Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику),




НазваниеРешение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику),
Дата публикации28.10.2013
Размер82,2 Kb.
ТипРешение
pochit.ru > Экономика > Решение
Основные этапы в развитии истории экономической мысли

  1. Решается проблема формирования экономики как науки. Экономика как наука не сформирована и не отделена от других наук. Нравственная философия. Древний мир (Китай, Египет, Россия, Египет), Средневековье вплоть до возникновения классической политэкономии (до середины XVI (если до политэкономии) -- XVII вв.) (пока только ИЭМ)

  2. Период разработки проблем терминологии (деньги, капитал, товары возникают в древние времена; но понятия начинают складываться в это время) и формирования системы экономических категорий (середина XVII – середина XIX вв.) (шотландский экономист Адам Смит, Давид Рекарда, французы: Школа Физиократов (Француа Перне), классическая политэкономия Франции, английские экономисты, …). Зарождается специфическая школа (направление) – марксизм (относится также к классической политэкономии, но это особенный вариант классической школы). Это период, когда формируется машинное производство, переосмысление многих экономических понятий, когда политэкономия начинает носить идеологическую окраску, то есть либо защищает взгляды буржуазных представителей, либо рабочего класса, мелкобуржуазная политэкономия, либо специфическая система взглядов утопического социализма.

  3. Исследуются проблемы развития и функционирования всей экономической системы, механизмов ее регулирования (середина XIX – начало XX вв.). Как функционирует экономическая система и какие механизмы есть для ее регулирование. Возникает также маржинализм (в его рамках начинает формироваться теория предельной полезности, математико-экономическая школа?, неоклассическая-Кэмбриджская школа (термин политэкономия заменяется на экономикс)). Проблемы функционирования и регулирования рыночной системы.

  4. Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), ее функционирования, регулирования, формирования инфраструктуры и институционального оформления (начало XX века и современность. Этап характерен возникновением различных экономических теорией, трактующих по разному управление системы со стороны государства либо со стороны рынка.


Финансовый рынок: фондовый рынок (ценные бумаги), валютный рынок, кредитный рынок, страховой рынок. Например, инфраструктура финансового рынка. Какое институциональное оформление?
Текущая проблема: как нам выйти из кризиса?
Две книги: Адам Смит, Кейнс
Основные направления в ИЭУ:

  • Меркантилизм («примитивный монетаризм»; в его рамках только деньги имеют значение, но в монетаризме просто деньги имеют значение в совокупности с другими факторами) (1-я система экономвзглядов) (макроэкономическая теория, где сильнар роль государства в экономике; меры, которые используются и на сегодняшний день государствами с точки зрения регулирование внешнеэкономической деятельности)

  • Классическое направление (классические для экономической теории)

  • Неоклассическое

  • Марксизм (как разновидность классической школы; одна из наиболее правильно логически выстроенных экономических теорий)

  • Маржинализм (в рамках него выделяется неоклассичесая школа)

  • Кейнсианство (теория регулируемого капитализма)

  • Монетаризм (разновидность неоконсерватизма, к которому также относятся экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий). Мы изучали монетаризм Чикагской школы.

  • Институционализм (начало XX века). Возникает в США, первая технократическая теория: власть в экономике должна принадлежать менеджерам-технократам.


Экономическая мысль Древнего Ира: «Деньги не ценность, если не умеешь пользоваться ими» (Ксенофонт). Фрэнсис Бэкэм: «Деньги как навоз плохи до тех пор, пока они не пахнут».
Около 3-х тыс. лет до н. э. (Древний Восток):

  • Основные средства производства принадлежит государству (земля и оросительные системы)

  • Огромную роль играет религия

  • Нет рыночной системы

  • В основном была значительная доля натурального хозяйства, денежные отношения были малы

  • Рабы


Источники экономической мысли:

  • Кодекс царя Хаммурапи (Вавилон) (хоздеятельность данного государства) (1760 до н. э.)

  • Китай: Конфуций (Кун-цзы) (Конфуцианство) (551—479 до н. э.). В противовес был Шань-Янь (проблема пределов госрегулирования и эк. жизни).

  • Трактат «Артхашастра) (наука о пользе практической жизни) (Индия), автором считается Каутилья (IV до н. э.)


Эк. мысль античного мира

  • Рыночная экономика (мало, но было), частная собственность

  • Рабский труд

  • Политическая система – демократия

  • Высокие достижения в области культуры и науки


Источники, предмет и метод

  • Источники – философские произведения Платона («Государство»), Аристотель («Политика»), …

  • Предмет изучения – частное хозяйство

  • Метод – нормативный (как должно быть) (идея «естественного порядка, морально-этические оценки») и позитивный (как есть) подходы, элементы анализа и систематизации


Аристотель:

  • Рабство – естественное явление

  • Обязательна частная собственность

  • Все виды деятельности на две группы: экономия – изучения естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей, хрематистика – изучение противоествественных явлений, связанных с накоплением денег.


Есть проблема в эк. теории, когда начинает производиться обмен. Аристотель один из первых, который поставил проблемы соизмеримости: есть X (количество товара А) и обменяется на количество Y товара Б. Проблема равенства. Что лежит в основе обмена? Аристотель: «нет обмена без равенства, а равенства – без соизмеримости». Должна быть соизмеримость. До XIX решали эту проблему, с XX ее не решают.
Богатство по Аристотелю:

  • Совокупность потребительных стоимостей

  • Как накопление денег:

    • Естественный (производственная деятельность)

    • Противоестественный (из обращения)


Проблема и роль государства по Аристотелю: деньги – соизмеримость… // человек в обществе не может быть без него.
Меркантилизм как первая система экономических взглядов

«Волны торговли, уносящие из страны ее денежные запасы, превращаются в широкий поток, приносящий ей все новые денежные суммы» (Томас Мен)

Акцент на то, что денежные суммы увеличиваются за счет внешнеторговой деятельности (положительного сальдо торгового баланса).
Эпоха первоначального накопления капитала. Цель государства и отдельных хозяйствующих субъектов: накопление денег. Деньги должны накапливаться. Не важно, как. Ограбь соседа? Нормальные формы? Колонизация? Клад? Добыча драгметаллов?
Накопление капитала характеризовалось господством абсолютизма (абсолютистская монархия). Западно-европейский меркантилизм. => распространялась монополия государства на многие виды деятельности и, в частности, на внешнеэкономическую деятельность.
Принципы меркантилизма:

  • Золота и сокровища любого типа как выражение сути богатства (основная проблема: проблема богатства; богатство – деньги; деньги – только золото и серебро; это абсолютная форма денег)

  • Регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра

  • Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья

  • Протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары

  • Поощрение экспорта, особенно готовой продукции


Д/З: активный торговый баланс (превосходства экспорта над импортом). Всегда ли благо для страны положительное сальдо торгового баланса. Соотношение нужно провести с понятием платежный баланс с понятием торговый баланс.
Предмет и метод меркантилизма

Меркантилизм (итал. Mercante – купец) – направление экономическо мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового богатства.

Задача – поиск средств накопления нации через активное сальдо торгового баланса.

Особенности предмета анализа – все проблемы рассматриваются на макроуровне, главным предметом является сфера обращения.

Метод – макроэкономический подход и эмпирическая направленность исследований (описательный метод; описывают то, что было в реальной действительности).
Этапы в развитии мерк.:

  1. Ранний (XV – XVI вв.) – монетарная система, теория денежного баланса

  2. развитой (поздний, зрелый) (XVII—XVIII вв.) – мануфактурная система, теория торгового баланса.


Смит рассматривал политэкономию до него (XVIII век): существует система физиократии и система меркантилизма (примерно в то же время вводится понятие). Смит негативно относился к теории («громоздкий чемодан: теоретический пузырь…»)? Смит: меркантилизм: не теория, громоздкий чемодан, сделан для протекционизма, просто детский лепет.
Но в рамках меркантилизма есть подходы и оценки, которые могут и используются правительствами и представителями экономической мысли.
Джон М. Кейнс (30 годы XX: кейнсианство). Одна из причин: экономический кризис 29—33 годов. Вопросы и проблемы Кейнса: в чем его причина и каковы пути выхода? Теория Кейнса: один из тех немногих экономистов, кто благожелательно относился к меркантилизму. Кейнс рассматривал проблемы денег у себя также. «Нельзя называть ребяческий идеей то, что меркантилисты выделяли задачу прилива дополнительного золота в страну. Когда они об этом говорили, они интуитивно почувствовали взаимосвязь между обилием денег в стране и ставкой ссудного процента». Кейнс отталкиваясь от этого заключения: нужно поощрять инфляцию через активный торговый баланс?..
M (количество денег внутри страны увеличивается)  Растут внутренние цены => меркантилисты подводили к проблеме инфляции. Закладываются предпосылки для возникновения инфляции.

M = P? Количественная теория денег, которую меркантилисты еще не рассматривали.
Меркантилизм возникает как экономическая практика, затем оформляется в экономическую теорию (в отличие от многих других теорий). Меркантилисты были практиками и описывали то, что было в реальной действительности.
Термин «Торговый баланс» введен в 1623 англичанином Эдвардом Мисселденом. Была сделана первая попытка рассчитать торговый баланс для Англии.
Есть еще понятие «Общий торговый баланс». Введен представителем позднего меркантилистом англичанином Томасом Меном. Торговый баланс – частный баланс, общий – торговый баланс всей страны.
Ранний и поздний мерк.:

  • различия уровней внешней торговли. Ранний: торговые связи между странами слаборазвиты и носят эпизодический характер, поздний: торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер. Почему? В период раннего устанавливаются максимально высокие цены на экспорт товаров, применяются жесткие требования со стороны государства, работает термин «ограбь соседа», идет ограничение импорта товара, запрет вывоза денег в форме золота и серебра из страны. Причем запрет в некоторых странах законодательно был жестко ограничен (например, Англия, доходило до смертной казни). Это оборонительная форма протекционизма (ранний этап), она не всегда действует. Для позднего этапа характера насильственная форма протекционизма: государства захватывают рынки сбыта, в том числе военные действия (Колумб, …).


Ранний меркантилизм: денежная система. Задача: есть деньги, получить деньги с приростом. Прирост должен происходить через сферу обращения (внешняя торговля, …). Но устанавливаются торговые пошлины на ввоз готовой продукции, на вывоз денег. Это не стимулирует обмен. Я купец, приезжаю в Англию, должен заплатить пошлину и потратить деньги в самой Англии.
Первой страной меркантилизма была Голландия.
Если бы общество задержалось на меркантилизме, они бы начали деградировать?
Реально они ввели денежные суррогаты, но реально деньги должны были куда-то вкладываться. Не существовало реального капитала. Деньги практически не работают, капитал нереален. Нужно было искать другие источники. И стали задумываться о развитии производственной сферы.
Складываются предпосылки для инфляционных процессов. Широкое развитие получают кредитные отношения, кредитования осуществляется в вексельной форме. Товар, вексель, деньги, товар… Может разрыв быть в точке Вексель-Деньги (вексель не оплачен) => товар следующий за деньгами не находит своего покупателя. Закладываются не только предпосылки инфляции, но и для экономического кризиса перепроизводства товарной продукции.
Ранний меркантилизм: развивается фальшивомонетчество. Из одного слитка можно напечатать определенное количеств монет. Основная функция денег – средство обращения. Какая разница, какой будет вес? Мир стал насыщаться неполноценными деньгами.
Вывод: если бы страны Западной Европы задержались на этапе меркантилизма, общество начало бы деградировать. Нужно менять рычаги, с помощью которых государство воздействует на внешнеторговые связи.

Похожие:

Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconГосударственного регулирование финансового рынка
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. В современных...
Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconГосударственного регулирование финансового рынка
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. В современных...
Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconКонцепция профориентационной работы в юго-западном округе "Проблема...
Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни
Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconКак экологическая проблема
Человечество вступило в XXI век обремененное грузом эко­номических, политических, социальных и других проблем, главной из которых...
Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconПроблемы экономической интеграции в СНГ
Главная проблема это усиление экономической дезинтеграции постсоюзного пространства
Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconКурс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов:...
Первая группа вопросов представляет собой понятие об экономике как управляющейся системе, вторая группа вопросов описывает микроуровень,...
Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconДоцент мгу им. М. В. Ломоносова методические вопросы изучения курса "теория государства и права"
Это такие понятия и категории как правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права, правосознание,...
Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconПамятка к уроку обществознание по теме: «Государство»
Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории...
Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconЭто проблема. Но, у каждой проблемы есть множество решений. И задача...
Стратегическое решение для среднего торгового предприятия с большой номенклатурой товаров
Решение проблем управляемости экономической системы (проблема возникла и ранее, как возникло государство; то есть это проблема вмешательства государства в экономику), iconРабочая программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного...
Проблема «трудных учащихся»  одна из центральных психолого-педагогических проблем
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница