Закономерности воспитания




Скачать 343,8 Kb.
НазваниеЗакономерности воспитания
страница1/3
Дата публикации08.11.2013
Размер343,8 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > Философия > Закон
  1   2   3
Содержание:


  1. Предмет и задачи педагогики

  2. Методология науки

  3. Связь педагогики с другими науками

  4. Проблема целеполагания

  5. Педагогика – наука о воспитании

  6. Педагогика начального образования

  7. Методы и средства воспитания

  8. Воспитание как функция общества

  9. Закономерности воспитания

  10. Современные концепции воспитания

  11. Комплексный подход в воспитании

  12. Диалектика процесса воспитания

  13. Средства воспитания

  14. Возникновение и цель воспитания

  15. Понятие о воспитательных системах

  16. Сущность процесса воспитания

  17. Пример как метод воспитания

  18. Сущность воспитания



  1. ^ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ.
    ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ



Педагогическая наука – область исследований человеческих знаний, предметом которых являются закономерности процесса образования (наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни).

Предмет – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Т е о р е т и ч е с к и е з а д а ч и:

• выявление закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспита­ния, управления образовательными структурами (методическая);

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;

• прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее (прогностическая).

^ С философией: методологическая функция философии (разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания); является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

^ С психологией: важнейший источник научного обоснования образовательного процесса.

С биологией: проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, которая является центральной и для педагогики.

^ С антропологией, гигиеной и медициной, социологией (планирование образования, выявление основных тенденций развития слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности).

С политологией (образовательная политика является отражением государственной идеологии).

  1. ^ МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ


Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми фактами, для накопления и интерпретации которых нужны научно обоснованные методы исследования.

Методология – наука о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. ^ В педагогике – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

^ Педагогические исследования:

1. Фундаментальные своим результатом, имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики.

2. Прикладные. Направлены на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

^ Программа исследования имеет 2 раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач, формулировку основных понятий, предварительный системный анализ и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования.

^ Методы педагогического исследования:

1. Методы изучения педагогического опыта (методы эмпирического познания педагогических явлений) служат средством сбора научно-педагогических фактов: наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации.

Эксперимент – специально организованная проверка метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.

Э т а п ы:

1. теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта, предмета, задач, гипотез);

2. методический (разработка методики исследования);

3. собственно эксперимент (проведение серии опытов);

4. аналитический (количественный и качественный анализ).

2. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы. Теоретические методы связаны с изучением литературы: составление библиографии, рефератирование, конспектирование, цитирование.

3. ^ Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса, эксперимента, для установления количественных зависимостей (регистрация, ранжирование, шкалирование).


  1. ^ СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. ^ Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно-познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек, имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.


  1. ^ ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ


Профессиональная деятельность педагога предваряется осознанием цели, отсутствие которой не позволяет классифицировать работу педагога как деятельность профессионала. Однако широкий и всесторонний анализ повседневности воспитания свидетельствует о том, что проблема целеполагания решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается, что приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельности крайне низка.

Проблемы:

1. Цель – исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. Цель воспитания – процесс воспитания – результат воспитания. Цель определяет содержание воспитательного процесса, обусловливает воспитательный результат, служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога. Проблематичность выстраивания и постановки целей – противоречие между целесообразным характером любой деятельности и неосознанностью субъектом деятельности целесообразности характера деятельности.

2. Цель – идеальное представление о результате деятельности. Будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна: педагоги, декларирующие одну и ту же цель, подразумевают разные варианты этой цели. Поэтому проблема целеполагания требует не только серьёзного внимания, но и времени, и профессиональных усилий по выявлению возможного общего варианта цели. Цель воспитания подрастающего поколения – прерогатива государства. Формулирование государственных целей воспитания детерминировано экономическими, политическими, научными, правовыми и организационными условиями. Общий характер цели позволяет быть ей реализованной при самых разноообразных вариациях обстоятельств.

3. Цель как продукт идеальный очень подвижна, динамична. Подвижность цели предполагает недостижимость ее, если иметь в виду постоянное развитие человека. Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит.

4. Проблема целеполагания связана с проблемой образовательных стандартов. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. Сложным вопросом целей и стандартов образования считается совмещение стандартов как принудительных критериев профессианализма, с неповторимостью личности школьника, студента, учителя.

5. Неумение педагогов переводить глобальные цели образования в цели собственно педагогической деятельности. Достижение цели происходит решением систематических задач, в процессе выполнения которых цель отодвигается на второй план. Забвение цели означает потерю стратегии деятельности, и тогда задачи теряют свою значимость. В момент выполнения задачи она выступает целью и обрастает рядом других задач уровнем ниже. Искусство практического целеполагания состоит в умении определять задачи, исчерпывающие целиком содержание цели.


  1. ^ ПЕДАГОГИКА – НАУКА О ВОСПИТАНИИ

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка. Педагогика вооружает учителей профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов детей данной возрастной группы, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать, так как изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются требования к человеку. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; опыт педагогов-новаторов и т. д. Педагогика – наука о воспитании. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей.

^ Педагогика как наука

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

1. Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на разделы (профессионально-технического, высшего образования и др.);

3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

4. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.
  1   2   3

Похожие:

Закономерности воспитания iconЗакономерности воспитания  10. Условия развития личности
Охватывает всю систему среднего образования
Закономерности воспитания icon№1. 2 Педагогика как наука о воспитании
Педагогика – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни и развитии...
Закономерности воспитания iconОбщая психопатология изучает общие проявления психических расстройств,...
Психопатология наука, изучающая общие закономерности и развитие психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний,...
Закономерности воспитания icon1. закономерности общения и взаимодействия людей
Соц психология наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в соц группы, а...
Закономерности воспитания iconКонспект открытого урока на тему: «Закономерности наследования признаков,...
Тема: Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание
Закономерности воспитания iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Занятие №1 Тема занятия: «Закономерности наследования на организменном уровне. Моногибридное скрещивание»
Закономерности воспитания iconРабочая учебная программа элективного курса «Основные и общие закономерности...
Программа предназначена для изучения предмета «Основные и общие закономерности анатомии и физиологии живых организмов» в профильных...
Закономерности воспитания iconЗаконы и закономерности в применении эксперимента и других объективных...
Экспериментальная психология – это отрасль психологии, изучающая законы и закономерности применения эксперимента и других объективных...
Закономерности воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания и социализации...
Тия, воспитания и социализации обучающихся составлена на основе Примерной программы воспитания и социализации обучающихся, Закона...
Закономерности воспитания iconК вопросу об источниках изучения первобытного воспитания
Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница