Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия




Скачать 264,22 Kb.
НазваниеУчебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия
страница1/3
Дата публикации07.04.2013
Размер264,22 Kb.
ТипУчебное пособие
pochit.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3

История религии: Краткий (Учебное пособие, часть 3)

Тема 3: Ранняя христианская философия



3. 1. Гонения христиан в Раннем Средневековье

3.2 Апологетика как форма раннехристианской философии, ее идейные истоки.

3.3. Развитие патристики в 4 - 8 вв. после Р.Х.


3.1. Гонения христиан в Раннем Средневековье



“Средневековая философия – философия передовых стран Европы эпохи феодализма. В этот период происходит становление и укрепление христианства как главной общественной силы. На начальном этапе она сосуществовала с другими формами мировосприятия: язычеством, иудаизмом, античной философией ”.(см. http://www.khstu.ru).

На сайте также указывается, что христианство попыталось использовать созвучные воззрения античной философии(учение стоиков, неоплатонизм) для обоснования христианской веры.

Заметим, что авторы статьи «забыли» отметить, что причиной напряженности отношений христианских философов с эпикурейцами, стоиками и представителями других философских направлений были не идейные противоречия между ними, а гонения христиан, организованные, примыкающими к последним императорам и влиятельным политическим деятелям.

Наиболее крупными были гонения при императоре Нероном( 55 – 68 гг. после Р.Х.). По ложному обвинению в организации пожара Рима, восстания против империи и других тяжких преступлениях власти империи распяли на кресте, сожгли и подвергли жестоким истязаниям и мученической смерти тысячи христиан.

Масштабные гонения христиан были при императорах Траяне( годы правления 98- 117гг. после Р.Х.), Траяне Декиусе( г.пр. 249 – 251гг. после Р.Х.) и Марке Аврелии(г.пр. 161- 180гг. после Р.Х.).

В начальный период своего правления Марк Аврелий был увлечен христианскими идеями.

В последующем под влиянием стоических традиций в духе которых он был воспитан в юности, а также своего учителя Посидония, Аврелий постепенно отошел от христианства.

Марк Аврелий известен как автор эдиктов(так в Римской империи назывались указы императора) и гонений против христиан.

Он превозносил, почти обожествлял себя: свою жизнь и взаимоотношения. (см.http://www.philosophy.nsc.ru).

Постепенно Марк Аврелий начал отдаляться от общества, все больше замыкался в себе и вел уединенную жизнь.

Сказанное подчеркивает то, что при внешнем сходстве с христианством, наличии в философии стоицизма идей внутренней невозмутимости, самообладания силы духа и воли, мужества, уважения достоинства человека и любви к справделивости между стоицизмом и христианством имеются коренные противоречия.

В центре стоической философии личность самого философа, христианства – вера в Христа как воплощенное Слово Божие, Его воскресение из мертвых, стоик уповает на человеческий разум и руководствуется моральными требованиями умеренности и освобождения от страстей, христиан верит в спасения посредством веры в Христа, членство в Его церкви, посредством крещения и приобщения к Церкви Христовой, руководствуется Его Евангелием и движим самозабвенной любовь к ближнему.

^ 3.2. Апологетика как форма раннехристианской философии,

ее идейные истоки.
Как и любой переходный и переломный исторический период Раннее Средневековье было богато кризисами и порой, доходящими до антогонизма социальными и политическими противоречиями.

Отражением происходящего в морали и культуре стала переоценка ценностей и крушение кажущихся вечными вещей и ценностей, которые всегда сопровождаются появлением множества лже-«учителей истины», теорий, открывающих своим адептам «сверхзнание», сверхспособности последних, тайны духовного мира и т.п..

Кроме вульгаризованного эпикуреизма, другим выразителем вышеназванных настроений стал скептицизм. Классический и древний скептицизм в лице своего основателя древнегреческого философа Пиррона(4- 3 вв. до Р.Х.) носил гносеолого(познавательно-теоритическую) и методологическую направленность.

В его основе лежало сомнение в достоверности чувственного и рационального знания, возможности получения человеком истинного знания. Такой подход имел ряд положительных черт - он помогал избегать таких крайностей как принятие абсолютной достоверности либо чувственного, либо рационально-логического знания, и не допускал слепого следования учениям выдающихся мыслителей и пр..

Однако, если у древних скептиков принцип сомнения касался только познавательных способностей и познания человека, то есть носил методологический характер, то скептики Раннего Средневековье абсолютизировали его также распространив на вопросы морали и религии.

Ярким представителем средневекого скептицизма являлся Секст Эмпирик(2 в. после Р.Х.).

Основоположником эпикуреизма является римский философ – атомист Эпикур( 1-й в. до Р.Х.). Разработанная им нравственно-философская доктрина была названа гедонизмом(от греч. hedone- от слова счастье, наслаждение).

Эпикур видел цель жизни в счастье, под которым понимал не удовлетворение плотских желаний и достижение чувственных удовольствий, а постижение «смысла жизни», выявление сущности и законов развития мира.

Таким образом, для эпикурейца счастье это разумная жизнь в основе которой гармония человека с миром, его законами и самим собой, то есть такая жизнь и душевное состояние при которой он в наиболее полной степени постигает и раскрывает себя.

Христианская философия 2- 8 вв. после Р.Х. получила название патристики(от лат. pater - отец). Термин «патристика» обозначает совокупность теорий и философских сочинений отцов церкви.

До утверждения христианства религией Римской империи Миланским эдиктом императора Константина Великого (324г. после Р.Х.) христианские философы отстаивали христианскую доктрину в борьбе со светскими властями, язычниками, иудейскими школами, античными философами.

Даже после принятия Миланского эдикта власти Римской империи периодически предпринимались попытки восстановления язычества и возобновляли жестокие гонения христиан.

Ярким примером сказанного является возврат к язычеству императора Юлиана(Отступника), который придя к власти при поддержке христиан, он сбросил маску благочестивого христианина и начал христианские гонения.

Главной целью христианских философов 2- 4-го веков после Р.Х. была защита Христовой веры и церкви от преследований светских властей и в спорах с представителями различных философских и религиозных направлений, главным образом иудаизма и язычества.

Христианские философы были вынуждены бороться с раскольнической деятельности лже-учителей и тлетворным влиянием ересей проникших в христианские общины.

Это направление христианской философии получило название апологетики, а ее представители - апологетов. Характеризуя настроения, господствовавшие среди населения и в общественно-политической жизни наиболее передовых стран раннесредневековой Европы с одной стороны всеобщим унынием, с другой – призывами к разнузданности нравов.

Отметим, что ярким примером настроений первого типа является средневекой скептицизм, второго – вульгаризированный эпикуреизм.

Анализ этих течений апологетами, также как и дискуссии с их представители раскрывали подлинно антихристианскую направленность и идейные истоки этих течений.

Апологии были также попытками осветить с точки зрения христианской веры вопросы взаимоотношения церкви и власти(государства).

Благодаря апологетам и апологетике изменилась также природа философского знания, оно постепенно отдалилось от абстрактно-теоретического объяснения действительности и сосредоточилось на изучении вопросов бытия Бога, взаимоотношения человека с Богом, обретя форму религиозной философии, многие церковные общины избежали сетей ложных учителей и учений, искажающих суть христианства, а их современники узнали истинную суть учения Христа.

Наиболее крупными представителями апологетики были Юстиан Мученик, Филон Александрийский, Тертуллиан, Ириней Лионский и Ориген.

Освещая важнейшие вопросы христианской веры: вочеловечения Иисуса Христа, Пресвятой Троицы и др., мыслители - апологеты одновременно разработали идейную основу и определили основные направления развития христианской философии.

Окончательную победу христианства ознаменовал запрет языческих культов в Римской империи в 391 – 392 гг. после Р.Х. и закреплением христианства как официальной религии восточной и западной части империи решением Халкидонского Собора 451г..

После того как христианство стало официальной религией Римской империи основной задачей христианских иерархов стала систематизация догматики.

Характерной чертой патристики в 4- 8 вв. после Р.Х. является повышения интереса к эллинистической философии, особенно к платонизму и неоплатонизму и попытками использовать античную философию для обоснования своей позиции по тем или иным вопросам вероучения или морали. Отметим, что 8 веке после Р.Х. монах из Дамаска Иоанн, вошедший в историю философии как Иоанн Дамаскин основывает новое направление христианской философии «схоластику»(дословно школьную философию). ………

Перейдем к более подробному анализу апологетики и условий в которых пришлось и бороться за Христову веру апологетам.

Полемизируя с представителями античных философских школ скептиками, эпикурейцами и другими, предводители первых христианских общин, ярким представителем которых был ап. Павел, и философы- моралисты, на примере Христа и христианства указывали на то, что для постижения сущности человеческой жизни и его предназначения, преодоления страстей и иллюзий(заблуждений), достижения внутренней гармонии и покоя нужна помощь Христа и жизнь в Нем(вера в Христа, жизнь в соответствие с Его заповедями), а не соответствующее умонастроение и изощренный ум.

Эту мысль апостол развивает и Послании к Римлянам(см. К римл.1:19- 32) и в Первом послании к Коринфянам. Он говорит: “И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в пресходстве слова или мудрости,

2. Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого;

3. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

4. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости,

5. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, а на силе Божией,

6. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость века сего и не властей века сего преходящих,

7. Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,

8. Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы распяли бы Господу славы”(Первое Послание к Коринфянам гл.2:1- 8).
Апостол предупреждает, что без божественного руководства разум и философские спекуляции могут привести не к мудрости, а к заблуждению, не к спасению, а - к погибели.

Апостол также объяснил духовные причины заблуждений людей, происхождения идолопоклонства и нравственных пороков, и то как избавиться от них.

Он говорил о губительности самопревознесения и упования на теории, являющиеся плодом вымыслов и умозрений(“мудростью века сего”).

В Послании к колоссянам ап. Павел указывал причину заблуждений мудрецов – философов и представителей различных религиозных направлений, а также распространения лжеучений среди появившихся в то время в местной церковной общине: « 8. Смотрите, (братия) чтобы не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 9. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно…»(см. К Колоссянам гл.2: 8-10).

Именно этим путем как по единственному пути к Истине, стремились идти и вести ко спасению остальных христианские апологеты.

В том же Послании апостол говорит: «11. В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 12. Бывши погребены с Ним крещении, в Нем вы и воскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, 13. И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» ( там же 11-14).

Термины «апологет» и «апология» возникли тогда, когда Юстиан Мартир(Мученник, ок. 100- 166 после Р.Х.) написал два письма императору Антонию Пию (131 – 161гг. после Р.Х. ), позже названные апологиями. Последователи Юстиана были названы апологетами( апологет - означает защитник, заступник).

В письмах говорилось о необходимости признать право христианства и Христианской Церкви также проповедовать свое учение, как и представители других школ. «К греческим апологетам относится его ученик Татиан, который в апологии «Речь к эллинам» осудил всю языческую культуру и нападал на античную культуру» - говорится в статье посвященной патристике на реферативном сайте www.5ballov.ru.

В реальности Татиан приводил примеры того как многие выдающиеся античные философы становились жертвой собственных предрасудков и недостатков. Эти недостатки проявлялись в том, в чем сами философы и их последователи видели предмет гордости.()

Так, например, киник Диоген, хвалившийся своим воздержанием съел неваренного полипа и умер от несварения, заболев водянкой, известный своей ученностью Гераклит обложил себя бычьим навозом. Он умер от удушья, когда как навозом начал сохнуть на солнце.

Известный историк масонства и оккультизма Мэнли Холл приводит примеры мистических причин гибели античных философов: Эмпедокол, возомнив себя идолом Везувием, взобрался на жерло Вулкана и пытаясь вознестись сгорел, Сократ общался с демоном и выпил яд, когда демон покинул его и т.п.

Следующие апологии принадлежали Афинагору Афинскому, требовавшему уравнять в правах христиан с представителями других философских школ.

Таким способом, он пытался добиться прекращения преследований и амнистии христиан, подвергшихся репрессиям. Благодаря одной из амнистий, объявленных императором Марком Нервой в 96г. после Р.Х. ап.Иоанн был возвращен из ссылки на острове Патмос и поселился в Эфесе.

Об этом сказано в лекции §Служение и подвиг христианских апологетов¦ В.М.Ереминой, прочитанной ею в университете св.Иоанна Богослова в рамках курса по

«Всеобщей истории Христианской церкви»(см. http://silouan.narod.ru/vmeremina/hist0006.htm).

Марк(по латыни - Маркус) Нерва считался благочестивым человеком и симпатией относился к христианам.

Учение основателя еврейской философии и представителя апологетики Филона Александрийского (Иудейского) (20- 54 гг. после Р.Х.) является попыткой примирения восточной и западной философских традиций.

^ В учебнике "История философии" говорится, что Филон пытался синтезировать элементы иудаизма, платонизма, пифагореизма стоицизма и христианства.

Он пытался философски обосновать основные положения христианской веры. Анализируя проблему бытия Бога как причины всего сущего и создать философско-религиозную концепцию, Филон пытался рационально обосновать принцип монотеизма(единобожия) и божественности Христа.

Истолковывая тайну имени Иегова он отмечал, что Иегова Тот, Кто придает Вселенной определенность, наделяет ее качеством и смыслом, и без Кого преходящий мир обречен на уничитожение(разрушение).

И это качество Бога предполагает, а не наоборот(исключает) как утверждают представители этих сект существование Слова Божьего, Его вочеловечение, распятие на кресте и вознесение.

Мыслитель блестяще доказал, что Логос- Христос, Слово Божие и есть Бог, и Он не только Космический закон(закон- принцип мироздания), но и источник жизни Вселенной, через Него обрели жизнь и природа, и человек, и поэтому только Христос может( и мог- авт.) искупить мир и пораженную грехом душу человека и установить Новый Завет.

Армянский богослов- философ Григор Татеваци(15 в. после Р.Х.), также подчеркивал, что только равный и единосущный Ему имеет власть и возможность освободить человека и мир от греха.

Очевидно, что основой философии мыслителя является идея о том, что только благодаря спасительной миссии Христа и сопричастности к Нему(веры и следования Его учению, обновления своей сущности при помощи Христа) можно преодолеть противоречие между душой и телом, восстановить разрушенную грехом природу человека, и примирив ее с Богом, и открыть путь к обретению духовных даров – благодати.

По этой причине краеугольный камень учения Филона – проповедь христоподобной жизни, воздержания, освобождения от духовных страстей, кротости и смирения в светской жизни.

К сожалению, многие современные верующие пытаются найти, кроме Иисуса Христа “альтернативных спасителей” и “учителей истинной Веры”.

Более того, ряд сект действующих в Армении и Арцахе вместо проповеди Христовой Веры, Церкви и наставничества святых, пытается и истолковать вопросы веры и духовные таинства рационально и буквально, а не духовно и иносказательно(анагогически и аллегорически).

Они представляют Иисуса Христа ни как Истинного Бога, а как “богоподобного, божественного”, отрицая Его единосущность или равенство с Отцом, а Пресвятую Троицу в духе Ария, то есть в иерархическом порядке.

Отметим, что Филон был автором аллегорического, иносказательного толкования Библии и библейских текстов.

В споре с Филон, полемизируя с представителями гностической философии утверждает, что Логос не только находится в Боге, но Логос и есть БОГ. В Логосе Христе проявляется вся полнота и совершенство божественного бытия.

Критикуя гностиков он доказывал, что в космосе есть один Логос, Он не отделим от Бога и вечно пребывает в Нем, Он един и деление Бога на множество самостоятельных сущностей «логосов» ошибочно.
  1   2   3

Похожие:

Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconУчебное пособие для студентов и самообразования Владивосток
Философия в истории ее идей и концепций: Философия Запада: Античность. Средние века. Новое время / Учебное пособие. Владивосток:...
Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconАлексеев П. В. Социальная философия: Учебное пособие
Алексеев П. В. Социальная философия: Учебное пособие. М.: Ооо "тк велби", 2003 256 с
Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconУчебное пособие в схемах Москва
К 89 Гражданское право (Общая часть): Учебное пособие в схемах.  М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2001.  76 с
Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconУчебное пособие (для студентов юридического факультета) Санкт-Петербург
«Учебное пособие по дисциплине Гражданское право. Общая часть» составлено в соответствии с требованиями госта высшего профессионального...
Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconУчебное пособие www optimum site ru создание и оптимизация сайтов. Курсы по созданию сайтов www
Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с
Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconУчебное пособие, часть 1 тема 1 Религия, ее сущность и структура
Пособие предусмотрено для преподавателей и слушателей курса «История и теория религии», а также широкого круга интересующихся вопросами...
Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconУчебное пособие Томск 1999 г. Удк 681 06(035. 5)
Триханова Н. В. Программирование на языке С++. Часть I: Учебное пособие. Томск: Изд. Тпу, 1999. 96 с
Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconЭкономика энергетики учебное пособие. Часть 1
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 06. 08 и может быть полезно для студентов энергетических специальностей...
Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconУчебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение...
Учебное пособие предназначено для аспирантов в подготовке к экзамену по курсу философия науки. Пособие содержит план и краткий конспект...
Учебное пособие, часть 3 Тема 3: Ранняя христианская философия iconУчебное пособие Житомир 2001 удк 33: 007. Основы экономической кибернетики....
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» составлено по материалам книги: Экономическая кибернетика: Учебное пособие; Донецкий...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница