Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе




Скачать 153,3 Kb.
НазваниеСегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе
Дата публикации15.11.2013
Размер153,3 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Физика > Урок
Учёные-физики фронту

Слайд 1

Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе советских ученых-физиков, конструкторов, изобретателей, техников, научных сотрудников в победу.

Слайд 2

22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. Это была поистине народная, священная война!

Слайд 3

В едином порыве встали на защиту Родины все – от мала до велика.

Мужчин, ушедших на фронт, у станков на фабриках и заводах заменили женщины и дети.

Главным лозунгом для страны в те дни стали слова: «ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»

Слайд 4

Академия наук получила от ЦК КПСС задание немедленно пересмотреть тематику научных и научно-технических работ, ускорить исследования. Вся работа теперь была подчинена трём целям:

  • Конструирование новых средств обороны и наступления.

  • Научная помощь промышленности, производившей оружие и боеприпасы.

  • Изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов, замена дефицитных материалов более простыми.

Слайд 5

С первых часов войны вся научная громада - от академика до лаборанта и механика - направила без промедления все свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту.

Ведущие ученые нашей страны выпустили обращение "К ученым всех стран", подписанного действительными членами Академии наук СССР. Вот несколько строк из этого обращения:

"В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству". Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков Абрама Федоровича Иоффе и Петра Леонидовича Капицы.

Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину.

Мы расскажем лишь о некоторых открытиях советских учёных-физиков, внёсших свой вклад в великую Победу.

Слайд 6

Учёные – физики – военно-морскому флоту

Слайд 7

Ранним июньским утром 1941 г. из Севастополя на боевое задание вышел эсминец "Быстрый". Не успел он отойти от порта, как мощный взрыв потряс его … Эсминец подорвался, но, как вскоре выяснилось, до него по тому же фарватеру благополучно прошли два транспорта и буксир. Это означало, что мины реагируют не на каждый корабль Вскоре нашли невзорвавшуюся мину. Фашисты применили так называемую магнитную мину, взрыватель которой срабатывает от воздействия магнитного поля корабля. В первые же дни войны гитлеровцы «рассыпали» их с самолётов на подходах к Кронштадту, в бухтах Севастополя, Одессы, Феодосии, Мурманска, Архангельска.

Слайд 8

Академик Анатолий Петрович Александров. 27 июня 1941 г. был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В состав бригад входили офицеры, учёные ленинградского Физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен А.П. Александров. Академик Анатолий Петрович Александров рассказывал, что ещё в 1936 году Ленинградский физико-технический институт (ЛФТИ) начал работы по защите кораблей от магнитных мин. После успешных попыток было принято решение немедленно взять эту систему на вооружение. А вскоре началась Великая Отечественная война.

Слайд 9

Лаборатория А.П. Александрова (около 10 человек) начала заниматься быстрой постройкой размагничивающих систем и интенсивно работала на всех флотах. Вскоре со своей лабораторией к ним присоединился И.В. Курчатов. Работа группы ученых под руководством Игоря Васильевича Курчатова в г. Севастополе была сопряжена не только с большой ответственностью, но и опасностью. Устройство мин, применявшихся фашистами, постоянно менялось, и для успешной борьбы с ними необходимо было изучить их устройство. Разборку мин неизвестной конструкции зачастую собственноручно производил сам Игорь Васильевич. Суровая действительность военного лихолетья заставляла рисковать жизнью даже крупнейшего ученого нашей страны.

Участники работ по размагничиванию кораблей. В первом ряду – А.Р. Регель, Ю.С. Лазуркин, В.Д. Панченко, во втором ряду – П.Г. Степанов, Д.М. Гительмахер, в третьем – И.В. Курчатов. 1941 г.

Слайд 10

Игорь Васильевич Курчатов, выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Академик, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.

Слайд 11

Были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В результате учёными был создан обмоточный метод размагничивания судов.

С помощью положенной на палубу или подвешенной с наружной стороны бортов большой петли 1 из специального кабеля, по которой пропускался электрический ток, вокруг кабеля создавалось искусственное магнитное поле 2 противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля 3. В итоге результирующее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.

Первый корабль, на который было установлено новое устройство – эскадренный миноносец «Марат».

Слайд 12

Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Он предложен Северной группой И.В. Климова, затем группой И.В. Курчатова, В.С. Лазуркина, Б.А. Ткаченко, а еще чуть позже, но независимо, учёными Балтийской группы В.М. Тукевичем, М.В. Шадеевым. Заключался он в следующем.

К станции размагничивания 1 подходил корабль 2 и принимал с неё кабель-виток 3, через который пропускался затем постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи 4 станции. Борты корабля "натирались" этим витком и намагничивались, но против собственного магнитного поля корабля. Последний в результате становился магнитнонейтральным. Причём стабильно. Так защищались от магнитных мин подводные лодки. Это была ещё одна победа учёных! Страна оценила это: ведь были сохранены для родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. В апреле 1942 г. Группе сотрудников ЛФТИ – А.П. Александрову, И.В. Курчатову, В.Р. Регелю, Б.А. Гаеву, П.Г. Степанову, В.М. Тучкевичу, военным морякам Б.Е.Годзевичу и И.В. Климову – была присуждена государственная премия первой степени.

Слайд 13

Не менее важную задачу перед учеными поставила военная авиация.

Слайд 14

Лавочкин Семен Алексеевич, советский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР, генерал-майор инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда говорил:

"Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним. Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, ... все мои знания и опыт ..., чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнулись в военном небе, наш оказался победителем"

Слайд 15

ЛА-5 одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в 1942 г. в г. Горьком. Самолёт представлял собой одноместный моноплан, с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла.

Первые Ла-5 стали поступать в строевые авиачасти во второй половине 1942 года. Лётчики быстро оценили новый самолёт как очень хороший, а техники были довольны отсутствием системы водяного охлаждения, которая причиняла много неудобств в полевых условиях.

Боевое крещение Ла-5 получил под Сталинградом. Несмотря на то, что из за отсутствия достаточного количества опытных пилотов потери были большие, Ла-5 сразу же хорошо зарекомендовал себя. Для немецких лётчиков появление нового самолета стало очень неприятной неожиданностью. После Сталинградской битвы Ла-5 перестал быть неожиданностью для немцев, самолёты этого типа стали появляться на всех участках советско-германского фронта.

Ла-5 принимали участие в боях с конца 1942 г. по лето 1943 г., после чего их заменили более совершенные варианты Ла-5Ф, Ла-5ФН и впоследствии Ла-7 . Хотя некоторые Ла-5 воевали и в 1944 г. Наиболее широко Ла-5 применялся во время Курской битвы. На самолёте Ла-5 летал знаменитый советский лётчик Алексей Маресьев, лишившийся ног и несмотря на это сумевший на протезах вернуться в боевую авиацию;

Слайд 16

В ходе испытания скоростных машин летчики столкнулись с явлением флаттера - внезапного разрушения самолета из-за появления интенсивных вибраций. Группа Мстислава Всеволодовича Келдыша, изучив это явление, разработала надежные меры по предупреждению флаттера.

В результате такой работы наша авиация не знала потерь, связанных с этим явлением, появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолетов.

Слайд 17

В связи с применением боевой авиации, перед военными возникла задача обнаружения самолёта и целеуказания, для последующего его уничтожения.

Перед войной была разработана радиолокационная установка РУС-2 «Редут». Первый серийный импульсный радиолокатор в СССР.

Выпускался серийно с 1941 года. Самый массовый радиолокатор советского производства во Второй мировой войне.

В 1941-1945 годах произведено 607 штук.

Вся аппаратура системы располагалась на трёх автомобилях: одном ЗИС-6 и двух ГАЗ-ААА. На ЗИС-6 располагалась передающяя станция: генератор на лампах ИГ-8 мощностью 50 кВт с длиной волны 4 м (75 МГц) и модулятор на лампах Г-300. Фургон оператора с приёмной аппаратурой на ГАЗ-ААА при работе вращался синхронно вращению фургона передатчика на ЗИС-6.

Приёмная и передающая антенны идентичны - типа «волновой канал». Обнаруженные цели оператор наблюдал на экране ЭЛТ с горизонтальной развёрткой. Шкала была отградуирована до 100 км. Цели на экране выглядели белой узкой вертикальной полосой на тёмном фоне.

По характеру засветки импульса и его мерцанию определялось количество самолётов. На третьей автомашине находился электрогенератор на 40 кВт для питания всей системы.

РЛС способна определять дальность до цели, азимут и её скорость.

К 1943 году были созданы приставки к радиолокотору определяющие принадлежность самолёта (свой-чужой) и высоту полёта

Слайд 18

Броня крепка и танки наши быстры

Слайд 19

В первые месяцы войны Красная Армия, упорно сопротивляясь, отходила всё дальше и дальше на восток. Немцам казалось, что ещё несколько недель, и они войдут в советскую столицу. Однако, нередко среди победных сводок поступавших в немецкие штабы, нет-нет, да и проскальзывала информация такого характера: «…Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34, против которого немецкие противотанковые орудия бессильны». В то время подобные донесения воспринимались противником как досадная случайность. Но время шло, и появление на поле боя Т-34 каждый раз оборачивалось для немцев ощутимыми потерями.

«…Т-34 произвёл сенсацию, - писал немецкий генерал Э.Шнайдер. – этот 28-тонный русский танк был вооружён 70-миллиметровой пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с полутора-двух тысяч метров, тогда как немецкие танки могли поражать с расстояния не более 500 метров, да и то, лишь в случае, если снаряды попадают в бортовую и кормовую части танка».

Танк Т-34 в СССР выпускался в течение шести с половиной лет, начиная с 1940 года. За это время было произведено более 60 тыс. машин. Т-34 занимает первое в мире по массовости выпуска.

Слайд 20

Главным конструктором танка Т-34 стал Михаил Ильич Кошкин. Его биография характерна для многих советских конструкторов: родился в бедной семье, рано начал работать, добровольцем вступил в красную Армию, участвовал в Гражданской войне. Михаил Кошкин работал на руководящих партийных должностях, по рекомендации обкома партии поступил в Ленинградский политехнический институт, окончил его в 1934 году. Затем работал в танковых КБ. Под его руководством разработаны советские танки А-20, А-32 и Т-34. К началу серийного выпуска Т-34 случилось несчастье. После долгой продолжительной болезни 26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин умер. Емй было всего 40 лет. Сказалась работа на износ, сильное переутомление от многолетнего напряженного труда.

Слайд 21

Новое оружие

Слайд 22

Впервые "Катюши" вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. У г. Орши, там, где батарея произвела первые залпы, установлен памятник, на котором застыла могучая «катюша», как символ постоянной готовности к ратному подвигу во имя свободы, независимости и счастья нашей Родины.

Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В.П.Барминым. Применение нового оружия сулило немало выгод. Дело в том, что общий уровень развития военного дела, достигнутый к тому времени, предъявлял растущие требования к маневренности артиллерии и увеличению плотности огня. С этой целью совершенствовались обычные артиллерийские системы. Однако требовались и принципиально новые решения. Пуск снаряда за счет реактивного двигателя практически исключал действия силы отдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить и облегчить конструкцию лафета. Применение реактивного двигателя исключало также необходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали, экономия которой в условиях массового производства вооружения приобретала весьма важное значение.

Слайд 23

Реактивная установка представляла собой ферму из 16 направляющих (8 балок), на которой располагались 132-мм реактивные снаряды массой 42,5кг. Она монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6.
За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов (с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху, другой – снизу).

Сравнительно небольшой вес и простота устройства направляющих полозьев для пуска реактивных снарядов обеспечивали их монтаж на автомобильных шасси повышенной проходимости, тракторах, танках, а также кораблях и даже на самолетах. Это обеспечивало высокую мобильность реактивной артиллерии. Но, пожалуй, главным было то, что простота устройства и сравнительно небольшой вес нового оружия открывали широкие возможности создания многозарядных боевых реактивных систем, способных вести стрельбу массированно, залпами, создавая высокую плотность огня

Слайд 24

Свой вклад в победу внёс Дегтярёв Василий Алексеевич. Он из семьи потомственного оружейника. Еще подростком стал работать на заводе, где как раз осваивали производство новой винтовки конструктора С.И.Мосина. На воинской службе он попал в ружейную мастерскую стрелковой школы в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Здесь он встретился с известным ученым-оружейником Н.М.Филатовым, познакомился с отечественными и зарубежными образцами огнестрельных механизмов. После службы вместе с конструктором В.Г.Федоровым принял участие в изготовлении его автоматической винтовки на Сестрорецком заводе.

Первой самостоятельной работой В.А.Дегтярева стал разработанный им в 1916 г. карабин совершенно новой конструкции. В 1920-30 гг. он вооружает армию новыми пулеметами и автоматической винтовкой.

Бывшему тульскому оружейнику, ставшему доктором технических наук, было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он лауреат четырех Государственных премий СССР, награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова I и II степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Слайд 25

Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны наша армия была оснащена противотанковым ружьем ПТР Дегтярева, новыми ручным, авиационным и танковым пулеметами, что сыграло исключительную роль в боеспособности наших войск

Слайд 26

Спаренный авиационный пулемёт Дегтярёва.

Слайд 27

Противотанковое ружье – легкое, простое в устройстве и обслуживании, производило до 10 выстрелов в минуту. Дальнобойность – до 1000 м

Слайд 28

Одной из самых печальных страниц войны является блокада Ленинграда. В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни».

Слайд 29

Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь.

Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался, и машины проваливались под лед.

Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследования и выяснили причины. Павел Павлович Кобеко возглавил работу по этой проблеме. Ученые установили: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Так исследования учёных спасла многие жизни в осаждённом Ленинграде.

Слайд 30

На оккупированной фашистами территории действовали многочисленные партизанские отряды. Учёные не оставили без внимания и партизан.

Слайд 31

Абрам Федорович Иоффе — российский и советский физик, организатор науки, обыкновенно именуемый «отцец советской физики», академик, вице-президент АН СССР, создатель научной школы, давшей многих выдающихся советских физиков,

Иоффе специально для партизанских отрядов разработал термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков

Слайд 32

Термоэлектрогенератор состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других "задавало" пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан.

Слайд 33

Пётр Леони́дович Капи́ца — инженер, физик, академик АН СССР, член Президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Нобелевской премии по физике (1978) за фундаментальные открытия и изобретения в области физики низких температур. Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1943). Награждён большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова АН СССР. Один из основателей Московского физико-технического института.

Слайд 34

Сергей Иванович Вавилов (1891—1951), основатель отечественной научной школы физической оптики, академик (1932) и президент (с 1945) АН СССР. Фундаментальные труды по физической оптике, главным образом по люминесценции и её практическому применению. Под руководством Вавилова открыто излучение Черенкова—Вавилова. Труды по философии естествознания и истории науки. Популяризатор науки. Первый председатель правления Всесоюзного общества «Знание» (с 1947), главный редактор Большой Советской Энциклопедии (с 1949). Государственная премия СССР (1943, 1946, 1951, 1952 посмертно).

Слайд 35

Во время Великой Отечественной войны Физический институт Академии Наук СССР, руководителем которого был Вавилов С. И., был эвакуирован в Казань. Ученые занимались оптическими прицелами для артиллерийской стрельбы и бомбометания, перископами и другой военной техникой

Слайд 36

Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений и в глубоком тылу отстоял свободу и независимость нашей Родины. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял исследования – это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, техники. Как справедливы слова президента Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова: "Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой". С днём Победы!


Похожие:

Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе iconОбластной конкурс творческих работ обучающихся, посвященный 65- летию...
...
Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе iconМитинг, посвященный 65 летию Великой Победы
Митинг, посвященный 65 годовщине со Дня великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, объявляю открытым
Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе icon“Страницы биографии А. С. Пушкина” Сообщение темы и цели урока
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Это урок литературы и английского языка одновременно
Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе iconУрок по окружающему миру во 2 классе по программе Е. В. Саплиной,...
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в научно-исследовательском институте, сотрудники которого работают по теме «Поверхность...
Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе iconСценарий митинга посвящённого Дню Победы 2011 год. Оформление: почётный...
Ведущий: Митинг, посвящённый 66-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, объявляется открытым
Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе iconУрок по истории и математике на тему: «Развитие научных знаний»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами попробуем соединить свои
Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе iconИтоговый урок орксэ
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сопутствует...
Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе iconВнеклассное мероприятие для 5-11 классов. Концерт, посвященный 65 –летнему юбилею победы. 1 вед
Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В этом году мы отмечаем шестьдесят пятую годовщину...
Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе iconУрок зачет. Цели : Повторить и обобщить изученный материал по теме «Россия в 9 17 веках»
Организационный момент. Ребята, у нас сегодня необычный урок – в классе присутствуют гости. Но мы с вами работаем как обычно
Сегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы над фашизмом. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут о вкладе iconУрок сегодня необычный, От всех других весьма отличный. Мы заседание...
Тип урока: интегрированный урок закрепления знаний по химии и биологии с элементами краеведения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница