Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач»




Скачать 80,25 Kb.
НазваниеПояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач»
Дата публикации03.10.2013
Размер80,25 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Физика > Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Горнозаводска



Утверждаю:

Директор школы

____________Т.А.Лузина


МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Возраст учащихся -

10-11 класс

Срок реализации

программы – 2 года

Лобанкова Р.А., учитель физики

1 квалификационная категория


2011год

Пояснительная записка
Элективный курс физики «Методы решения физических задач» - это курс повышенного уровня, способствующий профильной подготовке, развитию познавательных интересов учащихся и ориентации их на широкий выбор профессий, связанных с физикой.

Решение и физических задач – одно из основных методов обучение физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Будущему выпускнику на каждом рабочем месте будут необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.

Программа рассчитана на учащихся 10 и 11 классов.

Возрастной диапазон 16-17 лет.

Место проведения – кабинет физики, №20.

Общее количество часов – 136 часов

10 класс – 68 часов

11класс – 68 часов.

Нагрузка в часах на учителя и ученика – 2 часа в неделю.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
ЦЕЛЬ: Развитие понимания и мышления учащихся, повышение их интеллектуальной культуры.
ЗАДАЧИ:

- Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений, необходимых для
применения при сдаче выпускных и вступительных экзаменов.

- Развитие интереса к физике, к решению физических задач.

- Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения
физических задач.

- Научить использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач в
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды.

^ ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся должны знать:

- что такое физическая задача;

- состав физической задачи;

- классификацию физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу
решения;

- знать способы и технику составления задач;

- общие требования по решению задач;

- этапы решения физической задачи;

- знать различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии,
геометрические приемы, метод размерностей, графические решения

Учащиеся должны уметь:

- классифицировать физические задачи по требованию, содержанию, способу задания, способу решения

- уметь составлять физическую задачу

- уметь работать с текстом задачи

- уметь анализировать физическое явление, формулировать идею решения (план)

- уметь выполнить план решения задачи

- уметь оформлять решение задачи

- уметь применять при решении задачи различные методы и приемы: алгоритмы, аналогии,
геометрические приемы, метод размерностей, графики

- уметь решать конструкторские задачи и задачи на проекты.
Формы и методы учебно-воспитательного процесса:

Формы: комбинированный урок, урок-лекция, лабораторная работа, урок-экскурсия, урок - решения задач, урок - семинар.

Методы: рассказ, беседа, выступление школьников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, подготовка к олимпиаде, домашние задания.

Учебно-тематический план 10 класс

  1. Физическая задача. Классификация задач 4ч.

  2. Правила и приемы решения физических задач 8ч.

  3. Динамика и статика 14ч.

  4. Законы сохранения 14ч.

  5. Строение и свойства газов 18 ч.

  6. Основы термодинамики 10ч.


Учебно-тематический план 11 класс

  1. Электрическое и магнитное поля 10ч

  2. Законы постоянного электрического тока. Электрический ток в различных средах 12ч

  3. Электромагнитные колебания и волны 20ч

  4. Волновые и квантовые свойства света 14ч

  5. Атомная физика 12ч


^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА
10 КЛАСС.
1. Физическая задача. Классификация задач.

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Знание задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению физических задач. Способы техника составления задач. Примеры задач всех видов.
2. Правила и приемы решения физических задач.

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значения. Оформление решения задачи.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач.

Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т.д.
3. Динамика и статика.

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики, законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, на бытовом содержании, с техническим и краеведческим содержанием, военнотехническим содержанием.
4. Закон сохранения.

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

Решение задач по законам сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращение механической энергии.

Решение задач несколькими. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач по механике.

Решение конструкторских задач и задач на проекты: модель кронштейна, модель автоколебательной системы, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости.
5. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Решение качественных задач на основе положения и

основное управление МКТ. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изо процессах.

Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Решение задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на свойства паров: уравнение Менделеева-Клайперона.

Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Решать качественные и количественные задачи. Особое внимание уделить проговариванию решения качественных задач. С этой целью использовать графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
6. Основы термодинамики.

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Решение конструкторских задач и задач на проекты (проекты практического определения радиуса тонких капилляров).



  1. ЛАСС.




  1. Электрические и магнитные поля.

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения электрического заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разницей потенциалов, энергией. Решение задач на описание решения задач конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра


  1. Законы постоянного электрического тока. Электрический ток в различных средах.

Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных и экспериментальных задач на определение изменения показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т.д. Решение задач на расчет цепи, имеющей Э.Д.С.

Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, вольт-амперная характеристика, характеристика конкретных явлений.

Проекты установок для нагревания жидкости на заданную температуру, проекты модели освещения.


  1. Электромагнитные колебания и волны.

Решение задач разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Решение задач на переменный электрический ток: характеристика переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Решение задач по геометрической оптике: зеркала, оптические системы. Классификация задач по СТО и знакомство с приемами их решения.

Задачи на определение электрической схемы, содержащейся в «черном ящике».
4. Волновые и квантовые свойства света.

Построение изображения в линзе. Задачи на применение формулы тонкой линзы. Дифракционная решетка.

Фотоэффект. Теория фотоэффекта.
5. Атомная физика.

Задачи на квантовые постулаты Бора, закон радиоактивного распада, энергию связи атомных ядер, ядерные реакции.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
1. Балашов В.А . Задачи по физике и методы их решения.- М.; Просвещение, 1983 г.

2. Каменецкий С.Е., Орехов В.П., Методика решения задач по физике в средней школе. – М.; Просвещение 1987г.

3. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1991г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:


  1. 1. Учебники физики 9, 10, 11 классы;

2. Экзаменационные вопросы и ответы

3. Тесты и задачи для поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения.

Похожие:

Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconКалендарно-тематическое планирование уроков по физике. 10 класс
Мастерская учителя. Элективный курс «Методы решения физических задач» 10-11 класс
Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconЭлективный курс «Мир расчетных задач»
Элективный курс по химии «Мир расчётных задач» предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 32 часа. Курс предполагает...
Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconМетодические рекомендации
Без их решения курс физики не может быть усвоен. В большинстве школ решению физических задач уделяется значительное внимание. Тем...
Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconЭлективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике»
Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением...
Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconПрограмма элективного курса согласована с базовым курсом и позволит...
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения...
Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconЭлективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка...
Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через...
Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconПрограмма элективного курса «Методы решения задач по физике» (10 класс, 68 часов)
...
Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconЭлективный курс «жизнь до рождения» (8 часов) Пояснительная записка
Элективный курс «Жизнь до рождения» предназначен для формирования у школьников необходимых знаний о влиянии эмбрионального развития...
Пояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач» iconЭлективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности»
Основная цель данных элективных курсов сформировать необходимые умения и навыки для решения расчетных задач и для проверки решения....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница