Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.




Скачать 406,59 Kb.
НазваниеЗакон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.
страница1/4
Дата публикации03.05.2013
Размер406,59 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > Экономика > Закон
  1   2   3   4

1. Спрос и его факторы. Функция спроса. Закон спроса.Спрос («D») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: 1. Цена данного товара (Р); 2. Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Р^s , Р^c ); 3. Текущие доходы потребителей (V); 4. Вкусы и предпочтения потребителей (Z); 5. Объективные (внешние) условия потребления (N); 6. Ожидания потребителей (Е). Зависимость «D» от указанных факторов называется функцией спроса: Qd = f (Р, Р 1^s … Р n^s, Р 1^c …Р m^c, V, Z, N, E), где Qd - объем спроса. Функция спроса от цены: Qd = f (P). Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически: Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их

покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «D» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может

быть продано только по более низкой цене

2. Предложение и его факторы. Функция предложения. Закон предложения.

Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Условия, при которых формируется объем предложения называется факторами предложения. Факторы предложения: 1. Цена данного товара (Р); 2. Цены на другие товары – комплименты (Р^c ) и субституты (Р ^s); 3. Издержки производства и уровень технологий (С); 4. Налоги и субсидии (Т); 5. Объективные (внешние) условия производства (N); 6. Ожидания производителей (Е). Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих: Q^s = f (Р, Р 1^s … Р n^s, Р 1 ^c …Р m^c, C, N, E, T). Функция предложения от цены: QS = f (P)

Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.

Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены. Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения на цену объясняется тем, что: 1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения; 2) в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара. Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую- то сторону в результате действия неценовых факторов.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

3. Рыночное равновесие. Две концепции формирования равновесной цены (Л.Вальрас, А.Маршалл). Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Равновесная цена (Р ε ) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения. Pε= PD = PS – равновесная цена; Qε = PD = PS - равновесный объем производства. Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла. 1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если на рынке избыток предложения (при цене Р ), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до

Рεи избыток исчезает. Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2 ), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка. 2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р 2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия (дать графическую интерпретацию). Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых

факторов. А. Реакция рынка на изменение «D».Предположим, что «V» возрастает. Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального качества). Дефицит (ε0 А) продукта Q при цене

Р 0 повысит цену до Р1 . В результате установится новое равновесие в точке ε1.

В.Реакция рынка на изменение предложения. Предположим,что в результате применения новых машин сократились издержки производства у производителей и,как следствие,возросло предложение товара Q на рынке.Излишек (ε0 В) предложения товара Q при цене Р0 вызовет падение цены до Р1. В результате установится новое равновесие в точке ε1.

Размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии «D» («S») и наклона графиков «D» и «S». При одновременном движении D и S (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия Рε и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.

5. Воздействие государства на рыночное равновесие (инструменты, последствия, графическая интерпретация). а практике государство часто вмешивается в рыночное ценообразование. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются: 1.налоги и субсидии; 2.прямое регулирование цен; 3.регулирование обращающихся на рынке товаров. Самым мягким средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма считаются налоги. рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом.Введение акциза сдвигает кривую «S» влево на величину налога (Т).Спрос и предложение уравниваются при цене Р1 , которая выше цены Р0.Однако, изменение цены, как правило, меньше налога.Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т⋅Q )зависит от наклона кривых «D» и «S»или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий

наклон графика)платит меньшую часть налога (Т).

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, так как оно затрагивает само действие рыночного механизма. Рассмотрим последствия установления верхней границы цены (социально-низкой Р) для защиты интересов малоимущих потребителей. Если «потолок цены-Р»находится ниже равновесного уровня,то образуется дефицит (А-В).Он превращается в хронический,так как механизм его преодоления заблокирован. Кривая предложения искусственно «обрубается» до отрезка (ОА).В результате хронического дефицита возникает необходимость ормированного распределения товара Q,неизбежно развивается теневая экономика,черный рынок и т.д. На графике это показано сдвигом кривой «S» влево до «S » вокруг точки А.В результате: -общая кривая предложения приобретает вид ломанной кривой (OAS1 ); - Р1 – цена черного рынка, значительно выше не только государственной, но и цены равновесия (Р ); - Q1 – объем продаж с учетом черного рынка меньше равновесного объема продаж (Q ).Аналогичны последствия при установлении нижней границы цены («цены пола»).Фиксация цен означает отключение рыночного механизма. Регулирование рыночного предложения осуществляется посредством лицензий и квот по экспортно-импортным операциям.

Пусть устанавливается квота на уровне Q1(Q1 < Q0 ). Кривая предложения становится ломанной кривой. Цена возрастает до Р. В итоге люди получат товара «Q» в меньшем количестве и по более высокой цене.


6. Ценовая эластичность спроса: сущность, виды, факторы. Точечная и дуговая эластичность. Эластичность спроса по цене: понятие, измерение, виды, факторы. Точечная и дуговая эластичность.Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.Эластичность спроса по цене – это степень изменения спроса в ответ на изменение рыночной цены.Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности: Ep^d=∆Qd%/∆р%=(∆Qd/∆р)*(р/Qd)–коэффициент точечной эластичности. Ep^d=(∆Qd/∆р)*((р1+р2)/(Qd1+ Qd2)) - коэффициент дуговой эластичности. Qd- покупаемое количество блага;Р – цена этого блага.

Эластичность спроса по цене будет всегда отрицательной величиной, т.к. числитель и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки, однако для

экономистов важно абсолютное значение этого коэффициента - /Edp/. Если Ep^d>1, то спрос на товар является эластичным по цене; Если Ep^d<1, то спрос на товар является неэластичным по цене; Если Ep^d=1, то эластичность спроса по цене называется единичной; Если Ep^d=0, то спрос совершенно неэластичен по цене; Если Ep^d→∞, то спрос совершенно эластичный по цене. Графики эластичности спроса по цене. 1. Ep^d>1- сильная реакция спроса по цене.Снижение цены с р1 до р2 вызывает

значительное увеличение спроса с Q1 до Q2,а общая выручка Р*Q возрастает.

2. Ep^d<1-слабая реакция спроса по цене.Снижение цены вызывает незначительный рост спроса, так что общая выручка Р*Q падает. р2

3.Ep^d=1–единичная эластичность спроса по цене.Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной.

4.D1 показывает, что возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями.

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

1)Наличие товаров знаменателей, спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным.

2)Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на долгом. 3)Значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости является алоэластичным.

4)Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при

прочих равных условиях.

7. Перекрестная ценовая эластичность. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара. Индекс перекрестной эластичности Ep^d=∆Qd% товара Х/∆р% товара У. Ec^d=(∆Qx/∆рy)(рx/Qy).1.Если х и у–независимые товары, то Eс^d=0;2.Если х и у – взаимозаменяемые товары,то Eс^d > 0;

3.Если х и у – взаимодополняющие товары, то Eс^d<0. Эластичость спроса по доходу–это процентное изменение величины спроса,вызванное увеличением дохода. EI^d–коэффициент эластичности спроса по доходу. Ei^d=∆Qd%/∆Id%=(∆Qd/∆I)(I/Qd). Значение EdI зависит от характеристики товара. -Если EI^d>0,то товар относится к категории «нормального или полноценного» товара; -Если EI^d<0,то речь идет о неполноценных благах; -EI^d=0 – для нейтральных товаров. Значение EI^d для нормальных товаров зависит от степени значимости товара для потребителя:-если товар первой необходимости,то 01.



8. Эластичность предложения. Применение эластичности в микроанализе. эластичности предложения во времени. Эластичность предложения–это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены. Ep^s=∆Qs%/∆p%=(∆Qs/∆p)(p/Qs)–коэффициент эластичности предложения. Реакция предложения на изменение цены может быть: а)сильная–1
Возможны 2 крайних случая: 1.Ep^s=0–предложение абсолютно неэластично по цене.Кривая предложения строго вертикальна. 2.Ep^s=∞-предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна. Факторы, влияющие на эластичность предложения: 1.мобильность ресурсов; 2.время. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода–кратчайший, короткий, долгий.В условиях кратчайшего рыночного периода предложение cовершенно неэластично Ep^s=0. Рост Р не изменяет S.В условиях короткого периода, когда производственные мощности не изменяются. Предложение возрастает вследствие изменения других факторов производства–0

9. Кардиналистский подход. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации общей полезности. Полезность блага и потребительский выбор (кардиналистская концепция). Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения основывается на теории предельной полезности. Считается, что полезность – главный фактор потребительского выбора. Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) – это совокупная полезность всех потребляемых благ. Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу: MU = ∆TU/∆Q.

Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять

полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские

предпочтения. Закон убывающей полезности: по мере того, как растет количество потребляемого товара, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. Данный закон лежит в основе закона спроса. Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, сделаем важное предположение о том, что каждый потребитель исключительно рационален и приобретая товары стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального

удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну

денежную единицу оказываются одинаковыми. MUa/Рa=MUв/Рв=…MUn/Pn–условие равновесия потребителя в кардиналистской концепции

10. Ординалистский подход. Кривые безразличия, их свойства и виды. Предельная норма замещения. Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным подходом по сравнению с кардиналистским (количественным) подходом. Здесь индивидуальные предпочтения товаров строятся на способности покупателей точно сказать,предпочитают они набор товаров А другому набору товаров В либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость. При порядковом подходе для исследования спроса используются кривые безразличия и бюджетные линии. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров,имеющих одинаковую полезность для потребителя. Множество кривых безразличия составляют карту безразличия, где более высокая кривая отображает относительно большую полезность (U2>U1). Кривые безразличия имеют нисходящий характер и вогнутую форму, что объясняется уменьшающейся предельной нормой замещеия.Предельной нормой замещеия (MRS) называется количество блага у, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение блага х на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней: MRSxy=-∆у/∆х.Рис. 3.2.1

Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя,то

бюджетная линия определяет его возможности. Бюджетная линия потребителя–это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода. Бюджетные ограничения для двух товаров выражаются формулой: PxQx+PyQy≤I. Рис. 3.2.2

Это означает, что сумма затрат на все товары не превышает соответствующего

дохода (I). Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (К) и (L):

K = I/Рy;L = I/Px.Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Px/Py. Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.



11. Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Внутреннее и угловое решение. Потребитель,опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах,

пытается определить какое количество каждого благ следует купить. Для рационального потребителя это означает, что необходимо максимизировать общую

полезность при условии бюджетного ограничения. Данный выбор можно изобразить

графически. Используя кривые безразличия и бюджетную линию (R): U1
  1   2   3   4

Похожие:

Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. icon11 Причины выпуклости и причины вогнутости кривой спроса и кривой...
Это связано с тем, что чем дороже товар, тем меньше его покупают. Если было бы ситуация с кривыми обстояла противоположным образом...
Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. iconЗакон спроса
Закон спроса показывает обратную зависимость между уровнем цены (Р) и величиной спроса (Qd)
Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. icon24. Определение спроса при установлении цены
Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате...
Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. iconЗанятие Оптимальный выбор потребителя. Функции индивидуального спроса....
Семья тратит на фрукты 30 рублей, приобретая только яблоки и бананы. Цена яблок 3 рубля, цена бананов 6 рублей. Что произойдет при...
Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. icon1. Спрос и его факторы. Функция спроса. Закон спроса
Рыночное равновесие. Две концепции формирования равновесной цены (Л. Вальрас, А. Маршалл)
Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. iconРешение подобных задач возможно с помощью модели, показывающей, как...
В статье описываются подходы к построению прикладной математической модели, позволяющей оценить приращения совокупного конечного...
Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. iconЗакон спроса (D)
Изменение цены и объема продаж с ростом денежной массы в стране, открытием у товара новых ценных качеств, модой на товар
Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. iconФундаментальные условия отрасли
...
Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. icon1. Задачи и функции экономической теории Тема Система производства и рыночные принципы экономики
Тема Спрос предложение и равновесная цена. Закон спроса. Антимонопольная политика
Закон спроса это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. iconПусть цена товара n уменьшилась на 2%. На сколько процентов в результате...
Б предположим, что предложения товара n по цене равняется как изменится величина предложения, если цена вырастет на 3%? Если объем...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница