.



Дата

Тема

Лабораторные работы.

Примечание.







^ Введение (2 часа).







1.




Человек и природа.







2.




Природа неживая и живая (экскурсия).













^ Вселенная (6часов).







3..




Звезды на небе.







4.




Земля- наш дом

1. «Определение экватора, меридианов, полушарий».




5.




Оболочки земли.







6.




Луна- естественный спутник Земли.







7.




Солнце- вечный огонь вселенной. Солнечная система.

2.» Наблюдение за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах месяца».




8.




Вселенная ( обобщающий урок).













^ Строение и свойства вещества (11 часов.)







9.




Тела и вещества







10.




Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

3.» Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».




11.




Вещества и смеси.







12.




Молекулы. Атомы. Элементы.







13.




Движение частиц вещества.







14.




Взаимодействие частиц.







15.




Разнообразие частиц.







16.




Физические и химические явления.







17.




Горение.







18.




Окисление.







19.




Строение и свойства веществ ( обобщающий урок).







.




Воздух ( 9 часов).







20.




Воздух – смесь различных газов.







21.




Свойства воздуха.







22.




Вес воздуха и атмосферное давление.







23.




Изменение давления воздуха с высотой.







24.




Нагревание воздуха.







25.




Изменение температуры воздуха с высотой.

4.» Определение и местонахождения гор со снежными вершинами”.




26.




Ветер.







27.




Погода и предсказание .

5. «Погода и ее предсказания».




28.




Воздух, его значение в природе и в жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения. ( обобщающий урок).













Вода( 4 часа).







29.




Экскурсия» Результаты работы текучих вод и ветра»







30.




Три состояния воды. Тепловое расширение воды.







31.




Температура кипения воды и плавления льда.







32.




Вода- растворитель. Работа воды в природе.

6.» Вода как растворитель».










Горные породы (4 часа).







33.




Внутреннее строение Земли. Горные породы.

7.» Определение свойств минералов и горных пород».




34.




Разрушение горных пород.







35.




Полезные ископаемые.

8. «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их органическими свойствами».




36.




Экскурсия. Изучение работы текучих вод и ветра.













^ Почва (4 часа).







37.




Образование почв и их разнообразие.







38.




Состав и свойства почвы.







39.




Влияние растений на почву.







40.




Разрушение почв.













^ Организмы (6 часов).







41.




Организм и его свойства.







42.




Где живут организмы.







43.




Экскурсия. Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды.







44.




Увеличительные приборы.







45.




Строение организмов.







46.




Организмы ( бобщающий урок).













^ Растения(6 часов).







47.




Признаки растения.







48.




Разнообразие растительного мира.







49.




Строение цветковых растений

9.» Распознавание организмов цветковых растений на живых и гербарных образцах».




50.




Места обитания дикорастущих растений.







51.




Красная книга растений.







52.




Многообразие культурных растений













^ Грибы (2 часа).







53.




Разнообразие грибов.







54.




Шляпочные грибы.

10 « Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.










^ Животные( 5 часа).







55.




Признаки животных.

11 « Узнавание различных видов животных своей местности».




56.




Условия жизни и многообразие диких животных







57.




Значение диких животных.







58.




Домашние животные.







59.




Обобщающий урок по теме « Животные».













^ Ваши любимые растения и животные (3 часов).







60.




Растения в вашем доме.

12 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и животными»




61.




Животные в вашем доме.







62.




Ваш аквариум.













^ Природа едина (2 часа).







63




Связи живого и неживого.







64.




Мы в ответе за природу.













Человек, его здоровье и безопасность жизни ( 4час).







65.




Человек и окружающая среда.

12. « Определение показателей развития своего организма»




66.




Правила поведения человека в опасных природных ситуациях







67.




Травмы человека. Оказания первой доврачебной помощи при травмах.

13 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»




68.




Вредные привычки и их предупреждение..







Литература


Основная литература :
1.Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2002.

2.Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2002.

3.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2004(рабочая тетрадь для учителя);


Дополнительная литература:
1.Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

3.Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

4.Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

5.Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.

6.Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

7.Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.

8.Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.

9.Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979


Методическая литература:
1.Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.

2.Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.

3.Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

4.Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.

5.Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

6.Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. М., Школьная пресса, 2002.

7.Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

8.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е., Нравственно-экологическое воспитание школьников М., 5 за знания, 2007.

9.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя.   - М.: Дрофа, 2005.

10.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.

11.Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.

12.Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.

Похожие:

Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconРабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта...
Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconРабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы...
Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconПрограмма представляет содержание курса «Общая биология»
На изучение биологии на базовом уровне отводится 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для...
Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconРабочая программа педагога
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. На изучение биологии на профильном...
Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconРабочая программа по физике для 11 (заочного) класса Составитель: учитель физики
Рабочая программа по физике в 11 классе составлена на основе: примерной программы для общеобразовательных учреждений, утверждена...
Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconРабочая программа учебного курса биологии в 11 классе
Рабочая программа создана на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconРабочая программа учебного курса истории в 11 классе Составитель...
Программа предназначена для преподавания истории в 11 классах по модели второго концентра школьного исторического образования
Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconТематическое планирование по природоведению (5 класс) на 2010-2011...
Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают доста­точную естественнонаучную...
Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconРабочая программа по математике в 10-11 классе Составитель
Данная рабочая программа по математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по природоведению в 5 классе. Составитель: Учитель биологии iconРабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница