Гигиена питания




НазваниеГигиена питания
страница1/6
Дата публикации17.04.2013
Размер0,64 Mb.
ТипМетодическая разработка
pochit.ru > Биология > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

«Коломенский медицинский колледж»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Дисциплина: Гигиена и экология человека.
Тема: Гигиена питания





Для специальности:

060501.51 «Сестринское дело»

060101.52 «Лечебное дело»

Преподаватель: Е.В. Клопкова

2012г.

^ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

^ Московской области

«Коломенский медицинский колледж»

Утверждаю

зам.директора по учебной работе
_______________

«____»________20__г.

Рассмотрено на заседании

ЦМК общепрофессиональных дисциплин протокол №____

от «___»_______20__г.

Председатель ЦМК ____________


^ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Дисциплина: Гигиена и экология человека.
Гигиена питания
Разработка для преподавателей и самоподготовки студентов





^ Для специальности:

060501.51 «Сестринское дело»

060101.52 «Лечебное дело»

Преподаватель: Е.В. Клопкова

2012г.

Пояснительная записка.
Питание является одним из факторов, в значительной степени определяющих состояние здоровья. Рациональное питание должно соответствовать энергетическим затратам организма (количественная сторона питания), восполнять его потребность в пищевых веществах - белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и микроэлементах (качественная сторона питания). При этом пищевые вещества должны поступать в определенных, наиболее благоприятных соотношениях (сбалансированность питания). Рациональное питание обеспечивается использованием разнообразного набора пищевых продуктов, их правильной кулинарной обработкой, а также выполнением санитарных правил при их получении, хранении и обработке. Обязательным условием рационального питания является соблюдение режима питания, т.е. правильное распределение пищи между отдельными приемами и прием ее в установленное время с соблюдением определенных интервалов. Объем пищи должен создавать ощущение насыщенности.

Медицинский контроль за питанием населения, особенно организованных групп (в санаториях, больницах, домах отдыха, детских и подростковых учреждениях), должен проводиться систематически, что позволяет своевременно выявить имеющиеся недостатки и принять меры к их устранению.

Одним из методов оценки питания является определение качественного состава и энергетической ценности рациона питания с использованием таблиц химического состава продуктов. Этот метод является наиболее доступны и оперативным.

При оценке питания следует руководствоваться «Рекомендуемыми величинами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии», разработанными Институтом питания.

^ ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
На изучение теоретического материала по учебному плану отводится 6 часов (3 занятия).

Из них: Объяснение материла.

Тематический контроль.

Подведение итогов.

Мероприятия

Время

Методическое обоснование

1-ое занятие

I. Объяснение материала.

а) организационная часть.

б) основная часть (лекция)

в) заключительная часть

(ответы на вопросы)


90 мин.

5 мин.

80 мин.

5 мин.



Проводится с целью активизации учащихся, создание рабочей обстановки.

Необходимость лекционного изложения диктуется неполным освещением материала в учебниках.

С целью пояснения неясных моментов.


2-ое занятие

I. объяснение материала.

а) организационная часть.

б) основная часть (лекция)

в) заключительная часть

(ответы на вопросы)



90 мин.

5 мин.

70 мин.

5 мин.




Тематический контроль.
Формулировка основных вопросов для контроля.

  1. Устный опрос (вопросы прилагаются). Решение задач

  2. Тестовый контроль (тесты прилагаются).

  3. Подведение итогов.

90 мин.
10 мин.
40 мин.

30 мин.
20 мин.

Проводится с целью обнаружения ошибок.

Дается для подготовки к тематическому контролю.
С целью устранения ошибок.


^ Раздел: гигиена питания.
Тема 1: Основы рационального питания.

Теория – 6 час. (3 теоретических занятия)
Вид занятия: Изучение темы. Тематический контроль.

Практика - 8 час. (4 практических занятия)
Методы изучения темы: Объяснение учебного материала с использованием компьютерных технологий. Постановка и обсуждение проблемы с использованием групповых технологий. Контроль знания темы. Практическая работа. Самостоятельная работа и использованием исследовательских технологий.
Цель: выявить проблемы питания, определить направление в создании условий рационального питания.
После изучения темы студенты должны знать:

понятия рациональное и сбалансированное питание. Энергозатраты при различных видах деятельности. Роль структурных компонентов. Режим питания. Задачи при составлении лечебных диет. Заболевания обусловленные недостаточным питанием. Понятие о пищевых отравления и их профилактика.
Студенты должен уметь:

Осуществлять подсчет энергетической ценности пищевых продуктов. Рассчитать суточный рацион, оценить рацион питания взрослого населения. Определить набор продуктов для составления меню.

^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
Питание является важнейшей физиологической потребностью организма.

Оно необходимо для построения клеток и тканей, поступления энергии необходимой для восполнения энергических затрат организма, поступления веществ из которых в организме образуются ферменты, гормоны, др. регуляторы обменных процессов и жизнедеятельности.

Рациональное питание (от латинского слова - разумный) - это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и др. факторов. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию. Требования к рациональному питанию слагаются из требований к пищевому рациону, режиму питания и условиям приема пищи.

К пищевому рациону предъявляются следующие требования:

1.Энергетическая ценность рациона должна покрывать энергозатраты организма.

2.Надлежащий химический состав - оптимальное кол-во пищевых (питательных) веществ. Сбалансированность рациона :

Рациональное питание предусматривает сбалансированность рациона по

многим показателям.

Сбалансированным питанием называется снабжение организма всеми питательными веществами в определенных количествах и соотношениях между собой.

Оптимальное соотношение между белками, жирами и углеводами - б:ж:у = 1: 1:4 .

При расчете за единицу принимается количество белков. Энергетическая потребность

белков составляет 11-13 % суточной энергетической потребности. Энергетическая ценность жиров - 33%. Углевvдов - 53-55%.

На белки животного происхождения приходится 55 - 60%.Из количества жиров: животного жира -500/0, растительного жира синтетического - 20 0/0.

3.Высокие органолептические свойства пищи, разнообразие ассортимента.

4.Санитарно-эпидемическая безупречность пищи и ее безвредность.

5.Режим питания.

Режим питания включает время и количество приемов пищи, интервалы между ними, распределение пищевого рациона по энергоценности. Важны также условия приема пищи: обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих факторов.

Для здоровых людей рекомендовано 3 - 4 разовое питание с 4 - 5 часовым интервалом.

4-х разовое питание наиболее благоприятствует умственной и физической работе.

Имеется два варианта 4-х разового питания:

1 вариант

I. Первый завтрак - 180/0

2. Второй завтрак - 12%

3.0бед- 45%

4.Ужин- 25%

2 вариант

Завтрак -25%

Обед -40%

Полдник - 15%

Ужин - 20%

3-х разовое питание

Завтрак -30%

Обед - 45%

Ужин -25%

Каждый прием пищи должен продолжаться в течение 20 - 30 минут. Последний прием пищи должен быть за 2,5 - 3 часа до сна.

Нормы питания для взрослого населения подразделяются в зависимости от: пола, возраста, характера труда, климата, физиологического состояния организма.

При определении потребности в основных пищевых веществах и энергии для взрослого трудоспособного населения особое значение имеют различия в энергозатратах, связанные с характером труда.

Поэтому в нормах питания лица в возрасте от 18 до 60 лет подразделены на группы интенсивности труда. Группы различаются: по степени энергозатрат, обусловленных профессиональной деятельностью.
^ ГРУППЫ ИНТЕНСИВНОСТИ ТРУДА И ОСНОВНЫЕ ПРФЕССИИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭТИМ ГРУППАМ :

1- я группа - РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА:

Руководители предприятий, инженер но технические работники, труд которых не требует существенной физической активности, мед.работники, кроме врачей -хирургов, мед.сестер, санитарок ,педагоги, воспитатели, культурно-просветительные работники, секретари, диспетчера, работники пультов управления.

^ 2-я группа - РАБОТНИКИ, ЗАНЯТЫЕ ЛЕГКИМ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ

Работники, занятые на автоматизированных процессах, электронной промышленности, мед.сестры, санитарки, промтоварных магазинов, работники сферы обслуживания, связи и телеграфа, швейники.

^ 3-я группа - РАБОТНИКИ СРЕДНЕГО ПО ТЯЖЕСТИ ТРУДА

Станочники, водители различных видов транспорта, врачи-хирурги, работники пищевой промышленности, продавцы прод.товаров, железнодорожники и водники, работники коммунально-бытового обслуживания и общественного питания.

^ 4-я группа - РАБОТНИКИ ТЯЖЕЛОГО ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА.

Строительные рабочие, основная масса сельхоз.рабочих, деревообрабодчики, плотники, горно-рабочие на поверхностных работах, работники нефтяной и газовой промышленности.

^ 5-я группа - РАБОТНИКИ, ЗАНЯТЫЕ ОСОБО ТЯЖЕЛЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ.

Сталевары, каменщики и бетонщики, грузчики, труд которых не механизирован, землекопы, горнорабочие, занятые непосредственно на подземных работах.

Каждая из групп разделена на три возрастные категории: 18-29,30-39, . 40-59. При этом учтено постепенное возрастное снижение энергозатрат. Подразделение по полу обусловлено меньшей величиной массы тела и менее интенсивным обменом веществ у женщин по сравнению с мужчинами.
^ 1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ БЕЛКОВ.

А) Пластическая /рост и развитие органов, обеспечение нормального состава органов, тканей/, синтез гормонов, ферментов, синтез белков крови, мышечной ткани.

Б) Энергитическая /1 грамм белка - 4 ккал 16,7 КДЖ/.

В) Иммунологическая - синтез АТ, глобулинов.

Г) Обеспечение осмотического давления,: проявление хронической недостаточности; алиментарная дистрофия, квашиоркор / синюшний цвет кожных покровов, вздутый живот, большая голова, тонкие конечности/, алиментарный маразм.
^ 2. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЖИРОВ.

А) Пластическая.

Б) Энергетическая / 1грамм жира- 9 ККАЛ/.

В) Обеспечение поступления в организм жирорастворимых витаминов. Г) Обеспечение терморегуляции.

Д) Обеспечение вкусовых качеств пищи.

Е) Амортизаторы внутренних органов.
^ 3. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ УГЛЕВОДОВ.

А) Энергитическая.

Б) Пластическая.

В) Антитоксическая.

Г) Обеспечение моторики ЖКТ.
4. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Ca формирование скелета, зубов P
Mg формирование нервной ткани Mn

влияние на передачу нервного импульса

K влияние на регуляцию, содержание воды Na

в тканях и обеспечение осмотического

давления

J формирование гормонов Cu

Zn влияние на кроветворение

формирование окислительных и тканевых

Fe ферментов

Co
^ ЗАДАЧИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ЛЕЧЕБНЫХ ДИЕТ.

1. Ограничение поступления в организм, каких либо веществ, например: соли сахара, жидкости.

2. Обогащение рациона веществами, дефицит которых наблюдается при заболеваниях, например: Fe при анемии.

3. Исключение некоторых видов кулинарной обработки блюд.

4. Консистенция блюд.
Вопросы для контроля по теме.

1. Рациональное питание.

2. Сбалансированное питание.

3. Режим питания.

4. Требование к рациональному питанию.

5. Функции белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.

6. Принципы составления лечебных диет.
^ 5. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ВИТАМИНОВ.

Характеристика витаминов по биологическому действию.

Группы витаминов по эффекту, вызываемому в

организме

Наименование витаминов

Биологическое действие


общую резистентность организма .


Вl, В2, В6, РР, А, С, D.

Регулирует функциональное состояние ЦНС, обмен веществ и трофику тканей

Антигеморрагические


С,Р,К

Обеспечивают нормальную

проницаемость и резистентность кровеносных сосудов, повышение свертываемость крови.

Антианемические


В 12, С, фолиевая кислота

Нормализует и стимулируют

кроветворение.

Антиинфекционные


А, С, Вl, В2, В6, РР

Повышают устойчивость

организма к инфекциям:

стимулируют выработку

антител, усиливают

защитные св-ва эпителия и

фагоцитоз, нейтрализуют

токсическое действие

возбудителя.

Регулирующие зрение



А,В2,С

Обеспечивают адаптацию

глаза к темноте, повышает

остроту зрения, расширяют

поле цветного зрения.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Гигиена питания iconПриказ 29 ноября 2012 года пгт. Красногвардейское №782 Об изучении...
Х «Личная гигиена персонала», раздела ХІІІ «Организация питания» Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений...
Гигиена питания icon2 Гигиена детей и подростков Гигиенические требования к персональным...
Гигиена  труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент
Гигиена питания iconТема урока Кол- во часов
...
Гигиена питания iconЦель: выявление наиболее эффективных форм и методов формирования...
Ребята, сегодня мы поговорим о личной гигиене. «Гигиена» по-гречески – целебный, приносящий здоровье. А как вы понимаете, что такое...
Гигиена питания iconПлан работы популяризации здорового питания школьников и их родителей №
Родительское собрание Современные проблемы детского питания. Особенности организации питания в школе
Гигиена питания iconГигиена тела Запахи тела. Уход за кожей лица и рук, ногами. Уход...
Цель: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены, объяснить, что их соблюдение...
Гигиена питания iconПоложение об организации горячего питания в мбоу сош №6 города Салехарда Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации питания учащихся мбоу сош №6 и педагогического коллектива в образовательном учреждении,...
Гигиена питания iconВопросы к экзамену по курсу «Физиология питания»
Предмет и задачи курса «Физиология питания» для инженеров-технологов общественного питания
Гигиена питания iconНашего классного часа “Секреты здорового питания”
Оборудование: плакат “Пирамида питания”, плакат “Здоровое питание”, кроссворд “Фрукты”, рисунки фруктов, продукты питания
Гигиена питания iconПоложение об организации питания обучающихся мбоу «сош с. Б. Чечуйка»...
Настоящее Положение определяет порядок организации и финансового обеспечения питания обучающихся в образовательном учреждении, права...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница