Скачать 6,18 Mb.
|
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования КОЛЛЕДЖ «ВЫСШАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА» ![]() «УТВЕРЖДАЮ» Директор Колледжа «ВБШ» __________________ А.С. Кузнецов « » 200 г. Регистрационный № ___________________ ЛЕКЦИИ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ» для среднего профессионального образования по специальности 080108 «Банковское дело» по очной форме обучения, с нормативным сроком обучения – 56 час (продолжение) Санкт-Петербург 2009 СОДЕРЖАНИЕ: РАЗДЕЛ I. ДЕНЬГИ 5 Глава 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕНЕГ, ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 5 1.1. Предпосылки и значение появления денег 5 1.2. Сущность денег 7 ГЛАВА 2. 10 ФУНКЦИИ, ВИДЫ ДЕНЕГ 10 2.1. Функции денег, состав и особенности 10 2.2. Виды денег 16 2.3. Деньги безналичного оборота 19 2.4. Денежная масса и денежная база 20 ГЛАВА 3. РОЛЬ ДЕНЕГ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИ РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ЭКОНОМИКИ 23 3.1. Роль денег в воспроизводственном процессе 23 3.2. Различия в характеристике роли денег 26 3.3. Особенности проявления роли денег при разных моделях экономики 28 ГЛАВА 4. 30 ЭМИССИЯ И ВЫПУСК ДЕНЕГ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ 30 4.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии 30 4.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора 30 4.3. Эмиссия наличных денег 34 ГЛАВА 5. 37 ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ. ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА ПРИ РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ЭКОНОМИКИ 37 5.1. Понятие «денежный оборот», его содержание и структура 37 5.2. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики 39 5.3. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений 39 ГЛАВА 6. 41 БЕЗНАЛИЧНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ, ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ 41 6.1. Основы организации денежного оборота 41 6.2. Принципы организации безналичных расчетов 42 6.3. Формы безналичных расчетов 47 6.4. Платежный кризис и направления его смягчения в условиях переходной экономики 59 ГЛАВА 7. 64 НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ, ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА 64 7.1. Экономическое содержание налично-денежного оборота 64 7.2. Организация налично-денежного оборота 65 7.3. Денежные системы, их формы и развитие 65 7.4. Современный тип денежной системы, ее характеристика 67 7.5. Денежная единица и ее покупательная способность 70 7.6. Направления стабилизации денежной единицы 71 ГЛАВА 8. 76 ИНФЛЯЦИЯ 76 8.1. Сущность, формы проявления и причины инфляции, ее социально-экономические последствия 76 8.2. Особенности инфляции в России 81 РАЗДЕЛ II. 95 КРЕДИТ 95 ГЛАВА 9. 95 НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТА 95 9.1. Необходимость кредита 95 9.2. Введение к сущности кредита 97 9.3. Сущность кредита 101 ГЛАВА 10. 111 ФУНКЦИИ И ЗАКОНЫ КРЕДИТА 111 10.1. Функции кредита 111 10.2. Законы кредита 113 ГЛАВА 11. ФОРМЫ И ВИДЫ КРЕДИТА 117 11.1. Формы кредита 117 11.2. Виды кредита 121 ГЛАВА 12. РОЛЬ КРЕДИТА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ, ЕГО ГРАНИЦЫ 124 12.1. Роль кредита 124 12.2. Изменение роли кредита 128 12.3. Границы кредита 130 ГЛАВА 13. 137 ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ 137 13.1. Природа ссудного процента 137 13.2. Экономическая основа формирования уровня ссудного процента 139 13.3. Банковский процент 142 ГЛАВА 14. 146 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРЕДИТА И ДЕНЕГ 146 ГЛАВА 15. 150 ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 150 15.1. Валютные отношения и валютная система 150 15.2. Платежный баланс: понятие и основные статьи 155 15.3. Валютный курс как экономическая категория 156 15.4. Международные расчеты 157 15.5. Международный кредит: сущность и основные формы 159 15.6. Международные финансовые потоки и мировые рынки 162 15.7. Международные финансовые институты 163 РАЗДЕЛ III. 167 БАНКИ 167 ГЛАВА 16. 167 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 167 16.1. Понятие и признаки банковской системы 167 16.2. Характеристика элементов банковской системы 171 16.3. Развитие банковской системы 175 16.4. Сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы 177 ГЛАВА 17. 190 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БАНКОВ 190 17.1. Возникновение банков 190 17.2. Развитие банков 199 ГЛАВА 18. 209 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ. СОЗДАНИЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ 209 18.1. Особенности построения банковских систем 209 18.2. Из опыта организации банковских систем зарубежных стран 212 18.3. Особенности построения банковской системы России 221 ГЛАВА19. 230 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ 230 19.1. Общая характеристика центральных банков 230 19.2. Задачи и функции центральных банков 231 19.3. Денежно-кредитное регулирование 233 ГЛАВА 20. 242 КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 242 20.1. Операции коммерческих банков 242 20.2. Банковские услуги 254 20.3. Проблемы расширения круга операций, ликвидности и доходности банков 255 ВВЕДЕНИЕ Деньги, кредит, банки являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект. Каждый человек так или иначе постоянно или эпизодически обращается к банковским услугам. Банки, собирая временно неиспользуемые денежные средства, перераспределяют их между регионами и отраслями, между предприятиями и населением, питают экономику дополнительными капиталами и «энергетическими» ресурсами, создавая базу для приумножения богатства общества. Деньги и кредит представляют собой сложные организмы, они порождают сложные экономические связи, способны как облегчить обмен, так и создать определенные преграды на пути движения продукта. Учебник «Деньги, кредит, банки» выступает как теоретический курс, как продолжение анализа экономических отношений в хозяйстве. Он призван дать подробную характеристику сущности и роли денег и кредита в экономике. В этом смысле данный учебник специфический, ибо посвящен особым экономическим отношениям, а также банкам, их роли и деятельности в условиях перехода к рыночной экономике. Его отличие состоит и в том, что деньги, .кредит, банки рассматриваются не как нечто «застывшее», а как явления, находящиеся в развитии. Деньги, кредит, банки появились не сегодня, они служат продуктом длительного общественного развития. На каждом определенном историческом отрезке времени взгляды общества на их роль в экономических отношениях воспринимались неодинаково. В книге приводятся различные теории денег и кредита, раскрывается место данных стоимостных категорий в воспроизводственном процессе. Банки показаны не только как современные денежно-кредитные институты, но и с позиции их исторического развития, с позиции восхождения от простого к сложному. Учебник имеет не только теоретическую направленность, но и определенный прикладной аспект. В нем последовательно выделены три раздела. Первый раздел посвящен деньгам, второй - кредиту, третий - банкам. В первом разделе теория денег сочетается с положениями о денежной системе, организации денежного оборота, наличного и безналичного денежного обращения. Здесь инфляция представлена как следствие нарушений пропорций материального производства и законов денежного обращения; показаны механизм денежных реформ, их предпосылки, порядок проведения и результаты. Второй раздел о кредите включает не только его сущность, функции, законы и роль в экономике, но и формы кредита, используемые во взаимоотношениях кредиторов с заемщиками. Сочетание теории с практикой присуще и третьему разделу, охватывающему банки. Банк рассмотрен как элемент банковской системы, как особый денежно-кредитный институт, как предприятие, создающее специфический продукт в виде платежных средств и различных услуг. Сущность банка, его функции и роль исследуются во взаимосвязи с его операциями. В книге представлены описания традиционных банковских (кредитных, расчетных и депозитных) и других операций, в том числе новых банковских продуктов. Книга «Деньги, кредит, банки» сочетает теоретический и практический аспекты денежных и кредитных отношений, теорию и организационные основы банковской деятельности, позволяет глубже понять их значение и механизм использования в народном хозяйстве. Деньги, кредит, банки являются частью общей экономической системы, поэтому от эффективности их функционирования зависит результативность воспроизводства. Будучи частью общей экономической системы, деньги, кредит и банки отображают закономерности и проблемы общественного развития, которые невозможно рассматривать изолированно от состояния экономики в целом. Подобное взаимодействие заметно в условиях переходного периода, в условиях кризисного состояния экономики, когда низкая эффективность производства сопровождается высокими темпами инфляции, снижением банковской активности, банкротством ряда кредитных учреждений. Раскрываемый в учебнике отечественный и зарубежный опыт, позитивные и негативные свойства некоторых теорий денег и кредита формируют более глубокое представление о путях повышения эффективности денежно-кредитного регулирования. Наука о деньгах, кредите и банках закладывает фундамент экономических знаний в важной области экономических отношений. Она дает основу банковской профессии. В соединении с экономической теорией (политической экономией), экономикой на микро- и макроуровнях, финансами, финансовым менеджментом и другими учебными дисциплинами данный курс формирует общие взгляды банкиров на суть, значение и направление использования денег, кредита и банков в экономическом развитии. Вместе с такими направлениями науки, как банковское дело, рассматривающее организацию деятельности коммерческих банков, денежно-кредитное регулирование, раскрывающее управление денежно-кредитными отношениями на макроуровне, а также операционная техника и учет в банках, данная наука обеспечивает подготовку банкиров в качестве специалистов широкого профиля. Данное издание является вторым. По сравнению с первым изданием в нем появились два новых материала. Первый из них раскрывает содержание платежного кризиса и направления его смягчения в условиях переходной экономики; второй - процессы изменения покупательной способности денежной единицы, особое место здесь уделено денежным реформам, а также деноминации и девальвации. За последнее время произошло обострение экономического положения страны. Неизбежно это сильно затрагивает денежную сферу; крупные неплатежи между предприятиями существенно тормозят выход из экономического кризиса. В этой связи авторы поставили перед собой задачу более подробно раскрыть причины и последствия платежного кризиса, направления его смягчения - меры по укреплению покупательной способности денежной единицы. В целом во втором издании были в большей степени актуализированы некоторые проблемы денежного обращения и банков, дополнены некоторые положения, обновлены цифры, отражены изменения в законодательной и нормативной базе денежно-кредитного регулирования. В равной степени это касается и глав, написанных в свое время проф. Ю.П. Савинским. Авторский коллектив счел возможным сохранить эти главы, подкорректировать некоторые теоретические положения. Учебник можно использовать не только в процессе подготовки, но и переподготовки кадров, а также как помощь в организации самообразования специалистов, пришедших на работу в банковскую систему из других областей и сфер деятельности. Учебник написан преподавателями кафедры «Банковское дело» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, имеющими значительный опыт научной и педагогической работы в учебных заведениях, опыт работы в банках, подготовившими ряд книг, монографий и учебников по различным аспектам банковской деятельности. Традиционно данная кафедра является базовой, она организует составление новых учебных программ, подготовку учебных пособий по специальности «Финансы и кредит». |
![]() | «Курский педагогический колледж» утверждаю директор Областного бюджетного... Положение о предметно-цикловой комиссии обоу спо «Курский педагогический колледж» (далее Колледж) разработано на основе Устава, Типового... | ![]() | Утверждаю директор бу спо хмао – Югры «Лангепасский профессиональный колледж» Настоящее положение определяет порядок и условия реализации товаров, работ и услуг в бюджетном учреждении среднего профессионального... |
![]() | Краткая история колледжа Республики Башкортостан, осуществляющим многоуровневую подготовку в области физической культуры. В настоящее время колледж возглавляет... | ![]() | Ооау спо «Елецкий медицинский колледж» утверждаю директор ооау спо «Елецкий медицинский колледж» Программа (план) развития образовательного учреждения (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году) |
![]() | «Курский педагогический колледж» «Утверждаю» Директор Работа с книгой как путь развития самостоятельности и повышения качества обучения младших школьников | ![]() | Программа одобрена Утверждаю на заседании педагогического Директор моу ксош№4 Автор: Парунина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы моу ксош №4, высшая квалификационная категория |
![]() | «Орехово-Зуевский медицинский колледж» «Утверждаю» Директор гоу спо Ознакомление студентов групп нового набора, оформление стенда «Психологическое консультирование» и презентация профессиограмм по... | ![]() | Положение об обязанностях классного руководителя студенческой группы... «Северный колледж физической культуры и спорта» (далее колледж) назначаются приказом директора колледжа из числа штатных преподавателей... |
![]() | 1. общие положения Колледжа от имени Владимирской области осуществляются департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской... | ![]() | «Утверждаю»: Директор гбоу школа №122 И. Р. Кулиева Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №122 Центрального района |