Презентация «В мире животных»




Скачать 84,32 Kb.
НазваниеПрезентация «В мире животных»
Дата публикации20.09.2013
Размер84,32 Kb.
ТипПрезентация
pochit.ru > Биология > Презентация
Тема: Художественный стиль речи.

Цели:

  • Общеучебная: определить особенности  художественного стиля речи;

  • Развивающая: работа  по формированию у учащихся  коммуникативных умений и навыков:

    • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

    • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

    • выражать и аргументировать собственное мнение;

    • последовательно и логично излагать свои мысли;

    • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  • Воспитательная:  в любой жизненной ситуации поступать по совести.    

 Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: презентация, рабочие листы для обучающихся.

Эпиграф урока:

«Каждый выбирает по себе –
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе».

(Ю. Левитанский)

Ход урока:

I. Подготовительный этап.

1. Мотивация.

Презентация «В мире животных»

1. Обсуждение видеосюжета (диалог):

– Что вы испытывали, когда смотрели сюжет?
– Скажите, ребята, можем ли мы прожить без животного мира?
– Какую роль животные играют в нашей жизни?
– Как люди относятся к ним?
– Почему  в разговоре о  природе мы невольно затрагиваем  вопросы экологии?
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы не причинять никому зла?
– Бывали ли у вас случаи безжалостного отношения к животным?
– Как вы думаете, что является порождением агрессии?
– Возможен ли выход? Какой?

2. Целеполагание.

Сегодня на уроке вы:

- узнаете, что такое художественный стиль речи;

- сумеете проанализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

- задумаетесь над вопросом: в любой ли жизненной ситуации нужно поступать по совести? И выразите своё отношение к данному вопросу.

II. Основной этап. Работа по теме.

3. Информационный блок.

Актуализация знаний.

3.1. Словарная работа.  С помощью толкового словаря  объяснить лексическое значение следующих слов:

  • Альтруизм

  • Милосердие

  • Гуманизм

  • Филантроп

  • Мизантроп

  • Невежда

  • Невежа

Материал для учителя.

Альтруизм – в переводе с франц. – «другой». Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать ради них личными интересами.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия.
Гуманизм – в переводе с лат. – «человеческий». 2. Человечность как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности.
Филантроп в переводе с греч. – «люблю». «человек». Тот, кто занимается филантропией. Филантропия – Человеколюбие.
Мизантроп – тот, кто ненавидит людей, чуждается их, человеконенавистник.
Невежда – необразованный человек.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

3.2. Беседа:

– В какой лексической взаимосвязи находятся слова «альтруизм», «гуманизм»? (Синонимы)
– В какой взаимосвязи находятся слова «филантроп» – «мизантроп»? (Антонимы)
– В какой взаимосвязи находятся слова «невежа» – «невежда»? (Паронимы).
– Приведите примеры слов с самой главной  «гуманной» приставкой со(Сострадание, сочувствие, сопереживание, союз, сотоварищ, соединение, сотворчество…)
3.3. Объяснение нового материала.





^ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

Где используется

Художественное произведение

Зачем, с какой целью используется

Воздействовать!

Изображать!

Воздействовать на чувства, воображение, мысли читателя, передать авторское отношение к изображаемому

Основные черты

Эмоции!

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств

Жанровые особенности

Рассказ, повесть, роман, притча, лирическое стихотворение, новелла

Языковые средства

ЛЕКСИКАВсе пласты лексики: книжная лексика, просторечия, диалектизмы; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Все эти средства здесь подчиняются основной функции художественного стиля–эстетической; самое широкое использование изобразительно-выразительных средств языка (тропов и фигур речи)

^ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

  • здесь возможна полная безглагольность или, наоборот, насыщенность текста глаголами, что передаёт интенсивность действия, динамичность;

  • большое количество причастий, прилагательных, передающих образное описание предмета, представление его признаков в динамике;

  • личные и притяжательные местоимения, придающие оттенок искренности, взволнованности; неопределенные местоимения –“отдаляют” события и предметы

^ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

  • все виды предложений по цели высказывания, интонации, по наличию главных (простые, сложные), и второстепенных членов, односоставные, двусоставные, неполные предложения;

Все средства в художественном стиле подчиняются основной его функции - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ

3.4 Комплексная работа с текстом

Слово учителя. Всё,  что нас окружает,  является предметом изображения  художника слова.  В устах писателя слово живёт, благоухает, приобретает некоторую загадочность, волшебство…
Совсем недавно мы говорили о добром отношении человека к животному миру на материале текста публицистического стиля. Сегодня разговор продолжим с опорой на текст художественного стиля. Итак, слушаем и анализируем.

- Выразительное чтение текста. (У каждого ученика имеется один экземпляр текста)

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю.
– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. –(4)Откуда в наших местах косули?
– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
– (7)Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
– (11)Ты точно косулю видел?
– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, косуля? (16)Лето ведь – мясо испортится!
– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал Степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу...
(30)Самое страшное – когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала.
– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморенный жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...
(43)Солнце жгло прокаленную землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал перед самым селом.
– (45)Вкусно, миленькая? – спросил он.      
– (46)Вкусно!
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень. (По А. Владимирову).

Осмысление  прочитанного

Беседа с классом:

– Понравился  ли текст?
– О чём говорит автор?  Перескажите.
– Как бы вы озаглавили  данный текст? Объясните почему.
– Определите ключевое  слово  текста.

Тест.

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Савушкин отправился на поиски косули?»

  1. Савушкин любил охоту, и в этот раз он решил добыть рога косули, чтобы украсить ими дом.

  2. Савушкину необходимо было сделать заготовку мяса на зиму для его многодетной семьи.

  3. Савушкин не поверил рассказу пастуха и решил всем доказать, что Гришка лжёт.

Савушкину нужны были рога косули: он надеялся сделать из них лекарство для больной дочери.


А2. В каких предложениях текста содержатся аргументы, подтверждающие мысль автора о том, что Николай Савушкин с самого начала был настроен решительно?

  1. 9 – 13

  2. 18 – 21

  3. 24 – 29

4) 30 – 34


А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 24 – 30?

  1. Савушкин очень любит лес и его обитателей.

  2. Савушкин – человек, способный на необъяснимые ничем поступки; он очень противоречивый и порой сам не знает, чего хочет.

  3. Савушкин сделал правильный нравственный выбор: думая о собственном ребёнке, он не смог лишить детеныша косули матери.

Савушкин – человек слабохарактерный, боязливый


А4. Укажите, в каком предложении используются антонимы.


  1. 1

  1. 12

  1. 33

  1. 17



А5. Укажите предложение, в котором содержится метафора (метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений).

  1. По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу.

  2. Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморенный жарой, устало смотрел куда-то в сторону.

  3. Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, легла на вздрагивающую головку сонного детёныша.

  4. Нещадно палило полуденное солнце, и воздух стекал густыми струями на землю.


– Известны следующие  виды проблем:

  • Нравственные

  • Психологические

  • Экологические

  • Социальные

  • Философские

– Попробуйте  определить характер проблемы данного текста.
– Какое впечатление на вас производит главный герой Николай Савушкин?
– Как к нему относится автор? Приведите примеры из текста.
– Что заставило Савушкина отказаться от своей преступной мысли – убить  косулю ради спасения дочери?
– Как бы вы поступили на месте Николая?
– Какую роль в тексте играет  описание природы?
– Чему нас учит А. Владимиров?

4. Интерактивные упражнения. Работа в группах.

Установочный вопрос:

– Элементы композиции сочинения-рассуждения приведите в соответствие, т.е. восстановить в строгом порядке.   (записаны на доске)
Проблема, комментарий проблемы, авторская позиция, собственное мнение по проблеме (аргументы)

Задание по группам (письменно)

1 группа. Сформулировать тему текста и  его  проблематику.
(Проблема родительской любви, проблема нравственного отношения человека к природе;  проблема нравственного выбора – убить или отказаться от убийства?)

2 группа. Сформулировать  комментарии к тесту.
На чём заостряет внимание автор?

3 группа. Определить авторскую позицию.
(1) нельзя убить одного ребёнка ради счастья другого: 2) всё живое связано нитями общей любви, общего родительского долга).

4 группа.   Продумать  аргументы.
(Ответы учащихся, проверка их работы, комментарий, оценки)

5. Продукт урока. Развернутый ответ уч-ся по темам.

III. Заключительный этап.

6. Рефлексия:

– Урок нравственного выбора. Бывали ли случаи у вас, ребята, когда надо было выбирать?
– Как поступали вы? К кому обращались за помощью? Роль ваших родителей перед проблемой нравственного выбора? А  как поступали друзья? Вам часто приходилось  помогать, выручать?
– Как вы думаете, что такое КОДЕКС ЧЕСТИ?
7. Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение по данному тексту.

Похожие:

Презентация «В мире животных» iconУстный журнал «Защитим бездомных животных» «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Ежегодно в мире в октябре проводятся Акции в защиту животных, учащиеся школ составляют петиции с подписями граждан, отправляя их...
Презентация «В мире животных» iconПрограмма по биологии общие требования
...
Презентация «В мире животных» iconА. Выберите все правильные ответы
Предложите форму таблицы «Симметрия тела животных», отражающую виды симметрии тела животных, примеры животных с определенным видом...
Презентация «В мире животных» iconРассказ о животных
Рисунки учащихся “Мир животных нашими глазами”, газета, сделанная учениками «Наши питомцы», выставка книг о животных, плакаты
Презентация «В мире животных» iconТема: Что мы узнали о жизни на Земли?
Оборудование: компьютер, мультимидийный проектор, экран, презентация, рисунки с изображением растений и животных, живые и гербарные...
Презентация «В мире животных» iconДипломная работа
В настоящее время метод искусственного осеменения сельскохозяйственных животных применяется во всем мире для ускорения генетического...
Презентация «В мире животных» iconУрок по теме: «Класс Земноводные»
Оборудование: фотографии, рисунки с изображением земноводных, «Энциклопедия животных 2004 год» современная мультимедиа энциклопедия,...
Презентация «В мире животных» iconЗадачи: сформировать представления о современной систематике животных;...
Цели: формирование у учащихся знаний по млекопитающим животным, а также развитие интереса к изучению животных
Презентация «В мире животных» iconЗадачи: сформировать представления о современной систематике животных;...
Цели: формирование у учащихся знаний по хордовым животным рептилиям и птицам, а также развитие интереса к изучению животных
Презентация «В мире животных» iconЗадачи: сформировать представления о современной систематике животных;...
Цели: формирование у учащихся знаний по хордовым животным рыбам и амфибиям, а также развитие интереса к изучению животных
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница