Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии»




Скачать 146,4 Kb.
НазваниеРешение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии»
Дата публикации30.07.2013
Размер146,4 Kb.
ТипРешение
pochit.ru > Философия > Решение
Любовь как смысл жизни:

решение экзистенциальных вопросов

при помощи арт-терапии.
Как организатор и ведущая «ПРОСТО / СТУДИИ», я принимала участие в декабрьской конференции «Пространство арт-терапии: возможности и перспективы» в Киеве с авторской мастерской «Любовь как смысл жизни». Выбор темы связан с особенностями деятельности «ПРОСТО / СТУДИИ». И чтобы понять развитие темы в работе мастерской, понять работы ее участников, нужно сказать несколько слов о целях студии, ее миссии, о ее концептуальных предпосылках.

«ПРОСТО / СТУДИЯ» была создана в 2002 году. В студии проводится психологическая и психотерапевтическая работа, основанная на методах арт-терапии: индивидуальная и групповая арт-терапевтическая работа, тематические авторские тренинги, в том числе выездные арт-путешествия; ведется просветительская работа в области арт-терапии, проводятся различные исследования, реализуются проекты, разнообразные арт-акции, в том числе — тематические выставки. В студии ведется работа со взрослыми, с детьми и подростками, с семьями. Ведется работа с беременными и молодыми мамами. Однако общей характеристикой целевых групп, на которые направлена деятельность данной студии, является мотивация людей к внутреннему росту и развитию, а также стремление к творчеству, самовыражению и самореализации. Сферы применения арт-терапии в данной студии разнообразны: от решения эмоциональных конфликтов и межличностных проблем, в качестве психокоррекции, психологической реабилитации, до постановки духовных вопросов, познания и принятия своей изначальной природы, стремления определить и реализовать свои потенциальные возможности, способности и таланты, стремления свершить свое призвание, миссию, судьбу.

Люди, посещающие студию, имеют возможность рисовать, лепить, играть, составлять коллажи, мозаики, сочинять сказки, погружаться в мир снов и фантазий, составлять индивидуальные и групповые мандалы, работать с гримом и масками, участвовать в карнавалах и маскарадах, петь, танцевать. На занятиях используются техники песочной терапии, перфоманса, инсталляции и исцеляющего театра, ландшафтное искусство и т.д.

Уникальность данной студии состоит в том, что все мероприятия, которые проходят в ее рамках, лежат в контексте экзистенциального понимания мира. Вся деятельность и все занятия, которые проходят в студии фокусируются на базисных проблемах существования человека. Люди, занимающие в студии, либо принимающие участие в других ее мероприятиях, стремятся к творчеству, интуитивно тянутся к выражению себя посредством творческой, художественной экспрессии. ПРОСТО / СТУДИЯ — то место, где люди могут свободно себя выразить, позволить себе делать то, что им хочется, то, к чему всегда тянулась их душа. Большинство из них приносят с собой свою сокровенную, чаще всего детскую, мечту с надеждой на то, что здесь они будут приняты независимо от того, о чем эта мечта. Вместе с мечтой и скрытыми надеждами они приносят с собой и свою боль: ведь нереализованная мечта и боль всегда ходят рядом. Потому что когда-то эта мечта или желание выбрали именно этого человека: он им показался каким-то особенным, обладающим уникальными, присущими только ему способностями и талантами, способным эту мечту или желание реализовать, другими словами – дать им жизнь. Но, в силу разнообразных причин и обстоятельств, многие люди хоронят свои мечты, желания и устремления и проживают свои жизни среди своего рода кладбища. А так как мечта или желание всегда стучатся в одну лишь дверь – в душу человека, то с каждой похороненной мечтой человек хоронит и часть своей души, которая на эту мечту отозвалась. И так раз за разом, по ходу своей жизни, человек отрезает части своей души, превращаясь в живого мертвеца, похожего на свою похороненную мечту. Таким вот искаженным способом проявляется и сохраняется подобие и похожесть мечты и человека, которому она принадлежала, потому что в своем роде мечта человека и непосредственно он сам – одно целое. Но жизнь мудрая и благосклонная, она не перестает давать человеку шанс за шансом, не смотря на возможности, упущенные раньше. Она без устали подталкивает человека к свершению своей судьбы и делает это до тех пор, пока сама не перестает существовать. И те люди, «приемники» которых еще способны улавливать вибрации своего сердца, слабеющие, как и он сам изо дня в день и, зачастую, издающие нерадостные, а где-то и душераздирающие звуки, решают изменить свою жизнь. И тогда они начинают искать то место, где им могут и готовы помочь. И найдя его, они приносят с собой наряду со своими желаниями и потребности и всю боль своего существования. Такие люди жалуются на ощущения, что их жизнь проходит мимо, а они так до сих пор и не сделали того, что им всегда хотелось. Часто такие люди говорят о том, что они не получают радости от жизни, чувствуют себя одинокими и потерянными, что они занимаются не тем делом, идут не по тому пути, каким бы им хотелось, ощущают потерю и утрату времени, боятся смерти и в целом не чувствуют вкуса жизни и ее смысла. Говоря другими словами, эти люди ставят перед собой вопросы и задачи экзистенциального характера. Они задают себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Зачем я пришел в этот мир?», «Какой во всем этом смысл?». Таким образом, неустройство и недовольство своей жизнью приводит людей к постановке экзистенциальных вопросов, а стремление познать себя и свершить свое призвание подталкивает их находить на них ответы.

В таких ситуациях человеку, первым делом, необходимо иметь возможность выразить то, что находится у него внутри. А так как арт-терапия является средством свободного самовыражения и предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека, она уже на начальных этапах своей работы оказывается весьма доступным и эффективным методом. Когда человек принимает решение изменить свою жизнь и обращается за помощью и поддержкой, он ставит перед собой и терапевтом весьма размытые и общие вопросы и задачи. Констатируя свою настоящую жизненную ситуацию человек, как правило, не видит и не осознает причин, которые лежат в ее основе. И порой должен пройти достаточно большой промежуток времени, прежде чем человек сможет найти в себе силы прикоснуться к ядру волнующего его вопроса, чтобы в дальнейшем осознать его, качественно изменить и приступить к процессу интеграции. В этом смысле арт-терапия является весьма ценным методом, позволяющим обходить «цензуру сознания», и этим представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни. С другой стороны, такой обход «цензуры сознания» дает человеку возможность прикоснуться лицом к лицу с болезненными для него вопросами лишь тогда, когда он к этому будет готов. И здесь ему приходит на помощь инсайт-ориентировнный характер арт-терапии, позволяющий ускорить процессы перевода символической информации на сознательный уровень.

Когда человек находится только в начале пути своего развития, ему бывает трудно выразить и вербально описать свое состояние и свои чувства, которые, как уже говорилось выше, часто бывают очень болезненными. Здесь приходит на помощь символическая речь. Являясь одной из основ изобразительного искусства, она позволяет человеку более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и жизненные проблемы, и найти благодаря этому путь к их решению. Так как продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, это позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Арт-терапевтическая работа вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, что является хорошим стартом для человека, отправившегося на поиски самого себя.

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмах саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия - в - мире.

Итак, прежде чем подойти к своим возможностям, способностям и талантам, человек осознает, что он находится - в - мире. Он рожден и обратной дороги нет. Человек сталкивается с данностью своего существования и в этом смысле он изменить ничего не может. Он оказывается ограничен отрезком времени, который называется «жизнь». Но человек живет среди людей и со временем, начиная уже в детстве, он видит, что все живут по-разному: жизни людей отличаются и по продолжительности и по содержанию. И тогда человек осознает, что жизнь, которую он проживает – это не просто абстрактное понятие, а это «жизнь - принадлежащая - только - ему». И никто за него прожить ее не может. И уже в детстве, будучи еще ребенком, начинает приобретать опыт того, что какие-то вещи он может изменить, а что-то находится вне его власти. И тогда встает вопрос: а в чьей они власти? И кто принимает решения? С осознанием этого человек сталкивается с глобальным, вселенским одиночеством и изоляцией. Тут же он сталкивается с вопросами смысла и бессмысленности. Если предположить, что он рожден не по своей воле и является частью «чьего-то» замысла, постичь который он не может, человек может ощутить бессмысленность своего существования для самого себя. Если ему неподвластно его рождение и приход в этот мир, то есть что-то большее, чем он и ведающее этими вопросами, и тогда где гарантия того, что он может вершить свою судьбу и свободен в своих поступках и выборах? Если же он, не смотря на все это, занимает позицию человека, способного вершить свою судьбу и берущего на себя ответственность, если не за свое рождение, то хотя бы за то, как он проживает свою жизнь: за ее продолжительность, качество и момент смерти, как акта исчерпания жизни, то он сталкивается с вопросами свободы, перемежающиеся опять же с экзистенциальным одиночеством и изоляцией. Если человек свободен, имеет достаточную силу и реализует себя, то, как правило, он одинок. Вот почему многие уклоняются от реализации своих возможностей и таким образом убегают от своей судьбы.

Стремясь избежать тревогу одиночества, люди вступают в разнообразные межличностные отношения. Часто эти отношения носят компенсаторный характер. Многие стремятся иметь кого-то рядом, подтверждающего их существование. В противном случае они ощущают, что их как бы нет. Пытаясь как-то справиться с тревогой, которую вызывают экзистенциальная изоляция и одиночество, люди постоянно вступают в отношения с другими людьми, часто проявляя при этом крайнюю не избирательность, которая ходит рядом с бессмысленность этих отношений и жизни человека вообще. Таким образом, отношения с другими спасают человека почти от всех «бед» вселенского масштаба. Когда мы с кем-то – мы не одни, мы не свободны, на нашу жизнь накладываются ограничения, связанные с необходимостью учета жизни другого. Если у нас появляются дети – они дают нам практически все: начиная от ограничения нашей свободы, скрашивания одиночества и придания смысла нашей жизни, до символического бессмертия, - « пока нас помнят наши дети – мы живы».

Итак, людям нужны другие люди. Но при этом существует одно необходимое условие – нам должно быть хорошо в этих отношениях. Каждый человек хочет, чтобы возле него были люди, способные к отдаче, состраданию, нежности и заботе, чтобы к нему были добры и внимательны. Другими словами, человек хочет быть любимым и также испытывает потребность любовь отдавать. Любовь может захватить, в любви можно слиться с другим, потерять себя и ослабить тревогу и боль нашего существования. Поистине, если Бог есть, то любовь похожа на божью милость со стороны создателя. Наряду с чувством бессмысленности разные люди все-таки находят смысл в разнообразных вещах: кто-то находит его в продолжении себя в детях, кто-то - черпает поддержку и смысл через свои труды, через творчество и воздействие на других людей, кто-то видит смысл в вечной жизни. Но подавляющее большинство людей находят отдушину и тихую гавань во вселенной благодаря другому человеку рядом с собой и тем чувствам, которые они испытывают по отношению друг к другу.

И в этом шансе, в котором заключается для людей возможность любить друг друга, содержится ловушка. Убегая от одиночества и горечи бессмысленности, многие люди парадоксальным образом также бессмысленно вступают в отношения с другими людьми. И в этом случае за любовь выдается все, что угодно, только не она сама. Происходит подмена этого чувства. И ради того, чтобы хотя бы кто-то был рядом, люди идут на жертву и отрезают от себя ту свою часть, которая создана для любви, ту часть, которая поддерживает самое дорогое, что у них есть – саму жизнь. Не зря людей, которые способны любить и отношения любви, называют сердечными людьми и сердечными делами, соответственно. Чувственная сфера принадлежит сердечной чакре, там же место и душе человеческой: от несчастной любви болит сердце, а без любви человек может умереть как на духовном, так и на физическом уровне. И не случайно здесь имеет место совпадение: любовь человеческая исходит из самого важного органа человеческого тела - сердца. Без многих частей тела и органов человек может жить, лишь с остановкой сердца он обречен.

Итак, боясь остаться наедине с самим собой, человек поспешно вступает в отношения без любви, обманывая себя и обретая, таким образом, еще большее разочарование и бессмысленность. И, получается, проблема отношений человеческих – это проблема слияния – изоляции.. С одной стороны, человек должен научиться быть в отношениях с другим, не поддаваясь желанию избегнуть изоляции, став частью этого другого. Но он также должен научиться, будучи в отношениях с другим, не низводить другого до роли средства, не делать из него орудия защиты от изоляции.

Таким образом, главная защита от ужаса экзистенциальной изоляции связана с отношениями. Но никакие отношения не могут уничтожить изоляцию. Каждый из нас одинок в существовании. Однако одиночество можно разделить с другим таким образом, что любовь компенсирует боль изоляции. Если мы сможем признать ситуацию изолированности в жизни и стойко встретить ее, мы сумеем с любовью обратиться к другим. Если же, напротив, нас захлестнет ужас перед бездной одиночества, мы не станем близки с другим, а вместо этого будем быть с ними лишь ради того, чтобы не быть одинокими. В этом случае наши отношения вообще не будут истинными отношениями. Мы не сможем относиться к другим, полностью воспринимая их как самих себя, как чувствующие существа, тоже одинокие, тоже испуганные. Мы станем вести себя по отношению к другим существам, как к инструментам, средствам. И этот другой помещается в наш собственный мир, чтобы выполнить функцию отрицания изоляции.

Одно из фундаментальных положений Абрахама Маслоу состоит в том, что основная мотивация индивида сориентирована либо на «восполнение дефицита», либо на «рост». Индивид, ориентированный на рост, не относится к другим, как к источнику снабжения, а способен рассматривать их как сложные, уникальные, целостные существа. С другой стороны, человек ориентирован на восполнение дефицита, воспринимая других в точки зрения полезности. В соответствии с этим Маслоу описал два типа любви, согласующиеся с этими двумя типами мотивации – «восполнением дефицита» и «ростом». «D-любовь» (дефицитарная любовь) – это «эгоистическая любовь» или «любовь-нужда». «B-любовь» (любовь к бытию другого человека) – это «ненуждающаяся любовь» или «неэгоистическая любовь». Согласно Маслоу, B-любовь – не собственническая, она скорее восхищается, чем нуждается; она представляет собой более богатый, более «высокий», более ценный субъективный опыт, чем D-любовь. D-любовь может быть удовлетворена, в то время как понятие «удовлетворения» вряд ли приложимо к В-любви. В-любящие более независимы друг от друга, более автономны, менее ревнивы, чувствуют меньшую угрозу, меньше нуждаются, более бескорыстны, но в то же время больше стремятся помочь другому, более альтруистичны, великодушны и заботливы. В-любовь, в глубинном смысле, создает партнера; она обеспечивает самоприятие и чувство, что ты достоин любви, способствующее постоянному росту.

Таким образом, Маслоу рассматривал любовь как одну из врожденных потребностей человека и одновременно его потенциальных возможностей.

Мастер-класс, который проходил на данной конференции назывался «Любовь как смысл жизни» и ставил своей целью исследование темы любви и осознания того места, которое она занимает в жизни каждого в отдельности и для человеческого существования в целом. В связи с этим, участникам данной мастерской в рамках метода арт-терапии было предложено исследовать тему любви при помощи последовательной серии упражнений: 1)при помощи рисунка сначала необходимо было представить свою жизнь без любви и ответить на вопрос о том, что является вашим смыслом жизни в данном случае; 2) второй этап заключался в необходимости изобразить любовь, с последующим осознанием того, что это за чувство; 3) в заключение необходимо было изобразить жизнь, в которой присутствует любовь. Подходя к анализу и интерпретации рисунков, первым делом обращает на себя внимание первое впечатление от изображенного на них материала. Так, все рисунки первой группы, на которых изображена жизнь без любви, имеют сходную цветовую гамму. Практически на всех рисунках присутствует черный цвет. Также преобладает холодная гамма: синие, фиолетовые, грязно-голубые оттенки. На рисунке Наташи «Одиночество» мы можем видеть две одинокие фигуры мужчины и женщины, разделенные синей полосой. У этих фигур не прорисованы лица, также обращает на себя внимание скованность и неподвижность изображенных людей и отсутствие у них кистей и стоп, что может указывать на ограничение активности и проявления себя в мире. Это встраивается в концепцию экзистенциального понимания мира, о котором говорилось выше: создается такое впечатление, что эти мужчина и женщина, как представители двух полов, находясь в одиночестве, не видят возможности и смысла существовать друг без друга. То есть без любви они не могут полноценно жить и проявлять себя в этом мире. На рисунке Лены «Холодный пейзаж» мы можем видеть одинокую женскую фигуру, смотрящую вдаль и как бы ожидающую кого-то. Рисунок выполнен в сине-голубой гамме с вкраплениями черного цвета. Также само о себе говорит и название работы «Холодный пейзаж». Рисунок Веры «Спокойная пустота» также выполнен в сине-голубой гамме и отличительной особенностью жизни людей, изображенных на этом рисунке, по словам автора, было отсутствие солнечного света. Выпадает из общей цветовой гаммы этой группы рисунок под названием «Меч подолав життя». Рисунок выполнен в черно-красной гамме, также мы можем видеть кинжал, который разрушает некое целостное пространство. Рисунок вызывает ощущения боли и насилия. На рисунках второй группы мы можем наблюдать расширение диапазона использования цветовой гаммы. Появляются теплые цвета: желтый, оранжевый, красный, ярко-зеленый. Некоторыми участниками используются другие материалы. Так, Андрей, во втором рисунке уходит от использования бледных карандашей преимущественно черно-красной гаммы к рисунку красками. На его рисунке присутствует оранжевый, желтый, зеленый и фиолетовый цвета. Также все пространство внутри круга «усеяно» сердцами. Меняется и название рисунка. От названия» «Есть другой путь» автор приходит к «Пути любви». Также автор уходит от изображения обрезанного круга в первой работе к гармоничной мандале во второй и третьей. У Веры в рисунке появляется солнечный свет, а у Леси появляются фигуры людей, между которыми мы можем наблюдать «народження кохання». В третьей группе рисунков происходит еще большее насыщение цветовой гаммы. У Наташи на рисунке мы видим множество путей, которые переплетаются и взаимодействуют друг с другом, в отличие от разделенности в первой работе. Эти дороги «усеяны» сердцами. Можно также говорить о большей целостности: вместо двух солнц в противоположных углах рисунка в первой работе, мы можем видеть одно большое солнце, также с сердцами. У Веры практически исчезает синий цвет, а появляется обилие ярко- зеленой гаммы, что говорит само за себя: когда в жизни есть любовь, в ней все распускается и зацветает. Андрея же «Путь любви» привел к появлению в его жизни множества друзей. Его третий рисунок, опять же в виде мандалы, становится еще более гармоничным. Мандала не имеет четких границ: вместо этого она по краю окружена человечками, плотно стоящими друг к другу. Таким образом, присутствие любви в жизни привело Андрея к открытости и взаимодействию с другими людьми. Это похоже на понимание любви Эрихом Фроммом: он считал наиболее фундаментальным типом любви братскую любовь, как переживание единства со всеми людьми, единства, для которого характерно полное отсутствие исключительности. Это также видно из рисунка Андрея: все человечки в последней мандале похожи друг на друга. В заключении хочу добавить, что все участники мастер-класса в конце занятия отмечали эмоциональный подъем, появление осознанности в данном вопросе и повышение уровня ценности собственной жизни.

Таким образом, методы арт-терапии являются очень важным инструментом для развития и роста человека. Являясь очень мягким способом, арт-терапия позволяет человеку соприкасаться с такими сложными и порой болезненными вопросами, как смысл жизни, экзистенциальная изоляция, одиночество, свобода, смерть. В силу сложности работы с экзистенциальными вопросами, работая непосредственно с бессознательным человека, арт-терапия является чрезвычайно ценным методом в исследовании базисных проблем существования человека. А любовь, являясь, с одной стороны, одной из врожденных потребностей человека, а с другой – его потенциальной возможностью, позволяет человеку «ответить на проблему существования», тем самым, помогая ему расти, становиться более целостным и усиливать себя как живое существо.
Литература:

  1. Бетенски М.Что ты видишь? Новые методы в арт-терапии: Эксмо-пресс, 2002.

  2. Грегг М. Ферс: Тайный мир рисунка, Спб.:Европейский дом, 2000.

  3. Маслоу А.: Дальние пределы человеческой психики, Спб.,1998.

  4. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви: М.:Педагогика,1990.

  5. Ялом.И. Экзистенциальная психотерапия, М.:Независимая фирма «Класс»,1999.


Наталья Простакова

член Российской Арт-терапевтической Ассоциации

организатор и ведущая ПРОСТО/СТУДИИ, Харьков

Приложение


1

2

3





1

1











Андрей «Есть другой путь»

Андрей «Путь любви»

Андрей «Дружба»













^ Наташа «Одиночество»

Наташа «Новый мир»

Наташа «Мой мир»













^ Вера «Спокойная пустота»

Вера «Творчество»

Вера «Жизнь»











Леся «Меч подолав життя»

Леся «Етапи народження кохання»

Леся «Новий початок»









frame6

Лена «Холодный пейзаж»

Лена «Любовь – это жизнь»

Лена «…»

Похожие:

Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconРешение тестовых
Этапы развития терапии как науки. Принципы и система организации терапевтической помощи
Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconИспользование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся
Экономические условия нашего общества и изменения в социальной политике явились важным фактором, заметно повлиявшим на эволюцию арт...
Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconРешение вопросов «что, как и для кого производить?»
Х для производства; решение вопроса о технологии производства и его организации; максимизация прибыли; решение вопроса об использовании...
Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconА. Е. Зимбули, Санкт-Петербург
При помощи револьвера и доброго слова можно добиться гораздо большего, чем просто при помощи доброго слова
Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconТесты функц диагн
ПК. Наруж конец открыв м-ду мпг. Кровосн-внут подвзд арт и ее ветви. Матка-полый непар гладкомыш орг грушевид форм. Тело с дном,...
Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconУчебно методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная»
Методическое пособие предназначено для студентов, изучающих теоретические основы арт-менеджмента и практику его развития в нашей...
Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconФилософия искусства
Экзистенциальная (как способ разрешения экзистенциальных противоречий); 11. Онтологическая (как язык бытия)
Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconРешение совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга от «14»
Совет Адвокатской палаты Санкт-Петербурга принял решение «О работе по оказанию бесплатной юридической помощи», в котором дал разъяснения...
Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconШкола цифровой записи. Принципы работы студии
Эту тему мы обсуждаем со звукорежиссерами студии "Артефакт" Константином лакиным и Александром корнышевым
Решение экзистенциальных вопросов при помощи арт-терапии. Как организатор и ведущая «просто / студии» iconМатериалы для выполнения арт-терапевтических упражнений
В ряде арт-терапевтических техник в качестве основного пластического материала выступает человеческое тело (боди-арт, пантомима,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница