Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания.




Скачать 94,41 Kb.
НазваниеПояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания.
Дата публикации24.06.2013
Размер94,41 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Физика > Пояснительная записка
Физика – наука чудес

Пояснительная записка

Современная физика - часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания, определяя стиль и уровень научного мышления. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой сложной ситуации, введению языка для описания этой ситуации, выявлению ее фундаментальных качественных и количественных аспектов и доведению уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени.

Важнейшей проблемой в обучении физике является развитие самостоятельности обучающихся при решении задач и выполнении практических работ.  С моей точки зрения,  умение решать задачи и грамотно выполнять практические работы является одним из основных показателей не только глубины усвоения учебного материала по физике, но и способствует формированию научного типа мышления, который является универсальным, обеспечивает объективность результата в любой деятельности и связано с творчеством.

Систематическое решение задач способствует развитию мышления обучающихся, их подготовке к участию в рационализаторстве и творческих поисках; воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность и является хорошим средством контроля знаний, умений и навыков.

Поэтому данный курс по выбору «Физика – наука  чудес» создан  с целью объединения решения задач и лабораторного практикума на уроках физики, чтобы добиться большего соответствия модели физического образования комплексному теоретико-экспериментальному характеру базовой науки - физики. Согласование решения задач и лабораторных работ интенсифицирует процесс развития физического понимания обучающихся, что должно привести к позитивным изменениям в характеристике познавательной деятельности обучающихся.  

Курс по выбору «Физика – наука  чудес»  разработан для обучающихся  9 класса, которые уже знакомы с такими понятиями, как физические явления, законы, теории, методами исследования, применяемыми в физике, практическим применением физических теорий. Ведущей задачей данного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для выбора физико-математического профиля обучения. Темы и формы организации занятий позволяют обучающимся осуществить пробу своих сил в специфических видах деятельности, присущих науке физике, и сделать осознанный выбор дальнейшего профиля обучения. В то же время в содержание курса включены вопросы занимательного характера, что делает данный курс по выбору полезным и привлекательным и для тех школьников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне в старшей школе.

Курс рассчитан на 17 часов учебного времени и состоит из 5 модулей. Каждый модуль представляет собой самостоятельный блок.

^ Основные цели курса:

  • показать обучающимся единство законов природы, применимость законов физических явлений, а также познакомить  со сферами профессиональной деятельности, в которых  полученные знания окажутся актуальными;

  • создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у обучающихся в области физического эксперимента и решении задач;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Основные задачи курса:

  • способствовать формированию познавательного интереса к физике, развитию творческих способностей обучающихся;

  • развивать интеллектуальную компетентность обучающихся; формировать навыки выполнения практических работ, ведения исследовательской деятельности;

  •  совершенствовать навыки работы со справочной и научно популярной литературой, различными источниками информации, в том числе средств современных информационных технологий;

  • овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперимент, выдвигать и строить модели для объяснения экспериментальных фактов.

^ Содержание изучаемого курса:

I. Тепловые явления

Количество теплоты. Экспериментальная работа: “Изменение температуры вещества при переходе  его из твердого состояния  в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени”. Тепловое загрязнение атмосферы. Решение графических задач.

^ II. Оптические явления

Световые явления в природе (Радуга, миражи, гало).  Зрительные иллюзии. Решение задач. Экспериментальная работа: “Изучить, как происходит отражение света от плоского зеркала»

^ III. Элементы электростатики

Экспериментальная работа: «Закон сохранения электрических зарядов». Движение заряженных частиц в электрическом поле.

IV. Законы сохранения в механике

Экспериментальная работа: « Сравнение изменения полной механической энергии и работы сил трения». Механизмы и их основные характеристики.

^ V. Магнитные явления

Явление электромагнитной индукции. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток: правило левой руки, правой руки и правило буравчика. Электромагнитная природа света.

^ Учебно-тематический план



п/п


Название темы

Количество часов

^ Форма проведения

Образовательн. продукт

Дата проведения

Лек

ции

Семи

нары

Сам.

раб.

Всего










1

Количество теплоты.

Экспериментальная работа: «Изменение температуры вещества при переходе из твердого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени».

1ч.

 

1 ч.

3ч.

Лабора

торная работа

Результаты эксперимента




2

Тепловое загрязнение атмосферы. Решение графических задач.

 

1 ч.

 

 

Работа в группах

Конспект




3

Световые явления в природе (Радуга, миражи, гало).
 Зрительные иллюзии. Решение задач.

1ч.

1ч.

 

3ч.

Работа в группах

Конспект




4

Экспериментальная работа: “Изучить, как происходит отражение света от плоского зеркала»

 

 

1 ч.

 

Лабора

торная работа

Результаты эксперимента




5

Экспериментальная работа: «Закон сохранения электрических зарядов»

 

 

1ч.

3 ч.

Лабора

торная работа

Результаты эксперимента




6

Движение заряженных частиц в электрическом поле

 

2ч.

 

 

Работа в группах

Конспект




7

Экспериментальная работа: « Сравнение изменения полной механической энергии и работы сил трения»

 

 

1ч.

4ч.

Лабора

торная работа

Результаты эксперимента




8

Механизмы и их основные характеристики.

1ч.

2ч.

 

 

Работа в группах

Конспект




9

Явление электромагнитной индукции. Правило левой руки, правой руки и правило буравчика.

1ч.

 

 

3ч.

Работа в группах

Конспект




10.

Электромагнитная природа света

 

2ч.

 

 

Работа в группах

Конспект




 

 Итого

4

8

4

17










Формы обучения:

  • Лекции, беседы.

  • Лабораторные работы.

  • Практические работы.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности обучающихся:

  • Метод словесной передачи информации – беседа, лекция.

  • Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

  • Метод передачи информации с помощью практической деятельности: работа с книгой, лабораторный опыт, решение задач.

Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:

  • Сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

  • Личностный рост учеников.

По окончании изучения элективного  курса обучающиеся должны знать:

  • знание физических законов при объяснении процессов, происходящих в окружающем нас мире;

  • читать графики, диаграммы и таблицы данных;

  • сотрудничать и работать в группе.

уметь:

  • работать с различными источниками информации;

  • наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений;

  • моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков,  решать качественные и графические задачи.

^ Система аттестации обучающихся:

Для оценки достижений обучающихся подходит наиболее зачетная форма. Итоговый зачет по всему элективному курсу ставится при выполнении следующих условий:

1. Активное участие в подготовке и проведении  уроков – семинаров.

2. Выполнение не менее половины лабораторных работ.

3. Составление не менее одного полного отчета о проделанном экспериментальном задании (лабораторной работе).

Формы контроля образовательных достижений обучающихся:

  • Устный опрос, беседа.

  • Письменные работы: лабораторная работа, решение задач.


Список литературы, рекомендованный для учителя:
1. Дидактический материал по физике 8 класс. З.А. Вологодская, А.В. Усова, - М., Просвещение 1988;

2. Дуков  В.М.“Исторические обзоры в курсе физики средней школы” Пособие для учителя, - М., Просвещение 1983г.;

3. Кириллова  М.Г. “Книга для чтения по физике”, - М., Просвещение 1986;

4. Ляпина И.Я. – “Формирование познавательных интересов на уроках физики” Москва, Просвещение, 1985 г.

5. Сергеев И.С. “Как организовать проектную деятельность учащихся”, М.:АРКТИ 2003г.

6. Юфанова И.Л. – “Занимательные вечера по физике в средней школе” Москва, Просвещение, 1990 г.

Список литературы, рекомендованный для обучающихся:
1. Балашов  М.М.Физика: учебник для 9 класса средней школы – М., Просвещение 1994 г.

2. Кирик Л.А. Физика – 9 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: «Илекса», 2006г.

3. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика: Учебник для общеобразовательных учреждений- М.:Дрофа,2003 г.

4. Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И., Никифоров Г.Г., Шилов В.Ф. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений - М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС,2004 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорск


Утверждаю:

директор МОУ СОШ № 4

Буроякова И. В.

___________________

(подпись)

«___»___________20 г.

М.П.

Рабочая программа курса по физике

«Физика – наука чудес»

9 класс

17 часов

Срок реализации: 2011-2012 уч. год

Составлена на основе примерной программы

«Физика – наука чудес»

Автор: Галанова Е. А.
Хало Валентина Алексеевна,

учитель физики МОУ СОШ № 4

(ФИО учителя, составившего программу)


г. Черногорск

2011

Похожие:

Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconПояснительная записка
Безжалостное обрубание своих корней, отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе ведет к бездуховности, в...
Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconПояснительная записка к учебному плану на 2012-2013 учебный год в программе развития школы
Обеспечить высокий общекультурный и интеллектуальный уровень развития личности, развивая возможности и способности, помогающие в...
Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
«Физика» 8кл для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.,...
Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconПояснительная записка в соответствии с социально-экономическими потребностями...
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,...
Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconСовременная зарубежная литература
Современная массовая литература (интеллектуальный вариант): Коэльо, Бах, Вербер, Паланик, Браун
Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconПояснительная записка Общая часть
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему...
Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconПояснительная записка к рабочей программе по основам православной культуры
России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения...
Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconПрограмма по физической культуре с оздоровительной направленностью...
Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью...
Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconО. Н. Фёдорова Пояснительная записка Данный курс «Физика и экология»
Данный курс «Физика и экология» входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает различные учебные предметы этого...
Пояснительная записка Современная физика часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ  мироздания. iconПояснительная записка целью физического воспитания в школе является...
Слагаемыми физической культуры является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница