Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих




Скачать 101,8 Kb.
НазваниеОпыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих
Дата публикации05.11.2013
Размер101,8 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Экономика > Урок




Заключение

Основные выводы
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 – 1999 гг. серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих государств Азии, на которые по существу равнялись не только их соседи по региону, но и прочие страны, оказалось не свободным от весьма значительных недостатков и диспропорций. Разразившийся в эти годы кризис высветил их, а мировое сообщество – экономисты и политики – получило шанс дать подробный анализ истории роста этих стран с тем, чтобы в будущем избежать повторения совершенных ошибок.

Главным и, пожалуй, наиболее важным уроком кризиса стало понимание того, насколько влиятельными в современном мире являются силы глобальной финансовой интеграции. Преимущества вовлечения конкретной страны в мировое финансовое сообщество, доступности мировых капиталов для нужд национальной экономики казались настолько очевидными для политиков и экономистов, что мало кто предсказывал и вероятные побочные, негативные эффекты такой интеграции. Именно они и сыграли свою роль, когда накопившиеся диспропорции в экономике уже не могли гаситься рыночными, либо административными механизмами.

Суть проблемы состоит прежде всего, что либерализация национальной экономики и в первую очередь финансовой системы должна идти в строго определенной последовательности. Полномасштабное открытие внешнему миру должно стать естественным итогом всех процессов реформирования национальной экономики, ее либерализации, т.е. полноценному переводу на рыночные рельсы всех ее субъектов. Очень опасно выпускать в «свободное плавание» во внешний мир неокрепших национальных экономических агентов, равно как и контрпродуктивным может стать и открытие внутренних рынков для международных инвесторов. Причины очевидны – слишком разным весовым категориям зачастую принадлежат национальные и международные экономические агенты, слишком велика разница в их опыте, финансовых и иных ресурсах.

Опыт кризисных стран Азии свидетельствует и о том необходимом внимании, которые национальные правительства должны уделять созданию и развитию национальных финансовых систем, жизнеспособности и эффективности ее субъектов, в конечном счете их конкурентоспособности как на внутреннем, так и международном рынках. Особое значение в этом смысле приобретает роль государства как контролирующей и регулирующей силы, и ответственность его в развивающейся стране намного выше, чем в развитом государстве.

На правительстве лежит ответственность за проведение грамотной и уравновешенной макроэкономической политики – бюджетно-налоговой, финансовой, валютной и пр. Недостаточное внимание хотя бы одному из составляющих элементов сразу оказывает соответствующее, вероятно даже мультипликативное воздействие на зависимые сферы. В частности, именно негибкость валютной политики в странах Азии в каком-то смысле стимулировала колоссальный рост внешней задолженности, причем не столько на государственном, сколько на частном уровне. Из-за этого же фактора многократно вырос и т.н. «риск безответственности» в случае предоставляемых/привлекаемых кредитов в иностранной валюте.

Опыт стран Азии свидетельствует и о важности гармоничного развития финансовой системы страны. Опора реального сектора экономики главным образом на банковское кредитование как основу своего финансирования весьма ненадежно, особенно если банковское кредитование носит краткосрочный характер. В этом смысле стимулироваться должно именно долгосрочное кредитование банками, а также развитие рынков ценных бумаг как альтернативного источника долгосрочных капиталов.

Гармоничное развитие финансовой системы страны возможно – и это тоже урок стран Азии – только в условиях существования добропорядочной конкуренции на соответствующих рынках. Конкурировать между собой должны не только банки, но и различные сегменты финансовой системы в целом – банковский сектор с сектором ценных бумаг (с точки зрения финансирования реального сектора экономики) прежде всего.

Кроме того, оборотной стороной отсутствия конкуренции на финансовых рынках становится господство нескольких крупных финансовых структур, эффективность деятельности которых, в силу их монопольного/олигопольного положения на рынках, стремится к постепенному ухудшению. Более того, в этих условиях происходит постепенное неформальное сращивание финансовых структур с промышленными компаниями, а также установление неофициальных связей с государственными структурами. Подобная ситуация, как свидетельствует практика кризисных стран Азии, чрезвычайно опасна, поскольку банковско-финансовые операции начинают осуществляться не столько на основе рыночных критериев, сколько на базе иных, внеэкономических, подходов.

Корень проблем финансового сектора, как правило, находится в реальном секторе экономики, поэтому особое внимание власти страны должны уделять решению вопросов производственного сектора. Без устранения этих, зачастую первичных, проблем, какие-либо действия по восстановлению/преобразованию финансовой системы обречены на неудачу. Более того, при подходе к решению вопросов финансовой реструктуризации власти должны четко осознавать масштабность и сложность стоящих перед ними проблем, а также – что требует политической воли – быть способными дать ясный ответ на целый ряд важных вопросов. Речь идет прежде всего о необходимости суметь поставить правильный и четкий диагноз существующим проблемам, идентифицировать подспудные причины расстройств в финансовой системе и выработать меры по решению каждого конкретного вопроса.

Действия должны быть оперативными – успех более вероятен, если соответствующие действия предпринимаются в течение сравнительно коротко срока с момента возникновения проблемы. При этом оперативные действия в финансовой сфере требуют наличия транспарентной бухгалтерской отчетности, чтобы избежать сокрытия неплатежеспособными банками своих проблем.

Стратегия должна предусматривать не только меры по решению отдельных идентифицированных проблем, но также, например, меры по устранению недостатков в сложившейся практике бухгалтерской отчетности национальных финансовых институтов, совершенствованию законодательной и нормативной среды их деятельности, финансового надзора и регулирования. Что может быть самое важное, власти должны быть готовы открыто признать стоимость соответствующей программы реструктуризации и идентифицировать источник ее финансирования.

Спектр мер, предпринятых кризисными странами Азии, в целом был очевиден и отвечал общим требованиям к подобным стратегиям. Он, во-первых, предполагал укрепление системы финансового, прежде всего банковского, надзора, во-вторых, предусматривал осуществление конкретных мер по оздоровлению финансовых учреждений (вывод «плохих» активов, рекапитализацию), и, в-третьих, стремился использовать международный опыт (привлекая экспертов, а также финансовую помощь международных финансовых организаций). В то же время, как представляется, неоправданно медленно шел процесс выработки стратегии на дальнюю перспективу, а все меры ограничивались горизонтом в несколько лет.

Опыт кризисных стран Азии – как с точки зрения анализа особенностей их финансовых систем, так и путей финансовой реструктуризации – оказался весьма важным для развития их соседей по региону, прежде всего Китая. С самого момента начала кризиса в Таиланде китайские исследователи-экономисты и политики пристально следили за ходом разворачивающихся процессов, а в печати, в ведомствах и исследовательских центрах шли дискуссии относительно возможности развития ситуации в стране по «кризисному» сценарию. Итогом дискуссий стал сложившийся в руководстве страны консенсус относительно необходимости первоочередного и скорейшего укрепления национальной финансовой системы. Китай в этом смысле сделал окончательный выбор в пользу градуального осуществления либеральных реформ в финансовой сфере, постепенного вхождения в процессы экономической и финансовой глобализации.

В качестве первого шага в рамках этой стратегии КНР стремится освободить государственные банки от «бремени истории» – накопившихся «плохих» активов. При этом, однако, власти гораздо более медлительны в отношении другой стороны проблемы неисполненных кредитных обязательств – проблемы их постоянного увеличения. Этот факт вызывает гораздо большую тревогу, поскольку не решив ее, никакие по существу правильные, но имеющие отношение исключительно к финансам страны, программы рекапитализации и создания компаний по управлению активами не смогут кардинальным образом оздоровить финансовую систему и обеспечить ее конкурентоспособность.

Азиатский кризис в этом контексте выявил гораздо более глубокую причину низкой эффективности финансовой системы, ее неустойчивости и диспропорциональности - отсутствие, либо низкий уровень конкуренции. Для Китая это должно представлять чрезвычайно важный урок, поскольку для КНР олигополистическая структура финансовой системы характерна в значительно более существенной степени, чем в кризисных странах Азии.

Китай готов и фактически стремится развивать конкуренцию между различными сегментами финансовой системы – банковским сектором и сектором ценных бумаг как источника финансирования реального сектора экономики. Однако он не готов разрушить сложившуюся структуру собственно банковской системы, в которой доминируют безусловно неэффективные государственные банки. На современном этапе власти стремятся скорее внести усовершенствования в их операционную деятельность, нежели запустить в действие механизмы рыночной конкуренции.

Опасения руководства страны объяснимы. Разрушение сложившейся пусть неэффективной, но пока действующей банковской системы поставит под угрозу существование государственного производственного сектора, по-прежнему занимающего весьма существенное место в народном хозяйстве, причем не столько с точки зрения объемов производимой продукции, сколько с точки зрения количества занятых на нем трудовых ресурсов. Слом системы кредитования этих предприятий в условиях фактического отсутствия у последних альтернативного источника финансирования (доступ государственных предприятий на рынки ценных бумаг затруднен в силу весьма жестких ограничений на прибыльность акционируемых предприятий) приведет к чрезвычайно существенным социально-экономическим последствиям, на которые современный Китай пойти не может.

С другой стороны, однако, объективная экономическая ситуация требует от руководства страны укрепления финансовой системы, что на современном этапе возможно уже главным образом за счет большей «коммерциализации» финансовой системы, что признают и в руководстве Народного банка Китая. Пока в качестве первоочередных задач здесь рассматривают создание наблюдательных комитетов в каждом из государственных банков, и постепенное преобразование городских и сельских кредитных кооперативов в финансовые институты для поддержки мелкого и среднего бизнеса.

На осуществление этих преобразований у Китая на самом деле осталось не очень много времени. Предстоящее вступление страны в ВТО представляет собой один из наиболее серьезных вызовов всех лет реформ. Национальная финансовая система должна быть готова к усилению конкуренции на внутреннем рынке со стороны крупных, влиятельных и богатых финансовыми ресурсами иностранных институтов. В этих условиях все мероприятия по укреплению национальных финансовых институтов должны быть по крайней мере в своей основной части завершены до 2005 года.

Опыт кризисных стран Азии и политика Китая по реформированию финансовой системы представляет собой и немаловажный урок для России. Ситуация в Азии и в Китае свидетельствует о том, что слабость финансовой, прежде всего банковской системы опасна с точки зрения предотвращения или выхода из кризиса даже в условиях экономического роста и видимого макроэкономического равновесия. Поэтому разработка соответствующих мер по укреплению финансовой системы должна происходить до, а не после возможных потрясений, имея в виду наличие целого пакета мер по ее оздоровлению. Целенаправленное усиление национальных финансовых систем, включая содействие их капитализации, развитие инфраструктуры, должно проходить при жестком контроле государственных органов.

Кризис в странах Азии, как впрочем, и глубинные проблемы Китая четко демонстрируют опасность последствий сращивания политического руководства и финансовой элиты страны, ведущего к задержке с преодолением кризиса и принятием жестких мер оздоровления экономики, задевающих интересы элиты. Кроме того, кризис высветил необходимость ясно фиксировать приоритеты в экономической политике, обеспечить адекватность информации об объективном положении дел в стране, о прогрессе в экономических реформах.

Анализ китайского опыта по реформированию финансовой системы, с другой стороны, говорит также и о значительном отставании КНР от России в плане рыночных реформ. Для Китая в настоящее время характерно доминирование государственных банков в национальной финансовой системе. Более того, эти институты, осуществляя коммерческие функции хотя и в гораздо больших, чем раньше масштабах, тем не менее далеко не свободны от «политических» функций. По существу исполнение государственными банками данных «политических функций» предполагает действия в четком соответствии с указаниями правительства, и лишь затем – сообразно условиям рынка и выгоды.

Создание и расширение государственной банковской системы за годы реформ позволило до предела сократить ассигнования на экономическое строительство за счет государственного бюджета и одновременно предельно расширить финансирование народного хозяйства за счет банковских кредитов. Эта мера позволила, с одной стороны, максимально увеличить использование сбережений всего общества для ускорения темпов экономического роста, но с другой, – переложить на все общество риск, связанный с "политическим" финансированием. В результате низкой экономической эффективности государственного сектора банковская система страны оказалась к концу 90-х годов в сложнейшем финансовом положении.

Использование этого опыта в России вряд ли возможно и целесообразно. В России сложилась система негосударственных коммерческих банков, в принципе способная работать в соответствии с рыночными условиями хозяйствования. Другое дело, что опыт Китая свидетельствует о том, что административное вмешательство в рыночные механизмы (в данном случае в дела финансовых институтов) не способно обеспечить повышение эффективности их деятельности, напротив, со временем ведет к снижению соответствующих экономических показателей. В этом смысле опыт Китая чрезвычайно важен и полезен для России.

Другим уроком кризисных стран Азии и Китая является необходимость развития рынков ценных бумаг как альтернативного источника финансирования реального сектора экономики. В этом смысле российские власти должны уделять приоритетное внимание стимулированию выхода российских предприятий на национальные рынки капиталов.

Главным и одним из наиболее важных следствий осмысления кризиса в Азии как для Китая, так и для России является необходимость осознания опасности для страны иметь открытую внешнему миру финансовую систему в условиях несовершенной конкуренции в последней. Современный мир финансовой глобализации предоставляет гораздо большие, чем раньше, возможности развивающимся странам и государствам с переходной экономикой, нуждающимся в источниках финансирования национального развития и/или экономической трансформации, однако одновременно с этим он несет и существенно большие, чем раньше, негативные последствия.

Уроком в этом смысле является необходимость ясного и последовательного проведения экономических реформ, направленных на интеграцию страны в международное финансовое пространство. Открытие внешнего режима финансовой системы должно быть осуществлено только на финальном этапе соответствующих экономических реформ, после того, как национальные экономические агенты окрепли настолько, что смогут конкурировать с иностранными участниками. Неготовность первых к действиям в глобальных финансовых масштабах чревато не только серьезными потрясения непосредственно для них самих, но и для всей финансовой системы, а шире – национальной экономики. В этом смысле для страны со слабой финансовой системой приоритетом должно являться не скорейшее открытие страны внешним финансовым потокам, но укрепление и развитие национальной финансовой системы, придание ей эффективности и обеспечение ее конкурентоспособности.



Похожие:

Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих iconПроблемы задолженности развивающихся стран
Особенно ужасает всё нарастающее отставание развивающихся стран от индустриальных стран. Большую роль в этом отставании играет увеличивающаяся...
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих icon1999 Программа создания гармонично благополучной территории (Ладземли)
Ладземель. Они являются универсальными и могут использоваться для гармонизации экономики отдельных административных образований не...
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих iconУрок № Тема «Зарубежная Европа»
Оборудование: политическая карта, атласы, наборы контуров стран Европы, карточки с названиями стран для выполнения заданий №2, №3,...
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих iconФинансовый потенциал населения как источник инвестиций в экономику страны
Опыт развитых стран и логика экономического развития рыночного хозяйства свидетельствуют, что финансовый потенциал домохозяйств может...
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих iconПлан-конспект урока по географии в 10-м классе моу сош №3
Обобщить знания учащихся о социально-экономическом развитии стран богатых (экономически развитых) и стран бедных (экономически развивающихся,...
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих iconКардинальные изменения мировой экономической среды последних лет,...
Наиболее ярким проявлением этого стал мировой валютно-финансовый кризис 1997 1999 гг
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих iconУрок окружающего мира «Что такое Бенилюкс?»
Знакомство с экономикой этих стран, с некоторыми достопримечательностями этих государств
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих iconЭкономико-географическая характеристика (эгх) страны
Эгх стран и т д. (Подробно об этих вопросах можно познакомиться у Я. Г. Машбиц /Основы страноведения: Кн. Для учителя. М.: Просвещение,...
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих icon§ Правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности
Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к пра­вовому...
Опыт азиатских стран, переживших в 1997 1999 гг серьезный финансовый кризис, представляет серьезный урок для многих развивающихся стран. Развитие этих iconСтруктурные сдвиги в экономике ведущих капиталистических стран
Если валютный кризис был спровоцирован изменением соотношения сил между сформировавшимися тремя центрами капиталистического мира,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница