Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука»




Скачать 189,56 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука»
Дата публикации14.07.2013
Размер189,56 Kb.
ТипЗанятие
pochit.ru > Экономика > Занятие
Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Утверждена на

Методическом совете МАДОУ

«Детский сад № 77

Протокол № 1 от 15.09.2009

Председатель: зам. Зав. по ВМР Бакланова С.Н.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

(1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)


Составила: воспитатель логопедической группы

Березовская Людмила Юрьевна-

1 квалификационная категория.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наши дни экономические знания нужны всем: и взрослым, и детям. С проблемами экономики дошкольников сталкивает вся современная жизнь. Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Повседневная жизнь активно способствует формированию эмпирического опыта, связанного с экономикой домашнего хозяйства. Современным детям старшего дошкольного возраста доступны понятия «бизнес», «деньги», которые являются предметом жизненной необходимости, дети имеют представления, что деньги зарабатывают, о деловых и личностных качествах людей разных профессий, мотивы и цели трудовой деятельности взрослых. В этом возрасте формируются первичные ценностные представления о том «что такое хорошо и что такое плохо», что честный бизнес – это хорошо; обман, воровство, расточительство всеми осуждаются и наказываются законом. Поэтому экономическое воспитание и образование по программе «Экономическая азбука» может осуществляться в дошкольных учреждениях с детьми с 5 лет.

В программе представлен учебно- тематический план по формированию экономических знаний, состоящий из 36 занятий в течении одного учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 20 мин. В процессе освоения программы дети осознают, что труд – это такая деятельность, которая позволяет людям обеспечить себе и близким условия нормальной человеческой жизни и материальный достаток: одежду, жильё, питание, образование, т.е. всё, что нужно человеку, что служит базой для развития реального экономического мышления. Важно, что предлагаемые занятия проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, изобразительной деятельности. Не следует забывать и о чтении детской художественной литературы, что существенно расширяет кругозор детей.
^ Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

  • дать азы экономики;

  • формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;

  • формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать;

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

  • учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми - "товар - деньги - товар"

  • учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Ожидаемый результат:

  • Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

  • Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

  • Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

  • Видят красоту человеческого творения;

  • Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

  • Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

  • Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.


^ УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1-я неделя: Экономика. Что это такое?
2-я неделя: Золотые правила экономики.
3-я неделя: Потребности человека.
4-я неделя: О дружбе и заботе.

Познакомить детей с понятиями «экономика», «экономисты»; помочь понять и закрепить основные правила экономики, объяснить необходимость их выполнения; развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать по теме; воспитывать интерес к экономике, честность, трудолюбие.


Октябрь

1-я неделя: Какие бывают товары и услуги.
2-я неделя: Потребности и возможности моей семьи.
3-я неделя: Потребности животных.
4-я неделя: Потребности растений.

Закрепить знания детей о потребностях человека; путём рассуждений и через игровые приёмы ввести понятие «потребности животных»; «потребности растений»; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.


Ноябрь

1-я неделя: Природа и рукотворный мир.

2-я неделя: Кому спасибо говорим (о природных ресурсах).

3-я неделя: Кто производит товары (о производителях товаров и услуг).

4-я неделя: Машины, оборудование, инструменты, приборы (капитальные ресурсы).




Декабрь

1-я неделя: Средства передвижения (капитальные ресурсы).

2-я неделя: Цепочка производителей.

3-я неделя: Экономическая викторина «Что? Где? Когда?» по теме «Производители и ресурсы»

4-я неделя: Ограниченность ресурсов, или что мы выбираем.






Январь

1-я неделя: Выбор. Цена выбора.

2-я неделя: Натуральный обмен. Бартер.

3-я неделя: Деньги. Какие бывают деньги.

4-я неделя: Рынок. Где и что покупают люди.

Ввести в активный и пассивный словарь детей экономические понятия «натуральный обмен» и «бартер»; расширить представления детей о жизни древних людей.


Февраль

1-я неделя: Что такое цена. Знаешь ли ты цены?

2-я неделя: От чего зависит цена.

3-я неделя: Зачем людям деньги. На что расходует деньги наша семья (семейный бюджет).

4-я неделя: Праздник первой покупки (экскурсия в магазин «Игрушки»).

Формировать представления детей о том, что от того сколько в изделие вложено труда зависит его стоимость, что стоимость зависит и от качества изделия.

Март

1-я неделя: Итоговое занятие по теме «Обмен и деньги. Рынок. Цена» (экономическая викторина «Что? Где? Почём?»).

2-я неделя: Мой проект. Маркетинг (Изучение спроса и предложения).

3-я неделя: Мой проект. Фирменный знак.

4-я неделя: Мой проект. Реклама.


Учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми "товар - деньги - товар" Учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Апрель

1-я неделя: Деловая игра «Защита моего проекта» (1-я группа детей).

2-я неделя: Деловая игра «Защита моего проекта» (2-я группа детей).

3-я неделя: Деловая игра «Защита моего проекта» (3-я группа детей).

4-я неделя: Путешествие по стране Экономике (занятие по итогам года).



Выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года; формировать экономическое мышление.



содержание программы

Реализация программы «Экономическая азбука» осуществляется по 4 блокам:

- «Труд и продукт»;

- «Реклама»;

- «Деньги, цена, стоимость»;

- «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

● По первому блоку «Труд и продукт» образовательный процесс строится следующим образом:

  • знакомство с золотыми заповедями экономики;

  • чтение художественных произведений на экономические темы, показывающих положительные нравственные качества героев, знакомство с пословицами, поговорками о труде;

  • включение в занятия материалов по региональному компоненту, содержащих информацию о том, кто трудится на местных предприятиях, какую продукцию выпускают заводы;

  • формирование представлений о профессиональной деятельности родителей.

  • ● Блок «Реклама» включает в себя следующее:

  • информация о видах рекламы;

  • распознавание рекламы в потоке различной информации, сочинение рекламных текстов в стихотворной форме;

  • знакомство с «живой рекламой», рекламными проспектами, указателями, щитами и др.;

  • обсуждение вопроса об отношении дошкольников к рекламе.

В процессе реализации блока «Деньги, цена, стоимость» дошкольники

  • знакомятся с денежными знаками, с понятиями «цена», «стоимость», «товар», «доход», «зарплата», «семейный бюджет»;

  • с помощью игровых заданий, проблемных ситуаций, экономических кроссвордов, сюжетно-ролевых игр закрепляют представления о деньгах, валюте и их назначении.

● Блок «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика» завершает работу по программе и предусматривает:

  • воспитание традиционных навыков личной гигиены;

  • формирование новых полезных привычек: быть экономным, бережливым в быту, разумно пользоваться вещами, приборами, водой, электричеством.

Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

С учётом психических и возрастных особенностей реализация программы начинается с темы «Потребности». Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме, предложила игру «Путешествие на необитаемый остров».

Используется рисунок необитаемого острова и человека и рассказ педагога: «Однажды человек попал на необитаемый остров. Сначала он отдыхал, купался, загорал. Так прошло несколько дней. Потом ему стало очень скучно. Как вам кажется, почему?. (нужен друг, чтобы общаться; надо заняться каким-то делом; научиться чему-нибудь). Так дети знакомятся с потребностями человека в общении, работе, отдыхе, пище, сохранении здоровья, образовании, объяснила, что потребности зависят от возраста, положения, возможностей, половой принадлежности людей, их профессии. Современные дети рано знакомятся с функцией денег и начинают понимать: деньги позволяют получить желаемое.

Предварительная подготовка к занятию по воспитанию экономической культуры проходит через все виды детской деятельности.

Особое значение имеют занятия по формированию у детей математических представлений, которые способствуют приобретению основ экономических знаний. Здесь заложена прямая связь и взаимообусловленность получаемых детьми сведений. В занятия по математике ввожу экономические задачи. Детям нужно подумать, как разумно распорядиться деньгами в разных случаях.

Задача 1. Папа решил подарить Сереже на день рождение велосипед. Скажите, в какое время года его можно выгоднее купить?

Задача 2. У Полины и её брата на двоих 10 рублей. Смогут ли они купить магнитофонную кассету по цене 4 рубля и фломастеры, которые на 2 рубля дороже кассеты?

Задача 3. Встречаются две хозяйки. У них в руках сумки с яблоками. Одна хозяйка купила яблоки по оптовой цене, а другая – такие же яблоки по розничной цене. Объясните, какой хозяйке покупка обошлась дешевле и почему?

На занятиях по развитию речи или в свободной деятельности обязательным стало чтение детской художественной литературы..

Занятия по экономике проводятся в различных формах^ . Это занятия-беседы, занятия-экскурсии, занятия - экономические викторины, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьм. При закреплении материала ответы детей стимулировались призами, в качестве которых использовались детские книги, книги-раскраски, наклейки и т.д. Освоение материала по экономике проходит при помощи многочисленных средств, методов и приёмов. Важным элементом почти всех занятий – игровая импровизация.

При знакомстве с экономикой как наукой вводится персонаж царица Экономика. Вместе с тем она одета в простое платьице до тех пор, пока не узнает все законы экономики, постепенно не научится управлять своим государством, и сможет купить красивое платье Царица Экономика «дарит» детям новые пословицы и поговорки на экономические темы: «Маленькое дело лучше большого безделья», «дорого – да мило, дёшево – да гнило», «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным», «Хорошо живёт тот, кто много работает и учится» и др. (Подборка пословиц и поговорок находится в экономическом уголке).

В соответствии с учебно- тематическим планом педагог знакомит детей с тем, что такое деньги; какими были первые деньги; что было, когда не было денег; как выглядят российские рубли, которыми люди расплачиваются в процессе разнообразных покупок; что на них нарисовано; с тем, какие бывают деньги, и что зарабатываются они честным трудом; рассказала о том, что существует производство денежных купюр и монет; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран и др. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают. Вместе с детьми и родителями можно оформить пособия по этой теме: альбом монет нашей страны, стран СНГ, стран дальнего зарубежья.

В группе создается развивающая среда для усвоения детьми экономических понятий. Используются дидактические игры («Наши потребности», «Что из чего сделано», «Играем в профессии» и др., настольные игры «Оптовичок», «Маленький покупатель» и др. Оформлена коробка «Справочное бюро», в которую помещаются карточки с объяснением понятий. Подобрана библиотечка о деньгах, бизнесе, сделала выписки из книг энциклопедического характера о происхождении денег (использовала энциклопедии «Что такое, кто такой», изд. «Просвещение»; А.Дитрих «Почемучка»)

Удачной для знакомства детей с азами экономики является книга И.Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых».

Дети знакомятся с содержанием понятия бюджет, через цветную таблицу в виде круга с расчерченными секторами и красочными картинками – на что семья расходует деньги. Понятие бюджет как отправная точка домашней экономики. Его формальное выражение в планировании доходов и расходов на определённый период времени, исходя из учёта постоянных платежей: квартирной платы, платы за детский сад, электроэнергию, газ, одежду; расходы на питание членов семьи, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Из чего складывается бюджет? Это все деньги, которые получают члены семьи (если сложить зарплату мамы и папы, пенсию бабушки (если она живёт с вами) – это всё вместе и будет семейный бюджет). Стараюсь подвести детей к пониманию того, что нельзя купить сразу всё, что тебе хочется. Поэтому каждая семья планирует свои расходы в зависимости от бюджета семьи: что можно купить сейчас, а что в следующий раз (расчётливость). Разговариваю с детьми о смысле поговорок: «По одёжке – протягивай ножки», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», « Кто не бережёт копейки, тот сам не стоит рубля» и др. В одном из секторов – сбербанк, чтобы вкладывать деньги. Объяснила детям смысл вложения денег, понятие проценты и откуда они берутся. Почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в сбербанке? Об этом хорошо написано в книге Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Обсудили с детьми неправильное предложение старухи Шапокляк относительно вкладывания денег («лучше в банку – и закопать»).

Бережливость, расчётливость, экономность – все эти начала рационального поведения непременно присутствуют при ознакомлении детей с понятием «бюджет». Эти качества необходимы человеку, который хочет научиться жить по средствам и разумно оценивать свои потребности.

Для себя в ходе работы с детьми уточнили содержание понятий «бережливость», «экономность», «рациональность», «деловитость» применительно к характеристике человека (ребёнка, взрослого), проявляющего склонность к экономически оправданному поведению.

Бережливость – стремление к сохранению готовых вещей, продлению их «жизни» (любимой куклы, машины, книг и т.д.)

Экономный – экономить, значит, не тратить зря. Это качество оправдано при использовании различных материалов (бумаги, краски, ткани и др.); при реализации продуктов питания, траты денег и т.п.

Рациональный – разумный. Прежде чем принять решение – хорошо подумай, живи по пословице: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

Деловитость – это склонность к быстрому овладению практическими умениями, навыками для выполнения какой-либо работы.

Итак, полезные привычки можно приобрести в результате воспитания. Они имеют не только социальное, педагогическое значение, но и способствует становлению экономического поведения с детства. Уточнение содержания данных качеств делает воспитательно-образовательную работу по приобщению детей к экономике более осмысленной, полезной.

В повседневных играх, особенно бытовых, играх «Магазин», «Театр», «Парикмахерская» дети всегда используют деньги как атрибут игры или «как будто» они есть. Такие понятия, как «покупать», «продавать», «дорогой», «дешёвый» они используют в своём речевом словаре свободно.

В работе используются повседневные жизненные ситуации, связанные с деньгами: разговоры детей о перспективах покупок в семье, о том, что купил бы ребёнок «если бы выиграл миллион» или «если бы нашёл кошелёк…». Это является своего рода диагностическим инструментом, для определения уровня экономических представлений воспитанников.

Для решения проблемы экономического воспитания особый интерес представляет– ознакомление детей с трудом взрослых. Благодаря знаниям о труде людей у детей постепенно формируются мотивы трудовой деятельности, желание трудиться, помогать взрослым, а в целом – положительное отношение к труду.

В последние годы появилась масса новых профессий, связанных с организационной деятельностью: менеджер, фермер, банкир, клерк (служащий банка), охранник, президент фирмы и т.д. Знакомство с новыми, современными профессиями вызывает у детей большой интерес, кроме того, этих знаний требует сама жизнь.

Рассказывая детям о той или иной профессии, взрослым следует говорить не только о её привлекательных сторонах (например, «они – звёзды, хорошо зарабатывают, красиво одеваются», «хорошо быть моделью» и т.д.), но о скрытых, на первый взгляд, сложностях и особенностях, например, профессий: балерины, модельера, учителя, артиста и т.д. Все сложности большинства профессий творческого характера скрыты, завуалированы, и о них возникает у детей искажённое представление. Коммерческая деятельность также сложна. Знакомя, например, с профессией предпринимателя, я рассказываю детям о человеке, который умеет зарабатывать деньги, но берёт на себя риск за использование всех материальных благ фирмы. Он сам работает очень много и требует, чтобы все работали так же.

Например при знакомстве детей о профессии фермера, о том, как много надо трудиться фермеру и членам его семьи, чтобы вырастить хороший урожай, уберечь скот (коров, телят, поросят, кур), выгодно их продать. В семье фермера работают даже дети в свободное от учёбы время. А сколько помех в их работе: это – плохая погода, или жара, или сплошные дожди, или ранние заморозки, град; нужно закупать современную технику, удобрения. У людей, имеющих своё дело, много недоброжелателей, которые сами трудиться не хотят, а стремятся отобрать заработанные у тех, кто много и честно трудится. Предпринимателю надо быть сильным, смелым, уметь защитить не только своё дело, но и свою семью. Сейчас в нашей стране много фермеров. Они помогают друг другу.

Итак, в решении задач экономического воспитания детей дошкольного возраста труд выступает как условие и как средство воспитания.

Все беседы с детьми по поводу труда людей (детей и взрослых) должны быть направлены на внушение детям общеизвестных этических истин:

«Посредством труда узнают много разных и полезных дел, которые помогают человеку выбрать интересную, хорошую профессию. Профессия, работа – это достойная жизнь. Надо с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищённость и благополучие твоих близких. Это тоже экономика.

Надо любить и уважать своих родителей. Они много работают, заботятся о тебе, потому что ты пока сам не умеешь зарабатывать деньги; надо помогать им, делать то, что уже умеешь, а когда будешь работать, будешь заботиться о них, об их здоровье и благополучии, как это делали твои родители, бабушка и дедушка.

Очень важно, чтобы ты рос сильным, здоровым, трудолюбивым, хорошо учился и выбрал интересную для себя профессию, чтобы ты мог обеспечить свою семью, так как это делали твои родители, и быть полезным для общества человеком».

Решающая роль семьи в воспитании детей общепризнанна. Возложение законом ответственности за результаты воспитания своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ) опирается на положение о том, что семья является ведущим институтом воспитания, а детский сад может и должен стать «продолжением жизни ребёнка в семье» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов).

Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитуемых, взаимопонимании в решении любой поставленной задачи воспитания и обучения.

Начиная работу по экономическому воспитанию дошкольников, необходимо поставить в известность родителей этих детей и предложить им ответить на вопросы анкеты:

^ 1. Является ли для вас проблемой вопрос формирования отношения ребёнка к деньгам?

2. С какого возраста, на Ваш взгляд, допустимы карманные деньги для ребёнка?

На родительском собрании необходимо раскрыть идею программы экономического воспитания детей: цель, задачи, содержание. Важно показать необходимость работы по данной проблеме, что вкладывается в понятия «экономика», экономическое воспитание. Привести родителям разумные аргументы о связи экономического воспитания с нравственно-трудовым, без чего экономическое воспитание бесперспективно и теряет свой педагогический эффект. Порекомендовать родителям рассказать о своей профессии детям, содержании их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся (на благо своей семьи, всего общества и др.). Такие беседы дают детям первоначальные представления о труде взрослых, помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е. результаты работы и др.

Эти представления, как отмечает А.Б.Орлов, обогащают содержание детских игр новыми действиями, знаниями.

Педагогу надо сделать подборку литературы, которую родители могут читать детям. Посоветовать родителям обязательно обсудить прочитанное, когда целесообразно задать несколько вопросов, а когда достаточно одного, но очень важного и определяющего всё содержание прочитанного. Особенно это необходимо учитывать после прочтения произведений на морально-этические темы, например, короткие, но очень глубокие произведения В.А.Осеевой, А.Л. Барто, Е.А. Благининой, С.Я. Маршака, Н.Н. Носова и др.

Опыт использования карманных денег создаёт ситуацию, при которой ребёнок усваивает очень важный закон экономической жизни: желания, потребности человека должны соответствовать его возможностям.

Посещение магазинов с родителями – ещё один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Пожалуй, это один из первых путей знакомства детей с назначением денег, понятиями «покупать», «продавать», «сдача», «кассир», «продавец» и т.д. Часто в магазинах дети капризничают, плачут, и родители не знают, как поступить. Посоветуйте родителям готовить ребёнка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-нибудь покупку ребёнку, обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем во дворе, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как ты быстро научился лазать по лестнице» и т.д.

У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберёшь побольше денег – купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребёнок начинает выпрашивать у родителей, бабушки деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому я советую родителям, что в каждом конкретном случае должно быть принято своё решение, заводить копилку или нет. Предварительно побеседуйте с ребёнком, это поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребёнка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.


^ Диагностика развития экономических знаний детей.

На начало года в процессе индивидуальных бесед педагог просит детей ответить на следующие вопросы:

1. Что лежит у воспитателя на столе?

2. Как ты думаешь, откуда деньги берутся?

3. Зачем людям нужны деньги?

Процедура опроса: заранее приготовить горсть монет разного достоинства и несколько купюр (мелкого и крупного достоинства – 50, 100, 500) и, показывая их детям, задаются вышеназванные вопросы. Как первый, так и второй вопрос направлены на выяснение того, связывают ли дети происхождение денег с трудом, с работой, каковы их представления о появлении денег.

Для определения эффективности проведенных занятий в кружке «Экономическая азбука» используется методика констатирующего наблюдения за детьми, в сюжетно- ролевых и дидактических играх, а также повторной диагностики по методике А.Д. Шатовой.

Вместо первого вопроса задается другой вопрос:

Как ты думаешь, откуда берутся деньги?


^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Возраст ребенка: ___ лет ____ мес. Пол ребенка ______

Инструкция: «Отвечая на заданные вопросы, выберите один из наиболее подходящих к Вашему ребенку ответов, либо напишите свой вариант ответа»


  1. Является ли для Вас проблемой вопрос формирования отношения ребенка к деньгам?

а) нет;

б) да;

в) иногда.
2. С какого возраста, на Ваш взгляд, допустимы карманные деньги для ребенка?

а) с 3 лет;

б) с 5 лет;

в) с 7 лет;

г) другое

__________________________________________________________


  1. Нужно ли ограничивать ребенка в покупках, объясняя это ему временным отсутствием денег?

а) да, ребенок должен понимать ограничение финансовых возможностей;

б) нет, ребенок не виноват в отсутствии денег у родителей;

в) другое

_________________________________________________________

  1. Какая помощь необходима Вам для формирования правильного отношения ребенка к деньгам?

а) консультация о возрастных особенностях отношения детей к деньгам;

б) практические советы по общению с ребенком на финансовые темы;

в) предоставление литературы по данной теме;

г) нет необходимости в помощи;

д) другое

_____________________________________________________________

Похожие:

Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconОбразовательная программа дополнительной платной образовательной...
Творчество интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего
Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconЗадачи: формирование основ экономических знаний
Цель – формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у школьников
Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconКонспект занятия-экспедиции по дополнительной образовательной программе
Цель занятия: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки
Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconРабочая программа дисциплины «геополитика»
«Социология», «Экономическая теория». Набор входящих знаний в области философии, умений и навыков, состоящих в понимании основных...
Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconДополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых...
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей
Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconКраткое содержание Вид образовательной программы основная 1 Программа...
Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими легкую...
Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconКнига содержит рассказ об основных понятиях современной экономической...
Книга предназначена для учащихся 9-11-х классов обще­образовательной школы, профессионально-технических училищ и техникумов. Она...
Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconРабочая программа по информатике
Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание...
Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей (авторская)...
Программа «Наследие человечества» имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для детей 14-18 лет, интересующихся...
Программа дополнительной образовательной услуги формирование основ экономических знаний для детей 5 7 лет «экономическая азбука» iconПояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница