Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике»




Скачать 82,29 Kb.
НазваниеЭлективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике»
Дата публикации25.08.2013
Размер82,29 Kb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > Физика > Элективный курс
МОУ «Симкинская основная общеобразовательная школа»


Элективный курс по физике в 9классе

«Способы решения задач по механике»

Составил учитель физики

Рыгин В.А.
2008 год

Программа элективного курса

по выбору для учащихся 9 класса по физике
Способы решения задач по механике
Пояснительная записка
Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения за­дач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др.

Для изучения элективного курса «Способы решения задач по механике» отводится 17часов (0.5час в неделю ).

Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач по механике, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.

Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизиру­ется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определя­ется, прежде всего, той физической информацией, которую они содер­жат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых опи­сываются классические фундаментальные опыты и открытия, зало­жившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
Задачи курса по выбору «Способы решения задач по механике»:

- углубить знания учащихся по физике, научить их методически пра­вильно и практически эффективно решать задачи.

- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике.

- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готов­ность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на по­вышенном уровне.

- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике, для поступления в класс физико-математического профиля.

.

Механика - составная часть как классической, так и современной физики. Некоторые понятия механики (например, масса, импульс, энер­гия).

Учебная цель решения задач по кинематике состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть основными понятиями, усвоить кине­матические законы движения и научиться применять их в конкретных ситуациях.

Изучение механики на векторной основе позволяет обучить уча­щихся координатному методу решения задач. Универсальность этого метода, общего для всех задач, независимо от характера движения тел, доказывает его преимущества. Однако эти преимущества проявляются лишь тогда, когда учащиеся овладеют этим методом.

^ Законы динамики - наиболее существенная часть механики. Клас­сическая механика Ньютона — это, по существу, законы динамики, со­ставляющие ядро ее теории. Отсюда вытекает образовательное значе­ние изучения законов динамики.

Изучение в средней школе законов сохранения имеет огромное по­знавательное и мировоззренческое значение. В законах сохранения от­ражаются принцип материи и движения, взаимосвязь и взаимные пре­вращения различных форм движения материи.

Законы сохранения принадлежат к наиболее общим законам приро­ды. В отличие, например, от закона Паскаля, который справедлив лишь для жидкостей и газов, закона Ома, также имеющего ограничен­ную область применения, и других подобных законов, законы сохра­нения энергии и импульса выполняются во всех известных на сегодня физических процессах.

Поэтому изучение законов сохранения в курсе физики позволяет ус­танавливать внутрипредметные связи.
Учебно-тематическое планирование составлено на основе сборника программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. 8-9 классы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005».

Учебно-тематическое планирование


^ Номер занятия

Тема занятия

Количество часов



Кинематика

5 ч

1.

Основные законы и понятия кинематики.

1 ч

2.

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

1 ч

3-4

Решение задач на равноускоренное движение.



5

Движение по окружности. Решение задач.

1 ч




Динамика

6 ч

6

Законы Ньютона - наиболее общие законы движения.

1 ч

7

Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном

направлении.



8

Движение по наклонной плоскости.

2 ч

9

Динамика движения по окружности.

1 ч

10-11

Условия равновесия тел. Решение задач.

2 ч




^ Законы сохранения в механике.

6 ч

12

Механическая работа и мощность.

Решение задач.

1 ч

13

Закон сохранения и закон изменения импульса.

1 ч

14-16

Закон сохранения энергии.

6 ч

17

Заключительное занятие по курсу.

1 ч


^ В конце изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные и графические задачи на применение уравнения равномерного и равноускоренного движения и движения по окружности;

  • решать задачи на применение второго закона Ньютона в случае движения тела под действием нескольких сил;

  • применять законы сохранения механики для решения кинематиче­ских и динамических задач.

Содержание курса «Способы решения задач по механике»
Кинематика

1. Основные формулы и законы кинематики. Траектория, путь, пере­мещение. Система отсчета. Основная задача механики и сё решение для равномерного и равноускоренного движения. Графическое представле­ние движения.

^ 2. Решение задач на равномерное прямолинейное движение. Составление уравнений движения (уравнения скорости, координаты). Нахождение времени и места встречи.

^ 3-4. Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение. Расчетные задачи на применение формул, нахождение времени и места встречи, составление и анализ уравнений движения. Чтение и построе­ние графиков.].

^ 5. Движение по окружности. Физические величины, характеризую­щие движение тел по окружности (линейная и угловая скорость, угол по­ворота, период, частота, центростремительное ускорение). Решение расчетных задач на при­менение формул при движении тел по окружности, вычисление центростремительного ускорения, задачи на движение стрелок часов.

Динамика

^ 6. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.

Силы природы: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Гука. Движение тела под действием силы тяжести, силы упругости, силы трения. Случаи, когда на тело действует только одна сила. Задачи типа №122-125, 155, 207, 211 из [1].

^ 7. Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении.

Знакомство с алгоритмом решения задач: выполнение чертежа, применение II закона Ньютона в векторной форме, запись закона в проекциях на координатные оси, решение полученных уравнений. Задачи типа № 290-293 из [1].

^ 8. Движение тел по наклонной плоскости.

Применение алгоритма (см. урок № 7) к решению задач. Задачи на движение связанных тел. Решение задач типа № 297, 300, 301 из [1].

^ 9. Динамика движения по окружности.

Применение алгоритма к решению задач (см. урок 7). Решение задач типа №272-276 из[1].

10-11. Статика.

Условия равновесия тела, не имеющего оси враще­ния. Условие равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы. Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразлич­ное. Решение задач типа №325, 333, 347 из [1].
Законы сохранения в механике.

^ 12. Механическая работа и мощность.

Анализ общей формулы рабо­ты. Работа различных сил (тяжести, упругости, трения). Решение задач типа № 406-410, 414, 415 из [1].

^ 13. Две формы записи II закона Ньютона.

Закон сохранения импульса.

Понятие импульса тела и импульса силы. Закон изменения и закон сохра­нения импульса. Решение задач типа №373, 375, 383,384 из [1].

^ 14-15. Закон сохранения энергии в механике. Понятие потенциаль­ной и кинетической энергии.

Вывод формулы закона сохранения пол­ной механической энергии. Механическая энергия и работа силы трения. Реше­ние задач типа № 446,451, 452 из [1].

16-17. Заключительное занятие по курсу.

Защита творческих заданий:

Оригинальные задачи на равномерное и равноускоренное дви­жение.

Использование законов сохранения при решении задач по механике.
Литература
1. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 2002.

2. ЕГЭ. Физика / Кабардин О.Ф. и др. – М.: АСТ – Астрель, 2004.

3. Любимов К.В. Я решу задачу по физике!: Книга для учащихся 7 – 9

классов. – М.: Просвещение, 2003.

4. Физика. Тесты. 7 – 9 классы / Гладышева Н.К. и др. – М.: Дрофа, 2002.

Похожие:

Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconПояснительная записка Элективный курс физики «Методы решения физических задач»
Элективный курс физики «Методы решения физических задач» это курс повышенного уровня, способствующий профильной подготовке, развитию...
Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconЭлективный курс «Мир расчетных задач»
Элективный курс по химии «Мир расчётных задач» предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 32 часа. Курс предполагает...
Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconПрограмма предметно-ориентированного курса по выбору для учащихся...
Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением...
Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconЭлективный курс: Решение задач по физике
Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы...
Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconКалендарно-тематическое планирование уроков по физике. 10 класс
Мастерская учителя. Элективный курс «Методы решения физических задач» 10-11 класс
Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconПрограмма элективного курса согласована с базовым курсом и позволит...
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения...
Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconЭлективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности»
Основная цель данных элективных курсов сформировать необходимые умения и навыки для решения расчетных задач и для проверки решения....
Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconШкольный компонент 8кл. Решение задач
Курс – «Способы решения задач» предназначен для обучения решению задач, входящих в обязательную программу изучения математики для...
Элективный курс по физике в 9классе «Способы решения задач по механике» iconЭлективные курсы по математике Библиография 2007-2009
Красота методов решения математических задач: Элективный курс   // Сельская школа. 2008. № С. 81-87
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница