Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443




Скачать 344,73 Kb.
НазваниеЗейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443
страница1/2
Дата публикации02.07.2013
Размер344,73 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > Философия > Закон
  1   2

Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443
Блюма Зейгарник

Запоминание законченных и незаконченных действий*


Намерение не просто порождает тенденцию к осуществлению намеченного дей­ствия при наступлении предусмотренного подходящего случая. Скорее, оно отвечает потребности (точнее, квазипотребности1), которая и без наступления такого случая подталкивает к осуществлению намерения, и становится, таким образом, динамичес­ки эквивалентной состоянию напряжения. Зададимся вопросом: влияет ли такого рода потребность лишь на осуществление намерения, или же соответствующее состояние напряжения может проявляться и в других областях поведения человека?

Наши опыты посвящены конкретной проблеме воздействия активных напря­жений потребностного типа на определенные результаты запоминания.

В проводившихся до сих пор экспериментальных исследованиях памяти изуча­лось воздействие установленных ранее взаимосвязей между различными переживани­ями на последующее воспроизведение (опыты с ассоциациями). Затем рассматривалось влияние на запоминание таких особенностей данных переживаний как их осмыслен­ность или бессмысленность, позитивная или негативная эмоциональная окраска, при­влечение к ним внимания и т.д.

В отличие от этого, в нашей работе речь идет о воздействии актуальных потреб­ностей, в частности квазипотребностей, на результаты запоминания. Как соотносится воспоминание действий, которые были прерваны до своего завершения, с воспоминанием завершенных действий? Мы предполагаем, что неудовлетворенная квазипотребность оказывает влияние на процессы памяти.

Тем самым мы поднимаем вопрос, тесно связанный с понятием «забывания», кото­рое весьма часто используется в повседневной жизни. Ведь о забывании говорится не толь­ко в случае связанного с памятью незнания, но также и в случае невыполнения заданий, или намерений. Термин «забывчивый» употребляется почти исключительно именно в этом смысле.

Опыты проводились в течение 1924—1926 годов в Психологическом институте Берлинского университета, небольшая их часть — в литовском городе Пренай. В ин-

* Впервые опубликовано в 1927 г. Печатается по: Zeigarnik В. Das behaltcn erledigter und unerlcdingter liandlungen // Psychologische Forschung. 1927. Bd. 9. S. 1-85.

1 См.: Левин К. Намерение, воля и потребность. <Наст. изд. С. 94-164>.

дивидуальных опытах участвовало 164 испытуемых (студентов, учителей и детей). Кро­ме того, были проведены два групповых опыта, первый из них — с 47 взрослыми, второй — с 45 школьниками 13—14 лет.

Я хочу выразить здесь сердечную благодарность моему учителю, д-ру Курту Левину за руководство работой и за его всестороннюю помощь.

Часть I

О причинах лучшего воспроизведения незаконченных действий

^ Глава I. Описание опытов и основных их результатов

1. Общая методика опытов

Экспериментатор давал испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас вы по­лучите ряд заданий, которые вам надо будет как можно лучше и быстрее выполнить». После этого испытуемому последовательно, одно за другим, предлагалось выполнить от 18 до 22 заданий, однако ему не давали возможности довести до конца все задания. Половину из них экспериментатор прерывал до их завершения.

Завершенные и прерванные задания следовали в порядке, который испытуе­мый не мог предусмотреть, например, после двух незавершенных заданий шли два законченных, затем одно незавершенное, затем два законченных и т.д. После того как последнее задание забиралось у испытуемого, экспериментатор спрашивал его: «Скажите пожалуйста, какие задания Вы выполняли в ходе опыта?»

(Если бы результаты работы, использовавшиеся в ходе ее материалы или ору­дия, например, карандаш, оставались лежать па столе, то их восприятие оказывало бы влияние на воспоминание. Поэтому и продукты работы, и использовавшийся ма­териал прятались, причем так, что испытуемый не обращал на это внимания: под тем предлогом, что на столе большой беспорядок, экспериментатор всякий раз уби­рал законченные или незаконченные результаты работы в ящик стола.)

Время перечисления заданий экспериментатором не ограничивалось. Испытуе­мый занимался этим до тех пор, пока не останавливался сам. Экспериментатор запи­сывал называвшиеся задания в порядке их перечисления испытуемым.

Нередко после относительно беглого перечисления наступала определенная заминка — пауза, во время которой испытуемый пытался вспомнить остальные зада­ния. Выведенные нами количественные соотношения относятся прежде всего к тем заданиям, которые были перечислены до этой заминки3. Задания, припомненные после заминки, учитывались отдельно. Стоит сразу отметить, что включение в под­счеты заданий, воспроизведенных после заминки, лишь незначительно изменяет об­щие результаты.

По окончании опыта испытуемые должны были написать самоотчет. Сначала они свободно описывали свои переживания. Затем их просили подробнее остановить-


; Испытуемые ничего не знали о цели опытов.

3 По поводу содержательных оснований этого см. ниже.
ся на прерывании заданий и их перечислении. И наконец, их спрашивали о том, ка­кие задания они восприняли как интересные или неинтересные, как приятные или неприятные. Помимо этого, в нашем распоряжении находятся «полуспонтанные» выс­казывания, сделанные испытуемыми в ходе эксперимента.

Задания, которые должны были выполнить испытуемые, отчасти относились к
ручному труду (например, склеивание коробочек или вылепливание фигурки из пла­
стилина), отчасти — к решению интеллектуальных задач (выполнение математичес­
кого задания или отгадывание загадки); кроме того, были еще и задания другого ха­
рактера (например, записать текст какого-нибудь стихотворения). Каждое отдельное
задание должно быть не слишком коротким, чтобы у испытуемого было время дей­
ствительно погрузиться в работу. Большинство заданий длились примерно 3—5 минут,
лишь некоторые задания занимали 1—2 минуты или решались еще быстрее. Кроме
того, надо было следить за тем, чтобы в течение сеанса испытуемому не встречалось
двух похожих заданий.

2. Описание заданий

Ниже дано краткое описание всех заданий, использовавшихся в наших опытах. (Психологическая характеристика заданий, там, где она необходима, будет дана позднее.)

Задание 1. Записать стихотворение, выбранное самим испытуемым.

Задание 2. Лепка. Вылепить из пластилина любое животное.

Задание 3. Нарисовать вазу с цветами по своему вкусу. Испытуемый не должен делать набросков или рисовать несколько ваз — только одну.

Задание 4. Начертить монограмму:

а) испытуемый должен один раз начертить свою монограмму.

б) испытуемый должен нарисовать несколько вариаций своей монограммы

Задание 5. Писать печатными буквами:

а) испытуемый должен написать печатными буквами свое имя и адрес.

_ б) испытуемый должен переписать печатными буквами небольшой отры-

вок из книжки.

Задание 6. Копирование какой-нибудь корреляционной таблицы (типа нашей табл. 2). Задание 7. Начертить план одного из кварталов Берлина (Университет — Унтер ден

Линден — Замок). Задание 8. Рисование крестиков:

а) заполнить крестиками эллипс (с осями 3 и 6 см).
б) заполнить крестиками лист бумаги.

Задание 9. Заполнение спирали кружочками. На листе бумаги нарисована двойная спи­раль. Испытуемый должен всю ее заполнить мелкими кружочками. Задание 10. Продолжение ячеек по образцу. Испытуемый должен продолжать начатый ор­намент из ячеек до тех пор, пока не заполнит весь листок бумаги (при­мерно половину обычного листа)4. Задание П. Нанизывание бусинок на нитку. Бусинки отличаются друг от друга по цвету

и величине, выбор узора оставлен на усмотрение испытуемого.

Задание 12. ^ Наматывание ниток. Испытуемый должен определенным образом непрерывно наматывать нитки с катушки на штырьки особой проволочной кон­струкции.

4 См.: Rupp H. Über optische Analyse // Psychologische Forschung. 1923. 4. S. 263.
Задание 13. Прокалывание дырочек. В листке бумаги надо булавкой прокалывать рядами дырочки, на расстоянии 2—3 мм друг от друга.

Задание 14. Нумерование большого количества листов бумаги.

Задание 15. Плетение. Из проволоки надо сплести косичку длиной 20 см. Испытуемый должен сам измерять длину косички линейкой.

Задание 16. Плетение из серпантина. Испытуемому дают 2 мотка узкой бумаги (серпан­тина) и он должен сплести из них гирлянду.

Задание 17. Корректурная проба. Дается текст, в котором надо подчеркнуть все л и и.

Задание 18. Составить осмысленное предложение из слов: облако, ненависть, проволо­ка, стол.

Задание 19. Считать назад от 55 до 17.

Задание 20. Умножение. Перемножить в столбик числа 5 457 и 6 337.

Задание 21. Извлечь квадратный корень из числа 18 769.

Задание 22. Арифметическая задача. Испытуемый должен найти пятизначное число, обладающее следующим свойством: если приписать к нему 1 сзади, оно будет в три раза больше, чем если приписать к нему 1 спереди.

Задание 23. Загадка.

а) Найти и записать название немецкого города и фамилию немецкого писателя, начинающиеся с одной и той же буквы и состоящие из 7 букв.

б) найти немецкого философа, немецкий город и немецкого актера, имена которых начинаются с одной и той же буквы. Количество букв в каждом слове задавалось черточками.

Задание 24. Написать названия 12 городов, начинающиеся на букву К.

Задание 25. ^ Решить задачу со спичками:

а) На столе выложены 9 квадратов из спичек, составляющие вместе

большой квадрат. Испытуемый должен убрать 4 спички так, чтобы осталось 5 квадратов.

б) Задание 25а предъявляется испытуемому нарисованным на бумаге. Ис-
пытуемый должен так зачеркнуть 4 стороны маленьких квадратов, чтобы

осталось 5 целых маленьких квадратов.

Задание 26. ^ Построить из складной линейки пятиконечную звезду. В качестве образца в распоряжении испытуемого имеется рисунок.

Задание 27. Тест на складывание.

а) Сложить фигуру из полоски бумаги5. Испытуемому дается уже сложен­ный образец, который он не имеет права разворачивать, б) Сложить шлем.

Задание 28. Сплести стул. Спичечный коробок разрезан на узкие полоски. Из этих по-
лосок испытуемому нужно сплести стул.

Задание 29. Вырезать спираль из большого листа бумаги.

Задание 30. Сделать коробочку с крышкой. В качестве орудий и материала в распоряже­нии испытуемого имеются: картон, ножницы, линейка и карандаш.

Задание 31. Наклеивание. Испытуемому дается небольшой рисунок размером с открытку и листок бумаги, на котором в беспорядке разными цветами нарисованы отдельные части этого рисунка. Обратная сторона листка бумаги покрыта клеем. Испытуемому нужно вырезать отдельные детали и наклеить их на соответствующее место рисунка.

Задание 32. ^ Упаковать коробку. Сделать маленькую посылку из коробки из-под сига­рет, бумаги и шпагата.

Задание 33. Выпрямить проволоку. Испытуемый должен распрямить проволоку, сложен­ную в виде банта.

5 Ср. RuppH. Untersuchung zur Lehrlingsprüufung//Psychotechnische Zeitschrift. 1925. 2. Из этой же работы взяты задания 33 и 40.
Задание 34. Задание с ковриком

а) Испытуемый получает много маленьких (длиной 3—4 см) разноцветных кусочков бумаги разной формы. Эти кусочки он должен уложить так,
чтобы получился узор для ковра.

б) Сплести коврик из разноцветных полосок бумаги.

Задание 35. ^ Складывание из треугольников. Испытуемый получает 30 треугольников,
различных по форме и величине. У каждого треугольника есть парный, и
если их сложить, то получится четырехугольник. Испытуемый должен вы-
бирать одинаковые треугольники и складывать из них четырехугольники.

Задание 36. ^ Конструирование ландшафта. Для выполнения этого задания испытуемый получает вырезанных из разноцветного картона животных, деревья, дома и людей.

Задание 37. ^ Складывание мозаичной картины. На небольшие кусочки фанеры разной формы и величины наклеены отдельные фрагменты картины. Испытуемый дол жен, пользуясь образцом, сложить из кусочков исходную картину.

Задание 38. ^ Складывание открытки. Открытка разрезана на кусочки неодинаковой фор­мы. Испытуемому надо склеить из этих кусочков исходную открытку. Об­разца здесь нет.

Задание 39. ^ Задание с шарами. Испытуемый получает много разноцветных шаров, в которых в четырех местах по концам перпендикулярных друг другу диаметров просверлены отверстия, а также стержни, подходящие к этим отверстиям. Задача испытуемого состоит в том, чтобы сложить из этих шаров и стержней фигуру, нарисованную на листе бумаги.

Задание 40. Разворачивание флага. Надо нарисовать флаг, развернув его в плоскости бумаги на 90, 180, 270 и 360 градусов.

Задание 41. Разборка склеенного из картона домика.

Задание 42. Задание с кубиком. Нарисовать эскиз кубика, стоящего на одной из своих вершин.

Задание 43. Сосчитать большое количество крестиков, нарисованных на бумаге.

^ 3. Опыты серии I

Испытуемому предъявляется 22 задания в следующем порядке: 1. Монограмма. 2. Задание со складной линейкой. 3. Наматывание ниток. 4. Нанизывание бусинок. 5. Сти­хотворение. 6. Спираль. 7. Тест на складывание. 8. Заполнение эллипса крестиками. 9. Задание со спичками. 10. Сделать коробочку. 11. Составление четырехугольников. 12. Обратный счет. 13. Рисование вазы. 14. Разворачивание флага. 15. Продолжение узора из ячеек. 16. Умножение. 17. Плетение стула. 18. Выпрямление проволоки. 19. Складывание коврика. 20. Плетение, 21. Загадка. 22. Печатание.

Поскольку каждый из испытуемых получал и те задания, которые он доводил до конца, и те, выполнение которых прерывалось, то разница в их запоминании не может быть объяснена индивидуальными особенностями испытуемых.

Однако, если бы у всех испытуемых прерывались одни и те же задания, то эта разница могла бы определяться особенностями самих заданий, независимо от того, доводится ли это задание до конца, или прерывается. Поэтому мы разделили всю совокупность заданий на две равные группы, а и Ь. Половина испытуемых дово­дила до конца задания группы а, другая половина — задания группы Ь, так что в конечном итоге каждое задание одинаково часто встречалось как в «законченном», так и в «незаконченном» виде.

(Ниже мы будем для краткости называть задание, доведенное до конца, «за­конченным», а задание, которое прерывается экспериментатором до его заверше­ния, — «незаконченным».)

К группе а относятся задания: 1, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 20, 22. Остальные
задания относятся к группе b.

Результаты опытов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Соотношение запомненных незаконченных и законченных заданий (ЗН/33)
в опытах первого типа. Данные представлены в порядке убывания
коэффициента ЗН/33 у испытуемых




Для того, чтобы выявилась разница в запоминании незаконченных и закончен­ных действий, необходимо выбрать такую методику обработки результатов, которая позволит в возможно большей степени сгладить индивидуальные различия в качестве памяти отдельных испытуемых. Поэтому следует сравнивать, сколько незаконченных и сколько законченных заданий запомнил каждый из испытуемых, и определять не разницу этих величин, а их отношение.

Если бы законченные и незаконченные задания запоминались одинаково хо­рошо, то, поскольку оба типа заданий встречаются с одинаковой частотой, коэффи­циент отношения числа запомненных незаконченных заданий (ЗН) к количеству за­помненных законченных заданий (33) был бы равен 1.

Поэтому отклонение коэффициента (ЗН/33) от 1 можно считать мерой лучшего или, наоборот, худшего воспроизведения незаконченных заданий. Если, например, коэффициент ЗН/33 = 1,5, это означает, что незаконченные задания запоминались на 50 % (по отношению к 33) лучше, чем законченные. При ЗН/33 = 3 незаконченные за­дания запоминались на 200 % лучше, чем законченные. Если коэффициент ЗН/33 = 0,8, это значит, что незаконченные действия запоминались на 20 % хуже, чем законченные.

Таблица 1 показывает нам, что незаконченные задания воспроизводятся лучше, чем законченные.

Среднее арифметическое значение ^ ЗН/33 составило в наших опытах 1,9, иначе говоря, незаконченные задания запоминались на 90 % лучше, чем законченные. Откло­нения от среднего значения вверх достигают значения 6 (что соответствует лучшему запоминанию незаконченных действий на 500 %), отклонения вниз — лишь 0,75 (что соответствует худшему запоминанию незаконченных действий на 25 %).

^ Таблица 2 ЗН/33 для отдельных заданий в опытах типа I




Задание

£3

ЗН

33

ЗН/33

Рисование вазыЛ

17

14(17)

3(15)

4,1

Проволока

10

8

2

4

Стихотворение

18

14

4

3,5

ЗагадкаЛ

19

15(17)

4(15)

3.3

Флаг

10

7

3

2.3

КоробочкаЛ

22

16(17)

6(15)

2.3

Счет

7

5

2

2,5

Спираль

15

10

5

2

Задание с ковриком

20

13

7

1,9

Складывание

13

8

5

1,6

Эллипс

21

13

8

1,6

Стул

18

11

7

1,6

Орнамент из ячеекЛ

14

8(17)

6(15)

1.2

Треугольники

14

8

6

1,3

Складная линейка

21

12

9

1,3

Плетение косички

13

7

6

1,2

Печатание

17

9

8

1,1

Бусы

24

12

12

1

Наматывание ниток

14

7

7

1

Задание со спичками

19

9

10

0,9

Монограмма

17

8

9

0.9

УмножениеЛ

12

5(15)

7(17)

0,8

Среднее арифметическое

16

9,8

6.1

1,9

л Это задание неодинаково часто встречалось в качестве законченного и в качестве незакончен­ного, поэтому при вычислении ЗН/33 необходимо ЗН разделить на ΣН (число в скобках), а 33 — на ΣЗ (число в скобках).


Преимущество незаконченных действий с точки зрения запоминания обна­руживается еще и в том, что из 32 испытуемых для 26 ^ ЗН/33 > 1, для 3 испытуемых ЗН/33 = 1, и лишь для 3 испытуемых ЗН/33 < 1.

Пока мы воздержимся от детального обсуждения индивидуальных различий между испытуемыми. Лишь в конце второй части (глава VII) мы обратимся к вопросу о том, указывает ли коэффициент ЗН/33 на ту или иную характерную особенность данного индивида.

То, что незаконченные действия запоминаются значительно лучше, чем закон­ченные, показывает и сравнение результатов для отдельных заданий (табл. 2). Из 22 за­даний для 17 ЗН/33 > 1, для 2 заданий ЗН/33 = 1, и лишь для трех заданий ЗН/33 < 1.

Кривая частоты (табл. 3) показывает, как часто запоминалось испытуемыми определенное число законченных (пунктирная линия) и незаконченных (сплошная линия) заданий. Кривая частоты вспоминания незаконченных заданий сдвинута вправо — в сторону больших чисел.

^ Кривая частоты воспроизведения незаконченных (сплошная линия)
и законченных (пунктирная линия) заданий.


Таблица 3






Испытуемые


- 6

Количество заданий

Очевидное преимущество незакончен­ных действий с точки зрения запоминания становится еще более явным, если учесть, что законченные действия оказываются в более выгодных условиях для запомина­ния, поскольку испытуемые в среднем за­нимались ими в течение более длительно­го времени.

Полученные результаты не могут быть объяснены случайными особенностями за­даний, поскольку, как мы уже указывали, каждое задание встречалось одинаково ча­сто и в качестве незаконченного, и в ка­честве законченного.

Перевес незаконченных заданий над законченными обнаружился не только в ко­личестве запомненных заданий, но еще и в том месте, которое они занимали при пере­числении заданий испытуемыми при опросе. В первую очередь испытуемые чаще всего на­зывали именно незаконченные действия (табл. 4). Даже если скорректировать вычисления с учетом того, что незаконченные действия назывались испытуемыми чаще (см. столбец со скорректированными значениями), окажется, что незаконченные задания назывались на первом месте в три раза чаще, чем законченные. На втором месте незаконченные задания также назывались существенно чаще, но далее это отношение менялось на противополож­ное. Таким образом, незаконченные задания не только лучше запоминались, но и высту­пали при опросе на первый план во временной последовательности.

Приведенные до сих пор таблицы содержат лишь задания, названные испыту­емыми до паузы (см. выше). То, что включение заданий, называвшихся после паузы,

^ Таблица 4

Порядок вспоминания заданий 14 испытуемыми (опыты типа I)


не меняет результаты сколько-нибудь существенным образом, показывает табл. 5. В ней для испытуемых, которые делали паузу, приведены оба значения (без учета за­даний, называвшихся после паузы, и с учетом этих заданий).

При учете заданий, воспроизведенных после паузы, значение коэффициента ЗН/33 уменьшается очень незначительно и по-прежнему указывает на существенное превосходство незаконченных заданий (на 80 %).

^ Таблица 5

Значения ЗН/33 для одних и тех же испытуемых

без учета и с учетом заданий после паузы (опыты типа I)

Испы-

До паузы

До и после паузы

туемые

13

ЗН

33

ЗН/33

S3

ЗН

33

ЗН/33

Nd.

7

6

1

6,0

9

6

3

2.0

Eng.

12

9

3

3,0

13

9

4

2,25

М.

8

6

2

3,0

10

7

3

2,30

PI.

7

5

2

2,5

9

7

2

3,50

Pog.

9

6

3

2.0

10

7

3

2,30

Ginsb.

9

6

3

2,0

12

7

5

1,40

Goto.

12

8

4

2,0

13

9

4

2,25

Hn.

6

4

2

2,0

13

8

5

1,60

D.

11

7

4

1.75

10

6

4

1,50

Get.

И

7

4

1,75

13

8

5

1,60

Lk.

10

6

4

1,50

11

7

4

1,75

R.

15

9

6

1.50

16

9

7

1,30

Ml.

12

7

5

1.40

14

8

6

1.30

Gl.

12

6

6

1.0

15

6

9

0,70

Sim.

11

5

6

0,80

12

5

7

0,70

Среднее

























арифме-

10,1

6,5

3,7

2,1

12

7,3

4,7

1,8

тическое


























^ 4. Опыты серии la

Чтобы перепроверить результаты опытов серии 1, мы провели исследование с другим набором заданий и другими испытуемыми.

Задания были следующими: 1. Складывание мозаики. 2. Складывание из серпантина. 3. Составление четырехугольников. 4. Нанизывание бус. 5. Конструирование ландшафта. 6. Рисование крестиков. 7. Плетение стула. 8. Отгадывание загадки. 9. Наматывание ниток. 10. Тест на складывание. 11. Складывание коврика. 12. Фигура из складной линейки. 13. Склеи­вание коробочки. 14. Упаковка коробки. 15. Печатание. 16. Вырезание спирали. 17. Прокалы­вание дырочек. 18. Нумерование листков. 19. Записывание стихотворения. 20. Рисование. В этой серии опытов проводилось прерывание работы таким же образом, как и ранее.

Коэффициент ЗН/33 оказался равным 2 (см. табл. 6), что почти совпадает с ре­зультатом серии I (ЗН/33 = 1,9).

таблица 6



Весьма похожим оказалось и распределение испытуемых по разным значени­ям коэффициента ^ ЗН/33: из 14 испытуемых у 11 ЗН/33 > 1, у одного испытуемого ЗН/33 = 1, у 2 испытуемых ЗН/33 < 1.

Таким образом, серия 1а дала очень хорошее количественное и качественное подтверждение результатов, полученных в предшествовавшей серии: незаконченные задания запоминались в среднем в два раза лучше, чем законченные.

Количество запомненных каждым испытуемым заданий относительно невелико. Поэтому значение коэффициента ЗН/33 существенно сдвигается даже при изменении количества заданий, запомненных испытуемым, всего на единицу. И хотя в силу этого нам следовало ожидать весьма сильного влияния «случайности», значения коэффици­ента у отдельных испытуемых с поразительной регулярностью показывают, что лучше запоминаются незаконченные задания.

  1   2

Похожие:

Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 iconБ. В. Зейгарник воспроизведение незавершенных и завершенных действий
Зейгарник Блюма Вульфовна (9 ноября 1900 — 24 февраля 1988) — советский психолог, доктор психологических наук, профессор психологического...
Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 icon№ № кат. Маркировка Характеристика товара Фирма 50 000 р. 25 000 р. 25 000 р
Самоход 4л с.,самоходная,60л,сборник41см,стальной корпус Viking $ 427,50 443,33 514,58
Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 iconПсихология личности
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с
Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 iconБ. В. Зейгарник Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина
Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 182-194
Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 iconБутовская М. Л., Файнберг Л. А. Этология приматов (учебное пособие)
Анохин П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. // Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории...
Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 iconПрограмма итогового государственного экзамена по специальности «психология»
Ы: общая психология, социальная психология, психология развития и возрастная психология, методика преподавания психологии, практическая...
Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 iconВ. В. Виноградов основные этапы истории русского языка
Виноградов В. В. Избранные труды. История русского литературного языка. М., 1978. С. 10-64
Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 iconШопенгауэр А. Избранные произведения / Сост., авт вступ ст и примеч. И. С. Нарский
Сканирование, распознавание, вычитка: Аркадий Куракин, г. Николаев, 19. 03. 2001
Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 icon2. Роль психических процессов в формировании рекламных образов 11...
Мокшанцев Р. И. Психология рекламы: Учеб пособие/Науч ред. М. В. Удальцова. – М.: Инфра-м, Новосибирск: Сибирское согла­шение, 2001....
Зейгарник Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 427-436, 439-443 iconЛевин Г. Д. Проблема универсалий. Современный взгляд
Источник сканироваиия: Левин Г. Д. Проблема универсалий. Современный взгляд. М.: Канон+, 2005. — 224 с. — (Современная философия)....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница