Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов




Скачать 42,49 Kb.
НазваниеУрока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов
Дата публикации22.10.2013
Размер42,49 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ.
Учитель биологии: Болдарева Л.И., высшая квалификационная категория.
Цель урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов.

Методы урока: Беседа, индивидуальная и фронтальная работа, словарная работа, терминологическая эстафета, коллективная работа, игры.

Оборудование: Таблицы по теме «Изменчивость. Виды изменчивости», схема 1, схема 2, схема 3.

ХОД УРОКА.

I. Повторение и обобщение.

1. Терминологическая эстафета.

Класс делится на две команды. Учитель переходит от одного участника эстафеты к другом и предлагает школьникам дать определения понятий, которые он называет. Побеждает команда набравшая наибольшее число правильных ответов. (Ниже дается текст, который предлагается классу, а в скобках - правильные ответы учащихся).

Все особи одного вида похожи друг на друга вследствие появления свойства НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (наследственность свойства живых организмов передавать признаки вида от родителей к потомству).

Индивидуальные наследственные признаки каждой особи определяется специфическим набором БЕЛКОВ (белки - органические вещества, биополимеры, молекулы которых построены из аминокислот соединенного в определенной последовательности).

Последовательность аминокислот в белке закодировано в ГЕНЕ (ген — участок ДНК хромосомы, отвечающий за наследование одного признака, т.е. за структуру определенной молекулы белка);

Гены образуют линейные структуры - ХРОМОСОМЫ (хромосомы -органоиды ядра клетки, состоящие из молекул ДНК в комплексе с белками (гистонами) и определяющие наследственные свойства клеток и организмов);

Хромосомный набор, несущий информацию, программу развития организма. Представлен ГЕНОТИПОМ (генотип — совокупность всех генов клетки или организма);

Наследственный материал находится в ядре клетки, но и в цитоплазме. Образуя ПЛАЗМОНОМ (плазмоном — совокупность генов, расположенных в цитоплазматических нуклеиновых кислотах);

Совокупность наследственной информации, заложенной в зиготе, реализуется у организма в виде ФЕНОТИПА (фенотип - совокупность признаков и свойств организма, формирующихся в процессе взаимодействия генотипа со средой обитания);

Каждая особь индивидуальна и отличается от другой благодаря проявлению свойства ИЗМЕНЧИВОСТИ (изменчивость - свойство живых организмов приобретать новые признаки в пределах вида).

2. Выполнение индивидуальных заданий отдельными участками у доски и на местах.

Задание 1

Из предложенных ниже карточек с названиями терминов составь схему, отражающую связь между различными формами изменчивости.

(Термины: изменчивость ненаследственная, наследственная, цитоплазматическая, мутационная, комбинативная).

Задание 2

В предлагаемую ниже схему впиши сведения, характеризующие различные виды изменчивости.

СХЕМА 1 Изменчивость

Ненаследственная Цитоплазматическая

Наследственная

Мутационная Комбинативная

Задание 3

Заполни пробелы в предлагаемом ниже тексте.

«Хром.. .сомы — органоиды клеточного ядра. Являющиеся носителями

и определяющие Ген.. .тип - совокупность организма

или клетки. Ген.. .ретивные мутации возникают Р.. .парация -

процесс восстановления природной Полипл...идия - тип

геномных мутаций, связанных с М...дификационная

изменчивость - способность организмов изменять под влиянием

»

Задание 4

Изучи таблички, содержащие тексты с характеристикой той или иной формы изменчивости. Найди место каждой из этих табличек в схеме, нарисованной на доске.
СХЕМА 2



Задание 5

В конверте находятся таблички с названиями терминов и их определениями. Составь из них схему, отражающую соподчиненность этих понятий.

3. Коллективная работа по выполнению заданий.

Задание 6

Школьникам предлагается игра «Ромашка» на обратной стороне каждого лепестка ромашки написан термин, имеющий отношение к теме данного урока. Учащиеся отрывают лепестки и объясняют значение термина. В случае неправильного ответа лепесток передается другому ученику. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество лепестков.

Термины: наследственная изменчивость, модификационная изменчивость, комбинативная изменчивость, норма реакции, мутации, мутагены, мутагенез, генеративные мутации. Соматические мутации. Репарация. Полиплоидия, хромосомные мутации, цитоплазматическая изменчивость.
Задание 7

Придумайте предложения, в которых используются термины, прозвучавшие на уроке.

(Примеры ответов учеников: признак молочности у коров обладает широкой нормой реакции; разнообразие окраски перьев у голубей служит примером комбинативной изменчивости; цитоплазматическая изменчивость широко используется при получении мулов, обладающий повышенной выносливостью; многие сорта плодовых и ягодных культур, размножающихся вегетативно, были получены на основе соматических мутаций; многие мутации — причины появления у человека и животных различных уродств, отклонений в развитии).

Задание 8

Используя составленную на уроке схему, включающую подробную информацию об изменчивости организмов, составь связанный логический рассказ.

II. Итог урока. Учащиеся и учитель делают вывод по уроку.
Выставляю учащимся оценки.

III. Домашнее задание. Повтор стр. 229-232

Похожие:

Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconУрок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг)...
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка выполнения заданий в форме...
Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconНашего сегодняшнего урока: «Путешествие капельки»
Используя игровую форму занятия, повторить, систематизировать и расширить знания по теме «Океаны»
Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconУрока: Повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Тригонометрические...
Повысить интерес учащихся к математике, развивать мышление, самостоятельность, творчество
Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconТема: Применение производной к исследованию функций. (11 класс) Тип урока
Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме. Повторить и закрепить тему исследования функции. Ликвидировать пробелы в...
Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconУрока. Обобщение и систематизация знаний
...
Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconКонспект урока Общие сведения. Класс: 9 Раздел
Цели: – образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Структура по»; вспомнить и обобщить знания учащихся,...
Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconУрока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры»
Бразовательная: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Излучение и спектры". Доказать единство материального...
Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconУрока: систематизировать знания учащихся по теме «Файловая система»
Обратить внимание учащихся на расположение принадлежностей на рабочем столе (соблюдение техники безопасности)
Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconУрока по биологии в 6 классе Тема урока «Царство растений»
Цель: систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения...
Урока: Повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов iconУрока: Обучающая
Систематизировать знания учащихся о Евгении Базарове; углубить представления учащихся о нигилизме как общественном явлении второй...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница