Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного




Скачать 321,66 Kb.
НазваниеПедагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного
страница1/2
Дата публикации04.10.2013
Размер321,66 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Биология > Анализ
  1   2

  1. Введение. Обоснование выбора технологии АСО.


Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.(В.М.Монахов).

Я, Сущенко Елена Валентиновна, учитель биологии, новыми технологиями заинтересовалась давно. В своей практике использую технологию АСО, технологию развитие критического мышления на уроке.

В нашей школе весь учебно-воспитательный процесс строится так, чтобы создать наилучшие условия для заинтересованной активной самостоятельной деятельности каждого ученика. Поэтому методика преподавания АСО максимально приспособлена (адаптирована) к индивидуальным особенностям учащихся. Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика. Он имеет право самостоятельно решить вопрос о том, что из предлагаемого опыта взять в свой арсенал и развивать дальше, а что создавать самому заново.

Пользуясь этим правом я выбрала технологию АСО. Методику преподавания АСО изучала по книге А.С.Границкой, пользовалась опытом реализации АСО – мастера Г.С.Дубровина и пришла к выводу о том, что больше положительного и приемлемого к биологии в технологии АСО.

Анализируя традиционную методику преподавания, возникло много проблем, решить которые можно, используя технологию АСО.

Возникли проблемы:


Традиционная система


АСО

  1. На всех этапах обучения, закрепление, проверки домашнего задания работают несколько человек – это самые активные, а все остальные молчат.




На всех этапах урока каждый ученик работает: в паре с другим учеником, либо с учителем. Ученик обучает и учится сам новому.




  1. Нерегулярное выполнение домашнего задания




Домашнее задание готовят только ответственные заинтересованные в предмете ребята, желающие получить хорошую оценку, но большинство ребят надеются, что их сегодня не спросят.


Готовят домашнее задание к каждому уроку, так как контроль постоянный, весь новый материал прорабатывается на уроке, да плюс ещё дома.






  1. Учащиеся мало говорят на уроке.




Почти весь урок говорит учитель (30 минут), а учащиеся слушают.


5 – 12 минут говорит учитель, а всё остальное время говорят учащиеся.




  1. Неумение оценивать свои знания на уроке.




Учащиеся не знают на какую оценку к уроку он готов.

Ученик оценивает свои знания в течение всего урока и дома, так как использует задания с адаптацией и разноуровневое домашнее задание.




  1. Накопляемость оценок мала.




У каждого ученика проверяются знания редко, так как на уроке учитель может выслушать 2-3 человека. Это значит, что в следующий раз ученика спросят через 6 уроков.

С помощью разных видов деятельности учитель может оценить работу ученика, осуществить разные виды контроля (ВК, СК, К, Пкт и т.д.). С помощью заданий с адаптацией проверить качество знаний по домашнему заданию и изучаемому материалу, выявить пробелы. Ученик получает оценку каждый 2-3 урок.




  1. Индивидуализация и дифференциация знаний.




Эта проблема на уроках полностью не решается.

Использование заданий с адаптацией, умение организовывать себя, индивидуальный режим работы и навыки самостоятельной работы способствуют решению этой прблемы.




  1. Проблема с дисциплиной на уроке.




Существует в связи малой занятостью на уроке.

Проблема с дисциплиной почти отпадает, так как ребёнок занят различными видами деятельности.




  1. Валиологические аспекты урока.




Ученик переживает, нервничает перед выходом к доске, рассказ всем, а он не уверен в своих знаниях.

Нарушение зрения, осанки.

Комфортно на уроке, боязнь стоять перед всем классом, уходит. В результате частой смены положения тела, нагрузка на позвоночник уменьшается.


Я участвовала в обсуждении технологии АСО и Развитие критического мышления на занятиях ШМО. В 2005 году в январе месяце провела урок в 6 классе для руководителей из разных школ Старицкого района, главная цель которого – показать применение АСО на уроке биологии. Я пришла к выводу, что необходимо систематизировать и обобщить свой опыт.

В результате моих наблюдений можно сделать вывод, что тема, над которой работает школа: «Контрольно-оценочный компонент в структуре учебной деятельности школьников» может быть осуществлена с помощью технологии АСО.

Мною полностью разработан курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.»(6 класс), «Животные» (7 класс), «Человек.» (8 класс), продолжается накопление материала по программе И.Н.Пономарёвой по курсу: «Общая биология»10-11 класс. «Смотри приложение».


  1. ^ Основная часть.

    1. Что такое АСО.


В основе АСО лежит принципиально новая модель организации обучения. Организационная структура урока позволяет увеличить время самостоятельной работы, что в свою очередь требует перехода к непрерывному управлению, обеспечивающему надёжную реализацию на практике основных положений теории деятельности.

Учение, как один из видов деятельности человека, в условиях АСО становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования различных обучающих и контролирующих программ, сетевого плана и графика самоучёта.

Организационную сущность АСО можно представить в виде модели.

Модель АСО.

Учитель обучает всех учащихся.

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно


На своих уроках по данной технологии, я часть времени работаю со всеми учащимися класса, обучаю их. Остальное время я использую для самостоятельной работы учащихся. Эффективность урока заметно повышается в том случае, когда я не просто наблюдаю за самостоятельной работой учащихся, а работаю в это время с отдельными учащимися индивидуально. Объяснив новое, я даю учащимся задание для самостоятельной работы, а сама в это время работаю с одним из учеников у доски. Если обозначить обучение знаком →, управление самостоятельной работой знаком ↔ , индивидуальную работу ИР, самостоятельную работу СР, то модель АСО может быть представлена символически:









ИР

СР



На каждом уроке я чему-то обучаю всех (сообщаю новое, объясняю, демонстрирую, показываю, одновременно тренирую), а затем работаю в индивидуальном режиме (управляю самостоятельной работой, осуществляю включенный в самостоятельную работу контроль и работаю индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди). На моих уроках учащиеся могут работать в трёх режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руководством учителя. Самостоятельная работа учащихся продолжается дома. Однако, может возникнуть ситуация, включиться в отдельные виды работы на уроке, так как не все из режимов работы на уроке базируются на домашнем задании, которое выполняется по особой программе.

В условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приёмам когда некоторые учащиеся по тем или иным причинам не выполняют задание, предназначенное для самостоятельной работы дома. Но даже в этом случае, придя в класс, они могут безболезненно самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе.

Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой. На уроке учащиеся овладевают приёмами устной самостоятельной работы, для выполнения которой необходимо иметь партнёра. Партнёром этим может быть как учитель, так и ученик, а также обучающие технические средства. В условиях АСО проводится преимущественно в парах различного типа: статическая, динамическая, вариационная пары.

^ Статическая пара (•―•): Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая пара ( ): Это малая группа в четыре человека. Для работы

объединяются учащиеся, сидящие за соседними

партами. Каждый работает с каждым, трижды

меняя партнёра.

^ Вариационная пара ( ): Коллективная работа в малой группе по четыре

человека. Каждый работает то с одним, то с другим

соседом. При этом происходит обмен материалами,

варианты которых будут проработаны каждым членом

микрогруппы.

Работа в парах включает взаимоконтроль как одно из средств, обеспечивающих сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы. Работа в парах даёт возможность каждому! ученику на каждом уроке! говорить, отвечать, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, контролировать, отвечать на вопросы и задавать их. Очень важно обратить внимание на то, что при самостоятельном чтении про себя, при письме, при решении задач все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Скорость выполнения заданий для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающие в АСО проблемы, я использую многоуровневые задания с адаптацией. Объём и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню.

объём I уровень – «3»

II уровень – «4»

III III уровень – «5»
II

I



трудность

При выполнении заданий с адаптацией происходит включение механизмов саморегуляции. Главным достоинством заданий с адаптацией является:

  • полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню;

  • возможна выдача заданий на дом;

  • возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий не только в классе, но и дома;

  • многоуровневое обучение может обеспечить истинную свободу и справедливость;

  • отпадает проблема с дисциплиной.

На своих уроках я применяю разные виды контроля, которые дают возможность и ученику и учителю объективно оценивать знания.

Формы контроля:

а) индивидуальная беседа

б) задания с адаптацией

в) тесты

г) схемы

д) таблицы

е) работа с микроскопом

ж) работа с гербарием.

Используя СК, ВК, К, ученик стремиться к ВСК (внутреннему самоконтролю). Движение к ВСК снижает постепенно необходимость подготовки средств обратной связи и позволяет перейти к овладению творческими видами деятельности.

Контроль может осуществляться при одном условии, когда я и учащиеся знают требования к оценке:

I уровень – просто воспроизводят (объяснительно-иллюстративный)

I I уровень – применение знаний по образцу (репродуктивный)

I I I уровень – творчество (частично-поисковый, исследовательский)

Учитывая требования, любой контроль будет осуществляться качественно.

Для полного перехода к АСО я использую сетевое планирование по каждой теме, вывешиваю его на стенде, где учащиеся видят всё, что они должны выполнить по данной теме, а также использую график самоучёта.

Сетевой план – график, я составляю на основе матричного плана, где фиксирую вид деятельности, шифры блоков – заданий, что делать и варианты контроля. Используя сетевое планирование, я могу управлять всей самостоятельной работой учащихся, работающих со своими индивидуальными скоростями, зависящими не только от уровня их подготовленности, обученности, воспитанности и развития, но и от их индивидуальных психофизиологических особенностей.

При переходе к АСО, после объяснения учащимся основных принципов технологии и проведя несколько уроков в рамках АСО, в 6-м классе предложена была анкета со следующими вопросами:

-В полную ли меру ты занимаешься на уроках по данному предмету?

-Что вызывает у тебя наибольший интерес на уроке?

- Какие затруднения ты испытываешь?

-Какие задания тебе больше нравятся?

- Изменилось ли время домашней подготовки к уроку?

Ответы на первый вопрос: занимаюсь в полную меру(45% опрошенных), занимаюсь недостаточно (40% опрошенных), занимаюсь мало (15 % опрошенных).

Ответы на второй вопрос: работа учителя ( 60 % опрошенных), быстро проходит урок ( 40 %), можно работать в своем темпе (45 % ), можно выбирать задания ( 30% ), ответы с места, а не у доски( 50 % ).

Ответы на третий вопрос: не уверен в группе (15 % опрошенных), не хватает времени выполнить все задания (85% ).

Ответы на четвертый вопрос: работа с текстом (55 % опрошенных), задания потруднее (схемы, таблицы) ( 35 % ), все хороши ( 15 %).

Ответы на пятый вопрос: уменьшилось продолжительность ( 50% опрошенных), не изменилась( 35 % ), незнаю ( 15 % ).

Эта анкета была предложена им уже в 8-м классе. Результаты ответов на вопросы были следующими:

1 – занимаюсь в полную меру ( 70 % ), 30 % - недостаточно.

2 – работа учителя (70 %), быстро проходит урок (60 %), можно выбирать задания (50%), ответы с места (60 %). 3 – не хватает времени выполнить все задания( 40% ). 4 – работа стекстом ( 60 %), задания потруднее (40%). 5 – уменьшилось ( 80% ), 20% - не изменилось.


^ Б. Анализ технологии АСО.
Анализируя технологию АСО, можно выделить следующее:


Положительное

Отрицательное

  1. Развивается речь.

  2. Учащиеся могут составлять краткую запись, схему, таблицу, план.

  3. Возрастает самостоятельность при выполнении заданий.

  4. Лучше усваивают материал.

  5. На уроке все работают.

  6. Отсутствует проблема дисциплины.

  7. Ученик чувствует себя на уроке комфортно.

  8. Меняется уровень общения с учащимися.

  9. Четвертная и итоговая оценка более объективна.

  10. Используется различная биологическая информация.

  11. Кабинет биологии способствует подготовке ученика к уроку.

  1. Шумно во время работы в парах.

  2. Рассказ партнёра не всегда точен, грамотен.
  1   2

Похожие:

Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного iconОтчет по педагогической практике (педагогическая антропология)
Педагогическое общение это многоплановый процесс организации, ус­тановления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия...
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного iconЛекция Сущность и специфика педагогической задачи
Как было показано в параграфе 1, педагогическая технология отражает задачную структуру педагогической деятельности. В связи с этим...
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного icon24. Стратегический менеджмент Стратегия это модель взаимодействия...
Стратегия – это модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых...
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного iconРабочая программа по основам проектной деятельности (опд) составлена...
Тностно и личностно ориентированных образовательных технологиях. Метод проектов понимается как технология организации образовательных...
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного icon«Технология деятельностного метода и её реализация на уроках в начальной школе»
«самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной...
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного iconЛюбая педагогическая технология это информационная технология, так...
«Использование информационных технологий в образовательном процессе. Формирование информационной культуры учащихся»
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного iconОбразовательная программа стажировочной площадки на базе мобу сош...
«Модель организации образовательного процесса учебного заведения в условиях реализации фгос общего образования»
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного iconМетодические рекомендации по проведению «дня охраны труда в организации»
Настоящие Рекомендации по организации и проведению "Дня охраны труда" на предприятиях распространяются на все организации, предприятия...
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного iconПоложение о II международной педагогической Ассамблее общие положения...
Международная педагогическая Ассамблея – это единое информационное пространство для педагогической общественности, дающее возможность...
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного iconДиалоги на уроках в начальной школе
Поэтому в школе должна работать технология, которая гарантированно обеспечивает развитие личностного потенциала субъекта педагогической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница