Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2




Скачать 103,22 Kb.
НазваниеУроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2
Дата публикации21.08.2013
Размер103,22 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
Рабочие материалы к уроку.

Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс)

Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту

Задачи: 1. Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2. Подготовить рабочие материалы для написания сочинения; 3. Формировать умения и навыки работы над сочинением по прочитанному тексту.

I. Повторение

1.Что такое текст?

(Текст - (от лат. textus — ткань, сочетание слов) — речевое произведение, компоненты которого (предложения, группы предложений, составленные из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически)
^ 2. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста?

(Чтобы понять содержание текста, надо определить

  • его тему (то, о чём говорится);

  • основную мысль, или идею (то, ради чего говорится);

  • стиль речи, присущий этому тексту;

  • жанр, в котором он написан;

  • тип речи)

^ 3. Что такое микротема?

(часть общей темы текста)
4. Как графически оформляется текст?

(С помощью абзацев, которые выделяют структурно-логические и ярко выраженные эмоциональные части текста)

^ 5. Как соотносятся абзацы и микротемы?

  1. 1 абзац может быть равен 1 микротеме;

  2. 1 абзац может содержать несколько микротем;

  3. 1 микротема может быть разделена на несколько абзацев.

^ 6. Как соотносятся смысловые части текста с абзацами?

  1. 1 смысловая часть может быть равна 1 абзацу,

  2. 1 смысловая часть может включать в себя несколько абзацев.

Композиционная схема сочинения

  • Сформулируйте проблему текста.

  • Прокомментируйте заявленную проблему.

  • Сформулируйте позицию автора.

  • Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора.

Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.
II. Чтение текста «Высокая нота» (Богат Е.М. Избранное - М., 1986) .

Работа по тексту
Общая характеристика текста

Тема:

духовная жизнь человека.

Идея:

духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.

^ Стиль:

публицистический.

Жанр:

эссе (фрагмент).

Тип речи:

рассуждение с элементами повествования.

Способ изложения:

личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
Формулируем проблемы

Для этого:

  • нумеруем абзацы;

  • делим текст на смысловые части:

  • I ч. – 1-й абзац;

  • II ч. – 2-й абзац;

  • III ч. – 3-й – 9-й абзацы;

  • IV ч. – 10-ый абзац;

  • Читаем каждую часть, ставим к ней вопрос (вопросы).

I. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. <…> И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

Вопрос к части 1: Что такое духовная жизнь?

II. Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?
Вопрос к части 2: Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому?
III. Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.

Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.

Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…

И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.

Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»

И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» - подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»

Да, это он.

Вопросы к части 3: Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?

IV. Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.

Вопрос к части 4: Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»?
Мы выявили четыре проблемы, поднимаемые автором текста:

  1. Что такое духовная жизнь?

  2. Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому?

  3. Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?

  4. Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»?

^ Итак, основная проблема текста: Как влияет духовная жизнь на человека?
Комментируем заявленные проблемы:

Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.

  1. Автор даёт своё понимание духовной жизни, говорит о разнообразии её форм:

Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. <…> И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.



  1. Автор размышляет о том, кому доступна духовная жизнь – «великим» или «обыкновенным»:

Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?

  1. Автор ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека. Пример - преображение Николая Ростова под воздействием пения Наташи:

Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.

Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.

Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…

И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.

Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»

И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» - подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»

Да, это он.

  1. Автор делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону:

Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.
Формулируем авторскую позицию

Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.

1. Автор считает, что «духовная жизнь – это общение с людьми, искусством», природой «и самим собой».

2. По мнению автора, духовная жизнь доступна каждому.

3. Автор утверждает, что соприкосновение с искусством облагораживает человека.

4. Автор полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.

III.Обобщение наблюдений по тексту:

Общая характеристика текста

  • Тема: Духовная жизнь человека.

  • Идея: Духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.

  • Стиль: публицистический.

  • Жанр: эссе (фрагмент).

  • Тип речи: рассуждение с элементами повествования.

  • Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.

Основная проблема текста:

Как влияет духовная жизнь на человека?

Комментарий:

Раскрывая проблемы, автор

  • даёт своё понимание духовной жизни,

  • говорит о разнообразии её форм;

  • размышляет о том, кому доступна духовная жизнь — «великим» или «обыкновенным»;

  • ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека.

  • В качестве примера приводит эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором показано преображение Николая Ростова под воздействием пения Наташи;

  • делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону.

Позиция автора:

Автор считает, что «духовная жизнь — это общение с людьми, искусством», природой, «и самим собой»;

по его мнению, духовная жизнь доступна каждому;

он утверждает, что соприкосновение с искусством облагораживает человека;

полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.
IV. Домашнее задание:

Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны вы с автором и почему).

В этом вам могут помочь вопросы:

      • Насколько необходим разговор о духовности?

      • Может быть, в настоящее время более уместно говорить о рациональном подходе к жизни?

      • Помогает ли вам общение с искусством, природой, людьми открывать в окружающем мире, в себе что-то новое?

      • Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием искусства, природы, людей вы ощутили себя талантливым?

Герои каких литературных произведений, на ваш взгляд, живут богатой духовной жизнью, какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, под воздействием искусства?


^ Высокая нота

Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. <…> И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?

Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.

Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.

Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…

И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.

Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»

И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» - подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»

Да, это он.

Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.

 

(Богат Е.М. Избранное - М., 1986)

Похожие:

Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconУрок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии...
Обработка умений аргументировать свои мысли жизненными и литературными фактами, соотносить свое мнение с позицией автора исходного...
Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconСочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С)
Основные требования к выполнению задания части с единого государственного экзамена по русскому языку
Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconСочинение рассуждение по прочитанному тексту
Типичные ошибки в сочинении одной из частей Единого Государственного экзамена по русскому языку в 11 классе
Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconКонспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель
Тема урока: Сочинение-рассуждение. Особенности написания сочинения-рассуждения
Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconЧтобы выполнить задание C1 на егэ по русскому языку, нужно на основе...
Егэ. Качественно написанное сочинение это 23 балла, что представляет собой достаточно большую часть (более 30%) от общего количества...
Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconСочинение по прочитанному тексту
Братья? в этом вопросе героя Сергея Довлатова сформулирована поставленная в тексте проблема. Люди всего мира, всех национальностей,...
Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconСистема уроков по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
Кроме того, у учеников восьмого класса ещё нет достаточного опыта анализа больших по объёму произведений литературы, не выработаны...
Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconНаписание сочинения-рассуждения по заданному тексту
Включаю «Сентиментальный вальс» Петра Ильича Чайковского, заслушиваем фрагмент, рассказываю эпизод из жизни великого композитора
Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconУрок по литературе 6 класс. Тема: «Смысл названия произведения. Вера...
Учить учащихся видеть текст, при помощи ярких деталей совершенствовать умение обобщать прочитанное, делать вывод по прочитанному
Уроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие умения написания сочинения по прочитанному тексту Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; 2 iconУстное сочинение по картине Ф. П. Решетникова «За мир»
Цель урока развития речи: обучение анализу картины, развитие навыков устной речи, закрепление знаний об эпитетах, сравнениях, синонимах,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница