Методологические основания социальной работы




НазваниеМетодологические основания социальной работы
страница1/3
Дата публикации17.04.2013
Размер0,57 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3




Александров Е.П.

Методологические основания социальной работы
ВВЕДЕНИЕ
Каждая наука или сфера социальной практики непременно опирается на некоторый свод идей, представлений, исходных положений, так или иначе определяющих основные позиции в анализе и решении проблем. Актуальность поиска методологических оснований повышается в современную эпоху, когда, в связи с научно-технической революцией и вызванными ею динамичными процессами в социальной и культурной сферах, значительно усложняются задачи, которые приходится решать обществу. Сформировалась также и особая отрасль знания - методология научного познания.

Отметим весьма характерную деталь - анализом методологических проблем вплотную занимаются не только философы, методологи, но и представители частных научных отраслей. В сфере образования практически каждая учебная дисциплина (и, особенно, если она имеет социогуманитарную направленность), входящая в учебные планы профессиональных образовательных учреждений начинает уделять пристальное внимание методологическому обоснованию целеполагания, объекта, предмета, исследовательского метода и инструментария. Сказанное в полной мере относится к социальной работе как научной отрасли, учебной дисциплине и общественной практике.

Прежде, чем более конкретно рассуждать о методологических проблемах социальной работы, необходимо уточнить, что же вообще понимается под термином «методология». Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич следующим образом определяют суть понятия: «Методология – (от греч. methodos – путь, способ logos – понятие) научный способ установления основы, расстановки акцентов смысла понятий. В более широком смысле – методология - это наука, определяющая общее направление развития исследований, его цели, границы, принципы; учение о научном методе познания»1. Указанные авторы отмечают, что методология в науке выполняет конкретные функции (нормирование, предписание, целеполагание, регулирование, ориентирование и т.п.), которые в целом дают обоснование научной и практической деятельности. Таким образом, благодаря методологическим основаниям определяется мера оценки, соотношение частей и целого, формулируются базовые смысловые установки, отыскиваются регулирующие теорию и практику ограничители, разрабатываются ориентиры развития.

В социальной работе методология, как научный фундамент и как феномен общественного сознания, опосредованно, через свои базовые идеи, концепции и теории, влияет на выбор социальными работниками профессиональных позиций, определяет направленность, процесс и уровни развития профессионального сознания и культуры.

Строго говоря, современной науке термином «методология» обычно обозначаются, по крайней мере, три различных ступени научного целеполагания:

1. То, что носит характер общей методологии. Здесь имеется в виду некоторый обобщенный философский подход, способ познания, который исследователь или научная школа принимают в качестве своеобразных магистральных направляющих в изучении и оценке своего предмета. Таким образом, общая методология формулирует некоторые принципы, которые осознанно (а часто и неосознанно, имплицитно) кладутся в основание анализа. Например, для социальной работы необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека, ценности личности, смыслов человеческого бытия, детства, зрелости, старости и др. Вот почему в качестве общей методологии здесь выступают различные философские и этические системы, формирующие в индивидуальном и общественном сознании разнообразные «картины мира»2. Эти «картины мира» не являются застывшим, неподвижным образованием. Наоборот, следует подчеркнуть, что каждый период социального развития порождает собственную «картину мира», точнее, некоторый набор, палитру картин. Учитывая гетерохронность (то есть неодновременность) развития общества и отдельных его групп, в одном временном срезе часто оказываются представленными картины, имеющие полярный по отношению друг к другу характер. Каждая из этих картин имеет собственную историю становления, развития и занимает определенное положение (например, доминантное или периферийное) в социальной и духовной жизни общества.

Кроме того, следует отметить, что человек, живущий в современном сложноструктурированном обществе, испытывает на себе мощное «давление» идеологических, социальных, политических, культурных, экономических и др. факторов. Вот почему в качестве важных методологических ориентиров для социальной работы в ряде случаев выступает не только философско-мировоззренческая «картина мира», но и знания, вырабатываемые в других научных дисциплинах: например, в социологии, экономике, социальной психологии, психологии, медицине, политологии, культурологии, педагогике и др.

2. Частная (или специальная) методология - совокупность принципов, кладущихся в основание исследований в конкретной области научного знания и общественной практики. Частная методология есть реализация философских и др. принципов применительно к специфике исследуемого в определенной науке объекта.

3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов и операций, применяющихся в исследованиях и в социальной практике. Следует указать, что в русском языке этот уровень научной рефлексии обозначается термином «методика»3. При этом следует иметь в виду, что сам по себе методический прием или подход не могут привести к эффективному решению поставленной проблемы. Методика – это инструмент, смысл и результативность которого определяются тем, какую цель преследует специалист, взявший его на вооружение. Например, индивидуальный подход в социальной работе с детьми может стать мощным средством воспитания социально адаптированной личности, а может оказаться инструментом психологической травматизации формирующейся личности ребенка. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики не применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любая методика или конкретный прием всегда применяются в определенном «методологическом» ключе, т.е. обретает специфическую содержательную нюансировку (окраску).

Совокупность методологических положений формирует, так называемые, парадигмы социальной работы. Понятие «парадигма» охватывает систему «...основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период», – пишет К.М. Хоруженко в работе «Культурология. Энциклопедический словарь»4. М.В. Фирсовым и Е.Г. Студеновой под парадигмой социальной работы «…понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране»5.

Известно, что научная отрасль и учебная дисциплина «социальная работа» рассматривают:

  • социальную работу как область познания;

  • формы социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни;

  • субъекта изменения социальной реальности, т.е. социального работника;

  • клиента и факторов, приводящих к изменению его жизненной ситуации;

  • методы помощи клиенту6.

Понятно, что ни одна из указанных исследовательских сфер не может замкнуться сама на себя, а настойчиво требует осмысления с позиций методологического по отношению к ней знания.

Сказанное иллюстрирует сложность и многогранность содержания методологических оснований теории и практики социальной работы. Очевидно, что рассмотреть указанные вопросы в полном объеме сложно, а подчас и невозможно. Вот почему нам следует очертить, ограничить потенциально почти безграничное методологическое по своему значению пространство знаний некоторым кругом вопросов, на которых мы, собственно, и остановимся. Это ограничение опосредуется целеполаганием, лежащим в основании данной работы. Мы рассмотрим некоторые наиболее значимые концептуальные положения, определяющие парадигмы социальной работы в их историческом, философском, культурологическом, социально-психологическом аспектах.

^ Характеристика социальной работы

как особого вида деятельности
Авторский коллектив, составивший учебник «Основы социальной работы» (ред. П.Д. Павленок, 2002 г.), отмечает: «Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить»7. Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, цель которой состоит в проведении социальных преобразований в обществе в целом и в его отдельных группах.

Социальная деятельность представляет собой целостную систему и, как и любая другая, имеет свою структуру. Компоненты этой системы могут быть представлены в виде следующей схемы:

Схема 1.1.


Цель









Функции


Объектами социальной работы являются различные группы населения, трудовые коллективы, организации, отдельные люди, нуждающиеся в социальной защите: например, старики и пенсионеры (в современной России – 35 млн.); инвалиды и тяжелобольные (свыше 6 млн., их них детей – более 500 тыс.); дети, оставшиеся без попечения взрослых и т.д. Субъекты социальной работы – люди и организации (федеральные, республиканские, региональные, местные органы и учреждения социальной защиты населения, негосударственные и коммерческие учреждения социального профиля, социальные работники разных уровней в том числе и работающие на общественных началах), ведущие ее и ею управляющие (по данным на 2000 г. – в России до 5 млн. чел.).

^ Содержание социальной работы вытекает из ее функций: информационной, связанной со сбором информации об объекте; диагностической, целью которой является оценка объема, вида, форм, физических, временных и экономических затрат, необходимых для оказания помощи; прогностической, направленной на формирование социальных ожиданий, перспективное планирование и накопление необходимых ресурсов; организационной, предполагающей рациональное распределение имеющихся в распоряжении ресурсов (не только экономических, но и духовных, социально-политических и др.); психолого-педагогической, предполагающей активизацию психотерапевтических и педагогических ресурсов для изменения положения нуждающихся в помощи и т.д.

Дополнительно к обозначенным выше можно выделить предупредительно-профилактическую (или социально-терапевтическую), правозащитную, коммуникативную, социально-медицинскую и рекламно-пропагандистскую функции, суть которых понятна уже исходя из их названия.

^ Средствами социальной работы являются предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели социально направленной деятельности.

^ Методы социальной работы включают систематизированный свод правил, последовательности действий, позволяющих реализовать ее цель.

Цель социальной работы – оптимизировать жизнь социального объекта (человека или группы), что достигается на основе идеального представления об объекте после того, как социальный работник выполнит планируемые действия по оказанию помощи.

Из приведенной схемы отчетливо видно, что социальные работники не только оказывают непосредственную социальную помощь, но и участвуют в планировании, анализе, реализации, оценке и совершенствовании социальной политики. Они осуществляют деятельность в разных секторах социальной жизни, используя при этом различные методологические и методические подходы.

Социальная работа имеет пять аспектов, каждый из которых, хотя и может анализироваться отдельно, но все же составляет часть единого целого:

  1. ^ Географический аспект. Здесь имеется в виду, что деятельность социальных служб осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, административной единицы и др.

  2. Политический аспект. Политическая система, функционирующая в каждой стране, обладает своеобразием и достаточно жестко влияет на условия осуществления практической деятельности социальных служб.

  3. ^ Социально-экономический аспект прежде всего подразумевает активность, направленная на достижение определенных условий жизни, на выдвижение в престижные слои стратификационной системы общества, а следовательно, и на более выгодные позиции в трудовой деятельности, в удовлетворении потребностей в здравоохранения, образовании и социальном обслуживании. При этом в общественном сознании имеют место различные представления о справедливом распределении имеющихся социально-экономических ресурсов, что в значительной степени влияет на уровень социального согласия.

  4. ^ Культурный аспект, включает традиции, убеждения, социальные надежды, ожидания и уровни культурного развития отдельных социальных единиц: индивидов, семей, социальных групп. Особенности социального зависят от того, насколько выражены в данном общественном сознании дискриминационные тенденции, которые, в конечном счете, наносят ущерб существованию общества.

  5. ^ Духовный аспект. Система духовных ценностей, существующая в любом обществе в любом обществе, должна быть принята во внимание. При этом учету подлежат не только ценностные установки клиента, но и, что не менее важно, ценностные установки самого социального работника. Однако в социальной работе методологическим по характеру моментом является не столько поиск различий в ценностным системах, сколько поиск того, что объединяет духовные устремления людей. В духовной истории человечества этико-нормативное ядро, базовые нравственные программы различных культур, религий и философий в основном совпадают. Если акцентировать внимание на личности, например, транслирующей духовные ценности, то мы сталкиваемся с разнообразием субъектов (здесь и христианский Бог, и мусульманский Аллах, и легендарный учитель Будда, и философский разум …). Когда же исследуется духовная суть того, что пытаются донести «мессии», какие этические цели они преследуют, то мы, безусловно, обратим внимание на удивительное однообразие. Философские и религиозные идеи разделяют людей, моральные законы объединяют их8.

Указанные пять аспектов обеспечивают связанность и последовательность работы социальных работников (осуществляется она в крупных или мелких масштабах, на глобальном или местном уровнях), укрепляют солидарность и повышают духовную и социальную энергию тех, кто присоединяется к делу защиты прав человека, создают предпосылки институциализации социальной работы. При этом следует иметь в виду, что постепенно социальные работники отказываются от доминирующей позиции своеобразных «адвокатов бедноты и обездоленных». Они стремятся гармонизировать общество (кстати, иногда даже экономически вполне благополучное, но имеющее ряд весьма сложных социальных проблем), положительно влиять на систему межличностных и групповых отношений.

В ряде стран и обществ они стремятся придать своей деятельности политический характер и активно защищают интересы отдельных лиц и групп (например, национальных меньшинств). Зачастую социальные работники вынуждены выступать в качестве посредников между людьми и государством или другими органами, отстаивать справедливость и обеспечивать защиту в случаях, когда принятые государством меры в интересах всего общества угрожают правам и свободам отдельных лиц или групп (к примеру, при разлучении ребенка с родителями; отказе в помощи; при помещении пожилых людей или инвалидов в соответствующие учреждения или при решении жилищных конфликтов, которые приводят к тому, что человек становится бездомным).

Изменение положения и возможностей социальных служб в современном обществе неизбежно оказывает значимое влияние на методы социальной работы. Например, с середины восьмидесятых годов классические методы социальной работы (связанные преимущественно с индивидуальной помощью) были дополнены групповой терапией, работой в общине и другими подходами: психологическими и техническими приемами. Успешно развивались и диагностические технологии, базирующиеся не только на опыте деятельности самих социальных служб, но и адаптировавшие диагностический арсенал медицины, психологии, социологии.

Развитие общества, расширение «поля деятельности» социальных служб потребовало значительного усиления правовой, психологической и терапевтической подготовки социальных работников и социальных педагогов. Классические, опробованные многовековой практикой методы социальной помощи уже не могут обеспечить все разнообразие деятельности современного социального работника и социальных служб. Квалификация социального работника должна позволять ему делать проблемный анализ социума, улицы, изучать повседневную жизнь клиента и его действий в ближайшем окружении, наряду с использованием приемов психолого-терапевтического плана организовывать методы целенаправленной кооперации клиентов в открытых системах с различными партнерами (от группы самопомощи до органов коммунальной политики) и на различных уровнях: к примеру, методы семейной терапии, основанные на теоретических концепциях психоанализа, системного подхода, коммуникативного учения и др.

Для решения этих задач в западных специальных высших школах социальной работы предпочтение стали отдавать формам и методам групповой работы, групповой терапии и работе в общине. К началу семидесятых годов удельный вес социальной групповой работы в профессиональной деятельности социальных работников и социальных педагогов составлял только 15%, а доля работы в общине была еще меньше - лишь 11%, в то время как индивидуальная социальная помощь составляла 3/4 объема всей работы. По отзывам некоторых источников [3; 9; 15; 22] ситуация постепенно изменяется. В практике обучения социальных работников классические методы органично сочетаются с новыми.

При этом в практике групповой социальной работы было принято различать группы по определенным признакам: по характеру членов группы, например по возрасту (детские группы, группы пожилых), по полу (женские или мужские группы), по социальным критериям (группы матерей, группы обучающихся и т. п.); по характеру проблемы, что служит критерием для групповой терапии и касается всех членов групп (например, группы психически больных, группы риска, заслуживающих наказание; группы детей из неполных семей, группы вдов и т. п.); по виду программы (например, дискуссионные группы, группы мастеровых, спортивные группы и т. п.); по целевой направленности групп (например, группы, ориентированные на образование, трудовые и политические группы, досуговые группы и т. п.). Участие в группах, как правило, предусматривается на добровольных началах, кроме групп осужденных в тюрьме, участие в которых для их членов обязательно. В практической деятельности используются и другие критерии для групп, например, формальные или неформальные группы, временные или долгосрочные, гомогенные или гетерогенные. Кроме того, группа может быть определена и по количеству ее членов, по характеру контактов участников (дружественные, противоборствующие), по структуре (ролевая система или подгруппы), системе принятых правил и норм, по функциям, целям и задачам и т. п. Социальная групповая работа как форма и метод социальной деятельности широко используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта, для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. При этом признается, что для компетентного использования этого метода требуется особая, целенаправленная профессиональная подготовка специалиста9.

В связи с некоторым улучшением социально-демографических условий в западном мире наблюдается определенный рост продолжительности жизни и, соответственно, усиление внимания в процессе подготовки специалистов к проблемам работы в среде пожилых людей. Пожилые в большей степени подвержены резким изменениям физической и социальной среды, чем молодые, они более чувствительны к холоду и жаре, чаще живут в худших жилищных условиях, оказываемая им медицинская помощь часто отличается низким качеством. Компетентность социального работника в этом случае должна позволить ему вмешательство в следующие пять областей: информация пожилых людей о развивающихся при старении внутренних процессах, об источниках социальной поддержки и др.; влияние на жизненный стиль пожилых - пропаганда физической, интеллектуальной и духовной активности, правильного питания и гигиены; облегчить негативные состояния пожилых людей в соматическом, экономическом, психологическом (эмоционально-интеллектуальном), социальном и др. планах; воздействовать на окружающую пожилых людей среду, в том числе на социально-политические процессы, по возможности сдерживая негативное влияние социальных, экономических и политических факторов на функционирование и благополучие пожилых; активизацию способностей к самопомощи, что достигается путем обучения пожилых необходимым знаниям в области самонаблюдения для раннего выявления заболевания и применения приемов самопомощи. Результаты геронтологического ухода заключаются в общем смысле в успешном управлении изменениями, наступающими в позднем периоде жизни, эмоциональном благополучии, обретении новых навыков и ролей, новых отношений и способностей, жизненных установок. Все это настоятельно требует углубленной подготовки специалистов по указанным направлениям.

Социальная работа в виде специального социального института за рубежом существует не одно десятилетие, но в отечественный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Госкомвуза квалификационная характеристика «Специалист по социальной работе» была введена только в 1991г. и открыта новая специальность 03. 02 «Социальная работа» для высших и средних специальных учебных заведений.

В советскую пору некоторые функции социальной работы выполнялись организациями, находящимися в ведении четырех Министерств - Образования, Здравоохранения, Соцобеспечения и Внутренних дел. Определенные функции брали на себя комсомол, профсоюзы, а также ряд общественных организаций (например, Всесоюзное общество инвалидов). Вся эта система государственной и общественной поддержки была разобщенной и финансировалась по остаточному принципу, что существенно снижало ее эффективность.

Последнее десятилетие минувшего века ознаменовано значительными изменениями в социальных отношениях, политике, экономике, культуре. В ответ на эти изменения были учреждены новые вузовские образовательные программы и профессии, направленные на подготовку специалистов в области социальной работы с различными группами населения. В 1990-е годы быстрыми темпами развивается сфера социальных услуг в рамках Минтруда РФ. Минобразования РФ вводит должность социального педагога в общеобразовательной школе и в специальных учебных заведениях для детей-инвалидов, а Министерство здравоохранения РФ - социального работника в клинических учреждениях.

Эта мера оказалась очень кстати, поскольку в условиях реформирования, становления рыночных отношений десятки миллионов людей стали нуждаться в социальной помощи. После кризиса 17.09.1998 г. по данным статистики лишь 15% населения страны получают доход выше прожиточного уровня, демографические процессы увеличили количество пенсионеров, растет число неполных семей, ухудшается социально-экономическое положение многодетных семей, инвалидов, растет преступность, наркомания, токсикомания, инвалидность, бездомность, безработица и т.д. Люди, столкнувшись с социального, экономического, духовного порядка проблемами, часто сами не могут их решить. Для этого и нужны социальные работники и вся система социальной защиты. В условиях ухудшающегося социально-экономического положения основной массы населения это требует максимально динамичного ее развития.
^ Динамика парадигм

социальной работы в истории общества
Как уже было отмечено выше, методологические концепции социальной работы не возникли вдруг, а имеют интересную и достаточно давнюю историю. Можно отметить ряд школ и теорий социальной работы в нашем отечестве и за рубежом, которые в свое основание кладут различные представления о социальной справедливости, гуманитарных и демократических идеалах, правах человека, спектре основных социальных проблем и формируют в соответствии со своими подходами разные системы социальной помощи. Необходимо подчеркнуть, что в разные исторические периоды развития общества и в разных странах пути становления и общие принципы, кладущиеся в основание социальной работы, не были идентичными. Можно выделить следующие черты базовых парадигм социальной работы10:

  • оформление первых представлений о социальной помощи, когда ведущим понятием является philos, т.е. дружественность, распространяемая не только на соседские и родственные отношения, но и на более широкий круг социальных связей;

  • становление представлений о милосердии к ближнему, концепция «милостыни», где основополагающим принципом является христианская любовь-агапе как деятельностная любовь к ближнему11;

  • оформление имплицитного (неявного, скрытого, но реально присутствующего) концепта «прав человека», где вопросы бедности, нищенства, беспризорности, бездомности являются его главными детерминантами;

  • становление теории социальной работы, которые помогают профессионалам интерпретировать нужды клиента, обусловленные социально-психологическими, культурными и социально-экономическими факторами.

Первая из перечисленных парадигма возникла на стадии родового общества и связана с дарообменом, помощью в бытовой и хозяйственной сферах и распространением излишков продуктов. Уже на этой стадии выделяются основные субъекты помощи, определяются идеологические принципы, регулирующие социальные связи дарообмена и разнообразных форм поддержки субъектов племени. Понятно, что помощь оказывалась только тем, кто обладал видимыми физическими недостатками, кто вызывал сочувствие и сострадание в силу невозможности самому поддерживать собственную жизнедеятельность.

И только древнегреческое общество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую и специфическую сферу, где проявляются дружеские чувства (эмпатии), аффекты, моральные связи и отношения. Формируется содержательный смысл понятия «филантропия» - в переводе с греческого - любовь к людям, благожелательное отношение одного индивида к другому. Однако подчас взгляды древнегреческих философов на систему социальной помощи были весьма далеки от современных представлений. Например, Платон, выстраивая концепцию идеального государства-полиса, полагал, что вся социальная деятельность должна быть прерогативой государства, а не частной инициативы. Государство через управленческую деятельность монахов-философов должно было взять на себя даже функцию своеобразного распределения квоты на деторождение, организовать систему общественного воспитания, отнимая право воспитания у родивших ребенка матерей. Платон вообще подвергал сомнению социальную ценность помощи больным, инвалидам и обездоленным, считая, что ремесленникам, попавшим в сложную социальную ситуацию или утратившим здоровье, не следует оказывать какой-либо поддержки и предоставить возможность умереть. Аристотель, напротив, считал способность к состраданию разновидностью добродетели. Своеобразным проявлением любви к ближнему он полагает уже даже творческий акт.

Сходной позиции придерживались римляне Плиний и Цицерон, полагая, что дружба и товарищеский союз, будучи основой благотворительности, являются важнейшими факторами, лежащими в основе гражданского поступка и стабильности общества в целом.

Идея любви-агапе как нормативного требования в межличностных отношениях возникает в первых христианских таинствах. Однако примечательно, что эта идея не относится только к членам христианской общины, а имеет общий мировоззренческий смысл. Основообразующими становятся понятия «милосердие» и «любовь к ближнему», которые осмысливаются как закон, норма жизни христианина. Функция социальной помощи становится одной из фундаментальных для христианской церкви.

Формирование правовой концепции в социальной работе обозначено появлением работ, в которых декларируется обязанность государства обеспечить нетрудоспособных граждан всем необходимым (например, работы Ш. Монтескье). К XIX в. сложились предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами.

Однако только с конца XIX – начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. В силу чрезвычайной неравномерности и неоднородности социально-экономического развития различные страны переживают тяжелые периоды резкого обострения социальных проблем. Именно в этот период времени формируются основные концепции социальной работы как науки благодаря интеграции медицинского, психологического, социально-психологического, культурологического, этнографического, социологического знания. Особенно преуспели в разработке теории и практики социальной работы ученые США, Германии. Например, в 20-х гг. ХХ в. М. Ричмонд разработала основы индивидуальной работы с клиентом, куда привнесла элементы психоанализа, что позволило интерпретировать внутренние психические процессы личности в контексте социальных проблем.

Очертим в качестве примера развитие социальной работы и социальной педагогики как профессии в Германии. Здесь в начале ХХ столетия были созданы социальные школы (преимущественно женские). По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 г. было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны. Первоначально социальную работу поддерживали и финансировали преимущественно благотворительные союзы и общества. Только после первой мировой войны возникла государственная служба социальной помощи населению, которая существует и по настоящее время в виде ведомств социального обеспечения, охраны здоровья и помощи молодежи. Первые десятилетия доминирующим методом социальной работы в Германии была главным образом индивидуальная помощь клиентам. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практику и социальная работа в общине. Эти три формы социальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы.

В годы господства национал-социалистов последовательное развитие социальной работы было прервано. Защита, забота о населении превратились в расовую гигиену. А социальная работа в целом обрела политическую функцию в качестве инструмента интеграции и контроля политической благонадежности населения.

После второй мировой войны развитие социальной работы и системы подготовки профессиональных кадров получило серьезный импульс для развития. Основным содержанием социальной работы в первые послевоенные годы в Германии было оказание материальной помощи населению, перенесшему тяжелейшие невзгоды в период войны. В эти годы в теоретической двухлетней подготовке студентам показывались истоки бедственного положения людей в таких социальных сферах, как здравоохранение, защита молодежи и материальная помощь населению. В первой половине шестидесятых годов значительно дифференцировалась и расширилась подготовка профессиональных кадров социальной сферы. В ФРГ и Западном Берлине было создано 45 средних специальных школ социальной работы и небольшое число средних специальных школ социальной подготовки. В теоретическом плане обучение индивидуальной работе с клиентом в этот период ориентировалось на психоанализ. Частично принципы психоанализа стали включаться и в практическую часть подготовки. Содержание всей социальной работы концентрировалось вокруг проблем оказания материальной социально-психологической помощи, прежде всего - отдельному индивиду. Эта индивидуальная социальная помощь рассматривалась основной формой социальной деятельности. Поэтому в системе подготовки она составляла 60-75 процентов объема всей социальной работы. Постепенно получили более широкое распространение методы групповой терапии и работы в общине, заимствованные в США. Это было связано с изменившимся пониманием социальной работы. Вместо прежних предписаний, наблюдений и контроля деятельность социального работника стала ориентироваться на активизацию собственных возможностей клиента, оказание помощи, консультирование в целях самопомощи.

Значительный интерес представляет процесс становления социальной сферы в России. С ее христианизацией идеи благотворительности, помощи нуждающимся (особенно, на фоне традиционного общинного землепользования и специфической в связи с этим обстоятельством организации социальной жизни и менталитетом) обрели весьма сильные позиции (988 г.). Например, митрополит Филарет в одной из своих проповедей подчеркивал, что в русле христианского мировоззрения «… каж­дый благотворитель, прежде всего, творил благо себе». Памятники культуры России хранят мысли выдающихся людей и государственных деятелей по вопросам социальной деятельности (сошлемся хотя бы на письменные источники, составленные Владимиром Мономахом, Ярославом Мудрым). В России всегда были люди, наделенные талан­том доброты, альтруистической любви к ближнему, особенно, попавшему в беду. Достаточно упомянуть здесь имена меценатов С. Морозова, С. Мамонтова, Д.М. Голицына, К.Г. и А.Г. Шереметевых, П. Демидова и мн. др. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собствен­ной пользы ближнему, от служения Отечеству через человеколюбие.

Конечно, формирование всех видов, форм и направлений социальной помощи в России потребовало бы значительного объема. Ограничимся для иллюстрации наших положений тем, что проследим за развитием одной из сфер социальной работы, а именно - системы призрения детей-сирот. Забота о сиротах поначалу возлагалась в России на князей и церковь. Первы­м учреждением для сирот в России явилась сиропитательница, основан­ная в 1707 г. по личной инициативе и на собственные средства новгородского митрополита Иова. Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре I, который в 1715 г. издал указ, предписывающий устраи­вать в Москве и других городах России казенные госпитали для незаконнорожденных детей, крупнейшим из которых стал Московский воспитательный дом. Это заложило основы развития общественной благотворительности, сочетавшей этическое наследие прошлого и духа нового времени.

В 1797 г. императрица Ма­рия Федоровна направила императору доклад о работе воспита­тельных домов и приютов, в котором она предлагала отдавать младенцев из воспитательных домов в «государевы деревни» крестьянам «доб­рого поведения», после того, как малютки немного окрепнут. Так было поло­жено начало воспитанию сирот в семьях.

История свидетельствует, что практика призрения детей-си­рот в России осуществлялась двумя путями: частно-церковным и государствен­но-общественным. Оба пути способствовали утверждению права призреваемых детей-сирот на жизнь, воспитание и поддержку со стороны государ­ства, церкви и частных лиц, занимающихся их судьбами12.

Воспитание детей-си­рот было предметом особого внимания и заботы К.Д. Ушинского, разработавшего Проект преобразования Гатчинского сиротского институ­та. Говоря о сиротских учреждениях того времени, он поставил перед ними высокую гуманную цель: «…заменить по возможности родителей детям, дать им воспитание и поста­вить их на такую дорогу в жизни, на которой они могли бы быть деятельными, честными и полезными членами государства, которое их воспитало». Он сформулировал следующие требования: 1) главное лицо должно быть воспитателем в полном смысле этого слова, отцом сиротского дома; 2) сиротское заведение есть строго воспитательное заведение, а не депар­тамент, не богадельня, не казарма и даже не простое учебное учреждение; 3) его главная обязанность - заботиться о физическом и нравственном воспитании сирот и о возможно лучшем устройстве их судьбы; 4) приняв сироту на свое попечение, заведение обязано поступить в от­ношении его, как поступил бы добрый, умный и попечительный родитель, и с одинаковой ревностью заботиться как о злых, так и о добрых; как о талантливых, так и о бесталанных.

Под влиянием педагогических идей К.Д. Ушинского произошли серьез­ные изменения в учебно-воспитательной работе закрытых заведений того вре­мени. Это касается и военных интернатов (кадетских корпусов и военных гимна­зий), куда в первую очередь зачисляли на обучение детей погибших офицеров.

Вместе с тем, заслуживает положительной оценки опыт образо­вательной практики таких учреждений, как российские пансионы. Это были частные заведения закрытого типа, в которых при достаточно высоком уровне обучения акцент делался на «ревностном изучение всего, что составляет це­лостность человеческого духа».

В советский период (20-30-е гг. ХХ в.) накоплен значительный опыт ликвидации социальный корней и реабилитации беспризорных детей в воспитательных учреждениях Наркомпроса РСФСР. Эти годы дали имена, которые вошли в историю отече­ственной и мировой педагогики – А.С. Макаренко, С.Т. Шаткий, В.П. Кащенко, В.Н. Сорока-Росинский и др. В частности, деятельность С.Т. Шаткого явилась первой попыткой создания воспитательной детской общности «трудных» детей и подростков с одной благородной целью - вернуть детям детство. Им был предпринят уникальный опыт организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых, благодаря чему педагоги могли наблюдать за воспитанника­ми, выясняя, при каких условиях труд, игра, искусство, общественная деятель­ность возвращают смысл жизни детям. Именно это и определяло реабилитационную суть его социально-педагогической концепции.

В.П. Кащенко принадлежит мысль, высказанная еще в 20-х гг., о том, что коррекция недостатков развития личности в процессе ее становления - проблема большой социальной значимости, которую решать следует в контексте государственной политики. Лечебная социальная практика понималась им как синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление характера и личности в целом. Работа врача, психолога и педагога объединяется здесь в одно целое. В практику своей школы вместо распространенного в то время понятия «дефективные дети» ввел щадящий термин «исключительные дети». Ученый считал, что первое определение унижает ребенка, а осознание своей неполноценности может надолго закрепиться в сознании ребенка памяти и усложнить работу с ним13.

Воспитание трудновоспитуемых - проблема, которая волновала тогда ум многих организаторов детской жизни. Столкнулся с ней и В.Н. Сорока-Росинский. В учреждениях, где работал известный педагог, сложился богатый опыт реабилитационной практики. Он решительно отвергал эпитеты типа «морально или психически дефективные» по отношению к беспризорникам и предложил вместо перечисления имеющихся у них недостатков пути компенсации. Он на практике доказал, что эти дети вполне поддаются реабилитации. В.Н. Сорока-Росинский сознавал, что детей, выбитых из жизненной колеи, можно вернуть в общество лишь в том случае, если социальный педагог обладает обширными познаниями и особым отношением к тем, кого призван воспитывать.

Под Полтавой в колонии для малолетних правонарушителей А.С. Макаренко осуществлял свой выдающийся социально-педагогический проект, который по значимости следует поставить в один ряд с великими открытиями двадцатого века. Через активно изменение условий жизни и саму жизнедеятельность, не ломая характеров воспитанников, он прививал им дух общности, дух гуманизма. Для этого и создавалось детское сообщество. Ему удалось разработать принципиально новую теорию реабилитации и воспитания этих детей. «Никаких особых правонарушителей нет, - написал он в «Педагогической поэме», - а есть люди, попавшие в бедственное положение. Я очень ясно понимал, что если бы в детстве попал в такое же положение, я тоже был бы таким, как они! И всякий нормальный ребенок, оказавшийся на улице без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы - каждый нормальный ребенок будет вести себя так»14.

А.С. Макаренко отмечал, что дефективные социальные отношения проявляются в трех главных областях: в мотивации присвоения, в мотивации преобладания и в мотивации обособления - и устанавливал главные виды действий и мотивов, возникающих в каждой из названных областей действительности. Естественны­ми педагогическими выводами, к которым пришел А.С. Макаренко на основе анализа дефективности отношений, были следующие: «… задача воспитателя - восстановление нормального отношения между личностью и обществом. Воз­буждение новой системы мотивации».

Огромная ценность труда А.С. Макаренко состоит в том, что он сформулировал ряд важных идей в области социальной адаптации и реабилитации детей и подростков: связь воспитания с жизнью; многостороннее воздействие на отношение с помощью различных видов (в том числе и социальной) деятельности; многообразие внутриколлективных (внутригрупповых) и межколлективных (межгрупповых) отноше­ний; обосновал понятие ответственной зависимости как систему сложных социального характера отношений, исходя из того, что само становление человека опре­деляется его способностью осознавать связь с другими людьми, подчинять свою жизнь определенным обязанностям. Весьма ценными являются его мысли о проективной деятельности социального педагога.

Ученик и продолжатель дела А.С. Макаренко – С.А. Калабалин. По его поступкам дети сверяли свою линию поведения, причем самым естественным образом, без принужде­ния. Это и было той человеческой ценностью, которая выражалась в способно­сти отдавать себя другим. Этим же определялся путь к нравственному подвиж­ничеству - откликаться на чужую боль, облегчать страдания, поддерживать и помогать в трудные моменты жизни, залечивать душевные травмы детей.

Социальная ситуация в современной России дает немало поводов для вывода о том, что идеи А.С. Макаренко не потеряли своей актуальности. В.П. Морозов считает, что «… для исправления ситуации должна существенно измениться школьная среда, которой надлежит все более стано­виться реабилитационной. Именно в такой среде может происходить восста­новление утраченных или ослабленных свойств и функций организма, личнос­ти ребенка, отдельных ее сторон в целях максимально полного развития его индивидуальных возможностей и адаптации к окружающему миру»15.

Отметим, что здесь необходимо решить противоречие социально-педагогического характера: с одной стороны – «обездоленные» дети, нуждающиеся в специально организованной помощи со стороны государства, а с другой – не лучшая среда обитания, куда направляются эти дети, - интернатного типа учреждения. В такого рода учреждениях налицо наличие травмирующих факторов: госпитальный принцип организации жизненного пространства; замкнутость и слабый контакт с соци­альным окружением; пошаговый контроль и полная зависимость ребенка от настроения взрослого; нарушенность важных для ребенка связей и отношений с другими, значимыми лицами. Ученые констатируют повышенный риск приобретения ребенком различных видов депривации: материнской, сенсорной, эмоциональной, социальной и др.

Ситуация усугубляется еще и тем, что к решению жизненных задач, которые сразу же встают перед детьми после выхода из этих учреждений: вос­питанники не готовы к самостоятельной жизни, поскольку их не столько воспи­тывают и готовят к ней, сколько взращивают до определенного возраста. Не­смотря на существующие разнообразные попытки преодолеть указанные про­тиворечия, создавая специальные учреждения в разных моделях и формах для детей, оставшихся без семьи и родительского попечения, проблема восстанов­ления нормального, полноценного детства в этих учреждениях все еще остается нерешенной.
  1   2   3

Похожие:

Методологические основания социальной работы iconВ. 23. Понятия социальной дифференциации и стратификации Современные...

Методологические основания социальной работы iconБиблиометрический анализ по теме: «Методологические основания исследования...
Тема: Библиометрический анализ по теме: «Методологические основания исследования доступности образования»
Методологические основания социальной работы iconВопросы к гэк по социальной работе (специалист) 2010-2011 гг
Сущность, принципы и функции социальной работы. Междисциплинарный характер социальной работы
Методологические основания социальной работы iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Система медико-социальных наук. Физиологическое, психологическое и социальное здоровье человека. Неврологические науки и неврологические...
Методологические основания социальной работы iconНовые теоретико-методологические подходы в постсоветской социальной истории XVIII начала XX вв

Методологические основания социальной работы iconМетодологические проблемы определения предмета социальной философии
К. С. Пигров, В. Е. Кемеров, К. Х. Момджян, П. К. Гречко, В. Н. Шевченко, концептуального прорыва не произошло, и авторы ограничились...
Методологические основания социальной работы iconПрограмма апробации фгос начального общего образования муниципального...
Методологические основания инновационной педагогической деятельности прогимназии
Методологические основания социальной работы iconСоциальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр
Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Методологические основания социальной работы iconСоциальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр
Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Методологические основания социальной работы iconУчебное пособие Содержание Введение Тема Теория социальной работы...
Тема Теория социальной работы как учебная дисциплина; научные основы социальной работы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница