Алгоритм написания эссе по обществознанию




Скачать 46,63 Kb.
НазваниеАлгоритм написания эссе по обществознанию
Дата публикации09.11.2013
Размер46,63 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Алгоритм написания эссе по обществознанию.


  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.

  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ты должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли ты понимаешь тему. Выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Это можно сделать устно или на черновике.

  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего знаешь. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы при его написании ты мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).

  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.

  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике ты делаешь только план своего эссе,  примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые собираешься приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

  7. В обязательном порядке ты должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.

  8. В обязательном порядке ты должен изложить свое понимание смысла высказывания. т.е. своими словами объяснить – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».

  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила., тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.

  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».

  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.

  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ты не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Похожие:

Алгоритм написания эссе по обществознанию iconСамый простой и доступный алгоритм написания эссе по обществознанию
Я разделяю точку зрения … (имя автора цитаты) по … (укажите раздел, по которому пишете эссе, например философской) проблеме … (укажите...
Алгоритм написания эссе по обществознанию iconРекомендации написания эссе по обществознанию Эссе по обществознанию должно
Определите, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические...
Алгоритм написания эссе по обществознанию iconКак писать эссе по обществознанию
Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе...
Алгоритм написания эссе по обществознанию icon«Общие требования к эссе по обществознанию»
Хорошая подготовка к экзамену часто зависит от рекомендаций педагога, который заинтересован в наилучших показателях работ учащихся....
Алгоритм написания эссе по обществознанию iconУрок русского языка в 9-ом классе. Развитие речи. Тема: «Жанр эссе....
Повторение орфограмм (словарные слова, непроверяемые написания) и пунктограмм «Знаки препинания в сложном предложении»
Алгоритм написания эссе по обществознанию iconТехнология попс-формулы в подготовке старшеклассников к написанию эссе
Попс-формулы, представляющей собой российский вариант технологии профессора права Макккойда-Мэйсона. Критерии оценивания эссе по...
Алгоритм написания эссе по обществознанию iconРабочая программа курса по выбору «Секреты написания эссе» 9 класс
Составитель программы: Шерстобитова Т. М., учитель русского языка и литературы лицея №10
Алгоритм написания эссе по обществознанию iconАлгоритм мыслительных операций, перед написанием эссе
Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение
Алгоритм написания эссе по обществознанию iconЦелью написания этого рассказа ли, статьи? Скорее эссе! Так вот,...
Целью написания этого рассказа ли, статьи? Скорее – эссе! Так вот, хочется обобщить свой опыт, рассказать о тех лодках, что мне довелось...
Алгоритм написания эссе по обществознанию iconУрок: русский язык 4 класс Тема урока: «Учимся писать письма»
Оборудование: иллюстрации, конверты, карточки со словами-подсказками, алгоритм написания письма, тексты, письмо учителю
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница