Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра»




Скачать 129,63 Kb.
НазваниеКонкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра»
Дата публикации17.07.2013
Размер129,63 Kb.
ТипКонкурс
pochit.ru > Финансы > Конкурс
Подготовка нефинансового отчёта и раскрытие в нём соответствующий информации – не просто трудоёмкий процесс. Большое значение играет качество, полнота и достоверность этой информации. В отношении бухгалтерской отчётности существуют жёстко закреплённые в законодательстве правила, требования и методики по раскрытию финансовой информации. Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует подобное нормативное регулирование нефинансовых аспектов нефинансовых и годовых отчётов.

В сложившейся ситуации читатели отчёта ( которые, зачастую, являются заинтересованными сторонами по отношению к компании) сталкиваются с очевидной асимметрией информации. Поставщик информации (компания), в силу объективных причин, в гораздо большей степени осведомлена о своей деятельности, нежели любое из заинтересованных сторон. Следовательно, у лиц, занимающихся подготовкой отчёта, возникает возможность по предоставлению по-своему интерпретированной и даже некорректной информации. Вероятность того, что за подобные действия последуют какие-либо санкции ничтожно мало. Более того, в большинстве случаев выявить и доказать некомпетентность в подготовке нефинансового отчёта попросту невозможно, поскольку компания практически всегда может закрыть свои информационные источники, сославшись на корпоративную тайну.

И, тем не менее, существуют несколько механизмов, которые позволяют до некоторой степени контролировать качество раскрытия нефинансовой информации в отчёте. Среди них – независимый аудит нефинансового отчёта, общественное заверение и различные конкуры годовых и нефинансовых отчётов.

В России существует три основных конкурса, которые могут помочь в оценке качества раскрываемой нефинансовой информации: Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-РА», Федеральный конкурс годовых отчётов и корпоративных сайтов, проводимый Фондовой биржей ММВБ и журналом «Рынок ценных бумаг» и Конкурс годовых отчётов Фондовой биржи РТС.
^

Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-РА»


Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-РА» проводится с 1998 года. За это время число предоставляемых годовых отчётов увеличилось с 19 в 1998 году до 180 в 2008 году (при том, что в 2007 году на конкурс было предоставлено 234 годовых отчёта, но в 2008 году, по-видимому, из-за кризиса их число снизилось). В настоящее время конкурс проводится по следующим номинациям:

  • Лучший годовой отчёт; Победители 2008 года: «Газпромбанк» (финансовый сектор) и «Газпромнефть» (нефинансовый сектор)

  • Лучший годовой отчёт об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности; Победитель 2008 года: «ММК»

  • Дизайн и полиграфия; Победитель «Газпромбанк»

  • Дебют года; Победитель: РАО ЕЭС Востока

  • Лучшее представление информации в годовом отчёте иностранным инвесторам. Победитель: «Россельхозбанк»

  • Лучший интерактивный отчёт; Победитель: «Газпром»

  • Лучший уровень раскрытия информации о корпоративном управлении; Победитель: «Татнефть»

  • Лучший годовой отчёт компании топливно-энергетического конкурса; Победитель: «Газпром»

  • Прогресс года; Победитель: « ТВЭЛ»

  • Лучшая идея годового отчёта; Победитель: «Капитал Страхование»

  • Лучшее представление информации; Победитель: «Ингосстрах»

  • Лучший годовой отчёт на английском языке; Победитель: «Россельхозбанк» (финансовый сектор), «НЛМК» (нефинансовый сектор»)

  • Лучший зарубежный отчёт; Победитель: «КазМунайГаз»

Экспертная комиссия, определяющая победителей в каждой из номинаций, состоит из видных экспертов в области экономики, финансовых рынков, представителей различных профессиональных сообществ и ассоциаций. Методика оценки отчёта в каждой из номинаций различна, однако следует основной цели конкурса – привлечению внимания деловой общественности к проблеме создания и продвижения годового отчета как эффективного инструмента повышения инвестиционной привлекательности компаний.

Победитель главной номинации «Лучший годовой отчёт» определятся исходя из следующих характеристик:

  • насыщенность нестандартной, интересной для потенциальных читателей (как специалистов, так и рядовых акционеров и инвесторов) информации

  • полнота раскрытия важнейших направлений деятельности компании

  • глубина анализа рынков сбыта ее продукции (услуг), конкурентных преимуществ

  • логичность и аргументированность изложения, а также структурированность отчета и отсутствие в отчете избыточной информации, затрудняющей ее восприятие читателем

  • соответствие структуры годового отчета требованиям российского законодательства и общепринятым мировым стандартам

При этом содержание годовых отчетов анализируется по четырем основным направлениям:

1. Анализ рынка, на котором работает компания:

  • описание конкурентной среды и перспектив изменения конкурентной среды и роста рынка;

  • описание законодательной среды;

  • описание макроэкономической ситуации в стране и ее влияние на бизнес компании.

2. Описание стратегии бизнеса компании:

  • цели и задачи компании за отчетный период и на следующий год;

  • корпоративное управление в компании и перспективы развития;

  • организационная структура.

3. Деятельность по созданию стоимости:

  • клиенты, сегментация, уровень обслуживания;

  • работа с персоналом; уровень образования, мотивация сотрудников;

  • инновации;

  • производственная деятельность компании в сфере брэндинга и обеспечения функционирования компании;

  • социальная ответственность и экология.

4. Финансовые результаты:

  • финансовые результаты и анализ финансового положения компании;

  • анализ рисков;

  • экономические показатели деятельности;

  • результаты работы компании по сегментам деятельности в сравнении с конкурентами и прогноз на будущее.
^

Федеральный конкурс годовых отчётов и корпоративных сайтов Фондовой биржи ММВБ и журнала «Рынок ценных бумаг»


Федеральный конкурс годовых отчётов и корпоративных сайтов проводится с 1998 года. Число компаний-участников увеличилось с 29 в 1998 году до 106 в 2009 году. Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • Лучший уровень раскрытия информации в годовом отчете эмитента; Победитель: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"

  • Лучший дизайн, полиграфия и идея годового отчета; Победитель: ОАО "Северо-Западный Телеком"

  • Лучший уровень раскрытия информации для инвесторов на сайте компании; Победитель: ОАО "Лукойл"

  • Лучший дизайн и навигация сайта компании; Победитель: ОАО "Полюс Золото"

  • Лучший дебют; Победитель: ОАО "СПбАЭП"

  • Лучший уровень раскрытия информации в годовом отчете госкорпорации; Победитель: Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности Внешэкономбанк"

  • Лучший годовой отчёты отраслей

  • Лучшие годовые отчёты по Федеральным округам

  • За открытость в электроэнергетике; Победитель: ОАО "МРСК Юга"

  • Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности; Победитель: ОАО "Северо-Западный Телеком"

  • Лучший годовой отчет генерирующей компании; Победитель: ОАО "ОГК-3"

  • Гармоничность предоставления данных и оформления годового отчета; Победитель: ЗАО "СР-ДРАГа"

  • Профессионализм и качество представления компании в годовом отчете эмитента; Победитель: ОАО "ЦентрТелеком"

  • Лучший уровень раскрытия информации в годовом отчете на английском языке; Победитель: ОАО "Лукойл"

Анализ и оценку годовых отчетов и корпоративных сайтов осуществляет жюри Конкурса, состоящее из числа наиболее авторитетных и уважаемых экспертов на рынке ценных бумаг в области раскрытия информации.

Оценка годовых отчетов и корпоративных сайтов проводится в два этапа. На первом этапе Конкурсная комиссия Конкурса оценивает все отчеты по методике Конкурса и формирует шорт-лист для жюри (20-25 отчетов/сайтов). На втором этапе жюри оценивает отчеты и сайты, вошедшие в шорт-лист на очных заседаниях жюри. Итоговая оценка по каждой номинации определяется как средняя арифметическая оценок членов жюри. Результаты подсчитываются Оргкомитетом Конкурса.

Методика оценки Годовых отчётов выглядит следующим образом.

^ Раскрытие информации для инвесторов

Оценка раскрытия информации для инвесторов включает 3 блока. Для каждого блока определено максимально возможное количество баллов:

  • Общая характеристика компании (до 5 баллов).

  • Компания на рынке капиталов. Корпоративное управление в компании (до 10 баллов).

  • Финансово-хозяйственная деятельность (до 15 баллов).

В каждом блоке наиболее полно должна быть отражена следующая информация:

  • Общая характеристика компании:

    • описание компании, хронология и краткое содержание основных существенных событий компании за отчетный год;

    • макроэкономическая ситуация, основные тенденции развития отрасли, конкурентный анализ, описание основных рисков;

    • стратегия и планы по развитию компании;

    • кадровая политика;

    • социальные проекты.

  • Компания на рынке капиталов. Корпоративное управление в компании:

    • структура собственности (акционеров, владеющих более 5% акций), сведения о владении акциями в уставном капитале аффилированных лиц;

    • составы совета директоров и коллегиального/единоличного исполнительного органа, включая биографии за последние 5 лет, вознаграждение членов органов управления;

    • раскрытие информации о практике корпоративного поведения в компании;

    • ценные бумаги - обращение ценных бумаг на организованном рынке, дивидендная история, участие в программах депозитарных расписок;

    • крупные сделки, сделки с заинтересованностью.

  • Финансово-хозяйственная деятельность:

    • финансовая отчетность по РСБУ и сведения об учетной политике;

    • заключение внешнего аудитора;

    • отчетность по Международным стандартам бухгалтерского учета, аудиторское заключение (на русском языке);

    • анализ финансовых результатов деятельности компании и описание финансовых рисков;

    • динамика основных экономических показателей за последние 3 года и их прогноз.

При наличии англоязычной версии отчета, ему присваивается 3 дополнительных балла (прибавляется к сумме баллов за содержательную часть). Таким образом, максимально возможное количество баллов - 33.

Порядок оценки:

  • Члены конкурсной комиссии в соответствии с методикой оценивают все поступившие на конкурс отчеты эмитентов.

  • На основе оценок всех членов конкурсной комиссии определяется итоговый балл по каждому отчету (как средняя арифметическая всех оценок).

  • На основе итоговых баллов формируется шорт-лист (список из 30 отчетов, набравших наибольшее количество баллов) для представления жюри. Компании указываются в шорт-листе в алфавитном порядке (без количества баллов).

  • Члены жюри оценивают отчеты, вошедшие в шорт-лист, в соответствии с методикой.

  • На основе оценок всех членов жюри определяется итоговый балл по каждому отчету (как средняя арифметическая всех оценок).

  • Победителями признаются 3 отчета, набравшие наибольший итоговый балл, (1, 2, 3-е место). Отчеты, набравшие одинаковое количество баллов, делят одну позицию.

  • Раскрываются итоговые баллы по оценке жюри. Итоговые баллы по оценке конкурсной комиссии не раскрываются.
^

Федеральный конкурс годовых отчётов и корпоративных сайтов Фондовой биржи ММВБ РТС


Конкурс проводится биржей РТС с 1998 года и является основной площадкой для презентаций компаниями своих годовых отчетов. Цель конкурса - содействие эффективному раскрытию информации для инвесторов и клиентов. В 2009 году в Конкурсе приняли участие 125 российских и зарубежных предприятий.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • Лучшее раскрытие информации в годовом отчете компаниями с капитализацией более 100 млрд. руб.; Победитель: ОАО "ЛУКОЙЛ"

  • Лучшее раскрытие информации в годовом отчете компаниями с капитализацией от 10 до 100 млрд. руб.; Победитель: ОАО "Северо-Западный Телеком"

  • Лучшее раскрытие информации в годовом отчете компаниями с капитализацией до 10 млрд. руб.; Победитель: ОАО "Южная телекоммуникационная компания"

  • Лучшее раскрытие информации для клиентов; Победитель: ОАО "Промсвязьбанк"

  • Лучший дебют; Победитель: ОАО "Концерн Росэнергоатом"

  • Лучшие годовые отчёты по секторам экономики

  • Лучшие годовые отчёты по Федеральным округам

  • Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию; Победитель: ОАО "НК "Роснефть"

  • Лучший годовой отчет на английском языке; Победитель: ОАО "НК "Роснефть"

  • Лучший дизайн и полиграфия годового отчета; Победитель: Сбербанк России ОАО

  • За лучшее представление инвестиционной привлекательности компании в годовом отчете; Победитель: ОАО "ЛУКОЙЛ"

  • Лучший отчет иностранной компании; Победители: ООО "ДТЭК", АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз»

  • Лучший интерактивный отчет; Победитель: ОАО "ЦМД"

  • Лучший отчет госкорпорации / государственной компании; Победители: ОАО "ТВЭЛ", ОАО "Российские железные дороги"

Жюри конкурса формируется из представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг (не являющихся участниками Конкурса), органов государственной власти, профессиональных сообществ, приглашаемых Организатором Конкурса.

Конкурсная комиссия и Жюри Конкурса осуществляют оценку годовых отчетов с учетом следующих критериев:

1.1. Для оценки отчетов в следующих номинациях:

  • «Лучшее раскрытие информации в годовом отчете компаниями с капитализацией более 100 млрд. руб.»;

  • «Лучшее раскрытие информации в годовом отчете компаниями с капитализацией от 10 до 100 млрд. руб.»;

  • «Лучшее раскрытие информации в годовом отчете компаниями с капитализацией до 10 млрд. руб.»:

А. уровень раскрытия финансовой информации:

  • финансовая отчетность (РСБУ и/или МСФО/ ОПБУ США), аудиторское заключение, примечание к финансовой отчетности МСФО/ ОПБУ США;

  • отчет контрольно-ревизионного органа компании, подразделения осуществляющего контроль над процедурами внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью;

  • анализ финансовых результатов деятельности компании за последние 3 года;

  • анализ руководством компании финансового состояния и результатов деятельности.

Б. корпоративное управление в компании:

  • составы совета директоров и коллегиального/единоличного исполнительного органа, включая биографии за последние 5 лет;

  • раскрытие информации о вознаграждение членов органов управления;

  • раскрытие информации о Комитетах, созданных при Совете директоров;

  • отчет Совета директоров о результатах развития компании;

  • раскрытие информации о практике корпоративного поведения в компании;

  • раскрытие информации о дивидендной политике и дивидендной истории;

  • перечень крупных сделок, сделок с заинтересованностью.

В. Структура собственности:

  • структура собственности (акционеров, владеющих более 5% акций), сведения о владении акциями в уставном капитале аффилированных лиц;

  • раскрытие информации о ценных бумагах Общества (количество и номинальная стоимость находящихся в обращении акций всех типов, обращение ценных бумаг на биржах, участие в программах депозитарных расписок).





Г. уровень раскрытия информации об операционной деятельности:

  • описание компании (информация о видах деятельности, информация о производимой продукции или услугах);

  • хронология и краткое содержание основных существенных событий компании за отчетный год;

  • динамика производственных показателей за последние 3 года;

  • стратегия развития компании (инвестиционные планы, прогнозы объемов производства);

  • макроэкономическая ситуация, основные тенденции развития отрасли, конкурентный анализ, основные клиенты (потребители), партнеры;

  • описание и анализ рисков, управление рисками;

  • охрана окружающей среды и социальная ответственность.

1.2. Для оценки отчетов в номинации «Лучшее раскрытие информации для клиентов»:

  • общая информация о компании (история создания, этапы развития, общая информация о текущей деятельности);

  • итоги деятельности за отчетный год (хронология и краткое содержание основных существенных событий компании за отчетный год, основные показатели деятельности (в т.ч. финансовые результаты и их анализ) );

  • раскрытие информации об органах управления компании ;

  • спектр услуг (описание, тарифы, сервисы);

  • конкурентный анализ, клиентская база, партнеры, стратегия развития;

  • управление рисками.








Как показывает обзор конкурсов годовых отчётов, которые проводятся в настоящее время в России, все они ориентированы, в первую очередь, на предоставление достоверной и прозрачной информации для инвесторов (в т.ч., потенциальных) и клиетов компании. Неслучайно два из трёх конкурсов проводятся фондовыми биржами. Это, безусловно, знак того, что годовой отчёт – это инструмент, благодаря которому компания может донести информацию «из первых рук» до своих инвесторов на бирже, без риска искажения этой информации.

Такое позиционирование вполне логично, поскольку создаёт стимул для компании готовить качественный годовой отчёт: ведь в настоящее время это не просто вопрос имиджа, но и способ повышения капитализации компании. В тоже время анализ основных номинаций конкурсов показывает, что вопрос корпоративной социальной ответственности и приверженности концепции устойчивого развития в корпоративной среде занимает второстепенное положение.

Между тем, современные реалии и тенденции международного бизнеса, растущее осознание ответственности за свою деятельность в глобальной корпоративной среде диктуют необходимость более основательного подхода к вопросам корпоративной социальной ответственности среди российских компаний.

Данное обстоятельство, в свою очередь, ведёт к необходимости создания отдельного конкурса, посвящённого, преимущественно, оценке социальных, экологических отчётов и отчётов в области устойчивого развития. Целевой аудиторией такого конкурса станут не только инвесторы и клиенты компании, но и весь широкий круг заинтересованных сторон, включая местные сообщества и органы власти. Создание подобного конкурса поможет повысить качество нефинансовой информации, раскрываемой в отчёте. Кроме того, это будет способствовать распространению идей концепции устойчивого развития в российском обществе.

Похожие:

Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» iconПриказ от 3 мая 2005 г. N 134 об утверждении порядка организации...
Структурным подразделениям Росимущества и его территориальным органам при экспертизе отчетов об оценке объектов оценки руководствоваться...
Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» icon12. Промежуточная финансовая отчетность Международые стандарты финансовой...
Стандартом определяется минимальное содержание промежуточной финансовой отчетности и устанавливаются основные принципы признания...
Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» iconЛабораторная работа № Тема: Создание отчетов Access. Мастер отчетов....
Запустите Access и откройте базу данных Student, созданную в Лабораторных работах 1, 2 и 3
Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» iconОценка акций и облигаций
Задача Облигация номиналом в 100 тыс руб выпущена корпорацией сроком на два года. Купон (32% годовых) выплачивается раз в квартал....
Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» iconВнеклассное мероприятие «Химия страна чудес и превращений» (Слайд №1)
Мероприятие включает 8 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Литературный», 3 конкурс – «Галерея русских химиков», 4 конкурс...
Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» iconО системе выставления четвертных, годовых, экзаменационных и итоговых...
Данное "Положение" определяет единый подход всех учителей школы к выставлению четвертных, годовых, экзаменационных и итоговых оценок...
Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» iconОценка акций и облигаций
Оценка облигаций. Облигация номиналом в 100 тыс руб выпущена корпорацией сроком на два года. Купон (32% годовых) выплачивается раз...
Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» iconРегистрация агентства и управляющий состав
При подборе месторасположения агентства недвижимости «Простое решение», мы ссылались на такие важные факторы как
Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» iconКонтрольная работа для групп 429/з по курсу «финансовые вычисления»...
Банк выплачивает простые проценты по следующим ставкам: 2008 год – 12% годовых, 2009 год и далее – 15% годовых. Определить какую...
Конкурс годовых отчётов рейтингового агентства «Эксперт-ра» iconУрок "Базы данных мs аccess и принципы построения запросов и отчетов"
Формировать у учащихся знания об основных объектах базы данных ms access; познакомить учащихся с различными видами и методами построения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница