Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся




Скачать 160,35 Kb.
НазваниеИгровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся
Дата публикации10.06.2013
Размер160,35 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Физика > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тучковская сош №1»

Выступление на

заседании РМО по теме:
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся.

Подготовила:

Камышанова В.Л.

учитель физики-информатики

высшая кв. категория


Тучково – 2012г
Технология проведения игр на уроках физики

Одним из важнейших, эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету являются игры.
Назначение дидактических игр - развитие у школьников познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), наблюдательности, сообразительности и др. и закрепление знаний, приобретенных на уроках.
Наверное, наибольшим интересом, из всех дисциплин, изучаемых учениками в школе, пользуется физика, дающая представление об окружающем мире и являющейся основой научно-технических знаний, подчёркивая взаимосвязь изучаемых явлений с реалиями жизни. А в нашей жизни игры имеют очень большое значение, т.к. всякая деятельность, связанная с условностями - это игра.
Поэтому игра позволяет в достаточно короткие сроки обеспечить усвоения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых при закреплении и усвоения законов физики.
Интерес к игровым формам обучения, особенно в последнее время, обусловлен, как мне кажется, тем, что в обществе назрела необходимость в формировании разносторонней личности, а дидактические игры (как и все игры вообще) являются средствами проблемного обучения, направлены именно на это.
Дидактические игры, охватывающие не только обучение, но и воспитание и направленные на развитие у играющих тех или иных качеств, могут выступать в нескольких функциях:


  • обучающей, которая развивает общеучебные умения и навыки, такие как память, внимание, восприятие информации;

  • развлекательной, которая создаёт на занятиях обстановку, позволяющую учащимся проявлять интерес к уроку, как занимательному приключению;

  • коммуникативной, которая объединяет учащихся в коллектив, устанавливая эмоциональный контакт;

  • релаксационный, который позволяет снять у учащихся эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой при современной системе интенсивного обучения;

  • развивающей, которая активизирует возможности личности, переориентируя сознание учащихся на общечеловеческие ценности;

  • воспитательной, которая развивает и формирует творческую индивидуальность личности.


Для повышения эффективности, особенно, при массовом обучении, предполагается использовать соревнование обучающихся друг с другом.
Соревновательные игры являются совокупностью общедидактических условий, касающихся организации соревнования. Выделим пять таких условий:
1^ . Способ организации.
При проведении игры целесообразно разделить класс на команды, число участников которых не должно быть очень маленьким (так как с увеличением числа участников команды, возрастает кооперация внутри команды), так и слишком большим (так как с большим числом участников уменьшается ответственность участников за конечный результат).
2. ^ Характеристика деятельности.
В процессе игры каждая из соревнующихся команд должна выполнять какую-либо деятельность, имеющую практическую направленность, заканчивающуюся получением одного и того же конечного результата, исходя из возможностей команды. В процессе этого между командами устанавливаются отношения состязательности и конкуренции.
3. ^ Количественная деятельность.
В процессе проведения соревнования все участники из числа команд должны состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности их команд. Благодаря этому углубляются отношения кооперации между обучающимися внутри команды.
4. ^ Способ организации контроля.
В процессе игры необходимо предусмотреть проверку правильности выполнения действий играющих учащихся со стороны остальных участников соревнования. Это условие позволяет углубить состязательность между участвующими в игре командами.
5. ^ Подведение итогов соревнования.
Необходимо как по ходу игры, так и по её завершению проводить подсчёт результатов и выявлять победителей. Для наглядности лучше представлять эти результаты в таблице или каким либо другим способом.
Если в процессе игры не установлено отношение кооперации и состязательности между участниками игры, то игра вырождается в другие хорошо известные процедуры фронтального или индивидуального опроса обучающихся.
В качестве объективных показателей при подведении итогов соревнования выступает время, затраченное на правильное выполнение игровых заданий и само их правильное выполнение.
Наиболее предпочтительной системой подведения итогов соревнования в соревновательной игре выступает смешанная система, которая основана на учёте времени, затрачиваемого на выполнение игровых заданий с учётом времени, которое команды используют на процедуру исправления ошибок, а также при подведении итогов соревнования необходимо учитывать очки, получаемые за правильное выполнение игровых заданий и их элементов.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.
Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным.
Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовольствие от удачного ответа.
В играх проявляется элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы - очень сильный мотив, побуждающий к деятельности. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те учащиеся, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.
В качестве примера можно привести выдержки из сценария урока, завершающего повторение всего курса физики в 7-м классе, игры-соревнования "Где вы, Архимеды?!".
Подготовка к такому уроку, обычно проводимому в течение двух часов, начинается заранее, за несколько недель. Все учащиеся класса разбиваются на три команды, выбирают капитанов, подбирают своим командам названия и девизы.
Обычно такое предприятие проходит в кабинете физики, где ученические парты располагаются в три ряда, по числу участвующих команд. Выделяется столик для жюри, состоящего из двух учеников-старшеклассников, помогающих учителю в проведении соревнования. Соответственно предстоящим этапам оформляется классная доска и демонстрационный стол. На стены вывешиваются физические газеты, подготовленные соревнующимися командами, в которых отражены их названия и девизы (перед началом жюри присуждает от 1 до 3 баллов командам за оформление газет).
I ЭТАП. "Знаешь ли ты физические термины и приборы?"
Каждая команда в составе восьми человек одновременно получает карточку с чайнвордом-"лесенкой", где загаданы физические термины, понятия и явления, фамилии ученых и названия физических величин. Первый участник команды отгадывает первое слово по горизонтали и передает карточку второму, тот вписывает второе слово и т.д. В выделенных вертикальными линиями клетках, восьмой участник команды (капитан), должен прочитать название физического прибора, найти его на демонстрационном столе, и в листок с отгаданным чайнвордом написать номер, под которым находится этот прибор и письменно объяснить его устройство и назначение.
II ЭТАП. "^ Конкурс находчивых".
На этом этапе, в виде эстафеты, решаются качественные задачи, позволяющие проверить умения учащихся применять полученные знания на практике. Для проведения этого этапа от каждой команды необходимо по 6 человек, которые произвольно разбиваются по номерам от 1 до 6. Команды одновременно получают листок с условием шести качественных задач. Ученику под №1 необходимо решить задачу №1 из предложенного списка, используя одну из формул, приведенных на доске. 1. 2. 3. 4.

Решая задачу, ученик выбирает ту формулу, которая, по его мнению, соответствует смыслу рассматриваемой задачи и записывает под №1 на контрольном листе, прилагаемом к текстам задач, номер этой формулы. Далее текст задач и контрольный листок передается следующему ученику, который рассматривает задачу №2 из списка предложенных и в контрольный листок рядом с №2 записывает номер подходящей формулы. Затем задачу №3 решает третий игрок команды, и так далее, пока не будут рассмотрены все шесть задач. Контрольный листок, с полученной буквенно-цифровой шифрограммой, сдается учителю или его ассистенту.
Варианты шести качественных задач, предлагаемых для решения на II этапе:

Почему стенки в некоторых нефтяных резервуарах делают более толстыми в нижней части?

В три одинаковые коробки запаковали по 20 ложек одинакового размера. В одной коробке находятся алюминиевые ложки, в другой - серебряные, а в третьей - стальные. Как, не раскрывая коробок, определить, где какие ложки запакованы?

Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленном от оси вращения?

В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?

Пловец, неподвижно лежащий на поверхности воды, делает глубокий вдох и выдох. Как изменяется при этом положение тела пловца по отношению к поверхности воды?

Каким приемом человек может быстро удвоить давление, производимое им на пол?
III ЭТАП. "Конкурс смекалистых".
Каждой команде предлагается два экспериментальных задания, одно из которых капитаны команд получают за неделю до соревнования, совместными усилиями всей команды обдумывают дома его решение и определяю физические приборы и оборудование, необходимые для выполнения этого задания в классе. Примеры экспериментальных заданий:
1. Определить плотность металла, находящегося в одном из двух кусков пластилина, если известно, что массы пластилина в обоих кусках равны. Извлекать металл из пластилина не разрешается.
2. Как можно определить плотность камня неправильной формы, при отсутствии весов?
3. Определить массу груза на неравноплечих весах.
Поочередно каждая команда демонстрирует другим свои способы решения предложенных заданий с проведением эксперимента и приведением полученных числовых значений. После команды-соперницы могут задать по одному вопросу только на тему экспериментального задания. Если команда, получившая вопрос отвечает на него, то она зарабатывает 1 балл. Если на вопрос не получен ответ, то команда задавшая вопрос сама отвечает на него и зарабатывает 1 балл.
Экспериментальный конкурс оценивается отдельно по домашнему и классному заданию. При правильном выполнении задачи начисляется 3 балла. Если порядок выполнения задачи верен,
но при расчетах допущена неточность - 2 балла, а если к тому же при проведении эксперимента была допущена ошибка, то 1 балл.
IV ЭТАП. "Физические перевёртыши".
Всем трем командам одновременно задаются физические законы, определения и высказывания, в которых каждое слово или предлог заменены на противоположное по смыслу. Например, фраза "Активность - это отсутствие медленности бесформенности" означает "Инерция (бездеятельность) - это сохранение скорости тела".
Та команда, которая первой правильно переведет заданную физическую фразу, получает 1 балл.
V ЭТАП. "^ Конкурс находчивых".
На этом завершающем этапе соревнования проводится решение расчетных задач-рисунков с последующим поэтапным заполнением шифрограммы, составленной в виде последовательности арифметических действий.
Завершается проведение игры соревнования "Где вы, Архимеды?!" награждением команд ценными призами, а особо отличившийся игрок, выдвигаемый членами отличившейся команды, может быть посвящен в "Архимедики", если он приведет:

все известные ему факты биографии Архимеда;

легенды и истории из его жизни;

законы, правила и формулы, открытые этим ученым.
Тогда ученику присваивается звание "Архимедик", с вручением удостоверения и нагрудного знака, а также занесением его имени в "бессмертный" список "Лучшие ученики школы №10 города Волгограда".

^ Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся.
Игра - путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить".

(М. Горький)
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках истории.

К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась с проблемой:

Успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в старших классах наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.

Проблему дидактической игры как педагогической технологии исследуют :А. Гин в пособии для учителя "Приемы педагогической техники"; Владимир Михайлович Григорьев в своей диссертационной работе "Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков"; А.П Ершова и В. М. Букатов в статье "Театральные подмостки школьной дидактики.

Вопросы психологии детства и подростков для данной работы рассматривались авторами в трудах Л.С. Выготского "Вопросы детской психологии" и "Воображение и творчество в детском возрасте,"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко. В последнее время, на уроках, очень часто приходится слышать от учеников «А давайте лучше поиграем!». Так почему же «лучше поиграем?»
Актуальность игры:

Во-первых, наверное, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»

Во-вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В - четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным.

В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.

Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.
Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности:

Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение - это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знания, умения, навыков.

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А вот занимательность - цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

  • игры с правилами;

  • ролевые игры;

  • комплексные игровые системы (КВН).

  • игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;

  • игры для проверки знаний;

  • обобщающие игры;


При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложено познавательная задача.

Организация игр - не всегда простое занятие:

дисциплина: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.

серьезное отношение к предмету. Ведь учитель должен дать детям знание, и они должны быть научны.

Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д.

Игра - это яркий и эмоциональный праздник. И это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др. В организации игры все должно быть продумано да мелочей.
^ Структура организации игры.

Выбор игры.

Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.
Подготовка игры.

1) Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

Введение в игру.

1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в: (Название игры)" или "А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра:". Этого достаточно.

2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.
Ход игры.

1) Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":

2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

3) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.
V. Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - вина учителя.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;

2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Опыт применения игровых технологии в практической деятельности.

Похожие:

Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconИгровые технологии на уроках физики и внеклассных мероприятиях как...
Юрченкова Наталья Ивановна, учитель физики и информатики моу куровская сош №6
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconТема: «Игровые технологии как средство активизации познавательной...
Цель: создание условий для совершенствования педагогического мастерства учителей начальных классов через передачу игровых технологий...
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconУроках математики в 7 9 классах как средство активизации познавательной деятельности учащихся
...
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconЮрина Нина Васильевна Управление образования администрации муниципального...
«электронный учебник как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики»
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconИнформационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения...
Ннонаучным дисциплинам в среднем на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках физики способствует развитию интереса учащихся...
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconМкоу сош с п. Карасукбр учитель физики Алиев Х. Х. Урок по физике...
Повышение познавательного интереса учащихся на уроках физики с использованием икт
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconДоклад на тему: Игровые технологии как средство развития личности младшего школьника
Понятие "игровые педагогические технологии" включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме...
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconСизовские чтения Информационные технологии как средство развития...
Рьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли...
Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся iconУроках математики как средства развития познавательного интереса
Использование элементов истории науки на уроках математики как средства развития познавательного интереса
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница